Биография бунина

V

— И мы тотчас помирились? — спрашиваешь ты.Нет, я таки выдержал характер. Я, по крайней мере, через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело. А ты в это время уже возвращался мало-помалу к обыденной жизни.Ты сидел на полу, изредка подергивался от глубоких прерывистых вздохов, обычных у детей после долгого плача, и с потемневшим от размазанных слез личиком забавлялся своими незатейливыми игрушками — пустыми коробочками от спичек, — расставляя их по полу, между раздвинутых ног, в каком-то, только тебе одному известном порядке.Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!Но, делая вид, что отношения наши прерваны, что я оскорблен тобою, я едва взглянул на тебя. Я внимательно и строго осмотрел подоконники, столы… Где это мой портсигар?.. И уже хотел выйти, как вдруг ты поднял голову и, глядя на меня злыми, полными презрения глазами, хрипло сказал:— Теперь я никогда больше не буду любить тебя.Потом подумал, хотел сказать еще что-то очень обидное, но запнулся, не нашелся и сказал первое, что пришло в голову:— И никогда ничего не куплю тебе.— Пожалуйста! — небрежно ответил я, пожимая плечом. — Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего.— Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму! — крикнул ты тонким, дрогнувшим голосом, делая последнюю попытку уязвить меня.— А вот это уж и совсем нехорошо! — ответил я. — Дарить и потом отнимать! Впрочем, это твое дело.Потом заходили к тебе мама и бабушка. И так же, как я, делали сначала вид, что вошли случайно… по делу… Затем качали головами и, стараясь не придавать своим словам значения, заводили речь о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими и добиваются того, что их никто не любит. А кончали тем, что советовали тебе пойти ко мне и попросить у меня прощения.— А то дядя рассердится и уедет в Москву, — говорила бабушка грустным тоном. — И никогда больше не приедет к нам.— И пускай не приедет! — отвечал ты едва слышно, все ниже опуская голову.— Ну, я умру, — говорила бабушка еще печальнее, совсем не думая о том, к какому жестокому средству прибегает она, чтобы заставить тебя переломить свою гордость.— И умирай, — отвечал ты сумрачным шепотом.— Хорош! — сказал я, снова чувствуя приступ раздражения. — Хорош! — повторил я, дымя папиросой и поглядывая в окно на темную пустую улицу.И, переждав, пока пожилая худая горничная, всегда молчаливая и печальная от сознания, что она — вдова машиниста, зажгла в столовой лампу, прибавил:— Вот так мальчик!— Да не обращай на него внимания, — сказала мама, заглядывая под матовый колпак лампы, не коптит ли. — Охота тебе разговаривать с такой злючкой!И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Личная жизнь

Первая любовь случилась у Ивана Алексеевича довольно в раннем возрасте. Ему было 19 лет, когда на работе он познакомился с Варварой Пащенко, сотрудницей газеты «Орловский вестник», где трудился на тот момент и сам поэт. Варвара Владимировна была опытнее и старше Бунина, из интеллигентной семьи (она – дочь известного елецкого врача), работала также на должности корректора, как и Иван.

Её родители категорически были против такой пассии для своей дочери, не хотели, чтобы она вышла замуж за нищего поэта. Варвара боялась их ослушаться, поэтому когда Бунин предложил ей пожениться, венчаться она отказалась, но жить они стали вместе гражданским браком. Отношения их можно было назвать «из крайности в крайность» – то страстная любовь, то мучительные ссоры.

Позднее выяснилось, что Варвара была неверна Ивану Алексеевичу. Проживая с ним, она тайно встречалась с богатым помещиком Бибиковым Арсением, за которого потом вышла замуж. И это притом, что отец Варвары, в конце концов, дал своё благословение на брак дочери с Буниным. Поэт страдал и был разочарован, его юношеская трагическая любовь нашла потом отражение в романе «Жизнь Арсеньева». Но всё равно отношения с Варварой Пащенко остались в душе поэта приятными воспоминаниями: «Первая любовь – это великое счастье, даже если она неразделённая».

В 1896 году произошла встреча Бунина с Анной Цакни

Потрясающе красивая, артистичная и богатая женщина греческого происхождения, мужчины баловали её своим вниманием и восхищались ею. Её отец – богатый одессит Николай Петрович Цакни был революционером-народником

Осенью 1898 года Бунин и Цакни поженились, через год у них родился сын, но в 1905 году малыш умер. Супруги прожили вместе совсем мало, в 1900 году они разошлись, перестали понимать друг друга, взгляды на жизнь были разными, произошло отчуждение. И снова Бунин переживал это мучительно, в письме брату он говорил, что не знает, сможет ли дальше жить.

Успокоение пришло к писателю только в 1906 году в лице Веры Николаевны Муромцевой, с которой он познакомился в Москве.

Отец её был членом Московской городской управы, а дядя председательствовал в Первой Государственной Думе. Вера имела дворянское происхождение, выросла в интеллигентной профессорской семье. На первый взгляд она казалась немного холодной и всегда спокойной, но именно эта женщина смогла стать Бунину терпеливой и заботливой женой и быть с ним до конца его дней.

В 1953 году в Париже Иван Алексеевич умер во сне в ночь с 7 на 8 ноября, рядом с телом на постели лежал роман Л. Н. Толстого «Воскресенье». Похоронили Бунина на французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Темные аллеи

«Темные аллеи» – история, в которой Николай Алексеевич однажды, будучи молодым парнем, соблазнил, а потом бросил крестьянскую девушку Надежду из-за социального статуса.

Прошло 30 лет, и они встретились. Надежда получила вольную от своих господ и стала хозяйкой постоялого двора. Женщина так и не смогла выйти замуж – у Нади осталась обида на Николая, она не смогла его простить.

Мужчина тоже одинок – он очень любил свою жену, но она его бросила, а сын вырос проблемный – ведет себя, как полный негодяй.

Вся жизнь пролетела перед ними в воспоминаниях за несколько минут, и Надежда подталкивала его на них: «А вы мне все стихи изволили читать про темные аллеи…»

Николай Алексеевич, уезжая, представлял, как бы сложилась его жизнь, если бы он сделал в молодости другой выбор – в пользу любви…

Краткая биография И.А.Бунина

Иван Алексеевич Бунин, русский писатель, поэт, переводчик, родился 22 октября 1870 года в Воронеже, потомственный дворянин.

Детство юный писатель провел в родовом гнезде. В 1881 году Бунин поступил в гимназию, однако из-за финансовых проблем семьи не смог окончить обучение. Программу гимназии Бунину осваивал дома при поддержке старшего брата Юлия.

С 1889 года Бунин начал работать журналистом, как в уездных, так и в столичных газетах. В 1891 году Бунин женился на Варваре Владимировне Пащенко, корректоре газеты «Орловский вестник», с которой он тогда сотрудничал. В том же году Бунин выпустил дебютный сборник стихов.

В 1895 году, после разрыва с Пащенко, Бунин перебрался в Москву, где познакомился с такими литераторами как Л.Н Толстой, А.П. Чехов, М. Горький. Большой поклонник живописи, Бунин сблизился со многими художниками. Первый литературный успех Бунина – рассказ «Антоновские яблоки», демонстрирующий проблему обнищавших дворянских усадеб, подвергся критике за воспевание голубой дворянской крови. В этот период Бунин добивается славы, его стихотворный сборник «Листопад» приносит ему Пушкинскую премию.

После революции 1905 года Бунин начинает писать о доле русской деревни, задумываться об исторической роли России, чем вызывает шквал критики за отрицательный образ русской деревни. Впрочем, повести «Деревня» и «Суходол» имели грандиозный успех у читательской публики. В 1906 году Бунин встречает Веру Николаевну Муромцеву, ставшей спутницей поэта до конца его жизни.

В творчестве 1915-1916 годов доминируют философствования писателя об абсурде существования мира и о бессмысленности развития цивилизации. Главные темы рассказов данного периода («Господин из Сан-Франциско» и «Братья») — смерть и роковая случайность.

После событий октябрьской революции, чета Буниных покидает Россию. Во Франции Бунин писал о России, через его творчество красной нитью проходила мысль о несчастьях русской истории. В 1933 году Бунин становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, однако на Родине данное событие истолковывают как происки империализма. Несмотря на это, Бунин страстно желал возвратиться в Россию, и такой шанс представился в 1946, благодаря указу советского правительства «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…». Однако в том же году советская пропаганда втаптывает в грязь творчество А. Ахматовой и М. Зощенко. Такое отношение советской власти к свободе слова навсегда отвернуло писателя от России.

Жизнь поэта окончилась на чужбине. Иван Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже.


Читать все рассказы И.А.БунинаЧитать рассказы других авторов

Поздний час

В произведении «Поздний час» рассказывается о пожилом господине, который встретился со своим прошлым. Поздно вечером он вышел на прогулку, чтобы посмотреть на знакомые места и предаться воспоминаниям.

Главный персонаж из его воспоминаний о прошлом – его возлюбленная, детали ее внешнего вида: белое легкое платье, темные волосы, живые глаза… Девушка, которая делала его счастливым человеком. Она дала ему надежду на счастье, но случилось непоправимое – она умерла, но для пожилого господина продолжает жить… Жить в его сердце.

Герой осознает, что в этой жизни у него больше ничего нет – он пережил уход почти всех своих родных, но продолжает свой путь в тишине…

Он оказывается у места, где похоронена его возлюбленная – и оно указывает не только на то, что этого человека ждет скорая смерть, но и на его внутреннюю гибель.

Детство

Иван Алексеевич появился на свет 23 октября 1870 года в городе Воронеже, где по улице Дворянской семья снимала жилье в Германовской усадьбе. Семья Буниных принадлежала к знатному помещичьему роду, среди их предков значились поэты Василий Жуковский и Анна Бунина. К моменту рождения Ивана семейство обнищало.

Отец, Бунин Алексей Николаевич, в молодости служил офицером, потом стал помещиком, но за короткое время промотал имение. Мать, Бунина Людмила Александровна, в девичестве принадлежала роду Чубаровых. В семье уже было два старших мальчика: Юлий (13 лет) и Евгений (12 лет).

Бунины переехали в Воронеж за три города до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям. Юлий имел на редкость удивительные способности в языках и математике, он очень хорошо учился. Евгения учёба совсем не интересовала, в силу своего мальчишеского возраста ему больше нравилось гонять голубей по улицам, гимназию он бросил, но в будущем стал одарённым художником.

А вот про младшего Ивана мама Людмила Александровна говорила, что он особенный, с самого рождения отличался от старших детей, «ни у кого нет такой души, как у Ванечки».

В 1874 году семья переехала из города в деревню. Это была Орловская губерния, и на хуторе Бутырки Елецкого уезда Бунины сняли поместье. К этому времени старший сын Юлий окончил с золотой медалью гимназию и осенью собрался ехать в Москву, чтобы поступать в университет на математический факультет.

По словам писателя Ивана Алексеевича, все его детские воспоминания – это мужицкие избы, их обитатели и бескрайние поля. Мать и дворовые часто пели ему народные песни и рассказывали сказки. Целые дни с утра до вечера Ваня проводил с крестьянскими детьми по ближайшим деревням, со многими он дружил, пас вместе с ними скотину, ездил в ночное. Ему нравилось кушать вместе с ними редьку и чёрный хлеб, бугристые шершавые огурчики. Как написал он потом в своём произведении «Жизнь Арсеньева», «сама того не осознавая, за такой трапезой душа приобщалась к земле».

Уже в раннем возрасте стало заметно, что Ваня воспринимает жизнь и окружающий мир художественно. Людей и зверей он любил показывать мимикой и жестами, а также слыл на деревне хорошим рассказчиком. В возрасте восьми лет Бунин написал свой первый стих.

Антоновские яблоки

Рассказчик вспоминает свое детство, проведенное в деревне Выселки – когда-то ее считали очень богатой, ведь в ней много всего продавалось, росло.

Ему вспоминается чарующая пора – осень, аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники заполняют ими телегу, чтобы отвезти в город.

Поздней ночью рассказчик выбегает в сад и смотрит на небо… Оно усеяно звездами, он смотрит в небо долго-долго, пока не ощутил, как земля уходит из-под ног… Рассказчик вспоминает, как старики и старухи жили в Выселках подолгу, что являлось признаком благополучия.

Произведение «Антоновские яблоки» представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».

Литература

  • Бабореко А. К. Комментарии // Бунин И. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 1. — С. 565—635. — 687 с.
  • Бабореко А. К. Комментарии // Бунин И. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 3. — С. 593—669. — 671 с.
  • Михайлов О. Н. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1988. — Т. 6. — С. 625—718. — 719 с. — ISBN 5-280-00058-2.
  • Летопись жизни и творчества И. А. Бунина / Составитель С. Н. Морозов. — М.: ИМЛИ РАН, 2011. — Т. 1. — 944 с. — ISBN 978-5-9208-0395-5.
  • Пречисский В. А. Судьба архива И. А. Бунина и его ближайшего парижского окружения // И. А. Бунин и его окружение: к 140-летию со дня рождения писателя / В. А. Пречисский. — М.: Русский импульс, 2010. — С. 278—298. — 304 с. — ISBN 978-5-90252542-X.
  • Саакянц А. А. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1988. — Т. 4. — С. 643—699. — 699 с.
  • Саакянц А. А., Бабореко А. К. Проза позднего Бунина. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1988. — Т. 5. — С. 571—635. — 636 с.
  • Титова В. Г. Комментарии // Бунин И. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 2. — С. 475—507. — 511 с.
  • Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве И. А. Бунина / Н. Г. Мельников. — М.: Книжница, 2010. — 928 с. — ISBN 978-5-903081-12-7.

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ , с. 23.
  3. ↑ , с. 582.
  4. ↑ , с. 583.
  5. ↑ , с. 584.
  6. ↑ , с. 585.
  7. ↑ , с. 586.
  8. ↑ , с. 591.
  9. , с. 592.
  10. , с. 593.
  11. , с. 594.
  12. , с. 601.
  13. ↑ , с. 602.
  14. , с. 604.
  15. , с. 622.
  16. , с. 625.
  17. ↑ , с. 627.
  18. , с. 6634.
  19. , с. 476.
  20. , с. 475.
  21. , с. 477.
  22. , с. 479.
  23. , с. 482.
  24. , с. 489.
  25. , с. 494.
  26. , с. 500.
  27. , с. 504.
  28. , с. 610.
  29. , с. 619.
  30. , с. 630.
  31. , с. 647.
  32. , с. 665.
  33. , с. 666.
  34. , с. 667.
  35. , с. 669.
  36. , с. 670.
  37. , с. 671.
  38. , с. 673.
  39. , с. 683.
  40. ↑ , с. 689.
  41. , с. 595.
  42. ↑ , с. 612.
  43. , с. 614.
  44. , с. 618.
  45. , с. 623.
  46. , с. 649.
  47. , с. 658.
  48. , с. 664.
  49. , с. 681.
  50. .
  51. , с. 28.
  52. , с. 147.
  53. , с. 171.
  54. , с. 185.
  55. , с. 198.
  56. , с. 265.
  57. , с. 285.
  58. ↑ , с. 320.
  59. История русской литературы XX – начала XXI века. Часть I. 1890–1925 годы, 2017, с. 48.
  60. , с. 333.
  61. , с. 397.
  62. , с. 419.
  63. ↑ , с. 431.
  64. , с. 439.
  65. , с. 368.

Митина любовь

Митя влюблен в Екатерину – миловидную девушку, учащуюся в театральной школе

Митя очень ревнует ее к представителям аристократической богемы, которые проявляют к девушке повышенное внимание. Катя же говорит ему, что нет причин для ревности, он для нее – самый лучший

Митя все время провожает девушку на «литературные вечера, в студию Художественного театра. Со временем он замечает, что Катя стала меняться – она невнимательна к Мите, думает только о театре, а он не знает, как справляться со своей мучительной ревностью.

Катя все больше отдаляется от Мити, и из наивной и трогательной девушки превращается в светскую юную даму, все время куда-то спешащую и наряженную…

В «Митиной любви» Бунин сумел очень тонко передать переживания молодого парня, оставшегося один на один со своей неразделенной любовью.

I

Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, — это было после одной из наших ссор с тобой, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!Но это была слишком крупная ссора.Помнишь ли, что в этот вечер ты даже не решился близко подойти ко мне?— Покойной ночи, дядечка, — тихо сказал ты мне и, поклонившись, шаркнул ножкой.Конечно, ты хотел, после всех своих преступлений, показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким мальчиком. Нянька, передавая тебе единственный известный ей признак благовоспитанности, когда-то учила тебя: «Шаркни ножкой!» И вот ты, чтобы задобрить меня, вспомнил, что у тебя есть в запасе хорошие манеры. И я понял это — и поспешил ответить так, как будто между нами ничего не произошло, но все-таки очень сдержанно:— Покойной ночи.Но мог ли ты удовлетвориться таким миром? Да и лукавить ты не горазд еще. Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне:— Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя…

Стихотворения, переводы

Год Название Первая публикация Прим.
1887 Над могилой С. Я. Надсона литературное приложение к газете «Родина», 1887, 22 февраля
1887 Деревенский нищий литературное приложение к газете «Родина», 1887, 17 мая
1891 «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…» журнал «Наблюдатель», 1891, № 6
1898 «Не видно птиц. Покорно чахнет…» «Мир Божий», 1898, № 10
1901 «Один встречаю я дни радостной недели…» сборник «Листопад», 1901
1899 В степи «Южное обозрение», 1899, № 853
1896 В костёле «Нива», 1896, № 8
1901 «Ту звезду, что качалася в тёмной воде…» «Мир Божий», 1901, № 11
1893 «Бушует полая вода…» «Вестник Европы», 1893, № 7
1893 Соловьи «Вестник Европы», 1893, № 7
1900 «В стороне далёкой от родного края» «Русское богатство», 1900, № 12
1898 В поезде сборник «Под открытым небом», 1898
1898 Мать «Мир Божий», 1900, № 1
1895 Ковыль «Труд», 1895, № 5
1900 «Могилы, ветряки, дороги и курганы…» «Журнал для всех», 1900, № 12
«Нагая степь пустыней веет…» сборник «Листопад», 1901
1895 Костёр «Труд», 1895, № 12
1898 «Долог был во мраке ночи…» «Нива», 1898, № 19
Метель сборник «Стихи и рассказы», 1900
1898 Родина «Русское богатство», № 4
1900 На Днепре «Жизнь», 1900, № 9
1899 Кипарисы «Южное обозрение», 1899, № 707
1900 «Отчего ты печально, вечернее небо?» «Мир Божий», 1900, 3 8
1899 На хуторе «Журнал для всех», 1899, № 1
1900 Листопад (Осенняя поэма) «Жизнь», 1900, № 10
1900 На распутье «Книжки Недели», 1900, № 10
1900 После половодья «Жизнь», 1900, № 9
1900 «Не угас ещё вдали закат…» «Жизнь», 1900, № 9
1903 — 1906 Северная берёза альманах «Факелы», кн. 1, 1906
Мороз «Знание», кн. 9, 1906
1905 «Звёзды горят над безлюдной землёю…» «Знание», кн. 7, 1905
1906 Одиночество «Знание», кн. 9, 1906
1904 Косогор «Русская мысль», 1904,
1907 За гробом «Русская мысль», 1907, № 3
1907 «Люблю цветные стёкла окон…» «Знание», 1907, кн. 15
Гробница Рахили сборник «Щит», 1915
«Чалма на мудром — как Луна…» «Южное слово», 1919, № 51
1925 «Бывает море белое, молочное…» «Митина любовь», 1925
1924 Русская сказка «Звезда Иерихона», 1924
1924 «Уныние и сумрачность зимы…» «Русская газета», 1924, № 199
Ночная прогулка «Русские новости», 1946, № 84
1896 Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате» (перевод) «Орловский вестник»

IV

От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер… Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты…Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, — вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям — крики о помощи. Сознание твое стало проясняться, и ты начал играть, с мучительным наслаждением играть роль умирающего.— О-ой, больно! Ой, мамочка, умираю!— Небось не умрешь, — холодно сказал я. — Покричишь, покричишь, да и смолкнешь.Но ты не смолкал.Разговор, конечно, оборвался. Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу.— Ужасно испорченный ребенок! — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама и снова взялась за свое вязанье. — Ужасно избалован!— Ой, бабушка! Ой, милая моя бабушка! — вопил ты диким голосом, взывая теперь к последнему прибежищу — к бабушке.И бабушка едва сидела на месте.Ее сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу и быстро стучала ложечкой по столу.Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощении. Да и слез уже не хватало. Ты до изнеможения упился своими рыданиями, своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе, но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за одного самолюбия.Ясно было слышно: кричать тебе уже не хочется, голос охрип и срывается, слез нет. Но ты все кричал и кричал!Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?Наконец ты затих…

Смерть писателя

Смерть к Ивану Бунину пришла довольно неожиданно. Его сердце остановилось во время сна, и произошло это печальное событие 8 ноября 1953 года. Именно в этот день Иван Алексеевич находился в Париже и даже предположить не мог свой скорой кончины.

Наверняка Бунин мечтал долго жить и однажды умереть на родной земле, среди его близких и большого количества друзей. Но судьба распорядилась несколько иначе, в результате чего большую часть своей жизни писатель провел в эмиграции. Однако благодаря своему непревзойденному творчеству он фактически обеспечил своему имени бессмертие. Помнить литературные шедевры, написанные Буниным, будут еще многие поколения людей. Творческая личность, подобная ему, обретает мировую славу и становится историческим отображением той эпохи, в которую она творила!

Похоронили Ивана Бунина на одном из кладбищ во Франции (Сент-Женевьев-де-Буа). Вот такая насыщенная и интересная биография Ивана Бунина. Какая же его роль в мировой литературе?

2. Окаянные дни

Произведение представляет собой сборник записок о жизненных ситуациях Ивана Алексеевича, которые он постепенно составлял в дневнике в 1918 году. Впоследствии по ним и была написана целая книга, выпущенная на обозрение читателя в 1926 году.

Сюжет же рассказа повествует об исторических событиях, заставивших Россию склониться к глобальным переменам. Здесь же можно увидеть революцию 1917 года и гражданскую войну, которая последовала годом позднее. Эмоциональность и необъективность делают повествование хватающим за душу. Мы видим отношение автора к происходящему и его душевные терзания, заставляющие погрузится в атмосферу рассказа и прочувствовать все эмоции на себе.

Смерть

В конце 1940-х врачи диагностировали у Бунина эмфизему легких. По настоянию медиков Иван Алексеевич отправился на курорт на юге Франции. Но состояние здоровья не улучшилось. В 1947 году 79-летний Иван Бунин в последний раз выступил перед аудиторией литераторов.

Нищета заставила обратиться за помощью к русскому эмигранту Андрею Седых. Тот выхлопотал больному коллеге пенсию у американского филантропа Фрэнка Атрана. До конца жизни Бунина Атран выплачивал писателю 10 тысяч франков ежемесячно.

Иван Бунин в последние годы

Поздней осенью 1953 года состояние здоровья Ивана Бунина ухудшилось. Он не поднимался с постели. Незадолго до кончины писатель попросил жену почитать письма Чехова.

8 ноября доктор констатировал смерть Ивана Алексеевича. Ее причиной стала сердечная астма и склероз легких. Похоронили нобелевского лауреата на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, месте, где нашли упокоение сотни российских эмигрантов.

Первый сборник стихов Бунина

В 1891 году Иван Алексеевич Бунин издает свой первый сборник стихов, тираж составляет 1250 экземпляров. С реализацией тиража автор испытывает трудности и рассылает свои брошюры бесплатно — всем подписчикам газеты, в которой работал.

В 1892 году Бунин и Пащенко переезжают в Полтаву, но семейная жизнь на новом месте так и не складывается, Варвара покидает писателя. Разрыв Бунин переживает довольно болезненно. В Полтаве Иван Алексеевич служит в местной управе статистом.

В 1895 году впервые едет в Петербург, встречается со многими известными поэтами и публицистами. Продолжает общаться с представителями литературы того времени в Москве. Знакомится с Брюсовым, Чеховым, Толстым, дружит с Куприным. В 1897 году выпускает второй сборник, который тоже не имел большого успеха.

В 1898 году женится на Анне Цакни, дочери редактора журнала «Южное обозрение». Первый настоящий успех в качестве литератора к Бунину приходит в 1901 году с выходом его нового сборника «Листопад». Спустя два года автор получает Пушкинскую премию.

В 1906 году Иван Бунин знакомится с Верой Муромцевой, в которую влюбляется. Она стала его второй женой. Цакни не давала Бунину развода, и до эмиграции супруги жили в гражданском браке. Обвенчались они только по отъезду из России в 1922 году, шафером был друг Ивана Алексеевича, писатель Александр Куприн.

В 1909 году Бунин на двоих с Куприным получает вторую Пушкинскую премию.

Все 1910-е годы до начала Первой мировой войны Бунин с Муромцевой много путешествуют. В те годы Иван Алексеевич написал ряд рассказов, которые получили широкую известность, — «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» и другие.

События Октябрьской революции писатель застал в Москве, его дневник за тот период времени стал основой для книги «Окаянные дни». В 1918 году Бунин с Муромцевой уезжают в Одессу, где живут полтора года. Зимой 1920-го отправляются в Константинополь, оттуда — в Париж.

Популярные стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

В каждом своем стихотворении Бунин четко выражал те или иные мысли. К примеру, в известном произведении «Детство» читатель знакомится с мыслями ребенка касаемо окружающего его мира. Десятилетний мальчик размышляет о том, насколько величественна вокруг природа и какой он маленький и незначительный в этом мироздании.

В стихе «Ночь и день» поэт мастерски описывает разные времена суток и делает акцент на том, что все постепенно меняется в человеческой жизни, а вечным остается только Бог.

Интересно описана природа в произведении «Плоты», а также нелегкий труд тех, кто каждый день переправляет людей на противоположный берег реки.

Солнечный удар

Военный и очаровательная миниатюрная девушка знакомятся на палубе корабля. Она возвращается домой из Анапы по Волге, еще какое-то время назад она знать не знала о существовании этого мужчины, однако принимает его предложение сойти на близжайшей пристани.

Они останавливаются в гостинице, но на утро девушка покидает возлюбленного, отказываясь продолжить совместное путешествие. Ее характеру несвойственна безрассудность, и это приключение, как солнечный удар».

Мужчина провожает девушку до причала, а затем возвращается в гостиницу. Нечаянное знакомство вызвало у него бурю эмоций, он бросается в постель и засыпает в слезах, испытывая любовное безумие…

II

Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.Только что открылись для тебя еще не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши — непременно цветные! — и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И все это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры.— Но сегодня царский день, все заперто, — соврал я, чтобы оттянуть дело до завтра или хоть до вечера: уж очень не хотелось мне идти в город.Но ты замотал головою.— Нет, нет, не царский! — закричал ты тонким голоском, поднимая брови. — Вовсе не царский, — я знаю.— Да уверяю тебя, царский! — сказал я.— А я знаю, что не царский! Ну, пожа-алуйста!— Если ты будешь приставать, — сказал я строго и твердо то, что говорят в таких случаях все дяди, — если ты будешь приставать, так и совсем не куплю ничего.Ты задумался.— Ну, что ж делать! — сказал ты со вздохом. — Ну, царский, так царский. Ну, а цифры? Ведь можно же, — сказал ты, опять поднимая брови, но уже басом, рассудительно, — ведь можно же в царский день показывать цифры?— Нет, нельзя, — поспешно сказала бабушка. — Придет полицейский и арестует… И не приставай к дяде.— Ну, это-то уж лишнее, — ответил я бабушке. — А просто мне не хочется сейчас. Вот завтра или вечером — покажу.— Нет, ты сейчас покажи!— Сейчас не хочу. Сказал, — завтра.— Ну, во-от, — протянул ты. — Теперь говоришь — завтра, а потом скажешь — еще завтра. Нет, покажи сейчас!Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей.И я твердо отрезал:— Завтра. Раз сказано — завтра, значит, так и надо сделать.— Ну, хорошо же, дядька! — пригрозил ты дерзко и весело. — Помни ты это себе!И стал поспешно одеваться.И как только оделся, как только пробормотал вслед за бабушкой: «Отче наш, иже еси на небеси…» — и проглотил чашку молока, — вихрем понесся в зал. А через минуту оттуда уже слышались грохот опрокидываемых стульев и удалые крики…И весь день нельзя было унять тебя. И обедал ты наспех, рассеянно, болтая ногами, и все смотрел на меня блестящими странными глазами.— Покажешь? — спрашивал ты иногда. — Непременно покажешь?— Завтра непременно покажу, — отвечал я.— Ах, как хорошо! — вскрикивал ты. — Дай бог поскорее, поскорее завтра!Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы — бабушка, мама и я — сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению.

Детство и юность

Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя – основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм Василий Жуковский.

Портрет Ивана Бунина

Родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина, женатого на двоюродной племяннице Людмиле Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. Она родила мужу девятерых детей, из которых выжили четверо.

Иван Бунин в детстве

В Воронеж семья перебралась за 4 года до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Поселились в арендованной квартире на Большой Дворянской улице. Когда Ивану исполнилось четыре года, родители вернулись в родовое имение Бутырки в Орловской губернии. На хуторе прошло детство Бунина.

Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» Гомера и сборник английских стихов.

Иван Бунин в детстве

Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector