Введение во храм пресвятой богородицы

Какого числа Введение во храм Пресвятой Богородицы 2019

Праздник, много веков подряд отмечаемый христианами, основан на событиях, описанных в апокрифах (произведения религиозной литературы). По легенде, в этот день мать и отец будущей Богородицы пришли со своей дочерью Марией в храм в Иерусалиме, где ее ввели в Святая Святых.

До этого детей у Анны и Иоакима не было более пятидесяти лет. В апокрифах указано, что первосвященником Марии, который ввел ее во храм, был Захария. Мария прожила при храме девять лет: до обручения с будущим мужем Иосифом в возрасте 12 лет.

В этот же день праздник проходит у Украинской грекокатолической церкви и старообрядцев. В 2019 году в России церковный праздник выпадает на среду, 4 декабря. В 2020-м, 2021-м и 2022-м годах Введение будет отмечаться в пятницу, субботу и воскресенье соответственно.

На Руси у церковного праздника есть и другие названия: Введение, Ввезение, Праздник молодой семьи, Ворота зимы.

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»: описание и значение

В основе композиции иконы лежит изображение Иерусалимского храма, куда Анна и Иоаким подвели свою дочь Марию. Все семейство встречает священник, голова которого увенчана нимбом. Позади него находятся врата Святая Святых, которые представляют особое место, где хранятся важные реликвии иудеев. Сюда даже первосвященник может входить только 1 раз в год, потому что для верующих находиться здесь равнозначно возможности увидеть Бога и поговорить с ним, пребывать около него.

Слева на иконе видны родители Марии, а справа стоит священник около входа в храм. В центре изображения — сама Дева Мария, образ которой знаменует начало спасения и стремления к чистоте души. Обращаясь к Богу, каждый верующий совершает работу над собой, своим духом, что затем приносит радость и праздник.

Старинные иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», фото приведены в обзоре, есть во многих православных храмах России и в коллекциях музеев.

Храм по традиции на иконах изображают в виде кивория, шатра. Вверху иконы художники рисовали красное покрывало (велум), которое символизирует собой место действия и означает, что оно происходит внутри Иерусалимского храма, интерьеры которого также часто присутствуют. На голову первосвященника надет кидар, что означает его принадлежность именно к этому храму, к нему всегда крепится табличка с надписью «Святыня Богу». 15 ступеней символизируют 15 восходящих псалмов, которые произносят паломники, поднимаясь в Храм.

История:

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна, как и обещали, привели дочь в храм, чтобы посвятить своего ребенка служению Богу.

Традиция эта была достаточно распространенной в израильском обществе. Супруги, у которых, так же как и у родителей Богородицы, ребенок рождался уже в преклонном возрасте, посвящали свое дитя Богу, отдавая в храм. Таким образом они выражали свою благодарность Творцу, а дети получали должное воспитание и образование, а когда подрастали — помогали восстанавливать храм, пострадавший при осаде Иерусалима римлянами. По преданию, сама Богородица участвовала в вышивке завесы для Святая святых — той самой, которая в момент смерти ее Сына на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51).

Маленькая Мария без посторонней помощи поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен (то есть родов) Израилевых. Ее встретил первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Почему же Церковь так выделяет это событие? Потому что в храм, который для иудейского народа был местом особого присутствия Божия, вошел новый, уже одушевлённый храм Божий — Богородица, — из которого в мир придет Сам Христос.

Святая Святых

В наши дни, как и в прежние времена, жизнь при храме накладывает особый отпечаток на человека. Ведь храм это не просто место, где люди молятся. Храм – прежде всего Дом Божий. Все в нем принадлежит Богу, суетные мысли и чувства отступают на задний план.

Поэтому христианам так дорога память о том, что первые юные годы Пресвятая Дева провела под сенью особого места, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Все Ее мысли и чувства были направлены к Небу, весь Ее труд был объят молитвой и трепетом богоприсутствия.

Один из церковных поэтов выразил это в удивительной метафоре. Первосвященник Захария, – как говорит поэт, – по особому вдохновению свыше вводит Ее в Святая Святых Иерусалимского храма, куда мог входить человек только раз в год. Да и как может быть иначе? Где еще можно найти достойное место для Той, Которая Сама скоро станет Храмом Живого Бога – Матерью Иисуса Христа?

При Иерусалимском храме было много воспитанниц, но только Мария выросла в полную меру той любви к Богу, которую не превзойдет ни один человек на земле. Таинственная воля Божия совпала в глубинах души с Ее личностью, всеми мыслями и трепетом сердца. В Ней, словно в фокусе, сошлась вся тысячелетняя человеческая жажда и устремленность к Небу. Перед нами тайна, в которой святость Пресвятой Девы раскрылась подобно цветку навстречу великому Архангелу Благовещения. «Я раба Господня, – только и скажет Она в ответ на неслыханную весть о том, что станет Матерью Спасителя мира, – Я раба Господня, да будет Мне по воле Его». Только после этого Слово стало плотью, Бог – Сыном Человеческим, а Она Сама – нерукотворным Храмом. Сколько бы веков и тысячелетий не прошло после чуда Благовещения, человечество снова и снова будет вглядываться в светлый образ Маленькой Девочки, Которой суждено было в себе соединить Небо и землю.


Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490

Иконография

Центром композиции введения Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария. Трёхлетняя Мария обычно ведёт себя как маленькая рассудительная женщина — уверенно преодолевает 15 больших ступеней лестницы, не оборачиваясь назад и вызывая восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрывает ей объятья. Ступеней 15 — как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.

Согласно апокрифическому рассказу изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария самостоятельно вошла в Храм. Дополнительно может присутствовать изображение Марии, питаемой ангелом в храме. На иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота приводятся следующие указания по написанию икон, посвящённых данному празднику:

Исполнение пророчеств

Скинией Нового Завета называет Деву Марию Церковь. Апостольское чтение в праздник Введения содержит описание скинии Завета, освященную Моисеем. В другие Богородичные праздники читается отрывок из Послания апостола Павла к филиппийцам.

Паремии, которые читают на Великой Вечерни, содержат прообразы Пресвятой Богородицы. В первой паремии Церковь воспевает величие Божией Матери, вместилище Господа, отождествляя ее со скинией Ветхого Завета. Как ветхозаветная скиния исполнилась славы Господней при освящении, так и на Пречистую Богородицу нисшел Дух Святой.

Во второй паремии говорится о том, как в присутствии херувимов во Святая святых был внесен Ковчег Завета. Это пророчество сбылось, когда Захария ввел Деву Марию во Святая Святых Иерусалимского храма.

В третьей паремии Божию Матерь прообразуют врата, видимые пророком Иезекиилем.

В каноне на утренней звучат слова, пророчествующие близкое спасение: “Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы”. Богослужебные тексты на Введение содержат пророчества о Чистой Деве, как о приношении всего человечества в жертву Богу, о Ее служении для Воплощения Бога.

Значение и смысл праздника

Пресвятая Богородица неспроста сумела беспрепятственно попасть во Святая святых. Господь уже избрал Ее Вратами для Своего входа в мир людей. Надо ли говорить о том, что Свята Дева была чище ангелов, раз удостоилась такой чести? Иисус Христос не мог вочеловечиться через падшего представителя людского рода. Вся история еврейского народа в Ветхом Завете и есть приготовление к моменту, когда в среде праведников сможет появиться Дева, чистая и готовая дать жизнь Богочеловеку.

Верующие могут только восторженно из раза в раз наблюдать за событиями праздника, понимая, насколько чистой может быть человеческая душа. В русском народе до сих пор высоко благочестие, и мы с великим почтением относимся к нашим храмам. Иконостас алтаря скрывает от нас место, доступное для входа далеко не всем людям. Женщины не могут входить в это священное место, оно открыто и не всем мужчинам. Но случай с Пресвятой Богородицей показывает на примере отношения к святыне, насколько чистым может быть сердце Девы, что ей позволено было войти в алтарь и остаться там.

Вместе с тем, праздник Введения напоминает нам и наши первые шаги в храме. Когда-то родители принесли нас сюда для крещения или первого причастия. Спустя годы мы уже сами, самостоятельно и осознанно, стали посещать храм. Каковы были наши чувства? Как изменилось отношение к храму? Испытываем ли мы тот же благоговейный трепет или ходим по привычке, а чего хуже, когда нам что-то нужно от Бога?

Праздник напоминает нам о том, что нужно всеми силами стремиться к очищению сердца. Только чистая душа способна воспринять Бога и всегда с радостью желать встречи с Ним. В праздник Введения во храм Богородицы желаем Вам и Вашим близким обрести взаимопонимание с Богом, сохранить мир в сердце и бережно хранить чистоту, источником которой выступает наш Создатель. Храни Вас Господь!

В день праздника Вы можете подать записку о близких на литургию во Введенский Владычний монастырь.

Подать записки на Литургию:

О здравии
Об упокоении

Подать записки на Сорокоуст:

О здравии
Об упокоении

Вы также можете подать записки на молебен у чудотворных икон, сорокоуст о здравии и упокоении, чин чтения неусыпаемой Псалтыри во Введенском монастыре.

Да поможет Вам милосердный Бог!

И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм

И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем.

И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ.

Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания.

И первый храм Божий — рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим.

И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем.

Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь.

Фото: tatmitropolia.ru

Отступление от Бога — вот причина всех бед

Но почему же живущие не знают этих тайн, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало?

Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему  «Новый Израиль » — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?

Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.

Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.

Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего…

Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?

Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена.

Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чужим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.

Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего.

И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму

Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» — страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими.

Почему родители отдали Деву Марию в храм

По церковным преданиям, 4 декабря – это день, когда родители Девы Марии, святые праведные Иоаким и Анна привели маленькую, трехлетнюю дочку в Иерусалимский храм. Привели, чтобы оставить ее там жить, ведь они дали обет, что если Бог услышит их молитвы и подарит им ребенка, то они посвятят этого ребенка служению Господу. 

В нашей современной традиции трудно себе такое представить. Как это – своими руками отдать кому-то единственного ребенка, добровольно расстаться с ним? Однако, по словам ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института, священника Георгия Кочеткова, именно так в те ветхозаветные времена оправдывало семью и деторождение все общество. «В Ветхом Завете великий смысл деторождения заключался именно в том, что нужно было родить такое дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью, – говорит священник. – Это же мы видим, когда сама Дева Мария становится матерью Мессии-Христа. Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род, а не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. Сегодня человек обычно хочет продолжать в своих детях себя, что, конечно, совершенно языческое, эгоистическое представление о сути деторождения».

По преданию, когда Иоаким и Анна поставили свою трехлетнюю малышку на нижнюю ступеньку храма, она сама решительно отправилась в путешествие до самого верха ступеней, где ее ждал первосвященник Захария. Когда маленькая Дева Мария поднималась по ступеням Иерусалимского храма, еще никто не знал, что она сама – тоже будущий Храм Божий, место, где пребывает Бог!

Использованные материалы

  • Статья из VII т. «Православной энциклопедии», М. 2004, С.343-348

  Procop. De aedif. 5. 6

  PG. Vol. 98. Col. 292–309, 309–320

  Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 110

  Niceph.Callist. Hist. eccl. 2. 3

  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401

  напр. Hieros. Patr. 8, XI в.; 133, 1582 г.; 135, XIV в.; Hieros. Crucis. 7, XII в. И др.

  PG. 100. Col.1420

  Combefis F.Novum Auctarium Graeco-Latinae Bibliothecae Patrum. P., 1648. T. 2. P. 1069; слова св.Георгия указаны также всеми студийскими Типиконами

  PG. 98. Col. 309-320

  PG.98.Col. 1481-1500

  Boissonade J.F. Anecdota graeca. P., 1831. Vol. 3.P. 71-111

  Patm. gr. 266, IX–X вв.

  Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26

  Sinait. gr. 150, X–XI вв.– Там же. С. 203

  греч. «Semeron tes eudokias Teou to prooimion»

  Mateos. Typicon. T. 1. P. 110

  см.: Пентковский. Типикон. С. 296–298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319–323, 813; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58–61

  Ягич. Служебные Минеи. С. 431–436

  Crypt. A. II. 7, 1300 г.

  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365

  М., 1610, 1633, 1641

  см., напр.: Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 21, 216

  см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 756–757

  М., 1610. Л. 421–423; М., 1633. Л. 269–271

  Типикон. С. 270–272

  Типикон. С. 275–276

  Типикон. С. 276–278

  Типикон. С. 287–288

  Violakis. Typikon. S. 99–103

  Vat. gr. 1613

  Paris. gr. 1208; Vat. gr. 1162

  Radт P. Enchiridion Liturgicum. R., 1966. Vol. 2. P. 1357

Жизнь во Христе

Это я все к тому, что в храм прийти нынче не проблема. Прийти, даже войти, записку подать, свечечку поставить, воды святой набрать, креститься и стать крестным, обвенчаться, отпеть и быть отпетым – это все по нынешним временам, слава Богу, дело обычное, препятствий со стороны государства и общества не встречающее. Только терзают меня часто сомнения, каждый ли, кто приходит в церковь, приходит в Церковь?

Многие ли задумываются, почему храм называется «церковью»? Кто, даже из «практикующих», отдает себе отчет в том, что в храме собирается и являет свою полноту Церковь Христова? Кому вообще интересно, что такое Церковь, или лучше сказать, кто она такая? Кто задумывается, что воцерковленность определяется не вычитыванием правил и уставным соблюдением постов, хотя, несомненно, это все важно и хорошо, а тем, как мы мыслим себя и своих ближних в Церкви, как реагируем на все, что в ней и с каждым в ней происходит? Ведь она – Тело Христово, можно сказать, организм, а организм от механизма отличается в первую очередь тем, что он – живой. Механизм, конечно, можно разрушить, вынув или чуть повредив одну маленькую детальку, но ни один винтик или шпунтик не почувствует вреда

Потому что механизм, будь он хоть какой разсовершенный, но он… даже не мертв, а просто вне жизни – это из другой области бытия

Механизм, конечно, можно разрушить, вынув или чуть повредив одну маленькую детальку, но ни один винтик или шпунтик не почувствует вреда. Потому что механизм, будь он хоть какой разсовершенный, но он… даже не мертв, а просто вне жизни – это из другой области бытия.

А организм – иное дело: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:24–27).

Получается, что воцерковление – это процесс врастания в Церковь, через посильное осмысление и осуществление ее свойств: единства, святости, соборности и апостоличности. Причем не в рамках каких-то специфических мероприятий, а во всей своей жизни, начиная от внутренних помыслов и продолжая в межличностых, в частности семейных взаимоотношениях, на работе, в общественном транспорте – да где угодно и с кем угодно надо быть христианином, гражданином Небесного Отечества, сознавая себя здесь странником, не более.

Странник не должен, конечно, свинячить в месте своего временного пребывания, обязан соблюдать гигиену и ПДД, но всякий раз, когда правила той или иной местности, которую он проходит, расходятся с законами его Небесного Отечества, он должен оставаться верен последним, чтобы, находясь «в земли чуждей» (Исх. 2:22), не утратить ориентиров и не сбиться с пути к Отчему дому. Т.е. все просто: требованиям начальствующих (церковных или мирских – в данном случае без разницы), законам государственным или обычаям людским следует повиноваться, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с буквой и духом Нового Завета, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Воцерковление охватывает целиком и человека, и все области, в которых он вращается, но не в том смысле, что он всюду свои правила навязывает и лезет со своими поучениями, придумывая какие-то искусственные квазицерковные модели производственных или, например, семейных отношений, а в том, что он пытается именно жить во Христе и по Христу, оставаясь христианином во всем и постоянно. И тут естественно, что в любой сфере жизни у него возникают вопросы: а как по-христиански? И так же естественно, если ответ на этот вопрос он пытается найти с помощью своего духовника, не полагаясь особо на свой пока еще неокрепший и неукорененный во Христе ум.

Допустим, психологу (если у него вообще есть «свой» психолог) в этом вопросе не доверяет, и не без причин, а своему приходскому священнику доверяет, и тоже не без оснований. Ведь вопрос у него не житейского характера, не практического, а духовно-нравственного (даже если практический аспект имеет место быть). А уже духовник, разбирая с ним сложившуюся ситуацию в своем ракурсе, может увидеть, что у его проблемы есть и такие стороны, которые стоит обсудить с психологом или иным специалистом. И не абы с каким из, а еще и посоветует, к кому конкретно обратиться. Но в первую очередь он поможет, выражаясь, как в известном произведении Н. Лескова, «разобрать по-христосикову».

Статьи на Православие.Ru

21 ноября / 4 декабря 2018 г. Вторник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:23 мин. Размер 69.1 Mb)

20 ноября / 3 декабря 2018 г. Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:09 мин. Размер 142.1 Mb)

20 ноября / 3 декабря 2017 г. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:29:02 мин. Размер 136.5 Mb)

21 ноября / 4 декабря 2016 г. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:30 мин. Размер 55.1 Mb)

20 ноября / 3 декабря 2016 г. Суббота 24-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:07 мин. Размер 121.1 Mb)

Как можно сделать подготовку к празднику и сам праздник живым уроком – таким, когда дети не просто «учатся», но проживают это событие церковной жизни? Своим опытом делится многодетная мама.

О том, почему Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником и о чем он напоминает нам, взрослым.

21 ноября / 4 декабря 2014 г. Четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:32 мин. Размер 54.4 Mb)

Священники Артемий Владимиров (в стихах!), Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.

20 ноября / 3 декабря 2014 г. Среда 26-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:34:57 мин. Размер 111.6 Mb)

Какой пример родителям подается праздником Введения Богородицы во храм? Что сказать подростку, отказывающемуся от Церкви? Как быть, если в семье мальчик, а отец неверующий?

Гимны праздничных канонов возносят славу Марии выше славы Иерусалимского храма. Она, в отличие от ветхозаветного храма законного, – одушевленный храм святой славы Божией. (MP3 файл. Продолжительность 10:10 мин. Размер 7.4 Mb)

21 ноября / 4 декабря 2013 г. Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:06:24 мин. Размер 47.9 Mb)

Пресвятой Деве нужно было забыть «дом отца своего», чтобы храм Божий стал для нее Домом, чтобы к таким детским воспоминаниям: молитвы и богослужения – возвращалось Ее сердце снова и снова.

Дети наши, они также являются, как и Божия Матерь, чистейшими сосудами, еще не замутненными этим миром, не оскверненными. И в то же время мир готовит для них страшную совершенно участь – он делает все, чтобы осквернить их, и сделать их сосудами греха. Мы видим, как грех умножился вокруг нас, и самыми уязвимыми являются дети. (MP3 файл. Продолжительность 5:39 мин. Размер 4.1 Mb)

21 ноября / 4 декабря 2012 г. Вторник 27-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

Итак, слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея. И поклонишися Ему. Научися, христианская душа, – и сей есть вторый предмет пророческаго возглашения, – научися верности, которая должна привести тебя во благоволение Царя царей, как единственная вожделенная для Него доброта в нас, неимеющих никакой доброты собственной.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, который связан с приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

20 ноября / 3 декабря 2012 г. Понедельник 27-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:30:60 мин. Размер 108.8 Mb)

Когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым…

Ответственность за жизнь мира лежит на каждом

Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божия, войти исполнением обетов, уже принесенных нами Богу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он не был.

Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзнутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзнется небо.

А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатью поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». Аминь.

Примечание

  1. Часть , включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому.
  2. Catholic Encyclopedia (1913)/Feast of the Presentation of the Blessed Virgin Mary
  3. См. Старостильные церкви
  4. Жития святых (Димитрий Ростовский)/Ноябрь/21 «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии»
  5. «Там первосвященник Захария отвел Пречистой Деве место для молитвы. Всем же прочим девам, живущим во храме, по свидетельству св. Кирилла Александрийского и св. Григория Нисского, отводилось место для молитвы между церковью и алтарем… Трехлетняя отроковица, Пречистая Дева Мария, как сказано, была отдана в помещение для девиц, при чём к Ней приставлены были девицы, по летам более взрослые и искусные в писании и рукоделии, чтобы Богоотроковица с младенчества научилась и писанию и рукоделию вместе.» (Димитрий Ростовский. «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии»)
  6. Димитрий Ростовский. .
  7. Catholic Encyclopedia (1913) Feast of the Presentation of the Blessed Virgin Mary

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит  Евангелие.  «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла,  как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

До явления в мир Спасителя оставались считанные годы

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.

Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву — священное сокровище славы Божией.

С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий — Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.

И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща…»

Дар Божий людям — Пресвятая Дева — плод молитвы престарелых родителей, и через Нее — Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная.

И с этим вхождением, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите»!

С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание…»

Фото: tatmitropolia.ru

Так велик этот день, так единственен и неповторим он — день начала Нового Завета с Богом на земле.

До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое Боговоплощение.

День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.

Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище.

И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены — Обещанный, от Девы — Бог.

А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, дала обет Богу — до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.

И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Ее Сын и Сын Божий — придет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам.

И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце.

В ожидании Рождества

На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса. Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же. Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.

Хорошо в этот период читать на ночь святочные рассказы и сказки, истории об обездоленных людях со счастливым концом. Детям нравятся воспоминания Шмелева, рассказы Никифорова-Волгина, повести Диккенса. Прекрасные рассказы о рождестве есть у Куприна — “Бедный принц”, “Чудесный доктор”, “Тапер”. Все это приготовит детскую душу к встрече Богомладенца. Чтобы не огорчить Иисуса, дети стремятся вести себя хорошо, учатся контролировать свои поступки. В этот благодатный период в детской душе крепнет вера. Взрослый человек не единожды впоследствии возвратится мыслями в те памятные дни рождественского поста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector