Прикольные колядки для детей и взрослых на рождество 2020 года

Колядки аграрные и церковные

Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, долженствующие изображением сытости и довольства вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство.

Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путём прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при императоре Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от Рождества 25 декабря по Крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних щедровок на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием).
Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедровок.

Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).

Традиционные песни и стихи для тех, кто собирается колядовать на Рождество

Согласно традиции колядовать на Рождество с песнями и стихами собираются в основном дети и молодежь. Взрослые также могут сопровождать группу колядников и участвовать в процессе колядования, например, изображать различных персонажей. В зависимости от региона тексты рождественских песен и стихов отличаются, но есть и традиционные варианты, которые всегда актуальны. Это так называемые народные стихи и колядки, в которых есть упоминание о Коляде – языческой богине плодородия. Именно ей посвящали свои песни в праздник Нового года наши предки. Позже этот языческий праздник был совмещен с христианским Рождеством, что привело к появлению так называемых «церковных» колядок – народных песен и стихов о рождении Иисуса Христа. Далее вас ждут варианты традиционных песен и стихов для тех, кто собирается колядовать на Рождество 2017 и Старый Новый год. С их помощью смогут колядовать как дети, так и взрослые.

Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Коляда-коляда

Накануне Рождества

Хоть рубль, хоть пятак –

Не уйдем мы просто так!

Нынче Ангел к нам спустился

И пропел: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить

И вас с праздником поздравить!

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

Весть вам добрую несем,

Без гостинцев не уйдем!

Коляд-коляд-колядушек,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя (или дядя) пирогов!

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

Коляда – моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз

Через тын перерос!

Принес он холод,

Так, что дед Архип

Стал молод!

Мороз невелик,

Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

Тяпу-ляпу,

Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,

Я домой побегу.

Кто даст,

Тот — князь,

Кто не даст —

Того в грязь!

Калидым, калидым я у батьки один,

Меня батька послал,

Чтоб я хлеба достал.

А я хлеба не хочу, подавайте колбасу,

Не дадите колбасу, я всю хату разнесу.

Колядин, колядин,

Я у мамки один,

По колено кожушок,

Подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Что есть в печи – в мешок мечи!

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Коляда, коляда!

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить —

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить —

Мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Короткие и смешные колядки на Рождество

Очень жаль, что традиция колядовать во многих регионах России практически забыта. Мы все реже открываем двери незнакомым людям, да и печем пироги и пряники от случая к случаю. Колядки — это веселье, дружба, масса положительных эмоций и добрые воспоминания о празднике. А еще это повод провести день в кругу друзей, помириться с теми, с кем в ссоре. Это повод пожелать всем на свете счастья, доброты, взаимопонимания, хорошего настроения.

С Рождеством святым вас, люди! Мир да лад у вас пусть будет, Чтобы горя вы не знали И в богатстве пребывали!

*** Ангел с неба к нам спустился, И сказал Иисус родился. Мы пришли его прославить, И вас с праздником поздравить.

***

Так повелось на белом свете Уж много лет подряд В такой волшебный, добрый вечер С небес к нам ангелы летят Они несут добро, надежду, Благословенье в каждый дом Всех с новым годом поздравляю И с благодатным Рождеством!

***

Колокольчик наш звенит, Добрым людям говорит, Мы пришли колядовать, С Рождеством вас поздравлять.

***

Текст колядки разучили, И пошли мы по гостям, Бедам «Нет» мы скажем дружно, Счастью «Да» споем радушно.

***

Сеем, веем, развеваем, С Рождеством вас поздравляем! Вы Христа прославляйте, Угощения нам давайте!

***

Господин, господа Господин, господа, Господинова жена, Двери отворите И нас одарите! Пирогом, калачом Или чем-нибудь еще!

***

Коляда, коляда Отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубль, Хоть пятак, Не уйдём из дома так! Дайте нам конфетку, А можно и монетку Не жалейте ничего Накануне Рождество!

***

Накануне Рождества идет коляда. Кто не даст пирога, Тому от курицы нога. А кто даст пирога, Тому тонну зерна. Жеребца с хвостом, И КамАЗ с углем.

***

Коляда, коляда Коляда, коляда, На другой день Рождества! Кто подаст пирога, Тому двор живота. Кто не даст пирога, Тому сивая кобыла Да оборвана могила!

***

Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте!

***

Тетушка-хозяюшка, Дай кулич нам сдобненький. Идет коляда Накануне Рождества. Тетушка-хозяюшка, Упакуй без спешки, И еще в кулек добавь вкусные орешки. Не подашь кулич ты нам, Будет стыд, будет срам.

***

Коляда, коляда, Кто не даст пирога, Мы корову за рога, Кто не даст пышки, Мы тому в лоб шишки, Кто не даст пятачок, Тому шею на бочок.

***

В одной руке звезда, В другой руке свеча. Коляда, как коляда, Поздравления принимай, Угощение доставай. Пятачки кидай в мешок, Приглашай еще, дружок!

***

Ты подай нам сладости, Девочкам для радости, Ты подай нам каравай, Будет жизнь твоя, как рай, Можно курочку с хохлом, Можно Петю с гребешком. Мы пришли с большим мешком, Поздравлять вас с Рождеством.

***

Взрослые и дети, Открывайте двери, Отключайте сети, Вы не в интернете. Открывайте кошельки, Раздавайте рублики, Открывайте шкаф на кухне, Ждем от вас мы бублики.

***

Веселится мой народ, Колядка в гости к нам идет. С песнями и танцами, С яркими румянцами. Отсыпай детям конфет, Счастьем будешь ты согрет, Отсыпай и пряников, Угощай посланников. Не откроешь нынче дверь, Мы обидимся, поверь, Нашлем тоску, потери. И спад в твоей карьере.

***

Помогаю маме я. Колядую до утра. Пожалейте деточку, Дайте мне конфеточку!

Радость без границ пришла, Празднуем уже с утра! Вам здоровья Господа Мы желаем на года! Сеем, веем в доме вашем, Угощения ждем мы чашу!

***

Мы стучимся к вам не зря, Коляда пришла, друзья! Открывай пошире двери. Принимай благую весть. У меня стихов и песен, Просто-напросто не счесть. Угощения ждем от вас, В этот светлый добрый час.

Русские народные колядки

Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к нему пришли
До утренней поры,
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары.
Как царь младенцев убивал,
Убийцу наградя,
Как ангел посланный спасал
Священное дитя.
Как, проповедуя любовь,
И правду Божества,
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.

Коляда, коляда,
Приходи из далека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты – сани
Покатили сами –
От села до села,
Коляда весела.

***
Эта ночь святая,
Эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
Пастушки у стада
В эту ночь не спали.
Святой ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали
«И я там была, мед-пиво пила…»

Украинские колядки на Рождество

Коляд, колядниця
Добра паляниця
Я мала дитина
Стою під хатиной
В сопілочку граю
Діток забавляю
А ви люди, чуйте
Коляду готуйте
Яблучка, горішки
То мої потішки
Горішечків жменьку
Сипніть у кишеньку
А якщо не дасте
То для мене пусте
Христос народився
Світ розвеселився
Святим Вечором!

***

Застелено стіл скатертиною,
І ми усією родиною
Зібралися зірку чекати,
«Христос народився» казати.
Дванадцять ми страв покуштуємо,
Вертепників всіх почастуємо
І з миром свічки запалімо.
Христос народився! Славімо!
Приходять царі із волхвами
Дзвенить коляда між хатами.
Весь радістю світ освітився —
У яслах Христос народився!

***

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Візьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.

***

Колядин, колядин,
Я у батька один.
Мене не дивуйте
Ковбасу лаштуйте.
Колядин, колядин,
Я у батька один.
По коліна кожушок, —
Дайте, дядьку, пиріжок!

***

Добрий вечір, тобі,
Пане господарю.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
Застеляйте столи,
Та все килимами.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
Та й кладіть калачі
З ярої пшениці.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
Бо прийдуть до тебе,
Три праздники в гості.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
А перший же праздник
Рождество Христове.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
А другий же праздник
Святого Василя.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.
А третій же праздник
Святе Водохреще.
Радуйся, ой радуйся, земле,
Син Божий народився.

***

Колядниця-коляда,
Місяців йде череда.
Одяглися в кожушки,
Як в вертепі пастушки.
Коляда-колядниця,
Для дітей розрадниця,
Щедра на гостинці
У лляній торбинці.

***

Коляд, коляд, коляда,
А дід з печі вигляда,
А баба з пічурки –
Гуляють у жмурки.

***

Бігла теличка та й з березничка
Та й стала.
Я тобі, дядьку, заколядую,
Дай сала.
Бігла теличка та й березничка
Та в дядьків двір.
Я тобі, дядьку, заколядую,
То дай пиріг.

***

Добрий вечір тобі, пане господарю!
Винеси ти нам ковбасок пару,
Ой походи коло пічки,
Пошукай нам перепічки.
Винеси сала, не скупися,
Щоб ячмінь твій уродився,
Щоб нажали сто кіп жита,
Щоб сім`я була вся сита!
Щоб скотинка водилася,
Щоб пшениця родилася,
Щоб у хаті всього мали –
Колядників пригощали.

***

Волик рогатий
Поїхав орати
На свою нивку,
На половинку.
А з кінця в кінець
Виносьте млинець,
А на верх млинця
Кусочок сальця.

***

Ой дай, Боже, святок діждати,
Підем до діда колядувати.
А в нашого діда є багато хліба:
Два стіжки жита, а третя пшениця
На палянці,
А четвертий гречки на гречаники.
А пятий — вівса. Та й колядка вся.

***

Коляд, коляд ,коляда
У віконце загляда.
У різдвяну світлу нічку
Запали на радість свічку.
Коляду поклич до хати,
Щоб Ісуса привітати.
Люди добрі, колядуйте,
Сина Божого шануйте!

***

Колядую-дую,
Ковбасу чую,
А ще мало,
Дайте сало.
Сало велике,
Тягну за лико,
Лико порвалось,
Сало зосталось.
Добривечір!

***

Я дівчинка маленька,
Моя ніжна босенька,
Пик, мик,
Дайте колядник.

***

В гарну днину, в добрий час,
Із Різдвом вітаєм Вас !
Із Вечерею Святою,
Веселою колядою,
Хай колядочка лунає
І сніжком хай посіває.
Хай Рік Новий несе у хату
Щастя й радості багато.

***

Коляда, коляда
На поличку погляда.
Там ковбаси лежать,
Вони в шанічку біжать.
Дай, бабо, ковбасу –
Літом коней попасу.
Не даси ковбаси –
Хоть сама паси.

***

Структура обряда

Наиболее полная структура обряда колядования включает: 1) подготовительный этап, 2) сам колядный обход (сбор участников в одном доме, шествие по селу, надворное или подоконное колядование возле каждого дома, контакт с хозяевами, продолжение колядования в доме, получение даров, прощание с хозяевами), 3) заключительный этап (совместная трапеза колядной дружины по окончании колядования). Готовиться начинали задолго до самого колядования. У болгар сходки колядников в доме предводителя начинались за несколько дней до Игнатова дня (20 декабря) или ещё раньше. О практике предварительных спевок и репетиций сообщают многие украинские, беларусские и западно-славянские источники. Закарпатские русины собирались для этой цели в течение всего Филипповского поста: они обновляли свои костюмы и реквизит колядной дружины, вспоминали или разучивали с молодыми участниками колядные песни, договаривались с музыкантами и танцорами и тому подобное. Фольклорный репертуар колядников мог включать очень большое число текстов, так как традиция требовала от них умения околядовать (т. е. посвятить специальную песню) каждого члена семьи в отдельности. В некоторых местах число колядных благопожеланий и песен достигало 80 текстов. Ответственность за умелое их исполнение лежала на предводителе, считалось большим позором, если песенники сбивались, путали слова или не находили подходящей песни для определённой ситуации. Это вынуждало вести серьёзную подготовку к обряду.[источник не указан 1278 дней]

Перед началом колядования участники собирались в одном доме и вечером отправлялись в путь, переходя от дома к дому. Если обряд совершался несколькими группами, то они распределяли между собой разные сельские участки, так как встречи колядных групп на улицах села считались нежелательными и могли привести к дракам. Во время шествия по селу колядники пели, пританцовывали под музыку, звонили в колокольчик; очень шумно вела себя процессия ряженых, например, сербские колядники (оале, лесници) оповещали о своём шествии громкими криками, воем, звоном, хлопаньем бичами. Чинным и торжественным было хождение церковной коляды и групп, ходивших со звездой.[источник не указан 1278 дней]

Подойдя к дому, колядники становились под окном или во дворе и окликали хозяина. Такое начало носит универсальный характер для большинства вариантов обряда. Предводитель сообщал о прибытии, обращался к хозяину с просьбой разрешить колядовать, спрашивал, не спит ли тот и готов ли одарить пришедших; либо певцы сразу исполняли вступительную песню (надворную коляду), содержащую такие же вопросы. После того, как разрешение получено, начинался основной эпизод обряда — исполнение ритуального благопожелания в адрес хозяина дома. Дальнейший ход колядования зависел от поведения хозяев: если те выносили угощение во двор, то колядники благодарили за дар и шли к следующему дому; если пришедших приглашали в дом, то начинался следующий (более развернутый) этап обряда, когда гости исполняли специальные колядки каждому из домочадцев; кроме того, в многолюдных семьях могли устраиваться развлечения, танцы и угощение совместно с колядниками. В завершение обряда хозяин одаривал гостей, после чего они вновь произносили благопожелательные и благодарственные формулы.[источник не указан 1278 дней]

В одной и той же местности обряд мог происходить как в краткой (надворное колядование), так и в развёрнутой форме. В Пинском Полесье обычно ограничивались пением под окнами; если хозяин просил околядовать также его детей, то за это полагалось большее вознаграждение. В традиции русского колядования краткая форма обряда с пением одной общесемейной колядки была преобладающей (русское выражение ходить под окнами в значении ‘колядовать’); только в районах Русского Севера и в зоне бытования коляд-овсеней встречается обычай посвящать отдельные песни каждому из членов семьи (см. Виноградье, Овсень).[источник не указан 1278 дней]

Как появились Колядки – когда и где исполнялись

Точно установить происхождение праздника не удалось до сих пор, но большинство историков уверены, что обряды производились для задабривания языческого бога Коляды. В честь него устраивали праздник, длящийся несколько дней. Были шумные гулянья с песнями и переодеванием в разные костюмы, сопровождающиеся громким смехом и розыгрышами.

Когда на Руси появилось христианство, колядники стали прославить в песнях Господа нашего Иисуса Христа. Но за время обряды так тесно переплелись, что часть осталась от языческого наследия, а другая часть – от православной веры.

В Сочельник, как только на небе появилась первая звезда, знаменующая рождение Сына Божьего, начинались Колядки. Их главной целью были пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, благополучия в семье. Колядники ходили по всем домам, за исключением тех, у кого недавно было горе (кто-то сильно болеет или умер). Чтобы было понятно, как ритуалы колядования проводились, можно выделить основные этапы:

  • подготовительный процесс. Он начинался еще задолго до наступления рождества. Народ шил костюмы, распевал новые песни. Наряд должен быть ярким, можно было примерить чей-то образ, например, животного. Раньше было принято, чтобы среди колядующих кто-то был наряжен в козу. Она считалась признаком богатства и благополучия;
  • хождение по домам. Молодежь собиралась толпой по 5-10 человек, и когда темнело, отправлялась колядовать. В каждой группе определяли звездаря – он носил звезду, звонаря с колокольчиками и мехоношу – того, кто собирает все дары. Ряженые девушки и парни на подходе к дому запевали песни, затем показывали хозяевам небольшую веселую сценку и просились в дом;
  • дарение гостинцев. Хозяева, к кому пришли колядующие, должны были их одарить подарками. Это могли быть сладости, конфеты, сдобная выпечка, печенье, варенье. Иногда могли дать деньги, но это было реже. Кто-то приглашал добродушно колядующих за стол, но нужно было обязательно что-то им дать, нельзя отпускать молодежь без угощения.

В завершении вечера колядующие делили подарки поровну, а затем расходились по домам, пить чай с угощениями. На следующий вечер обряд повторялся, а сами Колядки продолжались до наступления 9 января.

Внимание!Испокон веков колядовать разрешалось всем: девушкам, мужчинам, детям, подросткам, пожилым. В старину дети ходили по домам днем, а вечером отправлялись с колядками взрослые.

Наряд на колядование

К выбору одежды стоит подойти тщательно. Из этой статьи вы узнаете, как нарядиться на колядки детям и их родителям. В одежде будут хорошо смотреться фольклорные элементы. Это может быть традиционный национальный костюм либо наряд популярного рождественского персонажа.

Издавна популярным персонажем остается Коза, которая символизирует достаток. Если вам досталась эта роль, то можете взять старый тулуп или дубленку, которую выверните наизнанку. В довершение образа купите маску козы или просто приделайте аккуратные рожки к своей шапке. Коза должна быть игривой и шумной.

Кстати, маска один из важных атрибутов этого праздника. Раньше их делали из подручных материалов — бересты, ткани, кожи. Сегодня чаще всего покупают в магазинах. Для колядования подойдет маска практически любого животного, которого можно встретить в лесах нашей страны.

Решая, как одеть мальчика на колядки, часто выбирают образ медведя. Его тоже можно сделать своими руками. Достаточно взять старую шубу и ушанку. А черным маркером или карандашом нарисовать усы и нос. Для образа медведя подойдет косолапая неуклюжая походка, тогда в вас точно признают классического русского Михайло Потапыча.

На двоих человек часто примеряют костюм кобылки. Его можно встретить в детских театрах, цирках, на утренниках. Смастерить несложно и дома, используя в качестве основы палку. На нее крепится картонная голова лошади и темная ткань, под которой укроются оба человека.

Вариантов нарядов для колядования множество. Какие костюмы одевают на колядки, вы теперь узнали из этой статьи. Все зависит исключительно от вашего желания, фантазии и возможностей. В наше время практически любой из перечисленных нарядов можно приобрести в магазине. А если проявить фантазию, то несложно его смастерить и своими руками из всего, что окажется дома.

Русские рождественские колядки

Дорогою волхвов и пастухов
Мы движемся за чудною звездою.
Когда ее глазами не сыскать,
Ее увидит сердце молодое.

Когда она уйдет за облака
Иль страсти мира очи затуманят.
То зрячим сделай сердце ты свое,
Оно твои надежды не обманет.

И ты затмишь ее прохладный свет,
Светильником домашним не дерзая
Волхвам и пастухам ступай вослед,
Ночные двери смело отверзая.

Смотри, как в перламутре облаков
Мы движемся над пропастью небесной,
Дорогою мерцающей и тесной,
Дорогою волхвов и пастухов.

***

Ночь волшебная идет,
Ночь идет святая,
Радость светлую несет,
Души озаряя.

Открывайте ворота
Коляде идущей,
Накануне Рождества
Счастье вам несущей.

Чтобы полон был ваш дом
И добром и благом,
Хорошо чтоб жили в нем
Без забот и тягот.

Колядует коляда
Из веков сегодня,
Чтоб сияла вам звезда
Милости Господней.

***

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

***

Мы желаем всем здоровья,
Чтобы с братскою любовью
Каждый день к вам приходил,
Веру, счастье вам дарил.

А сейчас пусть мир ликует,
Радуется, торжествует,
Иисус Христос родился,
Мир спасен! Мир осветился!

И мы, люди верные,
Христа величаем,
Ангельские песни
Ему посвящаем!

Слава в вышних Богу!
С Рождеством Христовым!

***

Напечем мы пироги,
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям понесем.

Будем воспевать Христа,
В теле пусть поет душа,
Пусть добро с добром идет,
Счастье светлое несет.

Наш спаситель и творец,
Чуда светлого кузнец,
Прославляем мы тебя,
С нами рядом будь всегда.

Пожелаем в этот час,
Чтобы было все у вас,
И терпение и мир,
Чтобы каждый жизнь ценил.

***

Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
С добрыми вестями
Из святаго града.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

***

Воссияло солнышко, во яслях на сене
Народился Божий Сын миру во спасенье.
Ночью студеной
Зябнет рожденный
Царь Царей всея Вселенной.

Славят Бога на небе ангельские хоры,
Прославляет вся земля, и леса, и горы,
Славит дуброва
Бога живого,
Воцарение Христово.

Злые духи жалобно плачутся в пустыне,
Человеки Рождеству радуются ныне:
Царь воцарился,
Бог народился,
Во спасенье нам явился.

Ты, Мария-матушка, радости причина,
Попроси у Господа, вымоли у сына
В жизни подмогу,
В рай нам дорогу,
Будем петь мы: «Слава Богу!»

***

К вам с поклоном,
С дома к дому,
С распротертою душой,
Будем в двери мы стучаться,
Угостите нас едой.

Угощение примите,
Лишних слов не говорите,
Говорите о любви,
О спасителе души.

Веселитесь и гуляйте,
Песни дружно напевайте,
Коляда пришла не зря,
Разомкнулись небеса.

Удивительная ночь,
Все тревоги гонит прочь,
Коляда — коляда,
Восхитительна она!

***

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Прилетел сокол,
Сел на оконце,
Кроил суконце.
А остаточки хозяевам на шапочки,
А обрезочки да на поясочки,
Здравствуйте, с праздником!

***

Название обряда

Название обряда однотипно во всех славянских традициях (рус. колядование, укр. колядування, белор. калядаванне, словацк. koledovani, чеш. koledování, польск. kolędowanie, серб. коледа, болг. коледуване, словен. koledovanje, и т. п.) и восходит к термину коляда, который является многозначным и стержневым для обозначения разных реалий святочного комплекса (см. Коляда). Наряду с такой общеславянской терминологией известны многочисленные варианты местных названий колядования: например, в отличие от рождественского, новогоднее колядование могло называться овсеньканье (рус.), щедрование (укр., бел.), сурвакане (болг.), (серб.). Основу некоторых локальных названий обряда составляют глаголы движения и обозначения ряженых колядников (с.-рус. бегать окрутниками, ходить рядихами; укр. ходить со Щодрой; бел. вадить козу; словац. chodit’ po kolede; пол. kolędowanie drabouj и др.); наименования обрядового хлеба, которым одаривали колядников (рус. ходить кокурки сбирать; в.-пол. chodzenie po rogalach, в.-словац. chodievani po ščedrákoch) или исполняемых во время колядования обрядовых песен (рус. кликать овсень, виноградье петь).

Литература

  • Березович Е. Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. — М.: Индрик, 2007. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 978-5-85759-419-3.
  • Первый-Последний / Валенцова М. М., Седакова И. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 674–679. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  •  (белор.)
  • Колядование / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 570—575. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Новый год / Виноградова Л. И., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 415–419. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Рождество / Виноградова Л. H., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 454—460. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Коледа // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2.
  • Рождать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Коляда / Кабакова Г. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 568–570. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Коляда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коринфский А. А. Рождество Христово // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 533—545.
  • На всякого мудреца довольно простоты. Русские народные пословицы и поговорки / Составитель: И. С. Пигулевская. — М.: Центрполиграф, 2006. — 400 с. — (Афоризмы). — ISBN 5-9524-2358-2.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 с.
  • Вертеп / Софронова Л. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 343–345. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. — Кембридж (Массачусетс): Cambridge-Mass, 2003.
  • Титовец А., Фурсова Е., Тяпкова Т. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве. — Litres, 2014. — 596 с. — ISBN 5457650235.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  • Хаханов А. С., «Празднование Нового года у грузин» («Этнографическое обозрение», 1890 г, кн. III).
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6.
  • Ящуржинский Х-р., «Белорусские колядки» («Киевская Старина», 1889 г, № 2).
  •  (укр.)

Типология колядных обходов

Типология колядных обходов определяется: временем/датой проведения обряда (обходы на Рождество, в день св. Стефана, на Новый год, Крещенье, Пасху и т. п.) и составом участников (односельчане или церковнослужители, взрослые или дети), а также характером песенного репертуара (обрядовые благопожелания или церковные рождественские песнопения); ср. особые названия для детского колядования: дитяче вiншованне (укр.), малка коледа (болг.); или для церковной коляды: со звездой ходить, христославить (рус.), церковна коляда (укр. карпат.), kolęda kościelna (пол.), duchovna koleda (словац.) и т. п..

Отношение к традиционным и церковным обходам порой было различным. Иногда встречаются поверья, что приход в дом «церковной коляды» не обеспечивает прибытка в хозяйстве и даже может навредить. В Словакии сразу после посещения ксендза, который чертит мелом знак креста на дверях, хозяйки спешно вытирали эти знаки, чтобы куры начинали нестись весной как можно раньше. В Полесье некоторые хозяева не пускали к себе колядников-христославов (ходящих с рождественской звездой), считая, что там, куда они пришли, не уродится просо. Напротив, отношение к колядованию, организованному «по стародавнему обычаю», было самым положительным.

Колядки

Подробнее по этой теме см. Колядки.

Святочные народные песни Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено моё» (колядки у русских по-видимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам: румынские, называемые colinda, ср.-чешское и словацкое название песен — koleda, словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kolĕndŭ. Считается, что перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года — calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское — коляда). Подробное слияние новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и прочее. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector