Осипов а.и. / все видео

Публикации

Книги

  • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания (Кандидатская диссертация. Рукопись. Библиотека МДА).
  • Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии. — М., 1994.
  • ​Православное понимание смысла жизни — Киев, 2001.
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. — М.: Сретенский монастырь, 2005.
  • ​»Как же можно беспрестанно молиться…». — М.: Издательский совет РПЦ, 2008.
  • The Search for Truth on the Path of Reason. — Pokrov Press, 2009. (англ.)
  • ​Ищущему спасения. — М.: Никея, 2010.
  • ​Церковь в современном мире. 250 вопросов и ответов. — М.: Путник, 2010.
  • ​Стать святым. — М.: Издательский совет РПЦ, 2011.
  • ​О войне и мире, прогрессе и Достоевском. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2014.
  • ​Нужна ли святость человеку? — М.: Изд-во Московской патриархии, 2015.
  • ​Что такое счастье. — М.: АСТ, 2017.
  • ​Зачем человеку Бог? Самые наивные вопросы и самые нужные ответы. — М.: АСТ, 2018.
  • О чём говорил Иисус? — М.: АСТ, 2019.

Интервью

Доклады

Статьи

  • Справедливость и насилие // Богословские труды. — № 11. — 1973.
  • Насилие и справедливость // Журнал Московской Патриархии. — 1973. — № 5.
  • Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США) // Журнал Московской Патриархии. — 1975. — № 8.
  • Путешествие в Новый свет // Журнал Московской Патриархии. — 1975. — № 9.
  • Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1976. — № 3.
  • Впервые в Индии // Журнал Московской Патриархии. — 1977. — № 2.
  • О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. — № 18. — 1978.
  • Третья встреча с «Пакс Кристи интернационалис» // Журнал Московской Патриархии. — 1978. — № 9.
  • Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. — 1978. — № 12; 1979. — № 1.
  • Знакомство с Римской курией // Журнал Московской Патриархии. — 1979. — № 3
  • Современный диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-Лютеранскими Церквами (1959—1979) // Журнал Московской Патриархии. — 1980. — № 8; 1980. — № 9.
  • Осипов А., Кречмар Г. Тезисы к докладу«Святые как знамение исполнения обетования Божия человеку» // Журнал Московской Патриархии. — 1980. — № 3.
  • Святые как знак исполнения Божия обетования человеку. Доклад на VIII богословском собеседовании с представителями евангелической церкви в Германии // Журнал Московской Патриархии. — 1980. — № 11.
  • Хауптманн П., Осипов А. Тезисы по теме «Значение апостольской преемственности для священства и пасторства» // Журнал Московской Патриархии. — 1982. — № 1.
  • Значение апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1982. — № 2.
  • Коман В., Николау Ф., Осипов А., Фидас В., Романидис И., Кречмар Г., Кродель Г., Питтерс Г., Ульман В. Резюме первой встречи Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу // Журнал Московской Патриархии. — 1982. — № 3.
  • Он так и не защитил своего народа… // Встреча (журнал студентов МДА). — 1997. — № 1 (4).
  • Единство и многообразие в жизни Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1998. — № 7.
  • Святой страстотерпец? // Православный христианин (Калужская Епархиальная газета). — 1998. — № 8.
  • Особенности канонизации последнего царя // Независимая газета — религии. — 1999. — 14 июля. — № 13 (36).
  • Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода в православном понимании // Церковь и время. — 1999. — № 1 (19).

Преподавательская и общественная деятельность

Портрет Алексея Осипова. 2010. Холст, масло. 60×40. Художник А. Н. Миронов

В 1964 году Алексей Осипов был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

С 1967 по 1987 год и с 1995 по 2005 год — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

С 1973 по 1986 год — член учебного комитета при Священном синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию.

Был членом Юбилейного Поместного собора Русской православной церкви 1988 года.

Состоял членом Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова.

С 1991 до закрытия в 2016 году — сопредседатель (от религии) ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия» (город Дубна Московской области).

В 1994—1995 годах — член совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооружёнными силами Российской Федерации и Русской православной церковью.

В 1995—1997 годах — член постоянного президиума II—IV Всемирных русских народных соборов.

Состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ социальной концепции РПЦ; в рабочей группе «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 2009 года — член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению и диаконии.

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской православной церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным советом церквей США, Всемирным альянсом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США, с мусульманами Ирана в составе совместной Российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам».

Был участником ряда ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Христианской мирной конференции, многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей, как в России, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями, в том числе по радио и телевидению, в университетах, институтах, в приходских храмах, школах, аудиториях общественных и деловых организаций, в домах культуры, на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях: России, Австрии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Голландии, Израиля, Индии, Ирана, Италии, Исландии, Латвии, Польши, Словакии, США, Турции, Украины, Финляндии, Швеции, Эстонии.

Публиковал работы в таких изданиях, как «Журнал Московской патриархии», «Богословские труды», «Stimme der Orthodoxie» (издательство Московской патриархии), «Православная беседа», «Фома», «Русский журнал», «Литературная газета», «Российская газета», «НГ-религии», «Встреча», «Москва», «Национальный контроль», «Благодатный огонь», «Благовестник», «Нескучный сад», «Русское возрождение» и других, в разных СМИ за рубежом (в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других стран).

Награды

  • 1971 — орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени (Русская православная церковь (РПЦ)).
  • 1978 — орден святого Климента Охридского I степени (Болгарская православная церковь (БПЦ)).
  • 1979 — орден преподобного Сергия Радонежского III степени (РПЦ).
  •  — орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира II степени (РПЦ).
  •  — орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ).
  • 2007 — почётный знак отличия «Трудовая доблесть. Россия».
  •  — орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени (РПЦ).
  • 2008 — орден Латвийской православной церкви священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, III степени.
  • 2008 — орден Украинской православной церкви 1020-летия крещения Руси.
  • 2008 — медаль Тверского государственного университета «Почётный знак „За усердие к наукам“».
  •  — диплом национальной литературной премии «Золотое перо Руси — 2010».
  • 2011 — почётная награда Объединённого института ядерных исследований.
  •  — орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси II степени (РПЦ).
  •  — награда имени князя Константина Острожского польского журнала «Православное обозрение».
  • 2016 — грамота Президентского полка.
  • 2016 — орден Латвийской православной церкви святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского, II степени.
  • 2017 — благодарность Московского пограничного института ФСБ России.
  • 2017 — орден Дружбы.
  •  — орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси I степени (РПЦ).

Наставник Алексея – игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах

Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь

В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Возрастание в вере

Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника

Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви — Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие»

Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.

Без чего духовная жизнь невозможна?

Фото: golos.ua

В чем же состоит духовная жизнь человека? У святых отцов есть такая замечательная, я бы сказал, формула, даже несколько формул, которые очень хорошо очерчивают границы и показывают, что это такое. Первый из них: всё без меры – от дьявола. Очень интересно. Действительно, а где мера? Вторая формула: высшей из добродетелей, без которой нет никакого добра, является дар рассуждения. Безрассудность, увлечение каким-нибудь одним элементом приводит человека к самым печальным последствиям.

Нет добродетели без рассуждения. Какого рассуждения? Рассуждения, основанного на чем? На изучении святоотеческого наследия, а не просто на рассуждении своем: «я рассужу». Стоит нам сойтись и начать рассуждать от себя – тут же начнется хаос. Всё без меры – от дьявола.

По какому же признаку можно судить о том, всё-таки правильно мы идем или нет? Ходим в церковь, читаем молитвы, исповедуемся, причащаемся, ставим свечки и подаем записки

Это очень важно. Самое главное, через левое плечо не передаем свечки, это уж совсем сверхважно

Так по какому признаку, интересно? Как узнать? Оказывается, этим признаком является то, что великолепно сформулировал преподобный Петр Дамаскин. В этом отношении он выразил, я бы сказал, общесвятоотеческую мысль. Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих. А другой отец прибавляет: доселе основавшихся где-то во тьме и невидении.

Вы, наверно, обратили внимание, что очень часто общее состояние человека такое: вот если б я не был таким вспыльчивым, если б я так не говорил направо и налево, не ругался, то я был бы уже совсем хороший человек. Ну вот это только мне немножко мешает

Только вот это, а так… Беда-то какая? Действительно, мы внутри видим себя очень хорошими, видим только отдельные грешки, которые мешают: «я согласен, что это всё-таки грехи, согласен, но если бы их не было – всё, ура, живьем можно канонизировать». А оказывается, эта тьма или это невидение себя является одним из признаков, что мы действительно находимся еще в состоянии полного отсутствия духовной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector