Что такое кантата

История

В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением.

Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. С начала XVII века до конца XVIII, кантата для одного или двух сольных голосов в сопровождении бассо континуо (и, возможно, нескольких сольных инструментов) была основной формой итальянской вокальной камерной музыки.

Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.

Кантата как правило состоит из нескольких законченных номеров. В основу кантаты входят достаточно объемные поэтические или прозаические литературные тексты, а раньше — преимущественно библейские сюжеты. В соответствии с этим и пошло деление кантат на два типа: духовная (имеющая религиозный сюжет) и светская.

Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.

Иоганн Себастьян Бах, от которого сохранилось более 200 его кантат, внёс заметный вклад в этот жанр.

Развитие жанра

Как и всякое творение человеческого гения, кантата неуклонно развивалась. Поначалу музыкальный жанр включал лишь один вокальный номер, исполнявшийся соло. Такое произведение стали называть мадригалом. С первой половины XVII столетия на развитие жанра очень повлияла опера. Определение того, что такое кантата, стало более сложным. В состав музыкального произведения начали включать несколько сольных номеров, а также арии, речитативы, дуэты, хор и оркестровое сопровождение. Глубокое содержание серьезный характер текста и музыки остались неизменной характеристикой жанра. Поэтому кантаты никогда не исполнялись в театрах. Это произведение не требует ни декораций, ни сценических костюмов. В нем также нет ролей. Этим кантата существенно отличается от оперы, хотя оркестр в ней является главным героем всего действа.

Кантаты Баха

На развитие жанра большое влияние оказал Кариссими, и некоторые исследователи даже склонны считать его творцом этой синкретической художественной формы, соединяющей музыкальное исполнение и стихотворение. Но тем, кто вывел кантату на совершенно иной уровень, был Иоганн Себастьян Бах. Именно он соединил поэтическую и музыкальную составляющие в полной гармонии друг с другом. Тексты своих кантат Бах черпал из произведений 16-18 веков. Духовное наследие немецкой поэзии столь протяженного периода включало в себя и протестантскую ортодоксию, и францисканскую мистику, и пиетизм, и даже светские мотивы эпохи барокко. Что такое кантата в творчестве Баха? Это сложное вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых обладает своими ритмом, темпом и тактом. Гениальный композитор писал музыку для этих произведений без отрыва от священных текстов. Мы не поймем, к примеру, «Страсти по Матфею», если не прочтем текст арий. В то же время музыка позволяет нам переосмыслить библейское сказание, глубже его почувствовать.

Определение слова «Кантата» по БСЭ:

Кантата (итал. cantata, от лат. canto — пою)крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера. подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.К. возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К. была сольной. позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К. относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К. были светскими. духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые русские К. возникли в 18 в. Во 2-й половине 19 в. ряд значительных произведений в жанре К. был создан русскими композиторами-классиками: П. И. Чайковским(«Москва»), Н. А. Римским-Корсаковым («Из Гомера» и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций народной и массовой песни

Важное место в К. советских композиторов заняли историко-героические(«Александр Невский» С

С. Прокофьева, симфония-К. «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) и патриотические темы («Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна, симфония-К. «Украина моя» А. Я. Штогаренко и др.).Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955. Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960. Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen Solokantate, , Hildesheim, 1965.См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория.Б. В. Левик.

В русской музыке

Первые русские кантаты возникли в XVIII веке (сочинены П. А. Скоковым).

В числе кантат начала XIX века — «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Н. Верстовского (первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. К. Арнольда).

«Кантаты» эти исполнялись и в инсценированном виде — с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай».

Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка, изменились и кантаты, воплощающие образы родной страны («Москва» П. И. Чайковского), историко-легендарные («Песнь о вещем Олеге» Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы («Из Гомера» Римского-Корсакова, «Весна» Рахманинова), К. углублённо-философского плана (лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» Танеева). К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова.

Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).

В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, «Курские песни» и «„Весенняя кантата“ для хора и симфонического оркестра (1972)» Георгия Васильевича Свиридова, «Киров с нами» Николая Яковлевича Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-кантата «На поле Куликовом» Юрия Александровича Шапорина и другие.

Развитие жанра

Как и всякое творение человеческого гения, кантата неуклонно развивалась. Поначалу музыкальный жанр включал лишь один вокальный номер, исполнявшийся соло. Такое произведение стали называть мадригалом. С первой половины XVII столетия на развитие жанра очень повлияла опера. Определение того, что такое кантата, стало более сложным. В состав музыкального произведения начали включать несколько сольных номеров, а также арии, речитативы, дуэты, хор и оркестровое сопровождение. Глубокое содержание серьезный характер текста и музыки остались неизменной характеристикой жанра. Поэтому кантаты никогда не исполнялись в театрах. Это произведение не требует ни декораций, ни сценических костюмов. В нем также нет ролей. Этим кантата существенно отличается от оперы, хотя оркестр в ней является главным героем всего действа.

Что такое кантата в музыке

Шло время, и эпоха Возрождения сформировала новый стиль – барокко – вычурный и пышный. С наступлением этой эпохи появилось и новое направление в музыкальном мире. Кантата – жанр музыки, которому характерно одновременное звучание голосов и музыкальных инструментов. Она может быть написана как для одного солиста, так и для целого хора. По объему она значительно меньше оратории и в отличие от сонаты – произведения для музыкальных инструментов — использует и звучание голоса.

На вопрос о том, что такое кантата в музыке, можно ответить и так: вокально-музыкальное произведение для оркестра, хора или солиста.

В конце 17-го столетия жанр кантаты возник как небольшое музыкальное сочинение. Главной его задачей было именно пение. Со временем жанр начал развиваться и набираться сил. Вершины развития кантата достигает в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Всего композитор написал около 200 произведений этого жанра.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта также сыграло важную роль на этапе становления такого музыкального жанра, как кантата. В последние годы перед смертью он активно писал произведения, в которых, как в мессах, подчеркивал хоровое пение. Вершиной жанра стал «Реквием» – гениальное произведение великого композитора.

Кантаты Баха

На развитие жанра большое влияние оказал Кариссими, и некоторые исследователи даже склонны считать его творцом этой синкретической художественной формы, соединяющей музыкальное исполнение и стихотворение. Но тем, кто вывел кантату на совершенно иной уровень, был Иоганн Себастьян Бах. Именно он соединил поэтическую и музыкальную составляющие в полной гармонии друг с другом. Тексты своих кантат Бах черпал из произведений 16-18 веков. Духовное наследие немецкой поэзии столь протяженного периода включало в себя и протестантскую ортодоксию, и францисканскую мистику, и пиетизм, и даже светские мотивы эпохи барокко. Что такое кантата в творчестве Баха? Это сложное вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых обладает своими ритмом, темпом и тактом. Гениальный композитор писал музыку для этих произведений без отрыва от священных текстов. Мы не поймем, к примеру, «Страсти по Матфею», если не прочтем текст арий. В то же время музыка позволяет нам переосмыслить библейское сказание, глубже его почувствовать.

История

В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением.

Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. С начала XVII века до конца XVIII, кантата для одного или двух сольных голосов в сопровождении бассо континуо (и, возможно, нескольких сольных инструментов) была основной формой итальянской вокальной камерной музыки.

Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.

Кантата как правило состоит из нескольких законченных номеров. В основу кантаты входят достаточно объемные поэтические или прозаические литературные тексты, а раньше — преимущественно библейские сюжеты. В соответствии с этим и пошло деление кантат на два типа: духовная (имеющая религиозный сюжет) и светская.

Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.

Иоганн Себастьян Бах, от которого сохранилось более 200 его кантат, внёс заметный вклад в этот жанр.

Происхождение

Исторические корни жанра следует искать в средневековье. В поэзии трубадуров практиковалось исполнение стихов речитативом под музыкальное сопровождение. Декламация должна была касаться серьезных тем – исторических событий, спиритуальных размышлений. Позже текст, исполняемый соло, стал ложиться на музыку. По сути, жанр выкристаллизовался в Италии, в конце XVI века. Даже название несет в себе романские корни: глагол «cantare» означает «петь». Во времена Высокого Ренессанса это было, прежде всего, музыкальное произведение. Но что такое кантата и чем она отличается от простой песни? Во-первых, торжественной и серьезной тематикой стиха. Во-вторых, текст имел ранее второстепенное значение по сравнению с музыкой, по крайней мере, сначала. Но поскольку стихи все же были, кантату стали отличать от сонаты – простого инструментального сочинения.

Литературный жанр

Мы уже рассмотрели, что такое кантата в музыке. Но поскольку она изначально была синкретической формой творчества, нетрудно предположить, что когда-нибудь ее начнут исполнять и без музыкального сопровождения. Серьезность тематики и возвеличение событий или героя сблизили кантату в поэзии с одой. Как литературное произведение, она напоминает мадригал или панегирик. Часто кантату писали «на случай» — к восхождению на престол или годовщине знаменательных событий. В литературе также наблюдается развитие этого жанра. Так, со временем из разряда «придворной поэзии» кантата перешла к более легким и непринужденным формам. Иногда она даже приобретает черты любовной лирики (вспомним хотя бы пушкинскую «Леду»). Но, впрочем, мэйнстрим оставляет за кантатой серьезную и патетическую тематику. Кантаты писал Глазунов к столетию со дня рождения Пушкина, Балакирев – к открытию памятника Глинке. В эпоху сталинского ампира этот жанр тоже был весьма популярным. Так, Н. Я. Мясковский написал кантату «Киров с нами» на смерть политического деятеля.

Музыкальное сопровождение литургии

На Тридентском Соборе, состоявшемся в XVI веке, церковные власти постановили усилить эстетическую сторону богослужений для привлечения верующих. Со временем григорианскую капеллу – хор певчих, исполнявших произведения без музыкального сопровождения, – сменил орган. На его музыку стали слагаться оратории – от латинского слова «orare», что значит «молиться». Эти произведения были призваны эмоционально подчеркивать текст проповеди священника или читаемых отрывков из Библии. С тех пор, как Г.Ф. Гендель написал концертную ораторию, эти музыкальные произведения стали писаться и на светские темы.Следует сказать, что кантаты также включались в эстетическое оформление католических и протестантских богослужений. Ведь их содержание могло быть как светским, так и духовным. Так что такое оратория и кантата, в чем их главное различие? Это не так просто определить. Можно сказать, что в оратории сольные арии часто привязаны к ролям, ее общее исполнение более драматично. В кантате же превалирует лирический элемент, а арии не привязаны к какому-либо конкретному лицу.

В русской музыке

Первые русские кантаты возникли в XVIII веке (сочинены П. А. Скоковым).

В числе кантат начала XIX века — «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Н. Верстовского (первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. К. Арнольда).

«Кантаты» эти исполнялись и в инсценированном виде — с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай».

Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка, изменились и кантаты, воплощающие образы родной страны («Москва» П. И. Чайковского), историко-легендарные («Песнь о вещем Олеге» Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы («Из Гомера» Римского-Корсакова, «Весна» Рахманинова), К. углублённо-философского плана (лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» Танеева). К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова.

Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).

В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, «Курские песни» и «„Весенняя кантата“ для хора и симфонического оркестра (1972)» Георгия Васильевича Свиридова, «Киров с нами» Николая Яковлевича Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-кантата «На поле Куликовом» Юрия Александровича Шапорина и другие.

Происхождение

Исторические корни жанра следует искать в средневековье. В поэзии трубадуров практиковалось исполнение стихов речитативом под музыкальное сопровождение. Декламация должна была касаться серьезных тем – исторических событий, спиритуальных размышлений. Позже текст, исполняемый соло, стал ложиться на музыку. По сути, жанр выкристаллизовался в Италии, в конце XVI века. Даже название несет в себе романские корни: глагол «cantare» означает «петь». Во времена Высокого Ренессанса это было, прежде всего, музыкальное произведение. Но что такое кантата и чем она отличается от простой песни? Во-первых, торжественной и серьезной тематикой стиха. Во-вторых, текст имел ранее второстепенное значение по сравнению с музыкой, по крайней мере, сначала. Но поскольку стихи все же были, кантату стали отличать от сонаты – простого инструментального сочинения.

Музыкальное сопровождение литургии

На Тридентском Соборе, состоявшемся в XVI веке, церковные власти постановили усилить эстетическую сторону богослужений для привлечения верующих. Со временем григорианскую капеллу – хор певчих, исполнявших произведения без музыкального сопровождения, – сменил орган. На его музыку стали слагаться оратории – от латинского слова «orare», что значит «молиться». Эти произведения были призваны эмоционально подчеркивать текст проповеди священника или читаемых отрывков из Библии. С тех пор, как Г.Ф. Гендель написал концертную ораторию, эти музыкальные произведения стали писаться и на светские темы.Следует сказать, что кантаты также включались в эстетическое оформление католических и протестантских богослужений. Ведь их содержание могло быть как светским, так и духовным. Так что такое оратория и кантата, в чем их главное различие? Это не так просто определить. Можно сказать, что в оратории сольные арии часто привязаны к ролям, ее общее исполнение более драматично. В кантате же превалирует лирический элемент, а арии не привязаны к какому-либо конкретному лицу.

Литературный жанр

Мы уже рассмотрели, что такое кантата в музыке. Но поскольку она изначально была синкретической формой творчества, нетрудно предположить, что когда-нибудь ее начнут исполнять и без музыкального сопровождения. Серьезность тематики и возвеличение событий или героя сблизили кантату в поэзии с одой. Как литературное произведение, она напоминает мадригал или панегирик. Часто кантату писали «на случай» — к восхождению на престол или годовщине знаменательных событий. В литературе также наблюдается развитие этого жанра. Так, со временем из разряда «придворной поэзии» кантата перешла к более легким и непринужденным формам. Иногда она даже приобретает черты любовной лирики (вспомним хотя бы пушкинскую «Леду»). Но, впрочем, мэйнстрим оставляет за кантатой серьезную и патетическую тематику. Кантаты писал Глазунов к столетию со дня рождения Пушкина, Балакирев – к открытию памятника Глинке. В эпоху сталинского ампира этот жанр тоже был весьма популярным. Так, Н. Я. Мясковский написал кантату «Киров с нами» на смерть политического деятеля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector