Билет в один конец: куда поехать за эвтаназией?

Исторические корни

Откуда же вообще пошло это понятие? Эвтаназия не является современным изобретением, она известна уже исключительно давно. Всё пошло из Древней Греции, где воины добивали своих товарищей, если они были смертельно ранены. Ведь одной из основных ценностей для воина тогда было уйти с улыбкой на устах – и только такие меры помогали это сделать. Впрочем, это не единственный, не эксклюзивный пример того, когда меры умерщвления людей получали широкое распространение. В частности, почти что нарицательным стал пример Спарты, где убивали больных и немощных детей и стариков. Были подобные вещи и в различных других странах. Но всё же со временем в иных местах это начало распространяться как достаточно официальная медицинская практика. И вот тут у многих людей начались претензии.

В последний путь – ещё при жизни

Один из самых неоднозначных видов медицинского туризма – суицидальный или эвтаназийный туризм. К суицидальному туризму прибегают граждане стран, в которых запрещена эвтаназия, а таких в мире – абсолютное большинство. Неизлечимо больные пациенты, которым недуг начинает приносить невыносимые мучения, обращаются за помощью в клиники на территории страны, в которой законодательно разрешена эвтаназия иностранцев, с просьбой прекратить их страдания вместе с жизнью. Что это за традиция, и куда едут добровольные смертники? На самом деле мест, где человеку могут помочь умереть, в нашем мире крайне мало. И связано это с историей эвтаназии.

Термин «эвтаназия» образован путём соединения двух греческих слов: ev – благо, благородный и thanatos – смерть. Этому термину много веков – он был введён в научный оборот ещё в ХVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом. Но впервые легализована эвтаназия была только в XX веке.

В 1920 году была издана книга А. Хоча и К. Биндинга «Разрешение лишить жизни», серьёзно повлиявшая на медицинские умы европейского континента, но эвтаназия всё же была оставлена под запретом. Пионерами в легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд этой страны признал эвтаназию приемлемой, а в 2001 году Нидерланды узаконили эвтаназию и ввели её в сферу здравоохранения первыми не только в Европе, но и в мире.

Виды эвтаназии

Разделение видов эвтаназии происходит относительно субъекта, то есть пациента или врача. Так со стороны пациента выделяют добровольный тип эвтаназии, когда человек осознанно и многократно высказывает желание о прекращении собственных страданий. Данная позиция требует подтверждения адекватного состояния пациента, его психического здоровья и осознанности выбора.

Такое подтверждение может выдать специально созданная комиссия – оно закрепляется юридически, как и личное желание человека закончить свою жизнь раньше срока. Самоубийственные тенденции не поощряются и не имеют никаких законодательно закрепленных оснований для назначения эвтаназии.

Вторым вариантом эвтаназии со стороны пациента является недобровольная форма, когда решение о прекращении жизни или ее поддержании принимается не пациентом, а врачами или родственниками. Обычно данная категория включает отключение аппаратуры жизнеобеспечения в ситуациях, если жизненные показатели не приведут к улучшению. Эта процедура также требует официального заверения в разрешении отключения аппарата искусственного дыхания или введения лекарств. Без такого согласия со стороны родственников, опекунов или завещания пациента, своевольное отключение человека врачами приравнивается к преднамеренному убийству.

Для медицинских работников и классификации их деятельности, эвтаназия может быть активной по своему исполнению. При наличии медицинских показаний, сопровождающихся соответствующими юридическими актами, врач вводит больному смертельную дозировку препарата. Разновидность может заключаться в контролируемом самоубийстве, например, когда пациент сам выпивает необходимый препарат под наблюдением врача.

Второй вариант эвтаназии для врачей представляется, как пассивный, когда смерть пациента приближается посредством отключения аппаратов жизнеобеспечения и прекращения поддерживающей терапии. Данная форма возможна при добровольном отказе пациента от предоставляемого лечения, которое также должно быть юридически зафиксировано. В таких случаях смерть приближается быстрее, однако не наступает в тот же момент (кроме вариантов отключения поддерживающего жизнь оборудования). Сам процесс отличается мучительностью и длительностью переживаний в отличие от активной формы. Сюда можно отнести заведомо подписанные запреты о реанимации, принудительном продлении жизни и подобные случаи, включаемые в медицинское страхование.

Наиболее критикуемой формой считается активная эвтаназия, разрешенная лишь в нескольких странах. Пассивный вариант в любом случае присутствует, поскольку основывается на самостоятельном отказе пациента от лечения.

Мораль

Каждый должен осознавать, что смерть — это неизбежное явление. С ней рано или поздно придется столкнуться нам всем. Для некоторых смерть — это естественный биологический процесс, а некоторые умирают в результате заболеваний, травм и тому подобного. В медицине термином «смерть» определяют прекращение жизнедеятельности живого организма.

Ни один человек не может предугадать свою дату смерти. Даже самоубийцы не могут быть уверенными на 100%, что их суицид обернется смертельным исходом. Ведь всегда бывают исключения. Известно немало случаев, когда люди падали с огромной высоты и оставались живыми, практически невредимыми. Также есть немало примеров того, как люди выживали после приема сильнодействующих ядов. Конечно, чаще всего даже если человек и выживал после такого, то всю жизнь ему приходилось жить с травмами или прочими последствиями.

Так как вопрос об эвтаназии стоит остро во многих странах, нужно разобраться, почему же люди так боятся этого слова? Возможно все дело в религиозных взглядах или моральных убеждениях. Ведь все мы имеем свою точку зрения. Для кого-то эвтаназия подобна убийству, а кто-то воспринимает ее как обычное явление.

В странах, где много верующих, эвтаназия запрещена. И это совсем не удивительно. Ведь верующие люди убеждены, что все находится в руках Бога. А значит, только ему решать, сколько человеку жить и как умереть. Во многих святых писаниях говорится о том, что человеку посылается столько испытаний в его жизни, сколько он может вынести. Конечно, с этой точкой зрения сложно не согласиться

Однако, нужно принимать во внимание и тот факт, что начало таких убеждений было положено еще в древние времена, когда медицина была на низком уровне и многие болезни нельзя было вылечить. Поэтому люди молились за больного, и если тот выживал, то они верили, что ему помог Бог

Прогрессивная половина человечества считает немного иначе. Они верят в то, что преодоление трудностей в значительной степени укрепляет дух человека. Как говорится, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Поэтому многие люди убеждены, что человек сам вправе распоряжаться своей судьбой и решать, сколько ему жить.

Если вы считаете, что эвтаназия появилась около ста лет назад, то вы ошибаетесь. Она существовала еще с давних времен. Просто в то время у нее не было названия. Да и использовали ее вовсе не так, как сейчас. Многие исторические факты указывают на то, что происходили массовые убийства. В древней Спарте немощных и слабых малышей сбрасывали со скалы море. А националисты практиковали идеологию «ненужных людей». И в то время это считалось вполне нормальным. Так почему же тогда в наше время эвтаназию считают чем-то чудовищным и неправильным?

Гиппократ, общепризнанный отец медицины и врач, утверждал, что ни при каких обстоятельствах не отнимет добровольно у человека жизнь с использованием смертельного средства. Он считал, что медицина — это гуманная наука. С помощью медицинских знаний и навыков врачи должны лечить людей и оказывать им помощь. Поэтому некоторые врачи, давшие клятву Гиппократа, не признают эвтаназию и отказываются ее применять.

Уничтожение собственной жизни как богоборчество

У Марики тяжелая инвалидность, идет дегенерация мышц. Спортсменка прославилась, завоевав золото на Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне в забеге на 100 метров. Но Вервут замечает: ее все видели с золотой медалью, а другую сторону этой медали, ее жизни, мало кто знает. Женщина признается, что с трудом переносит свои страдания. Кроме того, у нее завершится спортивная карьера – а жизни без спорта она не мыслит.

Незадолго перед заявлением Марики Вервут желание уйти из жизни высказала 14-летняя американка Джерика Болен. Девочка страдает спинальной мышечной атрофией. Она признается, что перенесла уже 30 операций и больше не в силах жить дальше. Подросток попросила удовлетворить ее решение об эвтаназии. Причем семья Джерики, ее мама, бабушка поддержали желание девочки.

Джерика Болен. Фото: osul.com.br

Так имеет ли право тяжело больной человек, полностью реализовавшийся в своей жизни и фактически достигший ее смысла и цели, завершить свой земной путь добровольно раньше предписанного небесами срока? Можно ли считать добровольное самоубийство – чем, по сути, является в данном случае эвтаназия – спасительным кругом, выходом для человека?

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

«Православная Церковь (как и Католическая) категорически против эвтаназии, рассматривая пациента как самоубийцу, а врача – как убийцу, – замечает иеромонах Феодорит (Сеньчуков). – Основано это суждение на принятии воли Божией, поэтому самоубийца – всегда богоборец. Не обязательно враг Божий, но всегда богоборец. И поэтому оправдан быть не может».

Другое дело, отмечает иеромонах Феодорит, что Церковь с пастырским снисхождением относится к грешникам, совершившим свой грех из-за невозможности противостоять внешним обстоятельствам: «Поэтому мы верим, что человек, возжелавший эвтаназии по причине тяжкой нестерпимой неизлечимой болезни, мучительных некупируемых болей, будет Господом помилован. Возможно, что врач, совершающий этот акт из милосердия, также будет прощен. Но вряд ли будет прощение профессиональному эвтанатору, работающему эвтанатором за деньги».

Протоиерей Георгий Митрофанов

«Я уже 30 лет священник и всё больше убеждаюсь, что бывают такие ситуации, когда ответа ты не найдешь. Можно только помолиться и попросить Господа явить Свою волю, – считает протоиерей Георгий Митрофанов. – Спортсменка борется, хочет оставаться полноценной личностью, и вдруг сил у нее не хватает. Можем ли мы осуждать ее за такое решение? Нужно говорить с человеком глаза в глаза и только потом делать выводы».

Наш собеседник напоминает важную мудрость: пусть бросит камень тот, кто сам без греха. Только если ты сам безгрешен, можно категорически рассуждать о поступках других людей.

«Есть понятие „убийство“. Это всегда грех, но в то же время бывает, что людей, совершающих убийство, даже считают героями. Человек допускает грех в ситуации – в нашем мире, пронизанном злом, – когда иначе было бы хуже. Воин на поле брани, полицейский, преследующий бандитов, – люди попадают в ситуации, когда не получится по-другому. Самоубийство – случай еще более сложный. Скажем, человек идет на гибель, спасая жизнь другого, – приводит примеры протоиерей Георгий Митрофанов. – В итоге люди нарушают заповеди Божьи. Но каждый раз надо разбираться».

Аргументы «против»

Среди аргументов «за» и «против» эвтаназии пока что во многих странах лидируют последние. Почему многие отказываются от процедуры? Давайте рассмотрим.

  • Религиозные воззрения – первый тормозящий фактор. Несмотря на различие конфессий в мире, практически все они запрещают нарочное убиение, аргументируя это тем, что «жизнь дал Бог, и ему ею распоряжаться».
  • Постоянная борьба со смертельными заболеваниями позволяет медицине не стоять на месте, постоянно развиваться, искать новые лекарства и способы лечения. Введение же эвтаназии может сильно затормозить данный процесс.
  • Возможные проблемы с физически неполноценными людьми, которые являются «обузой» для окружающих. Их дефекты могут послужить поводом к общественному давлению и принуждению к «легкой смерти».
  • Эвтаназия может легко стать одним из методов совершения убийства, а также привести к злоупотреблению служебным положениям, подкупу медперсонала, умышленному нанесения вреда и т. д.
  • Крайне сложно понять, когда пациент действительно желает умереть. Стрессы, затяжная депрессия, общественное давление или угрозы – все это может стать причиной подачи прошения на разрешение процедуры.
  • Полностью исключены случаи чудесного исцеления. Медицина знает сотни случаев, когда обреченный, казалось бы, пациент вдруг вставал на ноги после тяжелой формы рака или возвращался после 20-летней комы: здоровье возвращалось, когда никто уже не питал надежд. С эвтаназией все это исключено.

Наконец, стоит сказать, что убиение пациента полностью противоречит клятве Гиппократа, которая гласит, что врач не должен давать смертельного средства и показывать пути достижения смерти. Именно этот момент является тормозящим фактором для принятия решения среди медиков.

Где разрешена эвтаназия?

Сегодня встречаются разные мнения: люди выступают и за, и против эвтаназии. Однако, несмотря на это, ее уже узаконили в самых развитых государствах нашей планеты. В остальных государствах вопрос находится еще на стадии обсуждения, но в парламенты многих стран уже внесены определенные законопроекты.

На сегодняшний день проведение эвтаназии поддерживают:

  • Албания.
  • Бельгия.
  • Люксембург.
  • Нидерланды.
  • Швейцария.
  • Швеция.
  • Люксембург.
  • Германия.
  • Некоторые штаты США.

К слову, в США не стали узаконивать эвтаназию на государственном уровне, доверив это сложное решение отдельно правительству каждого из штатов. Так, на сегодняшний день она разрешена в Вермонте, Вашингтоне, Монтане и Орегоне.

Япония и Колумбия имеют несколько противоречивые законы относительно эвтаназии. Например, в Колумбии закон был принят еще в конце прошлого столетия, однако так и не был ратифицирован. В Японии, хоть и стоит строгий запрет на процесс, но в то же время существуют 6 критериев, которыми должен руководствоваться врач, предоставляя пациенту возможность умереть на законном уровне.

Также существуют страны, которые однажды приняли закон, но потом по каким-то причинам отказались. К таким относится Франция, поддержавшая эвтаназию в 2014 году и полностью отказавшаяся от нее весной 2016 года.

Отношение общества к проблеме

Однозначного отношения к данному вопросу нет до сих пор, хотя тенденции меняются. С течением времени общество сначала признавало эвтаназию, потом полностью отвергало, сейчас склоняются к тому, чтобы предоставить другим самостоятельно распоряжаться их жизнью. Официальное управление этим процессом становится просто необходимым процессом реформирования защиты прав человека, поскольку пассивная эвтаназия часто применялась в обход всех запретов из сострадания и понимания невозможности облегчить участь пациента.

Развитие медицины и улучшение ее возможностей предоставляют много вариантов излечения болезней или продления жизни, но не всегда длительность сопряжена с качеством. Так искусственно поддерживаются основные функции там, где человек ранее бы умер, разработаны огромные реабилитационные программы для тех, кому не суждено родиться или выжить. При этом все не учитывается один факт – возможности данных людей изначально снижены и недостаточны, эволюционный отбор уже проголосовал против, а значит, их жизнь полна ограничений и лишений. Многие, кому оставили подобную жизнь говорят не только об отсутствии благодарности, но также о непонимании, почему должны испытывать постоянную боль, дискомфорт и психологические мучения, оставаясь в данном состоянии в угоду желаниям посторонних людей. Все, что происходит в основных тенденциях медицины – это заставить жить, отняв право на смерть.

Голосовать против эвтаназии уместно в случае реальной возможности помочь человеку и когда он, в силу собственных убеждений согласен терпеть муки. Когда восстановление невозможно и сам пациент просит о смерти, запрещать такое решение является антигуманным. Те, кто превыше всяких канонов ставит уважение к личному выбору, всегда напоминают о том, что только собственная жизнь – то, что реально и полностью принадлежит человеку, и никто не может отобрать право ею распоряжаться. У нас существует множество законов, преследующих жестокое обращение, но насильное принуждение к жизни в мучениях никто не рассматривает, как подобное издевательство.

Сторонники церкви даже в тех государствах, где разрешена эвтаназия, приравнивают ее к убийству или самоубийству, в зависимости относительно кого идет суждение. Многим верующим людям из-за этого недоступно внутренне разрешение на смерть. Они могут просить помощи и отчаиваться, но не заключать такие договора. Только в крайних случаях, когда эвтаназия не предпринимается из-за веры, эта вера потом остается. Обычно человек испытывающий страдания начинает подвергать сомнению все духовные концепции, после чего и жизнь и вера заканчиваются, причем в агонии.

Также есть противники данного метода исключительно как факта дозволенной смерти. Эта позиция продиктована страхом того, что после разрешения смерти для тех, кто сильно мучается, может прийти разрешение для тех, кто болен или слаб, кто в депрессии или на грани банкротства, а впоследствии распространится и на тех, у кого нет вообще никаких причин. Понимание, что медицина может получить власть не только дарить, но и забирать жизнь вселяет подсознательный ужас, ведь обычно к врачам идут за спасением. При легализации эвтаназии вопрос этики, безнаказанности и многие другие остро встают перед человеком, поднимая первоначальный инстинктивный страх за собственное существование.

Слабость законодательной системы и недостаточная проработка правовых моментов может подключить страх быть убитым по чьему-то заказу. За приемлемое вознаграждение комиссия может составить показания для эвтаназии и человеку вместо лекарства будет введена смертельная доза без его ведома. Примерно так дела обстояли с карательной психиатрией, когда всех неугодных закрывали под строгий режим и обкалывали нейролептиками.

Как можно убедиться, все причины против, приводятся здоровым обществом, боящимся за свою жизнь, те же, кто реально сталкивается с непереносимостью этой жизни, голосуют иначе. Кроме того люди реально не понимают, почему домашних питомцев мы усыпляем из жалости, но лишаем этого своих близких, обрекая на страдания и смерть в муках.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что это такое?

Слово «эвтаназия» стало муссироваться в широких массах общественности начиная с конца 20 века. Буквальный перевод этого слова — «хорошая смерть». Процедура, направленная на прекращение жизни человека, страдающего от тяжелой неизлечимой болезни. И при этом нет возможности прекратить мучительные страдания больного иным путем. Данная процедура также применима к больным в состоянии необратимой комы, жизнь которых поддерживается исключительно медикаментозными средствами.

Эвтаназия бывает двух видов: добровольная и недобровольная. Добровольная совершается по просьбе самого больного, недобровольная с согласия родных или опекунов, при условии, что больной находится в состоянии комы.

Эвтаназия делится на активную и пассивную. Активная предполагает уход из жизни с участием врачей, когда необходимо введение специальных инъекций, прекращающих жизнь. Пассивная подразумевает отказ больного от медицинских препаратов, поддерживающих жизнь, что приводит к скорейшей смерти.

В каких странах разрешена эвтаназия?

Самой первой страной, легализовавшей «благую смерть» стали Нидерланды. Это произошло в 1984 году, в этом году Верховный суд признал приемлемым право на добровольную смерть. За Нидерландами последовала Бельгия (2002 год), здесь же в 2014 году узаконена эвтаназия в отношении детей. В США практика добровольной смерти закреплена в пяти штатах. Подобные законы приняты в Люксембурге, Швейцарии и Канаде.

Россия входит в число государств, где эвтаназия карается законом и приравнивается к убийству.

Жить или не жить: мотивация выбора

Каждый человек от природы обладает инстинктом самосохранения, который обусловлен главной задачей – выживания и сохранения вида. Именно этот инстинкт является первопричиной библейского «не убий» и, как следствие, различных законов государства, реализующих право человека на жизнь. Стоит тут же отметить, что ни один разумно мыслящий человек, не возьмется отрицать, что жизнь — это главная ценность, если, конечно, против не будет направлено его идеологическое мировоззрение.

Конституционно в России закреплено множество прав, здесь же и право на жизнь, подкрепленное в свою очередь правом на медицинскую помощь. Следуя законам логики любое право в отличие от обязанности имеет только законную возможность к реализации. Но иметь право не означает им пользоваться. Итак, если у человека имеется право на жизнь, но нет желания им воспользоваться в силу известных причин, что тогда?.. Возможно ли это? Законно ли? Можно ли ему предоставить такой выбор?

Мы подходим к обсуждению вопроса, который в Конституции России не упоминается. Это возможность воспользоваться правом на уход из жизни по собственному желанию, а именно правом на смерть.

Вопрос о реализации права на эвтаназию всегда возникает в связи с безнадежной ситуацией тяжелобольного человека. Физические страдания приносят такую боль, что нет сил больше думать ни о чем, но только об их прекращении любым способом. Общество с чистой совестью помогает таким людям реализовать право на медицинскую помощь, к сожалению, она в таких случаях оказывается далеко не эффективной. Человек продолжает испытывать адские муки. Страдает сам, страдают и его близкие. Можно ли в таком случае тяжелобольному человеку не использовать право на жизнь, следовательно, принять смерть как избавление?

Гуманное общество кричит: «Нет! Ни в коем случае! Это убийство! Самоубийство! Грех! Это противоречит самоценности жизни!» Тут стоит вспомнить, как часто общество с его философией гуманизма толкает людей на смерть. Например, когда развязывает войну. При этом не спрашивает разрешения отдельных людей и попирая все права на жизнь. Почему при выполнении интернационального долга человек идет на добровольную смерть, и в определенных ситуациях это будет называться героизмом, а когда безнадежно болен – нельзя умереть по желанию? Ответ тут видится простой: смерть человека не есть убийство, когда он, приняв ее, защищает интересы общества, а вот избавить от страданий себя это личный интерес, тут умирать запрещается, тут лучше поговорить о гуманизме. И разве это не лицемерие?

Эвтаназия — страшная драма в каждом случае. Каждую ситуацию следует рассматривать отдельно и очень тщательно. Она будет убийством, если не оправдана вескими фактами, говорящими о безнадежности лечения и медицинской поддержки. Высказывая в данной статье свое личное мнение об эвтаназии, автор говорит только о сознательном выборе человека, о действительной возможности реализации прав.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Литература

  • Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика. 2000. № 1. С. 47-55;
  • Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Российский юридический журнал. 1996. № 1. С. 71-80;
  • Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь — благая смерть. — М.: Энигма, 2006. – 305 с.;
  • Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. № 2. С. 148;
  • Ворона В. А. Право на евтаназію як складова права людини на життя // Право України. 2010. № 5. С.199-205;
  • Дмитриев Ю. А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика. 2000. № 7. С. 127-130;
  • Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11. С. 52-59;
  • Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь. — М.: Камерон, 2006;
  • Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. — М.: Буквоед, 2006;
  • Лаврин А. П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009;
  • Пратчетт Т. Открытое письмо об эвтаназии. — М., 2009;
  • Рейчелс Д. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль. — М., 1990;
  • Рыбин В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура. Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. — М., 2009;
  • Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 63-80.

Особенности проведения

Важным составляющим в вопросе о хорошей смерти является финансовая сторона. Понятное дело, что в разных странах будет разная стоимость проведения процедуры. Например, эвтаназия в Швейцарии стоит 4000 €, а вот в Бельгии для жителя цена уже входит в страховку и человек тратит не больше 100$ на дополнительные расходы. Страны, разрешающие эвтаназию, имеют специальную службу, которая занимается проведением процедуры. В ее обязанности входит даже встреча человека при въезде в страну, а также помощь в оформлении бумаг.

Практически во всех этих странах человеку необходимо подавать свою просьбу в специальную комиссию дважды, после чего ждать не более трех месяцев для получения ответа. Если при рассмотрении будет установлено, что больше никакие мероприятия не смогут улучшить состояние больного – решение комиссии передается в суд, где выосят окончательное решение и сообщают пациенту. После этого человек может выбрать где будет проведена эвтаназия – на дому или в больнице и даже назначить дату.

Отношение врачей к эвтаназии

В результате опроса более 10 000 врачей в Соединенных Штатах, пришли к выводу, что примерно 16% врачей подумают о том, чтобы остановить поддерживающую жизнь терапию, потому что семья  требует этого, даже если они считают, что это преждевременно. Приблизительно 55% не будут, а для остальных 29% это будет зависеть от обстоятельств.

В этом исследовании также было указано, что примерно 46% врачей согласны с тем, что в некоторых случаях следует разрешать суицид при содействии врачей; 41% — нет, а остальные 14% полагают, что это зависит от многих обстоятельств.

В Великобритании, поддерживаемая умирающими группа «Dignity of Dying» цитирует противоречивые исследования об отношении врачей к помощи умирающим: в 2009  Паллиативная медицина опубликовала исследование, в ходе которого выяснилось, что 64% опрошенных выступают на поддержку эвтаназии  в тех случаях, когда пациент имеет неизлечимое и болезненное заболевание, в то время как 49% врачей в исследовании, опубликованном в BMC Medical Ethics, выступают против изменения закона об оказании помощи умирающему.

Швейцария

Швейцария, возможно, является самой известной страной, в которой право на смерть закреплено законом.

Image caption

Клиника «Дигнитас» утверждает, что помогает людям уходить из жизни без боли и с достоинством

Отчасти это связано с клиникой «Дигнитас», в которой за определенную плату смертельно больным людям помогают уйти из жизни. Она стала последним прибежищем многих иностранцев, желающих умереть без боли и с достоинством.

Швейцарское законодательство разрешает «помощь в совершении самоубийства» в тех случаях, когда у «помогающих нет своекорыстных мотивов».

Уголовное законодательство, действующее с 1942 года, наказывает помощь в совершении самоубийства только в тех случаях, если больного уговаривают уйти из жизни, чтобы, например, избавиться от бремени заботы о нем, не платить за уход и лечение или поскорее получить наследство. Если ничего из вышеперечисленного доказать нельзя, то и уголовное дело не возбуждается.

Для того чтобы избежать уголовной ответственности, человек, помогающий больному уйти из жизни, должен доказать, что пациент знал, что он делает, и высказывал это желание несколько раз на протяжении определенного промежутка времени.

При этом эвтаназия как таковая, то есть когда пациент не сам принимает смертельный коктейль, а ему делает укол или дает лекарство врач или родственник, является незаконной.

Самые громкие случаи в современном мире

В 1939 году известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд добровольно ушел из жизни при содействии своего врача. Фрейд страдал от неизлечимой формы рака полости рта и прежде, чем умереть, перенес более 30 операций по удалению опухолей. Причем проводились они под местной анестезией, так как тогда общий наркоз в подобных случаях еще не применяли.

Бельгийский писатель Хьюго Клаус, пользуясь лояльными законами своей страны, принял эвтаназию, хотя и имел лишь первую стадию рака. А вот французская учительница Шанталь Себир, лицо которой было обезображено редкой формой опухоли, не получив права на добровольный уход из жизни в родной стране, намеревалась поехать в Швейцарию, зная, в каких странах разрешена эвтаназия человека. Однако в 2008 году она покончила жизнь самоубийством с помощью инъекции барбитуратов.

Громкий скандал вызвала и эвтаназия двух братьев-сапожников, которые начали терять зрение и не смогли смириться с тем, что никогда больше не увидят друг друга. Несмотря на отсутствие серьезного заболевания, они получили смертельные инъекции в Швейцарии.

Подводим итоги: эвтаназия – убийство?

Эвтаназия – определенно, многогранная проблема, которую невозможно рассматривать с одной точки зрения. Именно поэтому ее легализация до сих пор вызывает резонанс, провоцирую массу обсуждений, осуждений и критики.

Конечно, с одной стороны, всегда можно согласиться с утверждением, что желание человека – высший закон, что люди сами вправе распоряжаться собственной жизнью, невзирая на предрассудки общества. Однако существует ряд проблем, которые необходимо учитывать.

Во-первых, для введения эвтаназии необходим крепкий законодательный фундамент, которым, к сожалению, на сегодняшний день многие государства не могут гордиться. Во-вторых, ни христианский, ни мусульманский, ни индуистский мир не приемлет намеренного лишения жизни человека, а потому этот процесс в глазах верующих людей – самое настоящее убийство.

С другой стороны, врачи, прекращающие страдания пациентов в странах, где эвтаназия не разрешена, юридически также совершают убийство. А это уже огромный риск попасть под следствие, что может привести к неприятным последствиям, в том числе к тюремному заключению.

В целом возникает вполне закономерный вопрос: стоит ли говорить о легализации эвтаназии во многих странах, когда моральные принципы общества столь неустойчивы? Стоит ли настаивать на ней, когда законодательство не в силах обеспечить безопасность и надежность медиков и больных? Определенно, нет.

Так что же такое эвтаназия? Пожалуй, сегодня, пока продолжается активное обсуждение этого вопроса, невозможно найти единственно верный ответ. Можно утверждать лишь одно: пока медицина не нашла чудодейственного лекарства от всех болезней, «благая смерть», дарующая избавление от страданий, не утратит своей актуальности.

Некоторые моменты в обществе вызывают очень бурное обсуждение и очень неоднозначную реакцию. И ладно когда профессиональное сообщество может авторитетно высказаться в пользу того или же иного варианта решения проблемы. Но иногда всё затрагивает в первую очередь именно проблемы морали – и вот тут-то и начинаются сложности. Одним из таких крайне неоднозначных вопросов является эвтаназия.
Отношение к ней бывает принципиально разным, кто-то считает, что это естественное право человека и каждый может лично решать, что делать с собственной и никому не принадлежащей жизнью, кто-то же, напротив, уверенно считает, что необходимо или запретить подобное, либо очень строго контролировать. Однозначности так и нет, потому в разных странах ситуация достаточно сильным образом варьируется. Итак, в каких странах разрешена эвтаназия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector