Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир

Содержание:

Распространенные ошибки

Для русского языка исконно латинские слова экзистенциализм и экзистенциальный непросты для произношения. Очень часто по-русски в конце этих слов добавляют лишний слог. Получается экзистенциОНализм и экзистенциОНальный. Так говорить неверно.

Типичная ошибка в одном из объявлений на Озоне. Фото: Ozon.ru

Некоторые, чтобы показать псевдообразованность, используют слово экзистенциальный в неправильном контексте: экзистенциальное бытие, экзистенциальная душа, экзистенциальное существо. Такие фразы в русском языке называются плеоназмами, т.е. несут в себе избыточное значение (“масло масленое”).

История и представители

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны —:

  • Л. И. Шестов
  • Н. А. Бердяев

В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин.

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

  • К. Ясперс
  • М. Хайдеггер
  • М. Бубер

Экзистенциализм во Франции нашёл своих последователей в начале XX века:

Марсель Пруст

и в период Второй мировой войны — годов:

  • Ж.-П. Сартр
  • Г. Марсель
  • М. Мерло-Понти
  • А. Камю
  • С. де Бовуар

В —1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

Австрия:

  • В. Франкл (логотерапия)
  • Людвиг Витгенштейн

Италия:

  • Э. Кастелли (итал.)
  • Н. Аббаньяно
  • Э. Пачи (итал.)

Испания:

Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)

В США идеи экзистенциализма популяризировали:

  • В. Кауфман
  • У. Лоури (англ.)
  • У. Баррет
  • Дж. Эди
  • И. Ялом (экзистенциальная психология)
  • Ролло Мэй
  • Эрнест Хемингуэй

Великобритания:

  • Айрис Мёрдок
  • Уильям Голдинг

Польша:

Витольд Гомбрович

Аргентина:

Эрнесто Сабато

Словения:

Эдвард Коцбек

Родственные направления

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

Французский персонализм:

  • Э. Мунье
  • М. Недонсель
  • Ж. Лакруа (фр.)русск.

В немецком протестантизме — диалектическая теология:

  • К. Барт
  • П. Тиллих
  • Р. Бультман

Приверженцами экзистенциализма можно считать поэта Райнера Мария Рильке, Говарда Филлипса Лавкрафта, создателя психологически обоснованных ужасов и выдающихся русских поэтов XX века Иосифа Александровича Бродского (поэма «Исаак и Авраам» по-своему интерпретирует главную идею Кьеркегора о жертвоприношении Авраама, высказанную им в работе «Страх и трепет») и отчасти Олега Григорьевича Чухонцева («.. и дверь впотьмах привычную толкнул…», «Superego»)

Экзистенциальные мотивы нашли своё отражение в лирике великих русских поэтов Фёдора Тютчева («Не плоть, а дух растлился в наши дни», «О вещая душа моя…»), Иннокентия Анненского, в поздних песнях Владимира Высоцкого («Прерванный полёт», «Райские яблоки»), в духовных песнопениях иеромонаха Романа (Матюшина).

Экзистенциальная ситуация возникает в последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение» (1986). Переводчик на русский язык работ Кьеркегора Наталья Исаева считает, что экзистенциальные ситуации воспроизводит в своих фильмах датский кинорежиссёр и сценарист Ларс фон Триер («Антихрист», 2009).

Основоположник

Сёрен Кьеркегор является основоположником экзистенциализма, поскольку первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование» именно Сёрен Кьеркегор. В своём фундаментальном труде „“ Кьеркегор стал мыслителем, заложившим основы экзистенциализма, он же первым задолго до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность»

Находя объективные научные знания слишком отвлечёнными, он сосредоточил своё внимание на субъективных переживаниях человека. Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни

В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем.

Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

  • Сократа
  • Тертуллиана
  • Блеза Паскаля,
  • Григория Сковороду,
  • Гамана
  • Сёрена Кьеркегора,
  • Фёдора Достоевского.
  • Генрика И́бсена
  • Льва Толстого,
  • Фридриха Ницше
  • Мигеля де Унамуно,
  • Франца Кафку,

Характерные черты всех представителей экзистенциализма

Несмотря на то что различные учения накладывают определенные отпечатки на философию существования, существует ряд признаков, которые присущи каждому представителю обсуждаемого течения:

  • Исходная отправная линия знаний — это постоянный процесс анализа поступков индивида. Только бытие может рассказать о человеческой личности все. В основании учения лежит не общее понятие, а разбор конкретизированной человеческой личности. Только люди могут анализировать свое осознанное существование и должны это делать беспрерывно. Особенно на этом настаивал Хайдеггер.
  • Человеку посчастливилось жить в уникальной реальности, подчеркивал в своих трудах Сартр. Он говорил, что никакие другие существа не имеют похожего мира. Исходя из его рассуждений, можно сделать вывод, что бытие каждого человека достойно внимания, осознания и понимания. Его неповторимость нуждается в постоянном анализе.
  • Писатели-экзистенциалисты в своем творчестве всегда описывали предшествующий сущности процесс обычной жизни. Камю, например, утверждал, что возможность жить — это самая главная ценность. Человеческий организм постигает смысл своего нахождения на Земле во время роста и развития, а лишь в конце способен постичь настоящую сущность. Причем для каждого человека этот путь индивидуален. Цели и способы достижения высшего блага также различаются.
  • По Сартру, причины существования живого человеческого организма нет. «Он сам причина себя, своего выбора и своей жизни,» — вещали философы-экзистенциалисты. Отличие высказывания от идей других направлений философии в том, что как пройдет каждый жизненный этап человеческого развития — зависит от него самого. Качество сущности также будет зависеть от его поступков, которые он совершает на пути достижения главной цели.

  • Существование человеческого тела, наделенного разумом, заключено в простоте. Нет никакой тайны, так как природные ресурсы не могут определить, как пройдет жизнь человека, какие законы и предписания он будет выполнять, а какие — нет.
  • Человек самостоятельно должен наполнять свою жизнь смыслом. Он может выбирать свое видение окружающего мира, наполняя его своими идеями и воплощая их в реальность. Он может делать все, что захочет. То, какая сущность будет им обретена, зависит от личного выбора. Также распоряжение своим существованием полностью в руках разумной личности.
  • Экзистенциалист — это Эго. Рассматривается с точки зрения невероятных возможностей для каждого.

Экзистенциализм глазами обывателей

На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:

  • Экзистенциализм — философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.
  • Экзистенциальность — это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.

Когда и почему возникает экзистенциальный кризис?

Во многих обществах смысл жизни человека определяется не им самим. Например, верующие люди считают, что этот смысл предначертан высшими силами — нужно лишь соблюдать религиозные предписания, чтобы исполнить свое предназначение.

В традиционном обществе у каждого есть принятый набор социальных статусов и ролей, свой «смысл существования». А поскольку ресурсы в таком обществе ограничены, главной целью человека часто становится выживание, удовлетворение базовых потребностей.

С разрушением традиционного общества и ростом благосостояния людей базовые потребности (в пище, безопасности, крыше над головой) удовлетворяются автоматически и отходят на второй план. Многие начинают задумываться о более глубоком смысле: «Зачем я живу?» В то же время из-за упадка традиционной религии и морали все меньше людей находят убедительный ответ на этот вопрос — возникает экзистенциальный кризис.

Кто такие думеры?

В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание, что в жизни нет ни цели, ни предназначения, а смерть неизбежно надвигается. Возникает когнитивный диссонанс: человек привык верить, что его жизнь важна, но не видит никаких подтверждений этому.

Экзистенциальный кризис может быть спровоцирован значительным событием, заставляющим задуматься о жизни и смерти. Например, это может быть смерть кого-то из близких, тяжелая болезнь или реальная угроза жизни, развод, расставание с подросшими детьми и т.п.

Экзистенциальный кризис не связан с объективными достижениями человека — он поражает даже тех, кого общество считает успешными людьми: богатых, с удачной карьерой и хорошей репутацией, множеством друзей и счастливой семьей.

Экзистенциальный кризис нередко связывают с кризисом среднего возраста — этапом в возрасте 30-50 лет, когда человек переоценивает свой жизненный опыт, осознает упущенные возможности и понимает, что молодость прошла, а старость и смерть как никогда близко.

Depositphotos

Трагическая мудрость религиозного экзистенциализма

Особняком в когорте неотомистов стоит Габриель Марсель. Он соединил в своем учении философский и религиозный экзистенциализм. Можно сказать, что в программном труде «Трагическая мудрость и за ее пределы» он выходит за рамки неотомизма. Свою характеристику человека Марсель тоже начинает с экзистенциалов – страха, отчаяния, безнадежности. Но в отличие от Сартра и Камю, он полагает, что люди должны прорваться от свободы к богу через трансцендентальное сознание. Таким образом они преодолеют эгоистическую замкнутость и прорвутся к новым горизонтам, где их ожидает контакт с вечностью. Экзистенциализм в философии Габриеля Марселя – это, так же как и у других представителей этого направления, попытка найти главную задачу нашего времени. Мыслитель уверен, что мы должны понять, что наш мир – это вселенная «абсолютной необеспеченности». Мы ничего в нем не найдем. Поэтому нам следует собрать все силы и пуститься на поиски такого измерения, где не будет ни палачей, ни инквизиторов, ни технократов. Они просто поблекнут и исчезнут словно капли росы в начале нового, удивительного дня.

В это небольшом очерке мы попытались охарактеризовать экзистенциализм. Кратко говоря, это направление, призывающее человека осознать свою свободу и ответственность. Ведь большинство людей живут «как заведено», в колее, и даже не успевают понять, что жизнь проходит, как она внезапно кончается. Страх и понимание безысходности, конечности может вырвать человека из этой паутины иллюзий. Но что произойдет с ним затем? Сможет ли он опереться на совершенно по-новому понимаемого бога, или же, в случае атеистического экзистенциализма, на самого себя? Наверное, каждый решает это по-своему. Несмотря на различия между философами-экзистенциалистами, у них есть несколько общих черт. Наверное, самая главная из них сводится к следующему: когда мы рассматриваем бытие человека, то понимаем, что в этом случае существование предстоит сущности, а не наоборот. То есть самое главное в людях – это то, что они индивидуумы. А вот уже ответственный человек – это тот, кто воплотил истинную, подлинную сущность. Философы-экзистенциалисты всегда видели свое призвание в том, чтобы противостоять позитивизму и рационализму. Сартр даже называл последний «плохой верой», которая пытается заменить понимание мира как феномена удобным структурированием.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциальный кризис

В XX веке экзистенциализм получил развитие и в психологии. В современном мире очень многие специалисты говорят о появлении у людей так называемого экзистенциального кризиса, т.е. кризиса бытия, страха за существование. Его главные отличительные черты: тревога, бессонница, депрессия, утрата смысла жизни.

DepositphotosДо появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы

Экзистенциальная революция XIXвека сосредоточила все внимание на самом человеке, поставив его в центр мира. Это освободило людей от многих предрассудков, но одновременно вызвало сильное одиночество и страх

Многие люди сталкиваются с тем, что не знают, зачем живут и важна ли их жизнь вообще. Иногда это приводит к суициду.

Читайте подробнее: 

Экзистенциальный кризис — что это такое и как с ним справиться?​

Как преодолеть экзистенциальный кризис?

Психология и философия не дают единого ответа на вопрос о смысле жизни и о том, существует ли он в принципе. Поэтому невозможно предложить конкретный рецепт, который поможет любому найти смысл и избавиться от экзистенциального кризиса.

По версии норвежского философа Петера Цапфе, у нас есть четыре пути в борьбе с бессмысленностью существования:

  1. Фиксация: обращение к религии, опора на мораль, государство и т.п.

  2. Изоляция: отказ от контакта с раздражителями, вызывающими негативные мысли.

  3. Отвлечение: концентрация на других предметах с целью не дать сознанию погрузиться в мысли о смысле жизни.

  4. Сублимация: переключение энергии и ресурсов на позитивные занятия, созидание — например, на творчество.

По сути, все эти методы сводятся к «экзистенциальному эскапизму» — бегству от бессмысленной реальности. Автор этого термина — психолог Виктор Франкл, переживший заключение в нацистском концлагере.

По мнению Франкла, стремление к смыслу — единственное, что дает человеку силы жить в тяжелейших условиях и выносить страдания. Человеку нужно «не избавление от напряжения, а стремление к какой то достойной цели и борьба за нее». Этот смысл жизни, по мнению Франкла, не может быть общим для всех: он заключается в уникальности каждого человека. Поэтому каждый должен отыскать этот смысл для себя.

Все уникальные смыслы, по Франклу, распадаются на три основные категории:

1. Смысл в том, что мы делаем или даем миру.

2. Смысл в том, что мы берем у мира — в нашем опыте.

3. Смысл в достойном отношении к страданию, к ударам судьбы.

Виктор Франкл. Фото: Wikimedia / Dr. Franz Vesely

Американский психотерапевт Ирвин Ялом в книге «Экзистенциальная терапия» называет ряд вещей, которые дают человеку ощущение жизненной цели.

  • Альтруизм — делать мир лучше, служить другим людям.

  • Преданность делу — работать во имя высокого мотива, создавать нечто большее, чем мы сами.

  • Творчество — создавать нечто новое, отличающееся красотой и гармонией.

  • Гедонизм — жить полной жизнью, искать удовольствия в глубочайшем возможном смысле.

  • Самоактуализация — посвящать себя реализации врожденного потенциала.

  • Самотрансцендирование — выходить «за пределы себя», искать предназначение не в себе самом, а в окружающем мире и людях.

Экзистенциализм Сартра и Камю

Франция тоже дала миру нескольких мыслителей, которые представили свой вариант «философии существования». Причем часто это были писатели, литературные и общественные деятели.

Французский экзистенциализм, в отличие от немецкого, делится на атеистический и религиозный. Представители «светского» направления многое почерпнули из работ раннего Хайдеггера, но подали все это в литературной форме. На первый план у них выходят так называемые «экзистенциалы», то есть непременные условия человеческого существования. Это страх, смерть, одиночество и так далее. Только ими, а не обычными философскими категориями, можно описать смысл бытия людей. Экзистенциализм Сартра и Камю проявляется уже в названиях их произведений – «Мухи», «Тошнота», «Чума», «Скука». Эти французские мыслители были последовательно атеистичны. С точки зрения Камю, смерть неизбежна, и это надо понять. Никакой трансценденции нет. Человек однажды просыпается и понимает, что он, в сущности, мертв. Это и есть его подлинное существование. Бог – это противоречие в определении. В «Человеке бунтующем» Камю пишет, что если бы был благой Творец, то не было бы зла. Поэтому чтобы стать самим собой, следует исповедовать нонконформизм (неприспособленчество). В конечном счете это перманентный бунт. Настоящему человеку остается только пасть жертвой в борьбе, ни на что не надеясь и не уповая.

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя.
Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в том числе психологических, социологических и прочих подходах к пониманию человека.

Сущность философии

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Смысл понятия

Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

Основные идеи

Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.

  • Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
  • Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
  • У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования — проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Что такое экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис – переживание чувства мучительной тревоги при мыслях о смысле собственного существования. Это явление широко распространено в развитых странах, где перед людьми не стоит остро проблема выживания. Его еще называют “болезнью свободного времени”.

Человек – единственное существо, которое осознает конечность своего бытия. Рано или поздно он понимает, что его ждет неминуемая смерть, и жизнь начинает казаться бессмысленной. Зачем учиться, преодолевать трудности, работать над собой, если все равно все закончится в одночасье. Жизнь начинает казаться мучительным Сизифовым трудом.

Экзистенциальный кризис чаще всего настигает людей в юности и после 30 лет. В первом случае человек сталкивается с выбором жизненного пути и задумывается о своем месте в этом мире. Взрослая жизнь пугает своей неизвестностью, мир кажется опасным и недружелюбным.

Во втором случае он смотрит на свою жизнь с высоты прожитых лет. Человек понимает, что так и не нашел ответы на волнующие его вопросы. Он признается себе, что не смог добиться поставленных целей, и расписывается в собственном бессилии. Приходит осознание своего одиночества перед лицом будущей смерти.

Развитие экзистенциального кризиса также могут спровоцировать определенные события в жизни человека:

  • смерть близких;
  • серьезное заболевание;
  • потеря работы;
  • длительная разлука с любимыми людьми;
  • встреча со смертельной опасностью.

Переживаться экзистенциальный кризис может очень мучительно и серьезно выбивать человека из колеи. Невозможность получить ответы на свои вопросы усугубляет ситуацию.

Экзистенциальный кризис можно спутать с другими состояниями: депрессией, тревожным расстройством, посттравматическим синдромом, сильным переутомлением. Если вы заподозрили у себя эту напасть, предлагаю пройти простой тест на определение экзистенциального кризиса. Начните читать роман философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра “Тошнота”. Если ощущения и размышления главного героя окажутся вам близки, скорее всего, ответ положительный.

Что такое экзистенциализм у Мартина Хайдеггера

Этот противоречивый немецкий мыслитель всегда сопротивлялся тому, что его куда-то определяли. Он постоянно протестовал, если его называли экзистенциалистом. Но если бы не он, это философское течение, возможно, не стало бы тем, чем оно сейчас является. Он дал ему базис и основу. С точки зрения этого немецкого философа бытие – особенно когда речь идет о человеке – не является чем-то постоянным и неподвижным. Оно всегда пребывает в становлении. Хайдеггер ввел в философский оборот различие между понятиями «бытие» и «сущее». Это два совершенно не совпадающих момента в экзистенциализме немецкого мыслителя. В философском экзистенциализме Хайдеггера бытие представляет собой тайну, которую человек не может постичь с помощью научной методологии. Сущее же – это окружающие нас мир вещей. Он преходящ и смертен, а самое главное, неиндивидуален. В суете своей жизни люди часто забывают о Бытии, запутываясь в паутине сущего. Следствием этого является чувство заброшенности, одиночество, страх. Чтобы преодолеть это, нужно подняться над сущим, пробовать реализовать стремление к трансцендентности, когда человек достигает особого «стояния в истине Бытия». Тогда он, наконец, становится самим собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector