Понтий пилат — биография, информация, личная жизнь
Содержание:
- Образ Пилата
- Знакомство с Цезарем
- Кто такой Понтий Пилат
- Пилат на монетах
- Исторические свидетельства
- Смерть самоубийцы?
- Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
- Что же было на самом деле?
- Пилат из Понта
- Как Понтий Пилат относился к Иисусу
- Понтий Пилат в христианской традиции
Образ Пилата
Произведение «Мастер и Маргарита» написано великим писателем двадцатого века Михаилом Булгаковым. Роман в романе является самым неоднозначным и сложным произведением. Благодаря такому написанию, читатель имеет возможность переносится во времени и познакомится с двумя разными, но связанными друг с другом историями, открывающими полную картину происходящего.
Роман начинается со знакомства с московскими обывателями. Герой, называемый мастером, рассказывает историю, произошедшую когда-то в Ершалаиме. Главным ее персонажем является Понтий Пилат – самая загадочная и неоднозначная личность. Он является прокуратором Иудеи и грозным представителем власти, в руках которого находится множество людских жизней и судеб. Все существо этого человека наполнено ненавистью к людям, к городу и к жизни. Прокуратор одинок и несчастен. В общении ни один человек не является для него интересным. Единственной его отрадой в бессмысленном существовании остается пес Банга, которого Пилат считает своим другом. Только к псу он испытывает любовь и добрые чувства. Виной такого отношения к жизни является неизлечимая болезнь, терзающая тело и душу Понтия.
Но однажды все меняется. К прокуратору приводят бродячего оборванца и философа Иешуа Га-ноцри, которого обвиняют в заговоре против храма. По некоторым источникам, бродяга собирал людей, чтобы разрушить его. При общении с Понтием, Иешуа проявлял невиданную дерзость, недопустимую при общении с представителями власти. Он называл прокуратора добрым человеком и произносил свои философские речи. Впервые за все время службы Пилат увидел в бродячем философе интересного человека, равного по общению.
При допросе прокуратор увидел невиновность Иешуа и заинтересовался его философскими изречениями. Ко всему прочему, головные боли, мучающие Пилата долгое время, исчезли благодаря Иешуа. Из злого и всегда недовольного представителя Закона Понтий стал гуманным и сочувствующим человеком, желающим помочь бродяге избежать казни. Но сделать это нужно было, не потеряв своего авторитета и остаться в глазах других все тем же властным кесарем. В этом моменте начинает прослеживаться двойственная личность Понтия Пилата. Он ненавидит императора и его порядки, но вынужден подчинятся закону. В нем начинается борьба добра и зла.
Чтобы помочь бродяге избежать казни, Пилат пытается добиться его оправдания от Каифы, но получает отказ. Иешуа Га-Ноцри казнят. После этого прокуратор чувствует свою вину в смерти невинного человека, и вдобавок к тоске и душевной печали, Понтий Пилат получает наказание в виде бессмертия. Он обречен вечно страдать от одиночества и чувства вины, но однажды спасение приходит от милосердной Маргариты.
Знакомство с Цезарем
Понтий Пилат, несмотря на политические потрясения, удержался на «должности» относительно долго – 10 лет. Возможно, это было связано со специфической политикой императора Тиберия, который утверждал, что частая смена наместников способствует распространению коррупции. О неучтивых чиновниках он привык говорить: «Они, как комары, сосут кровь, но когда хорошо напьются, то меньше вредят. Надо иметь милость к людям и не посылать к ним постоянно новых грабителей».
Супруга, предупредившая Пилата
Из Евангелия от Луки мы узнаем об еще оном лице этой истории – жене прокуратора. Взволнованная судьбой захваченного пленника она говорит мужу: «Не вдавайся в дело этого невинного человека, потому что сегодня во сне я много от него натерпелась» (27, 19). Евангелист не объясняет природу этих снов, но вкладывает в уста женщины слова, явно контрастирующие с приходящими со всех сторон обвинениями: она называет Иисуса справедливым.
Лука не уделяет больше внимания жене Пилата. Апокрифы, однако, дали ей имя, неизвестное в Библии – Клавдия Прокула. Ориген утверждал, что она должна была быть обращена в христианство. В упоминаниях св. Нины, которая занималась евангелизацией Грузии, оставлен небольшой комментарий по этому поводу. Клавдия, якобы, в течение некоторого времени хранила похоронный саван Иисуса, так называемую Туринскую плащаницу.
В глазах евреев: идолопоклонник
Несмотря на умеренные симпатии к Иисусу из Назарета, Понтий Пилат не уважает еврейский народ. По крайней мере, он несколько раз конфликтовал со своими подданными. Все началось с введением атрибутики с изображением Цезаря в крепость Антонии. Обиженные нарушением своих прав евреи очень энергично возражали.
Как пишет историк Иосиф Флавий: «Многие евреи пришли в Кесарию, чтобы убедить прокуратора не использовать эти символы. В течение пяти дней Пилат не желал их выслушать, он это сделал на шестой день, сидя в кресле судьи. Когда евреи собрались, он приказал окружить их кордоном солдат и угрожал им смертью, если они не перестанут мучить его своими требованиями. Евреи бросились на землю и оголили свои шеи, говоря, что предпочитают смерть нарушению своих прав. Пилат, не желая убивать такое количество людей, смягчился и снял флаги».
Кроме того, Пилат столкнулся с недовольством своих подданных, когда приказал разместить позолоченные щиты в честь Тиберия во дворце Ирода. Такой акт не был приемлем, особенно в святом центре иудаизма. Инцидент достиг самых высоких инстанций, в результате чего Пилату пришлось капитулировать.
Кровавый наместник или святой?
Непосредственной причиной смещения Пилата с должности было кровавое нападение на самаритянских паломников в 36 г. н. э. Обманутые лжепропроком они собрались в полном вооружении у подножия священной горы Гаризим. Прокуратор напал на них во главе своей армии и жестоко убил. Правитель Сирии, которому подчинялся Пилат (вероятно, Публий Сульпиций Квириний), приказал ему предоставить объяснения самому Цезарю.
Несмотря на это, коптской православной церковью в настоящее время Понтий Пилат признан святым. По преданию, он тайно принял христианство после смерти Иисуса. Это было сделано из-за жены, которая должна была убедить мужа в истинном послании Христа. Их памятный день приходится на 20 июня. В восточной православной церкви святой является только Клавдия, потому что в Евангелии она убеждала мужа, чтобы тот не имел ничего общего с распятием пророка из Назарета.
Кто такой Понтий Пилат
Булгаков, вслед за Публием Корнелием Тацитом, называет Пилата прокуратором, однако это не совсем так — Пилат Понтийский, управлявший Иудеей с 26 по 36 гг. н.э., числился при дворе «императора Тиверия» префектом — управителем отдельной автономной администрации. Кстати, присномапятный Тиверий — не кто иной, как Гай наш Юлий Цезарь. Ну, любил Булгаков звучные словеса, этого не отнять.
Булгаков рисует Пилата как жёсткого властителя, старающегося, однако, не вызывать ненужных волнений в религиозной и недовольной римской властью Иудее. Михаил Афанасьевич, факты против вас — найденная в Палестине итальянскими археологами мраморная плита с текстом поведала миру голосом безвестного историка: Пилат был жестоким и продажным самодуром-провокатором, казнившим налево и направо без суда и следствия (ещё бы — фаворит императора ж). Между прочим, Пилат — прозвище, означающее «копейщик», «метатель копья» (помните Всадника Золотое Копьё?), настоящее имя римского префекта неизвестно. Высокородный Пилат — потомок проданных в рабство самнитов (а нечего было против римлян воевать), выходец из той крохотной прослойки, что пробилась в элиту. Вот так, из грязи в «прокураторы».
Пилат на монетах
Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, вначале был настроен против Христа и уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Иисусу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Но вот что он пишет о Пилате:
Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря (Тиверия) с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?» Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, — будет запрещение чеканить моё изображение на монетах, пока я жив».
Монеты в Иерусалиме того времени чеканили только с изображением кесаря, без изображения Понтия Пилата.
Исторические свидетельства
Плита из Кесарии
В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем, начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:
что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э.
В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры — серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. «Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения», — отметил профессор Данни Шварц.
Смерть самоубийцы?
Если бы единственным доказательством, повествующим о судьбе Пилата, считать только Евангелию, то вести о нем пропадают сразу после распятия и захоронения Христа. Мы не знаем ни как он умер, ни какие поступки совершал.
Тем не менее, апокриф «Mors Pilati», написанный через много лет после евангелических событий, рассказывает распространенную, особенно в Германии, версию самоубийства префекта, представленного как жесткого тирана. Как бы в подтверждение этой версии у Евсевия Кесарийского в работе «История Церкви» (4 век н.э.) мы читаем: «Во времена правления Гая большое несчастье поразило Пилата. Он посягнул на свою жизнь и стал своим самостоятельным катом, и в скором времени на него снизошла божественная месть. Об этом рассказывают греческие писатели…».
Согласно легенде, тело римского прокуратора бросили в Тибр, но «воды были побеспокоены злыми духами, поэтому тело доплыло до Вены и затонуло в Роне». То есть оно попало на территорию современной Швейцарии в районы Женевского озера. По преданию, останки и по сей день всплывают в горном пруду на горе Пилатус в каждую Страстную пятницу. Обширный горный хребет в Альпах имеет более 1200 метров над уровнем моря и, хотя это кажется маловероятным, но своим именем он обязан древней легенде.
Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
«Мастер и Маргарита» является одной из самых великих работ Булгакова. Роман довольно не прост в понимании, но в нем заложен глубочайший смысл, который передает автор читателю. Данный роман, сложно отнести к какому ни будь определенному жанру. Это роман-притча, роман сатирический с философским наклоном.
Все начинается с того, как в романе появляется одни из главных героев – дьявол. После этого ведется много рассуждений по поводу выбора человека. При этом человек либо верит в бога, либо нет.
Основная идея и мысль романа, просматриваются тогда, когда перед читателем возникает образ Иешуа и прокуратора Понтия Пилата.
Понтий Пилат является прокуратором, он имеет власть над людьми. Данный герой от всей души показывает то, что ему ненавистен город Ерлашаим. Возможно это из-за его роли в этом городе. Этот человек суров и бескомпромиссен. Его слово здесь закон и сила в его понятии формирует закон и порядок.
Прокуратор когда-то был человеком военным, он не раз испытывал опасность. Он понимает, что на вершине только тот, кто сильнее, мудрее. Для того, чтоб тебя уважали нужно отбросить жалость. Пилат уверен в том, что если человек имеет власть, то у него могут быть только одни враги и ни каких друзей.
Римский Император является для прокуратора самым сильным и авторитетным человеком. Соответственно он поставлен в Ерлашаиме императором, значит здесь он бог. Может быть, когда-то он и был другим человеком, что довольно заметно, но сейчас он такой, какой есть.
Все его основные черты, являют влиянием власти данной ему.
Данному герою в городе нет равных людей по статусу и не только, ему просто не с кем поговорить на равных, все люди ему не интересны. У Понтия Пилата есть только один друг, это его верная собака. Когда они встретились с бродягой Иешуа, то прокуратор почувствовал, что с ним общаются на равных. Ему показалось, что он может общаться с философом вечно.
Этот человек, проповедующий свое учение, имеет смелость пререкаться и возражать словам прокуратора. К тому все происходит так, что Пилат даже сразу не понимает, что его слова для бродяги не закон. Иешуа придерживается мнения, что в мире все люди добрые, а злых людей нет. Философ говорит только правду, ему не зачем врать, ведь правду говорить не всегда легко, но всегда приятно.
Для прокуратора Иешуа был довольно интересной личностью.
То, что Га-Ноцри не виновен, Понтий Пилат понял сразу. Он пытается спасти бродяге жизнь. Пилат не желает убивать несчастного. Но он не смог поменять мнение первосвященника. В итоге Иешуа приговорили к казни. После этого, прокуратор не может себе простить такого решения и корит себя за это всю жизнь.
Вариант 2
Это один из самых важных образов в романе Булгакова, а если рассматривать часть «романа в романе», написанное Мастером, то один из двух главных героев.
Формально это отрицательный персонаж. Но не нужно судить самих людей, а только их поступки, ведь так и подходит к этому Булгаков. Да, Пилат отправляет на мученическую (и позорную) смерть праведника.
И сам Понтий понимает, что совсем не прав… Всем известно, что Пилат бы предпочел отправить на заслуженную казнь преступника настоящего, а приходится этого головореза отпустить. И всё потому, что церковники чувствуют, что деятельность, речи, само существование Иешуа для их системы опасней.
И вот обстоятельства, влияние этих вредных стариков из церкви, где процветает торговля. Плюс шаткое положение самого римского ставленника. Всё-таки он принимает неправильное для высшего смысла и для собственной души решение.
Думаю, что образ этот достоин сочувствия. Такой уж человек этот Пилат, как я это вижу, военный. То есть он привык к дисциплине, к тому, что есть «черное и белое», правильное и неправильное. И что всё понятно! А тут зло прикидывается добром… И ещё нужно было сделать нечто, что разрушило бы систему.
Не думаю, что герой боялся потерять пост, доход… Он бы всем рискнул ради этого искреннего и доброго «целителя». Пилат ведь так проникся уже тем, что Иешуа спас его от страшной головной боли. Их разговоры были настолько интересны для Пилата, так поражали его слова пленника.
Он восхищался его спокойствием и стойкостью.
Но таких людей, как Пилат, не всегда может сбить с «их» пути даже любовь. Сильное чувство их может напугать, как не испугает любая физическая угроза. Ради любви оставить учёбу, бросить карьеру… А что скажут родители, коллеги? По-моему, Пилат чувствует ответственность за всё, ему кажется, что он не может нарушить заведенный порядок, при всей своей силе.
В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость.
Что же было на самом деле?
В реальности же о дальнейшей судьбе Понтия Пилата практически неизвестно. Примерно в 36 году нашей эры на него был написан донос – в связи с жестокими методами его правления. И префекта вызвали в Рим на суд. Далее следы его теряются.
Существует версия, что Пилат был казнен в 37 году только что пришедшим к власти императором Клавдием. Также есть мнение, что он преспокойно дожил до 41 года и умер в своем поместье. Сведений о том, что при новом императоре Понтий Пилат занимал какой-либо пост, не имеется. Считается, что префекту просто «повезло» — пока он ехал на суд в Рим, прежний император Тиберий умер, а новый не хотел начинать свое правление с казней и потому помиловал Пилата, разрешив ему тихо дожить свой век.
Пилат из Понта
Древние летописцы писали, что Понтий Пилат был «Римский управитель Иудеи в 26-36 годах после Рождества Христова». Прилагательное, употребляемое перед его именем, указывает на то, что он был родом из Понта. Это была древняя земля на северо-востоке Малой Азии (в настоящее время это территория Турции), завоеванная Римом в 63 году до нашей эры.
Хотя нет никаких источников, рассказывающих о молодости Понтия Пилата, но известно, что на пике своей карьеры он был и прокуратором, и наместником Иудеи. Также приказывал именовать себя префектом. Несмотря на это, его имя вошло в историю благодаря Иисусу, которого он под прессом Синедриона распял.
Если бы не он, история, вероятно, никогда бы не упоминала о его поступках. Кроме Евангелии наиболее важными документами, вспоминающими о Пилате, являются работы Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита.
Неопровержимым доказательством историчности этой личности также считается, так называемый, «Камень Пилата», обнаруженный в 1961 году в Кесарии Приморской обелиск, который кроме виднеющегося на нем имени, приписывает Понтию Пилату титул префекта Иудеи. Сохранились также монеты (прута), которые чеканились Пилатом на управляемой им территории во времена правления императора Тиберия. Это именно по его воли он занял пост префекта Иудеи, как приемник Валерия Грата.
Как Понтий Пилат относился к Иисусу
После того, как синедрион приговорил Иисуса к смерти, Он был заключен в темницу как опасный преступник. К Понтию Пилату Иисуса привели ранним утром, сидя в судейском кресле, Пилат обратился к Иисусу:
— Правда ли, что Ты Царь Иудейский?
— Ты говоришь. — Ответил ему Иисус.
Выслушивая крики собравшихся, Понтий Пилат говорил Иисусу:
— Разве не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя?
Но Иисус не стал отвечать.
Тогда к Пилату подошел слуга и передал, что жена умоляет Понтия Пилата сохранить жизнь Иисусу. Она просила «отпусти этого Праведника. Он невиновен». Она увидела сон, в котором было сказано, что Пилат навлечет на себя беду, если не отпустит Узника.
Понтий Пилат прислушивался к жене, к тому же, как язычник, он мог испытывать суеверный страх перед тем, кого многие считают Мессией, поэтому предложил помиловать Христа, наказав его лишь плетками-скорпионами, что само по себе было жестоким наказанием, но синедриону нужна была смерть Христа и ради довольства толпы, требовавшей расправы, он пожертвовал жизнью Христа. Пилат умыл руки перед всеми и объявил, что он не виновен в смерти Иисуса. Так выражение «умывать руки» стало символом преступного бездействия, которое может убивать.
Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. (Лк. ) |
Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.
По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).
После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».
Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.
Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год
Апокрифы о Понтии Пилате
Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. ). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.