Вероучение протестантских исповеданий

Необходимость чтения Священного Писания

Во-первых, надо сказать о том, что само по себе чтение Писания и размышление над ним вполне православное занятие. Святые отцы занимались этим задолго до появления протестантов. Преподобный Серафим Саровский перечитывал Новый Завет каждую неделю. Святитель Иоанн Златоуст рано обратился к чтению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Как только святитель Григорий Богослов выучился читать, ему было подарено Священное Писание и именно, из Священного Писания он впоследствии приводил доказательства Божественности Христа и Святого Духа.

Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних отцов, знал Евангелие наизусть и к тому же призывал и своих учеников. Святитель Тихон Задонский знал наизусть почти весь Новый Завет и требовал этого знания от священников своей епархии, потому что священники — служители Нового Завета.

Но то святые отцы, священники и монахи. Это люди, которые больше понимают в духовной жизни, которые выбрали особый путь и всю свою жизнь связали с Богом. Но не опасно ли читать Священное Писание мирянам? Могут ли миряне правильно понимать его? Святитель Иоанн Златоуст ответит на это нам: «От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачевство».

Святитель Тихон Задонский считал необходимым чтение Священного Писания для каждого, кто хочет иметь истинную и живую веру, а мнение, что Писание могут читать только священники, считает кознями дьявола: «Всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, и ее до конца хранить, и так спастись, необходимо прилежное чтение или слушание Слова Божия. Погрешают те, которые считают и учат, что Священное Писание не должны читать люди простые, а только иереи и прочие освященные лица. И точно, мнение это есть вымысел и кознь дьявола, который отводит от этого душеполезного чтения людей, чтобы, не читая Священное Писание, истинной и живой веры не имели и так бы не спаслись».

По сути, участники евангельских групп, читая Писание, исполняют заветы святых отцов.

Протестантизм отличие от православия

Православие Протестантизм
Организация Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом
Главный источник религиозного познания Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование
Святой Дух Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына»
Судный день/Осуждение Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются)
Иерархия В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон Не существует особенного распределения титулов
Молитвы поминания Существуют молитвы поминания мёртвых Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении
Хлеб и вино В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа
Крещение младенцев Крещение младенцев по вере их родителей Не общепринято крестить младенцев
Монашество Монашество играет большую роль Монашество часто не существует
Женское священство Женское священство не существует Женское священство существует
Иконы Почитание святых икон Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами
Святые Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу
Однополые отношения/брак Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе
Крещение и спасение Крещение не гарантирует спасения Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение
Ангел-хранитель Есть ангел-хранитель Нет ангела-хранителя

Численность российских протестантов

В конце XIX века в Российской Империи было ок. 5 млн протестантов (включая Финляндию и Прибалтику).

К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн верующих. В середине 2000-х годов прихожанами протестантских церквей считались 2 млн россиян. В 2014 году, на основании полевых исследований и данных протестантских союзов религиовед Роман Лункин заявил о 3 млн протестантов в России.

Вместе с ростом численности верующих протестантских церквей, растёт и их доля среди зарегистрированных Минюстом религиозных объединений. Если в 1991 году протестанты составляли 3 % среди всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 году это число достигло 21 %. В 2012 году база данных министерства юстиции РФ содержала информацию о 4,4 тыс. протестантских религиозных объединениях. Однако, значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Так, в справочном издании «Операция мир» содержится информация о 6,5 тыс. протестантских общинах в России в 2000 году. К 2014 году в России действовало около 10 тыс. протестантских церквей и групп.

Крупнейшие протестантские церкви России

В список 10 крупнейших протестантских церквей России входят 4 пятидесятнические объединения, 2 — баптистских, по одной организации лютеран, евангельских христиан, адвентистов и Новоапостольской церкви.

Церковь Конфессия Прихожан Членов Приходов
1 Российский объединённый союз христиан веры евангельской Пятидесятники 594 000 396 000 2300
2 Российская церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 353 000 207 647 2000
3 Евангелическо-лютеранская церковь Лютеране 240 000 76 000 600
4 Объединённая церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 180 000 60 000 500
5 Российский союз евангельских христиан-баптистов Баптисты 110 400 76 070 1818
6 Союз христиан Пятидесятники 105 840 58 800 600
7 Церковь адвентистов седьмого дня Адвентисты 52 067 704
8 Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов Баптисты 1000
9 Всероссийское содружество евангельских христиан Евангелики 665
10 Новоапостольская церковь Ирвингиане 40 000 250

История протестантизма

Слово «протестант» произошло от протестов немецких князей во втором Шпейерском сейме в 1529 году. Сейм проголосовал за прекращение веротерпимости к тем, кто следовал учениям Мартина Лютера в Германии.

Раньше идеи Лютера считались недопустимыми. Первый сейм в 1526 г. разрешил следовать его учениям. Но в 1529 г. люди опять лишились этого права, и немецкие князья начали против этого протестовать.

Суть протестантского учения лежит в Пяти основах протестантского богословия (Пять Solae; лат. Solae — «уединённый»), где даётся краткое изложение протестантской теологии:

  • Sola Scriptura — «только Писание»;
  • Sola fide — «только вера»;
  • Sola gratia — «только благодать»;
  • Solus Christus — «только Христос»;
  • Soli Deo gloria — «только Богу будет слава».

Основные характеристики протестантизма

Существенным образом протестантизм характеризуется акцентом на Библию, как на единственный источник непогрешимой истины, и на доктрину спасения благодатью только через веру (они известны как формальные и материальные причины реформации соответственно).

Как протестанты сами сообщают, в их традициях поощрять толкование Священных Писаний частными лицами, вместо того чтобы полагаться на толкование церквями.

Для протестантства писание считается ясным и понятным, когда ясны основные истины спасения. В результате различных толкований возникли различные деноминации, такие как баптисты, лютеране и методисты, каждая из которых придерживается своих отличительных доктрин.

Разница между методистской, баптистской и лютеранской церквями

Методисты Баптисты Лютеране
крестят младенцев крестят только взрослых и молодёжь, способную понять веру крестят младенцев
совершают крещение погружением, окроплением и поливанием совершают крещение только погружением крещение полным погружением, обливанием или окроплением троекратно
имеют систему епископальной иерархии управления имеют конгрегационную независимость имеют систему епископальной иерархии управления
дают епископам полномочия назначать пасторов в приходы собрание вместе выбирает своего пастора пасторы назначаются
верят, что человек сам выбирает быть спасённым утверждают, что после спасения человек навсегда спасён и не может попасть в немилость спасением он обязан только Богу
как правило, менее фундаментальны в основном фундаменталисты как правило, менее фундаментальны

Литература

  • Барсов Н. И. Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Белов А. В. Адвентизм. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1973. — 238 с. — (Библиотека «Современные религии»). — 100 000 экз.
  • Бондарь С. Д. Секта меннонитов в России. Очерк. — СПб.: тип. В. Д. Смирнова, 1916.
  • Буткевич Т. Протестантство в России. — Харьков, 1913.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion . Ivan Stepanovic Prochanov (1869 — 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle / пер. с нем. П. И. Скворцова. — Онкен — Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1965. — 348 с.
  • Клибанов А. И. Меннониты. — М.; Л.: ОГИЗ, Московский рабочий, 1931. — 110 с.
  • Кречмар Г., Ратке Х. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. — СПб.: Сатис, 1996.
  • Курило О. В. Очерки по истории лютеран в России (XVI—XX вв.). — М.: ИЭА РАН, 1996. — 182 с.
  • Лиценбергер O.A. История немецких поселений Поволжья: Ч. 1: Лютеране: А—М. — Саратов: СГТУ, 2015. — 427 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7433-2359-3.
  • Лиценбергер O.A. История немецких поселений Поволжья: Ч. 2. Лютеране: Н—Я. — Саратов: СГТУ, 2015. — 483 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7433-2893-2.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5.
  • Москаленко А. Т. Пятидесятники. — М.: Политиздат, 1966. — 224 с. — (Библиотека «Современные религии»).
  • Неустроев А. Н. О Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи. — СПб., 1856.
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 — 1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917 — 1967). — СПб.: Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. — ISBN 5-7454-0594-5.
  • Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина: — Уфа: ARC, 2013. С. 553—599. ISBN 978-5-905551-05-5
  • Соколовский С.В. Меннониты Алтая: история, демография, ономастика. — М.: ИЭА РАН, 1996. — 256 с.
  • Филимонов Э. Г. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 108—109. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1.
  • Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Республика, 1994. — 559 с. — ISBN 5-250-02302-9.
  • Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993/1995. — Т. 1–3. — 2317 с. — ISBN 5852700231.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890. — 795 с.
  • Shterin M. S. Protestantism in Russia // Religions of the world: a comprehensive encyclopedia of beliefs and practices / J. G. Melton and M. Baumann (eds.). — 2nd Ed. — Santa Barbara; Denver; Oxford: ABC-CLIO, 2010. — Vol. 1—6. — P. 2469. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6. (англ.)

Зарождение протестантизма

Фото: Flickr.com

Реформация, которая представляет собой возникшее в XVI веке движение, является «отправной точкой» возникновение протестантизма. Ее лидером был Мартин Лютер. Будучи католическим монахом, получившим образование в Виттенбергском университете, у него были широкие знания в теологии. Согласно легенде он стал монахом, когда попал в сильную грозу. Упав на землю, Мартин попросил Бога спасти его в обмен на то, что он посвятит ему всю свою жизнь. Так и произошло, однако посетив Рим, Лютер полностью разочаровался в тех нравах, которые были в 1511 году.

Ему категорически не нравилось то, что в костелах осуществлялась продажа индульгенции, а люди поклонялись фальшивым святыням. Сами же священники в то время вели себя крайне распущенно, а паства вовсе не имела фундаментальных знаний о богослужении. Увидев это, Лютер решил, что все нужно менять. Однако делать это требуется не посредством новой конфессии, а реформации старой, потому что церковь сошла со своего истинного пути.

Первый шаг, сделанный для реализации реформы, был произведен в 1517 году, 31 октября, когда Лютер прибыл к Виттенбергской церкви и представил свои 95 тезисов, что представляли собой основную базу реформы. В первую очередь было раскритикована Чистилище. Затем последовали требования об отмене индульгенции и разрешении для мирян читать Библию на немецком.

Народ поддержал Лютера и после этого начались погромы всех католических храмов в стране. Лютером также было отмечено, что погромы — это не его цель. Тем не менее церковь все равно осудила его и не приняла ни одной реформы. Однако к этому периоду было значительное число последователей, а также тенденция к формированию протестантизма.

Кальвинизм

Германия была и остается колыбелью реформаторского движения, однако позднее появилось еще одно течение в Швейцарии, которое разделилось на самостоятельные группы под общим названием церквей Реформации.

Одно из течений протестантизма — кальвинизм, к которому относят реформаторскую и пресвитерианскую церкви, отличается от лютеранства большей жесткостью взглядов и мрачной последовательностью, которые были характерны для религиозного Средневековья.

Отличия от других протестантских направлений:

  • Священное Писание признается единственным источником, любые церковные соборы считаются ненужными;
  • отрицается монашество, т. к. Бог создал женщин и мужчин с целью образования семьи и рождения детей;
  • ликвидируется институт обрядов, в т. ч. музыка, свечи, иконы и росписи в церкви;
  • выдвигается концепция предопределения, суверенитет Бога и его власть над жизнями людей и мира, возможностью его осуждения или спасения.

На сегодняшний день реформаторские церкви расположены на территории Англии, многих стран Европы и США. В 1875 г. был создан «Всемирный альянс Реформаторских церквей», который объединил 40 млн верующих людей.

Ключевые отличия от православия

Фото: Flickr.com

Итак, теперь, когда известна история и основы протестантизма, рассмотрим его главные отличия с православием:

Православие Протестантизм
Признание икон Отрицание иконы, однако допускают использование священных изображений для демонстрации исторических событий
Православие является совокупностью церквей, которое связано друг с другом единым вероучением и нравственностью Протестантизм всегда был совокупностью разных направлений и ни о каком единстве в нем речи идти не могло. Отличаются направления всем: догмами, культом, организацией и т.д.
Источников религиозного знания два: священное писание и предание Главным религиозным источником выступает священное писание. Остальное не только отвергается, но и каждая община трактует предание по-своему, фактически не зная его истинного содержания
Был утвержден библейский канон Библейский канон выступает и служит только для абсолютирования текстов и придания им статуса источника богопознания
Есть вера в то, что на Бог на страшном суде будет проявлять милосердие и мудрость со справедливостью Исключительная вера в то, что человек может быть спасен только верой в Христа
Обязателен специальный чин и проведения трехчасовой процедуры при посвящении, а само священство обладает апостольской преемственностью Отсутствует иерархия и титулы как таковые из-за отхождения от канонических обрядов
Принято молиться за умерших Вспоминать в молитвах умерших запрещено, так как считается, что душе человека молитвы не помогут, только Бог может решить, что будет дальше с ней
Присутствует признание всех семи церковных Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, евхаристии, елеосвящения, брака, священства Признает лишь несколько из семи, в то время как все остальные сводятся к стандартным обрядам, что не имеют церковного-благодатного содержания, которое свойственно Таинствам
Крещение трактуется в качестве таинства и духовного рождения человека, так как он раскрепощается от первородного греха и изгоняет дьявола. Младенцев крестят в соответствии с верой родителей Протестантизм трактует крещение как принятие человеком Христа и очищение от всех ранее совершенных грехов. Младенцев крестить не принято

Это лишь ключевые отличия, которые выделяют протестантство.

Знание отличий религиозных направлений попросту необходимо не только при желании изменить веру, но и его отсутствии. Это позволит заранее понять в чем смысл каждого вероучения.

Протестанты, или сектанты

Сегодня не остается сомнений в том, что протестанты – это одно из равноправных ответвлений христианства, со своим вероучением, принципами, основами поведения и богослужения.

Однако есть некоторые церкви, которые по организации очень похожи на протестантские, но таковыми, по сути, не являются. К последним, например, относятся Свидетели Иеговы.

Но в виду запутанности и неопределенности их учения, а также противоречия ранних утверждений более поздним, это движение невозможно однозначно отнести к какому-то направлению.

Иеговисты не воспринимают Христа, Троицу, крест, иконы. Они считают главным и единственным Бога, которого называют Иеговой, как и средневековые мистики. Некоторые их положений перекликаются с протестантскими. Но подобное совпадение не делает из них сторонников этого христианского течения.

Таким образом, мы с вами в данной статье разобрались с тем, кто такие протестанты, а также поговорили о положении разных ответвлений в России.

Успехов вам, дорогие читатели!

Принципы Протестантизма и протестантской веры

Религиозные принципы в протестантизме выражаются в виде богословия или изложении веры Реформации, то есть преобразовании католического христианства. Данные принципы включаю в себя следующее:

Слово Бога изложено только в Библии и поэтому именно Библия — это единственный источник и документ для верующего человека;
Неважно какие поступки совершает человек — прощение можно заслужить лишь верой, но никак не деньгами;
Спасение в протестантизме вообще рассматривается как Божья благодать и это не заслуга человека, а это дар от Бога ради Иисуса Христа и для людей, живущих на земле. А спасение согласно Библии — это избавление человека от его грехов и соответственно от тяжких последствий, а именно от смерти и ада

И говорится о том, что спасение возможно по причине проявления любви Бога к человеку;

Церковь не может быть даже посредником между Богом и человеком. И единственным посредником является Христос. И потому спасение возможно не через веру в церковь, а через веру в Иисуса и в Бога непосредственно;
Поклонятся можно лишь Богу, так как спасение приходит только через него. Потому, как верит человек в искупление грехов через Иисуса, так и вера в Бога также является спасением;
Любой верующий может и имеет право излагать и истолковывать слово Божье.

Основные идеи Протестантизма

Сам же Мартин Лютер утверждал, что отпущение грехов совершает не Римский Папа, а Бог. Так же в протестантизме серьезно утверждается идея, что Библия — это единственный источник учения христианства.

В результате Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви, что повлекло раскол Церкви на католиков и протестантов (лютеранцев) и способствовало возникновению многих войн на религиозной почве.

Сторонников или последователей Мартина Лютера, стали звать протестантами, после того как они выступили в его защиту. Это случилось после того, как Шпейрский рейхстаг (высшая законодательная власть Римской церкви) объявил Мартина Лютера еретиком.

Меннониты

Меннонитство — одно из самых интересных ответвлений протестантизма. Эти христиане-протестанты первыми провозгласили пацифизм как часть вероучения. Возникла деноминация в тридцатых годах шестнадцатого века в Нидерландах.

Основателем считается Менно Симонс. Изначально он отошел от католичества и принял принципы анабаптизма. Но через некоторое время значительно углубил отдельные черты этого вероучения.

Итак, меннониты считают, что царство Божие на земле наступит только при содействии всех людей, когда они установят общую истинную церковь. Библия — это непререкаемый авторитет, а Троица — единственное, что обладает святостью. Крестить можно только совершеннолетних после принятия ими твердого и искреннего решения.

Но самой важной отличительной чертой меннонитов считается отказ от военной службы, армейской присяги и судебных тяжб. Таким способом сторонники этого течения несут человечеству стремление к миру и ненасилию

В Российскую империю протестантская деноминация пришла в период правления Екатерины Великой. Тогда она пригласила часть общины переселиться из Прибалтики в Новороссию, на Поволжье и Кавказ. Такой поворот событий стал просто подарком для меннонитов, так как они подвергались гонению в Западной Европе. Поэтому было две волны вынужденной миграции на восток.

Сегодня в Российской Федерации это течение фактически объединилось с баптистами.

Адвентисты

Как любой правоверный христианин, протестант верит во второе пришествие Мессии. Именно на этом событии и была изначально выстроена философия адвентистов (от латинского слова «пришествие»).

В 1831 году бывший капитан армии Соединенных Штатов Америки Миллер стал баптистом, а позже издал книгу о непременном пришествии Иисуса Христа 21 марта 1843 года. Но оказалось, что никто не явился. Тогда была сделана поправка на неточность перевода, и Мессию ожидали весной 1844 года. Когда и второй раз не оправдался, наступил период депрессии у верующих, который в историографии называется «Великое разочарование».

После этого миллеритское течение распадается на ряд отдельных деноминаций. Наиболее организованными и популярными считаются адвентисты седьмого дня. Они имеют централизованное управление и стратегически развиваются в нескольких странах.

В Российской империи это течение появилось через меннонитов. Первые общины сформировались на Крымском полуострове и Поволжье.

Из-за отказа брать в руки оружие и давать присягу, они подвергались гонению в Советском союзе. Но в конце семидесятых годов двадцатого века произошло восстановление движения. А в 1990 году на первом съезде адвентистов был принят Российский унион.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector