Рай

Первый смысл: ожидания сбываются и не сбываются

Было бы чуднό, если б в православном лексиконе слово «мир» не фигурировало в военном контексте, вернее, в антивоенном. Да, мир представляет собой полную противоположность войне

Однако помимо обычных исторических кровопролитий, отечественных и гражданских войн, христиане обращают особое внимание на духовную войну

И она-то будет поважнее всех прочих, какими бы кровопролитными эти прочие не выходили. В обычных войнах гибнут люди, это трагично, спору нет. Но наша жизнь от Бога, и он воскресит всех людей в последний день. Так что телесная смерть не навсегда. В духовной войне тоже гибнут люди – для вечной жизни. Эта духовная смерть неизмеримо хуже, чем телесная.

В духовной войне силы Света сражаются против сил тьмы. Главное для нас, быть на нужной стороне, не поддаваться на бесовскую пропаганду, не воевать против Бога, сражаться с грехом. Тогда участник духовной войны получает от Бога – мир.

В Евангелии Христос обращается к апостолам: «Мир вам». Это значит: «Благодать вам». Такой благодатный мир не просто дает человеку наслаждаться чувством внутренней безмятежности, ощущением внешней стабильности. Такой мир означает именно сверхъестественную жизнь с Христом. Вот отличие религиозной трактовки знакомого нам понятия о мире.

Второй смысл: мир как дом

Для неверующего человека мир – это среда нашего обитания. Не более чем. Какой смысл в том, что я оказался именно в ней? Почему я родился в России во второй половине XX столетия? Почему играл с ребятами в московском дворе? Почему погрузился в студенческую жизнь будущих инженеров? Что-то из перечисленных выше возможных миров я сам выбирал. Что-то выпало мне на долю само. Какой в этом смысл?

Главное, что мир создан Богом, и создан для людей. Мир – не просто равнодушная к нам среда обитания, в которой надо только найти себе наиболее комфортное место, экологическую нишу. Мир Господь создавал как дом для людей. В этом доме заметна красота, продуманность его устройства, даже замысловатость. Справедливости ради, признаем, что заметно и безобразие, человек нередко чувствует себя заброшенным в этом мире. Отчего так?

Творец подготовил людям дом не для того, чтобы они жили всегда на всем готовом. Люди призваны к сотворчеству. Бог оставил нам свободу – многое в доме делать по своему усмотрению. Настоящая свобода предполагает, что человек может нахозяйничать, нарушая Божий замысел о мире. Во многом мы замысел нарушили. Все неустройство мира отсюда.

Поэтому люди одновременно чувствуют красоту окружающей природы, ее «дружелюбие» и ее «враждебность». Мир испорчен нашими грехами, так верит православный христианин. Даже неверующий согласится, что замусоренная планета – следствие человеческой алчности, эгоизма, ленивого нежелания поддерживать порядок в доме, не очень-то хотим мы вручить Землю будущим поколениям – в прекрасном состоянии.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже – «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector