Обломовроман в четырех частях

Знакомство с Ильей Ильичем Обломовым

На момент нашего знакомства Обломову тридцать лет с небольшим. Рост средний, глаза темно-серые, кожа бледная. В целом наружность обитателя квартиры на Гороховой можно было назвать приятной. Правда, от малоподвижного образа жизни и склонности к жирной пище тело его преждевременно утратило молодецкую упругость и подтянутость. Илья Ильич никак не пытался скрыть изъяны фигуры элегантными фраками, выглаженными рубашками, он отдавал предпочтение одежде удобной и фаворитом его гардероба являлся халат.

Это был настоящий восточный халат из персидской материи с расширяющимися от пальцев к плечу рукавами. Любимая вещь имела в глазах хозяина массу достоинств. Мягкий, удобный, просторный (даже Обломов мог завернуться в него дважды), он был каждодневным спутником Ильи Ильича и, забегая вперед, остался со своим хозяином до конца жизни.

В квартире на Гороховой обитал еще один человек – это Захар Трофимов – слуга Ильи Ильича. Он прислуживал Обломовым уже много лет и полностью разделял образ жизни барина – тишина, спокойствие, никакой суеты, стремлений, бурных страстей. Нужно жить, как живется, чтобы «жизнь не трогала».

Эти постулаты исповедовали в Обломовке – родной деревне Ильи Ильича. После смерти родителей, зажиточных помещиков, молодому барину пришлось переехать в город. Теперь он возвращался к идиллическим картинам деревенской жизни только во снах. Один из подобных снов Илья Ильич видит в день нашего с ним знакомства.

Прямая противоположность: Андрей Штольц

Штольц – выходец из семейства обрусевших немцев, друг детства Обломова и его прямая противоположность. Насколько инертен Обломов, настолько деятелен Штольц. Это человек-энергия, человек-движение, человек-прогресс. Он полон планов на будущее и решимости для их осуществления. Но главное, что, добиваясь поставленной цели, Штольц никогда не останавливается на достигнутом, а ставит другую, более высокую планку.

Образ жизни отразился на внешности Штольца: казалось, что «он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него вовсе нет… Цвет лица ровный, смугловатый…»

Жизнь без работы, без цели – не жизнь, считал Штольц. Бесцельная жизнь-существование затягивает, как трясина. Угодивший в нее обречен на медленную мучительную смерть. От такой погибели и пытается уберечь старого друга Андрей Штольц. И ему удается сделать практически невозможное – заставить Илью Ильича снять халат и отправиться с ним в свет!

Метаморфозы Обломова. Ольга Ильинская

Его избранницей становится Ольга Сергеевна Ильинская. Дворянка, женщина умная, образованная, современная. Она не была каноничной красавицей, но ее внешность, манера говорить и держаться излучала какую-то чарующую грацию и величие.

Между Ольгой и Обломовым вспыхивает взаимное чувство

Любовь на время окрылила обоих: и Ольгу, которая до этого не была избалована вниманием кавалеров, падких на все красивое и яркое, и Илью Ильича, продремавшего молодость на своем диване

Однако со временем «обломовщина» (так назвал Штольц образ жизни своего друга) вновь берет верх над главным героем. Активные Ильинская и Штольц пытаются изменить Илью Ильича, но его начинает тяготить этот бешеный ритм. А тут еще слухи о скорой свадьбе Обломова и Ольги, которые беспрестанно множатся среди горожан. Да, предложение было сделано, но ведь еще ничего не решено окончательно… Во время решающего разговора влюбленные понимают, что им нужно расстаться.

Обломовщина и старый персидский халат

Обломов поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной на Выборгской стороне. Дни сменяются днями, Агафья убирает, печет Илье Ильичу пирожки и как-то незаметно для самого Обломова становится его женой. Вскоре у пары рождается сын Андрюша.

Тем временем жизнь Ольги Ильинской также устраивается. Она становится женой Штольца.

Спустя несколько лет Андрей Иванович Штольц решается навестить старого приятеля. Он застает Обломова в привычном лежачем положении в выцветшем персидском халате, заботливо заштопанном рукой Агафьи. Кажется, ничего не изменилось с тех пор, когда Штольц пришел вызволять друга из плена квартиры на Гороховой. Но на самом деле изменилось многое. Тогда у Обломова была надежда на спасение, сейчас же он обречен.

Изрядно раздобревший Обломов чувствует, что здоровье его день ото дня становится слабее. Он просит единственного друга лишь об одном – позаботиться о сыне после его смерти.

Через пять лет Илья Ильич скончался, а его друзья Ольга и Андрей Штольцы выполнили обещание и взяли на воспитание Андрюшу Обломова.

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Сюжетная антитеза в романе «Обломов»

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича. Их судьбы – отдельные сюжетные линии романа, раскрывающие идею произведения, основанную на противопоставлении двух мировосприятий – устаревшего, основанного на традициях и склоняющегося к прекрасным событиям прошлого, а также нового, активного, стремящегося вперед.

Если жизнь Штольца идет точно распланированным ходом, без неожиданностей и потрясений, то в судьбе Обломова происходит переворот, который, если бы Илья Ильич был бы моложе, полностью перевернул его жизнь – любовь к Ольге. Захватывающее, вдохновляющее, трепетное чувство развивается на грани фантазий и реальности, окруженное красотой весенне-летних пейзажей. Его стихийность, прочная связь с природой подчеркнута тем, что возлюбленные расстаются осенью – не удивительно, что символом их любви становится ветка недолговечной сирени.

Любовь Обломова и Ольги противопоставляется любви Обломова и Агафьи. Их чувства не такие стихийные и захватывающие, они спокойные, тихие, домашние, наполненные духом близкой Илье Ильичу Обломовки, когда основным в жизни становятся не далекие стремления, а умиротворяющий, сонный и сытый быт. Да и сама Агафья изображена персонажем, словно появившимся из грез Ильи Ильича, – добрая, тихая, хозяйственная женщина, не требующая от мужа какой-либо активности и свершений, «родная душа» для Ильи Ильича (тогда как Ольга представала для героя скорее далекой и восхищающей музой, чем реальной будущей женой).

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга».

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector