Глава первая. церковь первых христиан. (1

Возникновение и развитие протестантизма

Основная статья: История протестантизма

Во всех христианских странах государи по своему произволу назначали и низлагали епископов и священников, но вскоре после раскола христианской церкви 1054 года, Григорий VII (папа римский) неожиданно провозгласил верховенство церковной власти над светской, и для доказательства своего права учредил Болонский университет, где скрупулёзному исследованию и христианскому толкованию подверглись многотомные «Дигесты» византийского императора Юстиниана. Подчинение папской власти всей феодально раздробленной западной Европы способствовало возникновению европейской науки в итальянских университетах, развитию технологий строительства грандиозных храмов и рыцарских замков, распространению огнестрельного оружия, книгопечатания, ренессансу в искусстве и великим географическим открытиям.

Однако «Борьба за инвеституру» и последовавшее беспрецедентное вмешательство церкви во все стороны жизни европейцев (Святая инквизиция) вызывало разнообразные протесты. Массовые злоупотребления священным саном послужили поводом для выступлений Мартина Лютера, Жана Кальвина, Генриха VIII и их сподвижников против римского папы. В Шмалькальденской войне ни протестантам, ни католикам, не удалось добиться полной победы, поэтому Аугсбургский религиозный мир закрепил сосуществование обеих религий. Благодаря распространению европейского колониализма на весь мир, даже самые отдалённые места земли стали доступны христианским проповедникам, имеющим разнообразные средства информации.

Однако многие основополагающие принципы возникшего буржуазного общества оказались чуждыми, и даже враждебными, первоначальным евангельским идеям. Свободомыслие, гуманизм, рационализм положили начало эпохи просвещения, расцерковления, антиклерикализма и полного атеизма.

Наиболее ожесточённая открытая борьба против христианства произошла в России в середине XX века (преследования от КПСС). В век глобализации христианство выступает против разврата, наркомании, жестокости, неуёмного обогащения, культа наслаждений.

Христианство: появление и распространение

Эта религия появилась в Палестине в I в. н. э. у иудеев во времена господства Ветхого Завета. Тогда эта религия предстала как вероучение, обращенное ко всем униженным людям, желающим справедливости.

История Иисуса Христа

Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в мире. Считалось, что он должен был быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Появление Иисуса Христа связывают с преданиями из Ветхого Завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Имеются разные данные насчет родословной Иисуса Христа, ведутся разные споры о его существовании. Верующие христиане придерживаются следующей позиции: Иисуса родила непорочная Дева Мария от Святого Духа в городе Вифлеем. В день его рождения Иисусу поклонились три волхва как будущему царю иудеев. Затем родители увезли Иисуса в Египет, а после смерти Ирода семья переехала обратно в Назарет. В 12 лет во время Пасхи он жил в храме три дня, беседуя с книжниками. В 30 лет его крестили в Иордане. Перед тем как начать служение обществу, Иисус соблюдал пост в течение 40 дней.

Само служение началось с выбора Апостолов. Далее Иисус стал творить чудеса, первым из которых считается превращение воды в вино на свадебном пиршестве. Далее он долго занимался проповеднической деятельностью в Израиле, во время чего сотворил множество чудес, среди которых — исцеление множества больных людей. Иисус Христос занимался проповедничеством три года, пока Иуда Искариот — один из учеников — не предал его за тридцать серебряников, сдав иудейскому начальству.

Синедрион осудил Иисуса, в качестве наказания выбрав распятие. Иисус умер и был похоронен в Иерусалиме. Однако после смерти на третий день он воскрес, а когда прошло 40 дней, он вознесся в небеса. На Земле после себя Иисус оставил своих учеников, которые распространяли христианство по всему миру.

Развитие христианства

Изначально христианство распространялось в Палестине и Средиземноморье, но уже с первых десятилетий благодаря деятельности апостола Павла оно стало популяризироваться в провинциях у разных народов.

Как государственную религию христианство впервые приняла Великая Армения в 301 году, в Римской Империи это произошло в 313 году.

До V века христианство распространялось в следующих государствах: Римская империя, Армения, Эфиопия, Сирия. Во второй половине первого тысячелетия христианство стало распространяться у славянских и германских народов, в XIII-XIV вв. — у финских и балтийских. Позднее популяризацией христианства занимались миссионеры и колониальная экспансия.

Этимология

Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин, последователь Помазанника), образованного на основе греческого языка:

  1. Основа слова — Χριστός (Христос) греческого происхождения, что означает «Помазанник». В греческом переводе Библии слово Христос было использовано для передачи еврейского слова מָשִׁיחַ (Маши́ах, Мессия), имеющего то же значение «Помазанник».
  2. Окончание -ιανός латинского происхождения. Использовалось при обозначении чьего-либо приверженца. Употреблялось применительно к рабам или вольноотпущенникам знатных семейств в Римской Империи, или же означало принадлежность к той или иной партии, например «партии Юлия Цезаря». Приверженцев Цезаря (Ке́саря) называли «цезарианцами» — кайсариано́с, то есть человек Цезаря.

Первое известное использование слова христиано́с (др.-греч. Χριστιανους) в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами стремились уподобиться Иисусу Христу. (Известно, что Антиохийцы славились своим обычаем давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козёл».) Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но затем христиане приняли его и стали употреблять как самоназвание. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28).

термина вне Библии принадлежит врагу христиан, современнику Нерона, римскому историку Тациту, который отметил, что император обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 году н.э.

Примечания

  1. Gill, N.S. . About.com. — «»Armenia is considered the first nation to have adopted Christianity as the state religion in a traditional date of c. A.D. 301.»». Дата обращения 8 октября 2011.
  2. . CIA. Дата обращения 8 октября 2011.
  3. Brunner, Borgna. Time Almanac with Information Please 2007 (англ.). — New York: Time Home Entertainment, 2006. — P. 685. — ISBN 978-1-933405-49-0.
  4. Gelzer H. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae Episcopatuum, ein Beitrag zur byzantinischen Kirchen — und Verwaltungsgeschichte. // Munchen, Akademie der Wissenschaften, Hist., l, Abhandlungen, XXI, 1900, Bd. III, ABTH
  5. Darrouzes J. Notitae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.;
    Miklosich F., Muller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonnae, 1860—1890. Vol. 1—6. ; Das Register des Patriarchat von Konstantinopel / Hrsg. v. H. Hunger,
    O. Kresten, E. Kislinger, C. Cupane. Wien, 1981—1995. T. 1—2.
  6. «τά Λίτβαδα, ένορία όντα τής Μεγάλης Ρωσίας». См: Rhalles G. A., Potles M. Σύνταγμα τών ϑείων καί ίερών κανόνων… Athens,1859. T. V. P. 490—495.
  7. Памятники древнерусского канонического права / РИБ, т. 6, СПб., 1880. стб. 92-94.
  8. Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в. 40 стр. // Русское обозрение. 1894. кн. 5 (май). с. 236—241

Основные различия Православной и Католической Церквей

В Православии главой Церкви является Сам Иисус Христос, так как апостол Павел в своих посланиях пишет, что Бог Отец “поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф., 1:22-23). Главой Католической Церкви объявлен Папа Римский. Он считается наместником Христа на земле и якобы обладает непогрешимостью (безошибочностью) в суждениях о вере и нравственности.

Православная Церковь не разделяет католического учения о чистилище (место между адом и раем, где человек может искупить грехи) и индульгенции (освобождение от наказания за грехи). Некоторое время такое освобождение было широко распространено в Католической Церкви.

В Православии не принимается догмат о непорочном зачатии Богородицы. Католики утверждают, что на Деве Марии не было первородного греха, свойственного всем родившимся людям. 

Также существует разница в Таинстве Причастия. В Православии причащают Телом и Кровью и мирян, и священнослужителей. В Католичестве мирян причащают только Телом, а священнослужителей – Телом и Кровью.

Отличается и Крестное Знамение: православные крестятся троеперстием, сложив три пальца правой руки вместе, справа налево. Католики – всей ладонью и слева направо.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Кого считают христианами

Христианство за всю свою более чем 2000-летнюю историю разделилось на три основные ветви:

– Православие;

– Католичество;

– Протестантизм.

Все эти религиозные течения исповедуют Иисуса Христа, распятого для искупления грехов человека и воскресшего в третий день. Все христиане верят в грядущее Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых и Страшный Суд, по итогам которого будет определена вечная участь каждого человека. Признают Священное Писание (Библию) как главную священную книгу, но при этом существенно различаются в трактовке Писания, догматах и вероучительных тезисах. 

Основные отличия Протестантства и Православия

Протестанты не считают Причастие таинством, а лишь символическим воспоминанием о Тайной Вечери. Для православных Причастие является главным Таинством Церкви, без которого невозможно спасение души человека.

Традиционное Христианство и Православие считают заблуждением отказ протестантов от Священного Предания. Из-за своевольной трактовки Библии учение Церкви искажается иногда до диаметрально противоположного. Разрушается духовная традиция, соответственно, деформируется и жизнь человека .

Православные христиане почитают Богородицу и святых как пример истинной веры в Бога, любви и служения ближним. Протестанты такое поклонение называют идолопоклонством.

В Православной Церкви установлены четыре основных поста, а также пост в среду и пятницу, в воспоминание о крестных страданиях Спасителя. Протестанты могут поститься по желанию, без всяких правил.

Православные христиане молятся за умерших, чтобы облегчить их посмертную участь. Протестанты считают, что место пребывания души человека (рай или ад) определяется сразу после смерти.

Протестанты считают, что между Богом и человеком не должно быть посредников (священнослужителей). У протестантов на месте священников  пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди. 

Конспирация

Внешние изображения
Обращение издательства «Христианин»
Внешние изображения
Обращение издательства «Христианин»

Обложка нелегального журнала «Бюллетень Совета родственников узников евангельских христиан-баптистов» (1972 год). Первые номера журнала изготавливались вручную. Бюллетень распространял свежую информацию о преследованиях верующих

Местные общины, входящие во ВСЕХБ, часто поддерживали деятельность издательства и участвовали в распространении изданной литературы, но, разумеется, все делалось в тайне. Издательство «Христианин» было вынуждено скрывать имена своих работников и местонахождение типографий. Хотя количество нелегалов — работников типографий было небольшим, в целом к деятельности издательства были причастны сотни людей — те, кто предоставлял помещения, добывал бумагу и материальные средства, был задействован в транспортировке материалов и готовой продукции.

За время существования издательства КГБ и милиции несколько раз удавалось обнаружить нелегальные печатные точки. В этих случаях станки конфисковывались, верующих арестовывали и отправляли в тюрьмы. В октябре 1974 года была выявлена типография на латышском хуторе Лигукалне (вблизи Цесиса). Семеро работников типографии были арестованы, а печатный станок, около девяти тонн бумаги и 15 тысяч уже отпечатанных экземпляров Нового Завета — конфискованы. По воспоминаниям одной из сотрудниц «Христианина», местонахождение типографии выдал предатель — сын пресвитера, внедрённый КГБ в издательство.

Позднее такие же типографии были раскрыты: в 1977 году в Ивангороде Ленинградской области, в январе 1980 года — в селе Старые Кодаки на Украине, в июне 1980 года — в селе Гливенко Краснодарского края и в 1982 г. — в Токмаке (Киргизия).

При обнаружении подпольной печатной точки в Ивангороде Ленинградской области в доме шофёра Давида Коопа были арестованы три работника типографии — Иван Левин, Людмила и Лариса Зайцевы. Все трое в разное время перешли на нелегальное положение. Они тайно жили при типографии, замаскированной на чердаке. Здесь же находились отдельный туалет, три кровати, типографское оборудование, запас продуктов. Электропровод в тайные комнаты был замаскирован, а звонок для связи с ними хозяин установил в шкафу. К моменту обнаружения типография уже успела напечатать несколько выпусков журналов «Вестник истины» и «Братский листок», песенный сборник, книги «Тайна счастья» Билли Грэма и «Духовная война» Джона Буньяна. В итоге хозяин и трое сотрудников типографии были осуждены на сроки от 3,5 до 5 лет лишения свободы.

«Несмотря на эту охоту, десятки бригад продолжали свою работу в разных регионах СССР — Прибалтике, Центральной России, Сибири, Средней Азии, Украине и Молдавии, — вспоминал один из бывших лидеров СЦ ЕХБ Евгений Родославов. — Мне лично пришлось организовать и руководить южноукраинским отделом издательства „Христианин“. Наше издательство печатало всем известные учебники по библейским курсам, перекидные календари, песенники, нотные сборники, а также буклеты и евангелизационные листовки. КГБ постоянно дышал нам в затылок. Однажды в Болградском районе Одесской области было произведено около 100 обысков. Братья-служители не догадывались о причине такого рвения властей, а мы знали, что ищут нас, потому что допустили ошибку, и КГБ моментально пошёл по следу».

По воспоминаниям Родославова верующие освоили правила конспирации, что позволяло им длительное время избегать ареста. «Может быть, это смешно слышать, что КГБ нас ловил и не мог поймать, но факт, остается фактом, — утверждал он. — Наши печатники (южноукраинское отделение) перерабатывали в месяц по три тонны продукции и развозили ее по всему СССР — от Молдавии до Сибири, и это стабильно осуществлялось при Брежневе, Андропове и Горбачеве, до самой перестройки и легализации издательства «Христианин»..

Возникновение протестантизма

Но на этом разделения Христианства не закончились. В XVI веке от Католической Церкви отделилась часть верующих под предводительством бывшего католического монаха и богослова Мартина Лютера. Свою критику Католичества Мартин Лютер изложил в своих знаменитых “95 тезисов” (1517год)”. Многие католики, несогласные с  действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой, поддержали этот документ. После огласки этих тезисов Лютер был отлучен от Католической Церкви как еретик.

В результате образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста новое религиозное движение получило название “протестантизм”.

Протестанты исключили из источников учения Церкви Священное Предание, оставив только Священное Писание – Библию. По их мнению, трактовать Библию может каждый член общины, не опираясь на мнения Святых Отцов. В результате протестантская община разделилась на тысячи церквей, вероучение которых значительно расходится между собой.

Протестанты не признают священство, считая, что посредник между  Богом и человеком не нужен. Также не почитаются Богородица, святые и их изображения (иконы), это считается идолопоклонством.

В других языках

Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien («кретьен») во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».

Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в талмудическом иудаизме, на иврите христиане называются «Ноцрим» («назаретяне»), ибо Иисус вырос в Назарете.

Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: 1) назаретяне (نصراني), и 2) масиха (مسيحي), имеющее смысл последователей Мессии. Там, где есть различия, «назаретяне» относится к людям с христианской культурой, а «масиха» — с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаретяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба. Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.

Гонения на первых христиан

Римские верхи вначале не только не приняли христианства, но и организовали на него гонения (откуда и избиения сторонников новой религии). Неудивительно, что религия ответила своим гонителям ненавистью. Будучи бесправными и гонимыми, сторонники ее не были лишены энергии неофитов и пафоса радикального переустройства общества. В одном из наиболее известных произведений Нового Завета — в Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова, автора одного из Евангелий) с огромной силой прозвучало осуждение Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзостями».

Ангел Божий предрекает падение этого Вавилона, после чего силы небесные победят мрак и мерзость, произойдет Страшный суд, и на обновленной земле возникнет «новый Иерусалим» во всем величии своей славы, с древом жизни, активно плодоносящим во имя всеобщего блага.

Мистика Апокалипсиса красноречива. Она не забывает о корнях христианства («новый Иерусалим») и клеймит развратный Рим. Если добавить к ней проповедь всеобщего равенства, что в наполненном рабами Риме немалого стоило, а также осуждение богатства и стяжательства («скорей верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царствие небесное») и подчеркивание обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»), то не окажется ничего удивительного в том, что к христианству тянулись в первую очередь бедные и угнетенные, рабы и изгои, обиженные и униженные. Неудивительно и то, что верхи Рима на первых порах восприняли новую религию как нечто сомнительное, если не вредное. Но проходили немногие десятилетия, и ситуация постепенно менялась.

Развитие христианства в Римской империи

В Риме активно действовали продолжатели дела святых апостолов Петра и Павла. Их усилиями в Италии и на соседних с ней территориях, включая Галлию, Германию, североафриканское побережье с центром в Карфагене и даже Британию, постоянно возникали новые христианские епископаты, а число верующих, по некоторым подсчетам, достигло к началу IV в. двух миллионов. Тем не менее, позиция римского епископа, претендовавшего на первенство среди прочих, еще не была всеми признана официально. Титулом «Папа» (отец, святой отец) именовались в то время подчас и александрийский, и даже карфагенский епископы.

Однако по мере консолидации западной христианской церкви как фактически самостоятельной религиозно-иерархической структуры, что было формально подкреплено окончательным разделом империи на две части в конце IV в., ситуация стала изменяться. К тому моменту число христиан в Западной Европе возросло в два-три раза. И это увеличение имело объективные причины.

Прежде всего, за век-полтора после начала раскола Рима в западной половине империи постепенно образовался политический вакуум. Конечно, там еще существовали сменявшие друг друга императоры, сохранялась столетиями формировавшаяся система администрации, но и власть правителей в Риме, и влияние административных органов на местах довольно резко ослабевали. Западный Рим вступал в полосу острого многостороннего кризиса и довольно быстрыми темпами шел к своему концу. Этому процессу способствовали варварские нашествия, знаменитое Великое переселение народов, которое сравнительно мало затронуло Византию, но со всей своей силой обрушилось на Рим. В попытках отразить нашествие варваров Рим терпел поражение за поражением, что и привело к его упадку и возникновению на месте некогда мощной державы бессильной ее тени.

Разумеется, это не означало, что варварский вихрь вот-вот сметет Рим. Судьба распорядилась иначе. Дело в том, что Западная Римская империя имела немало колоний на территории средней и северной (Британия) Европы, где римские ветераны уже достаточно давно получали земли и более того, превратили их в римские города-муниципии с окружавшими их земными угодьями. Варвары, в основном кочевники или полукочевники, перемещавшиеся прежде всего в такого рода частично уже освоенные римлянами земли, отнюдь не всегда стремились уничтожить эти оазисы необычной для них сельскохозяйственной и урбанистической культуры.

Напротив, многие из них оседали рядом с римскими колониями и, подвергаясь интенсивному процессу трибализации и аккультурации, воспринимали не без пользы для себя новые формы хозяйства. Несмотря на то, что значительная часть племенных групп (гуннов, вандалов, некоторых из готов и др.) продолжали свое разрушительное движение, предпочитая не оседать на земле и двигаться в поисках добычи, ситуация в целом сложилась отнюдь не безнадежно для римлян.

На протяжении IV-VI вв. перемещение пришлых этнических общностей в основном завершилось (неприкаянными в своих набегах остались разве что северные викинги). Западный Рим как великая и могущественная держава перестал существовать, но на занятой римлянами территории, как в самой Италии, так и на большей части Европы к северу от нее, возникло немалое количество так называемых варварских королевств, которые в процессе своего развития начали очень многое перенимать у римлян. Этот процесс аккультурации был формально возглавлен все тем же Римом, который, однако, за прошедшие века кардинально изменился. Теперь он уже не являлся столицей великой империи, а стал местопребыванием римского первосвященника, главы христианской церкви, которая считала своей основной задачей энергично воздействовать на пришлых в Европу язычников с целью обратить их в христианскую веру. И надо сказать, весьма преуспела в этом.

Падение Константинополя в 1453 году

Продолжавшееся несколько столетий постепенное ослабление Византийской империи завершилось захватом Константинополя — её столицы турками-османами в 1453 году. Все православные страны оказались под игом мусульман: Великое княжество Московское до Стояние на реке Угре в 1480 году ещё оставалось одним из улусов Золотой орды.

Возвышение Русской церкви на православном востоке

См. также: История Русской церкви

Православная церковь в Северо-Восточной Руси на соборе своих епископов в 1448 году в Москве самостоятельно избрала своего предстоятеля, что де-факто (признано в 1589 году) стало началом независимого бытия Московской церкви (Киевская митрополия вплоть до половины XVII века оставалась в составе Константинопольского патриархата).

Московское государство в 1480 году добилось и полной независимости от монголо-татар. С 1547 года царство, с 1721 года Российская империя, русское государство в последующие три столетия поступательно расширяет свою территорию, одновременно расширяя пределы юрисдикции российской церкви.

Старообрядческий раскол

При внешнем благополучии, внутри Русской церкви и государства периодически возникают протестные движения (стригольники, ересь жидовствующих, народные восстания, смутное время, соляной бунт, и др.). Самым продолжительным можно признать старообрядческий раскол.

Оставшись единственным православным государством, Россия стала претендовать на роль лидера и духовного центра. Этому, по мнению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, мешали некоторые обрядовые расхождения с Греческой церковью, от которой получила своё начало Русская церковь. Однако не все в России приняли внесённые изменения. Противники отказались от общения, образовав раскол. В дальнейшем старообрядчество распалось на несколько течений: поповство, беглопоповство, беспоповство, Единоверие, и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector