История подвига ивана сусанина

О жизни Сусанина и его подвиге

Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914

Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века

Михаил Нестеров. Иван Сусанин. 1884

О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря)  года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти».

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря)  года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семенову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род.

В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска:

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Смутное время и его завершение

Что делали польские отряды в непосредственной близости от царской резиденции? Почему русский царь пребывал не в Кремле, а в лесном болотистом краю? Биография Сусанина для нас интересна, потому что связана с драматическими страницами русской истории.

Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Его воцарение было знаменательным для России, потому что положило конец Смутному времени, во время которого Россия была погружена в хаос и междоусобицы. Причиной Смуты было безвластие. Преемственность власти была нарушена, когда царь Иван Грозный умер, не оставив наследников. Впоследствии, через несколько столетий, ученые обнаружили, что Иван и его сыновья были отравлены ядовитыми соединениями ртути.

Таинственная смерть маленького царского сына, царевича Димитрия, была использована самозванцами: на московский трон претендовали авантюристы, названные Лжедмитриями. Один из них на короткий срок занял престол, но вскоре был разоблачен и убит.

Правители времен Смуты – Борис Годунов, Лжедмитрий, боярин Шуйский, который был свергнут князем Мстиславским. После свержения Шуйского и его пострижения в монахи правление стало коллегиальным – «семибоярщина». Согласия между боярами не было, между тем ослабевшее государство грабили иноземцы – поляки, крымские татары, шведы.

Отстояв Москву, лидеры ополчения постановили избрать законного царя, и для этого был созван Земский Собор.

Выборы царя были бурными. Предлагалось восемь претендентов на престол, но единогласия не было ни по одной кандидатуре. В результате споров был выбран компромиссный вариант – шестнадцатилетний Михаил Романов, состоявший в родстве с Иваном Грозным. По правилам престолонаследия, он имел законное право на власть. Его коронация открывала возможность вернуться в правовое поле, прекратить распри из-за власти и завершить Смуту.

Но главный герой выборов, назначенный Земским Собором царь, был в это время далеко. Михаил Романов со своей матерью жил в селе Домнино и еще не знал об оказанной ему чести. К избранному царю направлялись послы от Земского Собора, чтобы огласить решение.

Поляки идут!

Увертюра — как и полагается настоящей увертюре — написана в сонатной форме. После нескольких напряжённых аккордов оркестра деревянные духовые излагают печальную мелодию — это тема рассказа Вани из эпилога. Ваня там будет рассказывать о гибели Сусанина — то есть Глинка как бы начинает своё повествование с конца.

“Иван Сусанин” в постановке 1939 года в Большом театре

Плавное и умиротворённое затихание этой темы прерывается чужеродными и неуютными репликами тромбонов (вообще говоря, тяжёлую медь Глинка в своей партитуре использует главным образом для характеристики поляков).

И наконец, после грандиозного крещендо (от pp до ff за восемь тактов) с истеричными, перехлёстывающими через край взвизгиваниями скрипок начинается превосходная главная тема, слегка танцевального характера. Даже не знаю, чего в ней больше: холодной враждебности или утончённого изящества.

Второе её проведение намного более агрессивное и грозное. Эта тема появится в опере в концовке третьего действия — после того как Сусанина уведут поляки. Если необходимо вешать ярлыки, то её можно было бы назвать «темой беды». Побочная партия представлена мелодией песни Вани из третьего действия — простенькой, но ничуть не менее обаятельной.

Разработка построена на главной теме, которая «гуляет по тональностям», как будто ищет какую-то лазейку и, не найдя её, возвращается в своё первоначальное состояние, что знаменует начало репризы. После скромного проведения побочной темы вновь возвращается главная. Но на этот раз она натыкается на глухую стену тихих аккордов струнных, и увязает в этом почти что безмолвии, из которого вырастает кода.

В коде тема главной партии преображается и становится мажорной, торжественной и радостной. Можно вспомнить эволюцию темы судьбы в Пятой симфонии Чайковского.

Эта музыка призвана поражать и изумлять — настоящая музыка! Полагаю, Пушкин пришёл в состояние восторга ещё до поднятия занавеса.

Антон Гопко, ЕЖЕ

Доказательства и сомнения

Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.

  • Монахини Богоявленско-Анастасииного женского монастыря у памятного камня, установленного на месте гибели крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина
  • РИА Новости

В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей «за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь». Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми («с Данилком да с Костькою») в пустошь Коробово Костромского уезда.

Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.

Также по теме


Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

3 марта 1613 года в Московском Кремле Земский собор избрал на царство юного Михаила Романова. Сын патриарха Филарета правил более 30…

«…Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…» — отмечалось в документе.

Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.

В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится. Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817—1885).

Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.

Факты

  • По сообщениям прессы и заключению подготовленным главным археологом Костромы С. И. Алексеевым, в 2003 году в некрополе села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают интерпретацию находок. В научной публикации археологических и антропологических исследований какие-либо утверждения о нахождении останков именно Ивана Сусанина не содержатся. В соответствии с заключением Института археологии РАН, сделанным по запросу Министерства культуры РФ в 2006 году, отмечено, что представленные факты не дают оснований для идентификации личности Ивана Сусанина. А. Е. Петровым, Л. А. Беляевым и А. П. Бужиловой досконально разобрано и показано, что предложенная региональными госорганами интерпретация материалов исследований не соответствует реальным результатам и обусловлена конъюнктурными соображениями.
  • По неподтвержденным сообщениям прессы, якобы в том же году в окрестностях села Исупово археологами была исследована поляна, расположенная на месте бывшего болота, пересохшего в прошлом столетии. При этом были сделаны находки в виде 40 нательных католических и одного православного крестика, причём последний был перерублен.
  • Отчество Осипович является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается (официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено). Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его фамилия (прозвание) была бы Осипов, а не Сусанин.
  • С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
  • В музее подвига И. Сусанина находится экспозиция «Они повторили подвиг Сусанина», рассказывающая о 58 «последователях» И. Сусанина. В советское время вышла книга, описывающая их подвиги. Самый знаменитый из них Матвей Кузьмин, за свой подвиг был удостоен звания Герой Советского Союза.
  • Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира).
  • Иван Сусанин был не единственным представителем простого народа, оказавшим важные услуги семье Романовых. При Борисе Годунове, когда родители Михаила Фёдоровича были насильно пострижены и сосланы, священник Толвуйского погоста (место ссылки инокини Марфы на берегу Онежского озера) Ермолай Герасимов тайно «проведывал» для инокини Марфы сведения о судьбе Филарета Никитича. Деятельность священника осталась тайной для властей. Хотя Ермолай Герасимов и не пострадал на службе Романовым, священник и его потомки получили в 1614 г. (вскоре после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова) обширную вотчину, освобождение от налогов и другие щедрые пожалования.

Увековечение памяти

Основная статья: Памятник Ивану Сусанину

Памятник 1851 года

Фото из «ВЭС»

В 1835 году указом Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 (26) марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест.

У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружён фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Другие памятники

Памятный знак Ивану Сусанину над Чистым болотом

Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде ().

Бронзовая фигура умирающего Ивана Сусанина, над которым склонялась фигура женщины — аллегорическое изображение России, была включена скульптором А. Адамсоном в ансамбль памятника в честь 300-летия дома Романовых в Костроме.

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

Прочее

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино». Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина.

Центральная площадь Костромы называется Сусанинской (1835—1918, восст. в 1992 году). В различных населённых пунктах государств бывшего СССР имеются улицы Ивана Сусанина.

В разное время имя Ивана Сусанина носили российские и советские суда:

  • ледокольный пароход-паром (также «Минто» (Minto), «Лейтенант Дрейер»),
  • морской учебно-пассажирский пароход (бывший Ruegen),
  • пассажирский речной теплоход,
  • балкер (тип «Дмитрий Донской») (1981),
  • патрульный ледокол ТОФ проекта 97П (1973).

Образ Ивана Сусанина использовался в символике молодёжного образовательного форума «Патриот», проводившегося в 2009—2012 годах в Костромской области.

Кто повторил подвиг крестьянина

Прежде чем говорить о том, что именно сделал этот крестьянин, полезно хотя бы бегло присмотреться к обстановке на полях Подмосковья в начале февраля 1942 года. В это время отступление Красной Армии затормозилось. В окрестностях Малкинских высот началась оборона, планировалось контрнаступление. Немецкая дивизия должна была выйти из оккупированного села Куракино и атаковать советские войска с тыла, но без проводника эта операция была невозможна.

Командующий горнострелковой дивизией решил, что вряд ли удастся сыскать лучшего проводника, нежели старый Матвей Кузьмин. Была предложена щедрая награда за выполненное задание. Старый крестьянин согласился, однако задумал коварный план: заманить врагов в ловушку. Узнав о планируемом маршруте врага, Кузьмин незаметно для гитлеровцев послал своего внука к советским войскам.

И пока хитрый крестьянин водил неприятелей по окольным дорогам, защитники Советского Союза подготовились к встрече с врагом. И у деревни Малкино немецкая дивизия попала в ловушку: почти все враги погибли от советских автоматчиков, а кто выжил – попал в плен. Командир дивизии застрелил коварного проводника, однако и сам он погиб.

Иван Сусанин в произведениях искусства

Зловредные польские шляхтичи недовольны долгим блужданием по зимнему лесу. Они устали, изрядно продрогли, а подходящего места для ночлега все еще нет.

Предводитель вражеского отряда недовольно спрашивает крестьянина Ивана, куда это он их привел. Сусанин дерзко отвечает: «Туда, куда нужно!». То есть болотистая чаща леса – лучшее место для врагов. Именно здесь их ждет могила.

Поняв, что проводник оказался тем еще лисом в человеческом облике, главарь польского отряда пытается выведать тайну, угрожая обманщику страшными муками. Но Иван Сусанин гордо отвечает, что ему их гнев не страшен, и заявляет, что напрасно польские интервенты надеются на помощь предателей.

По мотивам думы Рылеева великий русский композитор М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в СССР опера называлась «Иван Сусанин»). Справедливо ли первоначальное название оперы? Да, потому что легендарный крестьянин на самом деле ценой своей жизни спас Михаила Романова от смертельно опасной встречи с поляками. Справедливо и второе название – по имени заглавного героя.

В версии оперы для императорских театров (Большого в Москве и Малого в Петербурге) в заключительной арии главного героя упоминается имя спасенного царя. В СССР это упоминание было выброшено (ибо была нездоровая мода поливать грязью имперское прошлое).

Скотина или нет?

Многие, в самом деле, были сбиты с толку заголовком, а также гражданственной озабоченностью главного героя. Владимир Стасов, например, неодобрительно относился к «Жизни за царя», считая эту оперу порождением николаевского официоза. Даже где-то выразился, что, мол, Сусанин выведен скотина скотиной.

Осип Афанасьевич Петров, первый исполнитель роли Сусанина. Петербург, 1870-е годы

Да, Глинка не приукрашивает своего героя: обычный мужик с запудренными мозгами. Если абстрагироваться от того, что знаешь, чем всё кончится, и смотреть/слушать, как в первый раз, то поначалу даже неприятный: дочку замуж не пускает — нудит что-то по поводу политической нестабильности.

При этом Глинка совершенно не изображает Сусанина героем. У него не было выбора. Что он мог сделать? Отвести поляков, куда они просили? И что? Отказаться? И что? Нет, это опера о зыбкости человеческого бытия, о маленьком человеке, которому холодно, одиноко и страшно умирать. Не пойми за что.

В итоге герой получился неказистый — совершенно неоперный (страшно эпатажный, если вдуматься) — но при этом живой. И композитор по-настоящему был увлечён его судьбой. Известно, что в своих личных записях он называл его не иначе как И. Сус.

Произведение Глинки ставит ряд неразрешимых и неоднозначных вопросов. Например, в финале оперы на фоне народного торжества фигуры Антониды, Вани и Собинина выделяются своей скорбью и неприкаянностью. Их личная трагедия никак не может быть сглажена всеобщим ликованием. И невольно возникает вопрос: а стоило ли оно того? Не случайно в советских постановках эта сцена всегда подвергалась сокращениям.

Конфликт плохого с отвратительным

Что касается собственно качества стихов, то в обоих вариантах оно оставляет желать. Например, у Розена:

или

Афиша первого представления оперы «Жизнь за царя» в Петербурге 27 ноября 1836 года

У Городецкого тоже «перлов» хватает:

Или вот (вообще отлично):

Ещё хуже то, что текст Городецкого не слишком сочетается с музыкой. Вот например:

Такие неточные рифмы вошли в употребление только во время так называемого «серебряного века», и сочетание современных стихов с музыкой столетней (на тот момент) давности привело к утрате стиля, к выветриванию аромата пушкинской эпохи.

И всё же лично я, пожалуй, предпочитаю либретто Городецкого — хотя прекрасно отдаю себе отчёт в том, что и оно никуда не годится. Что там, что там — бездарная агитка.

Но вообще я считаю просто безобразием, что у важнейшего произведения русской оперы, давшего начало плодотворному, богатому шедеврами направлению, нет нормальной редакции, которая была бы достойна превосходной музыки Глинки.

Тут нужен либо новый текст, либо компиляция наиболее приличных кусков из уже имеющихся либретто в сочетании с оправдывающей такую компиляцию современной режиссурой. Если кому-то нужен режиссёр, который знает, как сделать из «Сусанина» настоящий блокбастер, — обращайтесь.

Любопытный факт: трудолюбивый барон Розен сделал и немецкий перевод собственного либретто. Может быть, это и есть самый лучший на сегодняшний день вариант? Тогда надо просто перевести его обратно на русский человеческим языком!

О музыке этой оперы мы подробно поговорим в следующий раз. Для затравки предлагаю послушать замечательную увертюру. Вообще говоря, если бы я был дирижёром, я бы постоянно включал в свои концертные программы увертюры к обеим глинкинским операм — так они, на мой взгляд, хороши.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector