Самсон самсонов — биография, информация, личная жизнь

Звания и награды

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
  • Народный артист РСФСР (1978)
  • Народный артист СССР (1991)
  • Орден Почёта (7 июня 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Благодарность Президента Российской Федерации (12 апреля 2001 года) — за большие заслуги в области киноискусства
  • Венецианский кинофестиваль (Приз «Серебряный лев святого Марка» первой степени и «Кубок Пазинетти» — премия кинокритиков за лучший иностранный фильм, фильм «Попрыгунья», 1955)
  • Каннский кинофестиваль (Специальный приз жюри «За наилучшее воплощение революционной эпопеи», фильм «Оптимистическая трагедия», 1963)
  • МКФ в Мехико (Приз «Золотая голова Паленке», фильм «Оптимистическая трагедия», 1963)
  • Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Одиноким предоставляется общежитие», 1984)
  • ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (Специальный приз СК РФ, фильм «Милый друг давно забытых лет…», 1996)
  • РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Специальный приз жюри, фильм «Милый друг давно забытых лет…», 1997)

В искусстве и литературе

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.

В изобразительном искусстве

Франческо Мороне. «Самсон и Далила»

Соломон Соломон. «Самсон и Далила», 1887

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Лукас Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В литературе

Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также еврейские писатели: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В музыке

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

В кинематографе

  •  — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Дж. Ф. Макдональд
  •  — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Александр Корда
  •  — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. С. Б. де Милль
  •  — «Самсон» / польск. Samson, реж. Анджей Вайда
  •  — «Геракл против Самсона» / итал. Ercole sfida Sansone, реж. Пьетро Франчиши (Pietro Francisci)
  •  — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Ли Филипс (Lee Philips)
  •  — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Николас Роуг
  •  — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Уорик Торнтон (фильм имеет отдельные парафразы с библейским сюжетом, но в целом совсем о другом)
  •  — «Самсон»

А был ли он на самом деле?

Одна из тайн Библии, ответ на которую найти так пока и не смогли, это существовал ли Самсон на самом деле. Не имея серьёзных фактов ни для утверждения, ни для отрицания, учёные уже давно, но довольно лениво на эту тему спорят. Испанский историк Хуан Норьега иронизирует: «Найдите мне самого могучего человека, который при помощи ослиной или какой-либо другой челюсти перебьет тысячу своих вооружённых врагов, и я тут же поверю в то, что Самсон существовал на самом деле. А пока позвольте мне оставаться при своём мнении — это герой вымышленный». Знаменитый американский историк Майкл Грант придерживается иного мнения: «Народ нередко наделяет своих героев сказочными качествами, приписывая им то, что невозможно в реальной жизни. Но сами эти события исторически достоверны, отражают борьбу иудеев с теснящими их филистимлянами. Ослиная челюсть — просто одна из фольклорных деталей. Самсон приобрёл известность как буйный исполин, фольклорный герой, прославившийся неуёмной силой и непристойными выходками. Но при всем том он, вероятно, был исторической личностью, лидером упорного сопротивления, заслужившим доброе имя. Тем более что в описаниях его жизни приводятся такие бытовые детали, которые, сидя на завалинке, не выдумаешь». «Но ведь в Библии приводится последовательный список всех 12 Судей Израилевых, в их числе и Самсон. Так как же можно сомневаться в подлинности его существования?» — возмущается французский историк Жан Теардье. Итальянский писатель Джованни Мальдини утверждает, будто евреи в те времена никак не могли жениться на представительницах других народов: «Никогда и ни в коем случае, а потому и все разговоры о подлинности Самсона — враки». Но, изучая письмена, которые постепенно обнаруживаются во время раскопок, учёные установили, что Мальдини не прав, ибо браки между евреями и филистимлянами не были в то время такой уж редкостью. Именно раскопки помогают раскрывать многие библейские тайны, так что будем надеяться, что и загадка легендарного Самсона также будет когда-нибудь раскрыта.

Метки: легенда, Тайны 20 века, волосы, библия, Израиль, евреи, богатырь, Самсон

[править] Мнение критической школы

Уже в древности некоторые экзегеты обратили внимание на то, что имеется сходство между подвигами Самсона с подвигами Геракла. Например, умерщвление льва Самсоном напоминает рассказ ο подобном подвиге Геракла (умерщвление немейского льва); столбы, расшатанные Самсоном, напоминают Геркулесовы столбы; Геркулес также погиб от женщины (Далила соответствует Омфале греческого мифа, которая заставила Геракла прясть шерсть в женском одеянии)

По мнению многих учёных, Геракл — это греческая интерпретация финикийского мифа о Мелькарте, главном божестве Тира. Мелькарт, солнечное божество, почитался в Гадесе, в Карфагене и т. д.

Солнечный характер Самсона подчёркивается в самом его описании: например, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых Солнце теряет свою силу. Лев Самсона как и немейский символизирует созвездие на небе. Лисицы означают палящие лучи Солнца, выжигающие хлеб на полях в дни летней засухи (как и у Овидия).

Рассказы о Самсоне также сильно напоминают вавилонское сказание ο герое Гильгамеше.

[править] Примечания

  1. «Самсон» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1906—1913
  2. Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / перевод и редакция З. Мешкова. — Иерусалим-Киев: «Бней Давид», 2006. — 306 с. — (Первые пророки).
  3. Берешит раба 98:14
  4. Сота, 9б
  5. Сота 10а; Бемидбар раба 9:24
  6. Eusebius, Chronica, изд. Schöne, 54 и сл.
  7. Циркин Ю.Б. Мифология Мелькарта // «Античный мир и археология». Вып. 3. Саратов, 1977.
  8. Fasti, IV, 681

Самсон относится к Войнам Судей Израилевых

Войны и битвы Безек • Иерусалим • Хеврон • Давир • Цефаф • Филистия (1) • Войны колен • Хусарсафем • Эглон • Филистия (2) • Хацор • Мадианитяне • Авимелех • Аммонитяне • Эфраим • Филистия (3) • Лаис • Вениамин • Филистия (4) • Филистия (5) 
Еврейские полководцы Калев • Гофониил • Эхуд • Шамгар • Дебора • Барак • Я‘эль • Гедеон • Авимелех • Гаал • Тола • Яир из Галаада • Иеффай • Ивцан • Елон • Авдон • Самсон • Илий • Хофни • Пинхас • Самуил 
Языческие полководцы Адони-Безек • Шешай • Ахиман • Фалмай • Кушан-Ришатаим • Эглон • Явин II • Орив • Зив • Зевей • Салман • Голиаф

Биография

Самсон Самсонов родился 23 февраля (по другим источникам — 23 марта) 1921 года в городе Новозыбкове Гомельской губернии РСФСР (ныне в Брянской области Российской Федерации), в семье Иосифа Самуиловича Эдельштейна и Гени Самсоновны Эдельштейн (в девичестве Дельен-Циркиной, 1888—1934). У него были брат Самуил (1913—1992) и сёстры Берта (в замужестве Томашпольская, 1922—2003), Ася (в замужестве Краснокутская, 1919—1974) и Серафима (в замужестве Ольшанская, 1917—?). Когда ему был год, семья переехала в Москву, где поселилась в Марьиной Роще, а позже — в Спасоглинишевском переулке. Отец работал завхозом и умер от тифа в 1942 году в Ташкенте. Мать умерла в 1934 году, когда сыну было 13 лет, и, так как родители к тому времени уже не жили вместе, будущий режиссёр остался жить с сёстрами и старшим братом.

Учился в Московском областном художественном педагогическом училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. В 1949 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой).

С 1939 года — актёр киностудии «Мосфильм», снимался в эпизодах. Работал в качестве режиссёра-практиканта в картине своего учителя «Молодая гвардия».

В 1951—1952 годах — режиссёр Театра им. Е. Б. Вахтангова, до 1954 года — режиссёр Театра-студии киноактёра.

С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

Всю свою жизнь тяготел к экранизациям классических произведений. Дебютировал фильмом «Попрыгунья» по рассказу А. П. Чехова, дебют оказался удачным и был отмечен на Венецианском кинофестивале.

В сценарии фильма «Бриллиантовая рука» утверждалось, что сцена фильма с попыткой ночного овладения загипсованной рукой Семёна Семёновича «пронизана духом» «позднего Самсона Самсонова»

Член Союза кинематографистов СССР.

Скончался на 82-м году жизни 31 августа 2002 года после продолжительной болезни. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Далида и Самсон

(Суд 16:4) Имя Далида — что значит истощающая. Она должна была лишить его покоя. В Библии написано, что она до смерти истощила его душу. И однажды он сдался и сказал, что никому еще не говорил: «Я от утробы матери моей назорей,я никогда не стриг волосы, я отделен для Бога».

Есть кое что в потере волос Самсона. Число семь означает число совершенства. Бог сотворил всю землю и почил в седьмой день. Но в случае с Самсоном, мы знаем, что его волосы не делали его совершенным. Поэтому число семь здесь означает не совершенство, а отделение для покоя в Боге.

Самсон уснул и Далида пригласила Филистимлян прямо к нему в комнату и они остригли ему волосы. И у него не получилось отразить удар,он понял, что сила его куда то пропала. Он потерял свой покой, ведь он был отделен для покоя. Секрет Самсона был в этом покое. Филистимляне вырезали Самсону глазницы, он ослеп.

Когда Самсон лишился покоя, он остался не только без зрения, и перспективы на жизнь, он потерял все и свободу в том числе. Он просто шел по кругу, крутя эту мельницу, даже не видя куда идет. Но Бог, есть Бог второго и третьего шанса.

Может быть сейчас, в твоей жизни есть грех аморальности, но ты принимаешь решение с этим покончить. Слава Богу, есть надежда. В Библии написано, что волосы Самсона начали отрастать. Постепенно он начал приобретать покой. Он ничего не видел кроме темноты. И вдруг начал снова думать о призвании от Бога. Бог милостив всегда. И вот однажды было большое собрание Филистимлян, почетным гостем была Далида, потому что она предала Самсона. И они стали кричать: приведите сюда Самсона, того, кто когда то внушал всем страх, давайте все вместе над ним посмеемся.

Слабость Самсона

Но при всех его подвигах у Самсона была достаточно банальная проблема для всех мужчин — это похоть. Его слабостью были женщины. Это было связано с тем, как его воспитал отец.

Обычно похоть берет начало у отверженности. Но Самсон не должен был чувствовать себя отверженным, а наоборот особенным человеком. Вспомним, что Самсон должен был жить жизнью назорея от юности своей. Его отец должен был постараться дать ему почувствовать себя особенным. Каждый год во время жатвы, все собирают плоды винограда, и затем танцуют в этом винограде, выдавливая сок. Люди играли на разных инструментах и устраивали настоящий праздник. В празднике участвовали взрослые и дети. Они танцевали и получался сок, из которого в последствии делали вино. Но маленький мальчик по имени Самсон, не приходил на этот праздник, потому что он не мог быть среди винограда. Сок мог случайно попасть ему на уста(вино ему было запрещено). Как трудно ему было наблюдать в стороне, как другие дети играют и веселятся.

Предательство и месть

И в третий раз Самсон полюбил филистимлянку. Звали её Далила. Соплеменники уговаривали её выведать, в чём заключается богатырская сила героя, обещая заплатить за это 1100 сиклей серебра. И Далила согласилась, стала выпытывать у Самсона его тайну. Трижды он говорил неправду. Филистимляне пытались нападать на него, но отступали, неся большие потери. В конце концов Далила все же смогла убедить Самсона в своей непомерной любви и в том, что её вопросы не более чем невинное женское любопытство. Тогда богатырь признался, что его сила заключена в волосах, и будь он обрит, то «стал бы как все люди». Далила тут же продала секрет своим соплеменникам. А сама подсыпала снотворное Самсону в питьё и «Обрила семь прядей с головы его, и покинула его сила его». Обрадованные филистимляне тут же выкололи Самсону глаза и сковали его тяжёлыми медными цепями. Самсон провёл в неволе столько времени, что его волосы успели отрасти, а вместе с ними вернулась к нему и былая сила. Однажды филистимляне пировали в честь своего божества Дагона. Собрались они в огромном доме, в котором поместилось около трёх тысяч человек. Когда все хорошо выпили, то решили привести в дом Самсона, чтобы сообща поиздеваться над слепым врагом. «И сказали ему, что будет стоять он между столбами, на которых покоится дом». Тогда богатырь нащупал эти столбы. «И упёрся сильно, и обрушился дом на князей и на весь народ, который в нем. Сам погиб, и врагов уничтожил массу». Узнав о происшедшем, в Газу пришли евреи и забрали прах Самсона, который похоронили в гробнице его отца.

Фильмы

Самсонов начинал режиссерскую карьеру в качестве театрального постановщика, и его дебютному фильму «Попрыгунья» предшествовала инсценировка этого чеховского рассказа на подмостках Театра киноактера, в которой, кроме Лидии Сухаревской и Константина Барташевича, блистал Марк Бернес. Кинокритики отмечают театральность всех фильмов Самсона Иосифовича за исключением «Огненных верст».

В качестве исполнителей главных ролей в экранизации «Попрыгуньи» Самсонов выбрал Людмилу Целиковскую и Сергея Бондарчука. Против кандидатуры Сергея Федоровича возражал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, утверждавший, что актер со столь грозным лицом не может играть такого тихого и скромного персонажа, как Дымов. Но Самсонов и Герасимов отстояли Бондарчука. Успех на Венецианском кинофестивале доказал правоту режиссера: лента о жене, не разглядевшей героя в муже-ученом, удостоилась «Серебряного льва».

Самсон Самсонов и Наталья Гундарева

Лишь два последующих фильма Самсонова получили такое же признание, как кинодебют. «Оптимистическая трагедия» стала лидером советского кинопроката в 1963 году и завоевала приз Каннского фестиваля. А картина о современной свахе «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой и Александром Михайловым в главных ролях на фестивале в Киеве была награждена как лучшая кинокомедия 1983 года.

Ранняя комедия Самсонова «За витриной универмага» не имела подобного успеха, хотя в ней играли такие асы кинематографа, как Иван Дмитриев и Борис Тенин. Лента интересна наличием детективных элементов. Впоследствии Самсон Иосифович снял ставшие классикой камерные детективы «Чисто английское убийство» и «Мышеловка». Экранизация пьесы Агаты Кристи стала кинодебютом пародистки Елены Степаненко и вторым фильмом в биографии сына Владимира Высоцкого Никиты.

Две картины Самсонова подверглись резкой критике. Это «Арена», рассказывающая о цирке за колючей проволокой, и перестроечная мелодрама «Танцплощадка», созданная, как и легендарная лента «Одиноким предоставляется общежитие», в сотрудничестве со сценаристом Аркадием Ининым. Не очень удалась постановщику и экранизация «Трех сестер».

Смерть

В последние годы жизни режиссер был одинок. Самсонова периодически навещали его младший коллега Юрий Кушнерев с супругой, наводившие порядок в квартире постановщика на Чистых прудах. На праздновании 80-летнего юбилея Самсон Иосифович сидел и, казалось, не мог встать. Но когда из-за технических неполадок прервался показ фрагмента его картины «Казино», Самсонов вскочил и с гневной речью обрушился на организаторов праздника.

Сердце режиссера перестало биться в последний летний день 2002 года. Могила Самсонова находится на Троекуровском кладбище.

Через 10 лет после кончины Самсона Иосифовича на канале «Культура» вышел фильм Вячеслава Реброва о классике советского кино «Самсон неприкаянный». Название ленты апеллирует к поздней картине уроженца Новозыбкова «Неприкаянный», в которой режиссер попытался через повествование о дирижере женского хора рассказать о самом себе.

Блудница

Однажды вечером, будучи в Газе, Самсон увидел красивую блудницу и тут же её возжелал. Блудница отнеслась к нему благосклонно и пригласила к себе в дом. Богатыря с его длинными волосами и могучей фигурой трудно было с кем-нибудь спутать, многие местные жители его узнали, и пока Самсон предавался любовным утехам, дом блудницы окружили. Опасаясь богатырской силы своего врага, филистимляне надеялись расправиться с ним ночью, в темноте, когда Самсон подойдёт к городским воротам, которые будут заперты. А пытаясь взломать их, он отвлечется, и тогда филистимляне схватят его. Однако когда богатырь в полночь собрался покинуть Газу, он одним движением сорвал городские ворота вместе с косяками и засовом, взвалил их себе на спину и, издеваясь над своими врагами, вознёс на самую высокую гору напротив Хеврона. Так и вторая встреча с филистимлянкой чуть не закончилась для Самсона трагически. Но и это ничему его не научило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector