Что обязательно нужно сделать в день николая чудотворца и о чем попросить 22 мая 2020 года

Личность Николая Чудотворца

Каким был святой Николай при жизни? Прежде всего, очень добрым и милосердным к людям. Особенно его расположение касалось бедных, обделенных граждан. Святой помогал нищим, одаривая их деньгами, и делал это зачастую в тайне, подбрасывая монеты к пристанищу несчастного.

Будучи еще живым человеком, святитель исцелял всевозможные болезни. Даже неизлечимые заболевания не являлись для него трудной задачей. Мало того, добрый старец возвращал умерших с того света! А еще он восстанавливал справедливость там, где это было необходимо. По данной причине и сегодня верующим рекомендуется молиться этому святому, если те чувствуют себя жертвами обмана, клеветы и прочих неприятностей в том же духе.

Святителя Николая не зря называли и называют Чудотворцем. Он действительно совершал во время своего земного существования вещи, которые иначе, как волшебством, назвать было нельзя. Главным инструментом святителя Мир Ликийских являлась молитва, обращенная к Богу — искренняя, бесхитростная, не знающая сомнения. Дар же чудотворения святой Николай получил от Господа благодаря своей праведности и неисчерпаемой добродетели.

Кто такой Николай Чудотворец

Святитель Николай жил в Малой Азии 3-4 веке. Он в греческой колонии Патара в семье ревностных христиан и с девства был очень набожен. Николай рано посвятил себя и свою жизнь христианству, ему приписывается огромное количество чудес. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей, поскольку он умел молитвой усмирять стихию, в том числе разбушевавшееся море.

Также этот святой был славен большим количеством добрых дел, которые он совершал тайно, не кичясь своими подвигами (например, история Санта-Клауса восходит к преданию, как святитель Николай, будучи человеком небедным, благодаря наследству, полученному от родителей, охотно раздавал деньги нуждающимся и как-то тайно облагодетельствовал трех бесприданниц).

В русской православной традиции Николай Угодник считается «всех предстателем и заступником, скорбных утешителем, столпом благочестия, верных поборником». Умер святой в середине четвертого века в глубокой старости, оставшись в народном сознании символом глубокой веры, добрых дел, заступничества и милосердия.

В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бари, где они находятся и поныне. Русская православная церковь чествует память Николая Угодника не только 19 декабря, но и 22 мая (по новому стилю), а также вспоминает его каждый четверг.

В православных странах, в том числе в России построено большое количество храмов, посвященных святителю Николаю.

О чем просят в весенний праздник Николы Летнего

В церковный праздник Николы Летнего православные отправляются на утреннюю службу в храмы. Священнослужители рассказывают мирянам о большом событии: 22 мая (по григорианскому календарю, 9 мая – по юлианскому) 1087 года купцы из Миры Ликийские перенесли в Бари мощи святого Николая Чудотворца. Однако на следующий день их переместили в церковь св. Стефана. Весь торжественный процесс сопровождался чудесами – исцелением больных людей.

В весенний праздник в честь святого православные читают молитвы, обращаясь к Николаю Чудотворцу с различными просьбами. Миряне верят, что святой помогает в различных жизненных трудностях. Николай Чудотворец – защитник, заступник, утешитель, покровитель. Ему молятся путешественники, мореплаватели, несправедливо осужденные, незамужние девушки. Во время молитв нужно не только о чем-то просить, но и прославлять святителя, говорит ему благодарственные слова.

У Николы Летнего просят:

путешественники – чтобы не было бури, дабы все моряки остались живы, рейс был удачным. Согласно житию Николая Чудотворца, когда он был молодым, вместе с моряками отправился на корабле в Александрию. В какой-то момент начался сильнейший шторм, и один из матросов погиб. Тогда Николай обратился к Богу с молитвами, и воскресил молодого человека;

незамужние девушки – чтобы удачно выйти замуж, дабы муж был хорошим, семья – счастливой, дети – здоровыми. В одном из евангельских историй рассказывается, что Николай однажды помог купцу, спас его дочерей. Купец жил бедно, а три дочери уже выросли, и их пора было выдавать замуж. Но приданого у девушек не было, и их никто в жены не взял бы. Купец решил отправить их в публичный дом. Об этом вскоре узнал Николай, и ночью тихонько подошел к дому купца, оставил мешочек с золотыми монетами, чтобы он мог купить приданое для дочерей;

несправедливо осужденные – чтобы избежать тюремного заключения. Однажды на площади собралась толпа, чтобы посмотреть, как будут казнены осужденные. Но, как только палач поднял руку, в которой был меч, к нему подошел Николай, взял его за эту руку, и попросил не казнить людей. Николай тогда был уважаемым епископом, и его просьбу исполнили. Через некоторое время выяснилось, что приговоренные к казни люди вовсе были невиновными;

неверующие – чтобы обрести веру в Иисуса Христа и святых. В одной из историй из Библии рассказывается: была ранняя весна, лед начал таять, но один рыбак все же решил наловить рыбы. Когда он вышел на лед, он проломился. Рыбак провалился в воду, и понял, что может погибнуть. Он начал вспоминать различные события из своей жизни, а затем припомнил, что на местном вокзале увидел икону с изображением седовласого мужчины. Тогда рыбак произнес: «Старик вокзала, помоги! Спаси меня», и потерял сознание. Когда он очнулся, то был уже на берегу вдали от воды. Икона со стариком – икона Николая Чудотворца.

Почитание святого Николая на Руси

Святителя Николая на протяжении многих веков широко почитают в России. До начала 20 века младенцев в нашей стране чаще всего нарекали именно в честь этого святого. Храмы и иконы, посвящённые Николаю Угоднику, по количеству уступали лишь Богородичным.

Святой Николай неоднократно защищал и укреплял Русь в тяжелые для неё времена. Например, во время осады монголами Можайска, случилось дивное знамение: святитель Николай явился в небе как защитник города и прогнал врагов. В честь этого чудесного события была написана икона Святителя Николы Можайского, которая стала чудотворной.

Существует предание о явлении образа святого Николая князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы. После победы в сражении князь заложил на месте явления иконы Николаевскую Угрешскую обитель. Чудесный образ святого Николая хранится там и по сей день.

В честь Николая Угодника назван город Николаев, основанный в конце 18 века на юге Российской империи. Своё имя город получил после победного штурма российскими войсками турецкой крепости Очаков. Штурм произошел в декабре 1788 года, в день святого Николая.

Икона Николая Чудотворца есть в каждой церкви. Христиане обращаются к этому святому не только для помощи в душеспасении, но и в различных житейских нуждах. Например, для разрешения затруднений с жильём.

Что нельзя делать 22 мая в Николу Летнего

В день Николы Летнего принято надевать чистые, новые вещи. Разрешено планировать свадьбу. По традиции в этот весенний праздник умываются утренней росой, чтобы на долгие годы оставаться красивыми и здоровыми.

Недопустимо на Николу Летнего:

  1. использование колющих, режущих предметов (исключение – садово-огородные работы, приготовление еды);
  2. стрижка волос, ногтей;
  3. отказ в просьбах нуждающихся;
  4. употребление мясных, молочных продуктов, яиц;
  5. употребление молока, продуктов животного происхождения;
  6. рукоделие – шитье, вышивание, вязание и прочие работы;
  7. стирка;
  8. проведение ремонтных работ

У южных славян

По болгарским поверьям, Варвара и Савва — сёстры (или сестра и брат) и в то же время слуги Николая. Этим трём святым посвящены три дня — 4, 5 и 6 декабря, которые отмечаются как единый праздничный комплекс. «Деятельность» этой троицы описывается в многочисленных поговорках: «Варвара варит, Савва печет, Никола ест» (болг. Варвара вари, Сава пече, Никола яде); «Варвара варит, Савва замешивает, Никола гостей угощает» (болг. Варвара вари, Сава меси, Никола гости гощава) и др. Аналогичные поговорки, относящиеся к этим дням, известны и у сербов: «Варварица варит, Савица остужает, а Никола ест» (сербохорв. Варварица вари, Савица хлади, Николица куса); «Варварица варит, святой Савва остужает, а Никола ест, чтобы не оскоромиться» (сербохорв. Варварица вари, свети Сава лади, а Никола куси да се не омрси). В северо-восточной Болгарии (в районе г. Провадия) у святого Николы три «сестры». На следующий день за Николой почитается третья «сестра» — святая Елена. В этом районе она известна как самая младшая и самая грозная сестра святого. Вместе с другими двумя «сёстрами» её почитают «от детских болезней».

В Сербии данный праздник под названием Никольдан (серб. Никољдан) празднуется 19 декабря. По поверью, если простить долг своим должникам, то в следующем году у простившего будет удача и богатство. Также в этот день сажают зёрнышко пшеницы, чем больше прорастёт жито к Рождеству, тем счастливее будет в новом году; а на юге страны пекут булочки в виде птичек, которые затем освящаются в церквях. В школах за день и после него занятия проводятся по сокращённому расписанию, а во время праздника занятия и вовсе отменяются. Так как Святой Николай является покровителем моряков, то в этот день останавливаются все лодки, суда и корабли. Также Никольдан является именинами (серб. крсна слава) для всех Никол.

Литература

  •  (недоступная ссылка)
  • Николай / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 398—401. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Свеча / Белова О. В., Седакова И. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 567–573. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  •  (недоступная ссылка)
  • Никола зимний / Валенцова М. М., Узенева Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 396. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. — С. 204—234.
  • Май // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2.
  • . Народный календарь.
  • Зиновий (Отенский). Истины показание к вопросившим о новом учении. (Прибавления к журналу «Православный собеседник»). — Казань, 1863.
  • Колесникова В. С. Краткая энциклопедия православия: путь к храму. — М.: Центрполиграф, 2002. — 588 с. — ISBN 5-227-01571-6.
  • Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М.: Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2.
  • Коринфский А. А. Зимний Никола // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 521—527.
  • Максимов С. В. Никольщина // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 525—526.
  • Мадлевская Е. Л. . РЭМ.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Обряды народные и обряды церковные / Сост. А. Г. Вольская, Уральский государственный университет им. А. М. Горького. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1964.
  • Савва св. / Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 527–530. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Попов Р. Родственные отношения святых в календарной традиции болгар // Категория родства в языке и культуре / Отв. редактор С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2009. — С. 170—183. — ISBN 978-5-91674-065-3.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные. — Л.: Лениздат, 1982. — 156 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). — М.: Издательство МГУ, 1982. — 245 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  • Шангина И. И. . РЭМ.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.
  •  (белор.)
  •  (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)

Народные названия и традиции дня

Святитель Николай — наиболее любимый и почитаемый в народе угодник. Не только на Руси, но и во многих странах мира он считается вторым после Бога заступником людей, покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, спасителем всех странствующих на суше и на море. В сказаниях о его жизни описывается множество чудес, творимых им на благо людей, поэтому святого не без основания называют Николаем Чудотворцем, а помня о его особой благосклонности к тем, кого несчастье застало во время морского путешествия, еще и Николой Мокрым зовут.

Нет, пожалуй, ни одного города в христианском мире, где святителю Николаю не посвящался бы собор, монастырь или церковь. А за чудесные его деяния славят святого дважды в году. Первый раз 22 мая в день перенесения мощей Николая из города Миры в город Бары. Этого Николу вешним, теплым и травным называют. А 19 декабря — в день смерти святого — отмечают православные Николу зимнего, холодного.

Считается, что оба Николы погоду устанавливают, в декабре примечая: «Первые серьезные морозы — Никольские», «Подошел бы Николин день — будет и зима», «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего», «Коли на Николин день заметет след — дороге стоять». А у земледельцев с Николой зимним свои приметы связаны: «Если день холодным и ясным выдастся — к урожайному году», «Перед Николой иней — овсы хорошо уродятся», «Сколько Никола зимний даст снегу, столько Никола вешний травы».

К Николе зимнему приурочивалась на Руси распродажа лишнего хлеба, поэтому повсеместно шло открытие шумных базаров и ярмарок с установлением единой цены на муку и зерно: «Никольский торг всему указ», «Цены на хлеб Никольский торг строит». И никто не боялся остаться обманутым, ведь за мошенниками сам Никола присматривал, по преданию, в свой день спускавшийся с небес на землю и обходивший ее из конца в конец.

А еще славился Никола зимний своими братчинами, в которых принимали участие лишь старшие в роду мужики. Молодежь к «никольщине» не допускалась, а, готовясь к святочным посиделкам, шила наряды и мастерила маски для ряженых, с завистью поглядывая на отцов, которые, оказывается, не только сеять да пахать были горазды, но и гулять могли отменно.

На Руси этот день считался своеобразным праздником примирения, потому что на Никольские братчины в гости созывались не только родственники и соседи, но и друзья с недругами. И в каждом доме непременно подавалось к столу хмельное, пенистое пиво, которое из чего только не варили, поражая гостей своей сноровкой и изобретательностью.

В церкви 19 декабря почитается память святого Николая. Известно, что жил он примерно в III веке на территории греческой колонии Патара в Малой Азии. С детства проникся христианством и практически сразу решил, что будет служить Богу. Целыми днями Николай пропадал в храме, молился, читал Священное Писание. Дядя Николая, епископ Патарский, отметил усердие своего племянника и распорядился сделать его чтецом, после чего возвел в сан священника. Родители Николая умерли, и все свое наследство он решил раздать неимущим. Значительно позже Николай становится епископом на территории города Мира (ныне это Грузия). Поскольку Николай был явным противником язычества и ревностным христианином. Святителя в народе считали главным помощником для осужденных за несовершенные деяния. Также Николай является покровителем купцов, детей и моряков. Ему часто молились и земледельцы, чтобы получить хороший урожай. Интересно, что именно день Николая часто считали сроком для проведения какой-либо сделки. Так, устанавливались цены на следующий период времени, братчины и т.д.

Утром 19 декабря люди обязательно отправлялись в церковь, служили молебны и только после этого накрывали богатые столы. Нельзя было грустить в день Николая – считалось, что это приведет к сильным морозам. Организовывалась 19 декабря большая распродажа хлеба, а потому, неудивительно, что в этот период проводились многочисленные ярмарки и базары. Практически всегда цена на зерно и муку была одинаковой, а потому, можно было не бояться того, что кто-то станет жертвой мошенников.

В день Николы Зимнего проводились братчины – люди мирились между собой и устраивали пушные застолья.

Верили, что святой Николай в образе седого старика ходит по улицам в этот день и совершает чудеса. Также дети утром 19 декабря спешили заглянуть под подушку – тем, кто вел себя хорошо, Николай дарил сладости. Поэтому, в народной культуре за ним закрепился образ Деда Мороза.

Николай покровительствовал и бракам, а потому, ему можно было молиться о счастливой семейной жизни. Он же провожал умерших людей в последний путь.

История праздника Никола Зимний

19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Николай Чудотворец; Николай Угодник; Святитель Николай (около 270 года — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия).

В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, путешественников, купцов, детей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире. В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы.

Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец. Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником.

Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть.

Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море.

Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее.

У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная.

У западных славян

Коза, ангел, кобыла и смерть в процессии Микулаша (святого Николая) в Чехии. Начало XX века

В Польше в живецких деревнях в этот день ходил по дворам ряженный «Миколаем» парень. Заходя во двор он давал девушке венок из сухого клевера, это означало, что она будет собирать клевер; а молодухе (недавно вышедшей замуж) — венок из гороха, что означало, что она «будет в своём хозяйстве горох за печью лускать».

В словацких и чешских деревнях ходят ряженые: конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и др. В ночь с 5 на 6 декабря обходы домов совершает «Микулаш» (чеш. и словацк. Mikuláš — святой Николай) в длинном одеянии, с корзиной на спине, с бородой, сделанной обычно из шерсти или льна, на голове баранья шапка, в руках — посох. Микулаша сопровождает «ангел», одетый в длинную белую рубаху, а на голове высокий колпак из картона. С ними ходит и «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Через плечо у него перекинута цепь, на голове рожки из чёрной бумаги, в руках — колокольчик и метла. В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский. Но чаще всего компанию святому составляет лишь ангел.

Украинские традиции

Реверс памятной монеты «К дню Святого Николая». Банк Украины, 2016

Праздник Николая носил преимущественно церковный характер, хотя в отдельных местностях Украины в этот день выполнялись и народные обычаи, близкие по значению к рождественско-новогодним.

Раньше в этот день хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали лучших лошадей в «козырьки» и с песнями и весёлыми возгласами ездили по селу — «бо ж треба знати, чи слизький сніг цього року випав!».

Варить пиво на «Николая» — обычай древний. В одной колядке это пивоварения представляется как один из сакральных обычаев, на которых «держится мир»:

В Купянском уезде в Харьковской губернии на Варварин, Савин и Николин дни производили так называемые «Миколыни святки» (укр. Миколині святки). В эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году был урожай на плоды и на жито. Над Збручем в Николин день проходил второй «полаз». В окрестностях Киева ещё в конце XIX — начале XX веков устраивались обходы в честь Николая, похожие на рождественские колядования. Группа парней обходила дворы, пели песню: «Ішов Микола лужком, бережком, святий Миколай, лужком, бережком…».

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 (19) декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

С этого дня начинали готовиться к Рождеству: кололи свиней, скупались на базаре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector