Правление ивана 3 (1462-1505)
Содержание:
Держать власть любой ценой
Правление Василия 3 долгое время казалось невозможным, поскольку его отец хотел передать престол своему внуку от первого брака – Дмитрию. Более того, в 1498 году Иван 3 венчает на царствование Дмитрия, объявляя его наследником престола. Вторая жена Ивана 3 Софья (Зоя) Палеолог вместе с Василием организуют заговор против Дмитрия, чтобы избавиться от конкурента по наследию престола. Заговор был раскрыт, а Василий арестован.
Дальше точных сведений летописи не имеют, известна только хронология:
- В 1499 году Иван 3 милует сына Василия и выпускает его из тюрьмы.
- В 1502 году обвиняют и сажают в тюрьму самого Дмитрия, а Василия благословляют на царствование.
В свете событий борьбы за правление Россией Василий 3 четко уяснил, что важна власть любой ценой, и каждый кто будет этому мешать – враг. Вот, например, какие слова есть в летописи:
Из беглянок – в царские невесты
Выбор Софьи Палеолог в качестве второй невесты не был для Ивана III и его окружения очевидным. Появление ее кандидатуры в списке возможных претенденток на роль царевны стало результатом усилий в первую очередь римского папы Сикста IV, который увидел в возможности выдать племянницу последнего византийского императора за русского царя шанс на заключение унии с русской церковью, а в последующем и католизацию Руси. В том, что именно римский папа распоряжался судьбой Софьи Палеолог, не было ничего удивительного: после падения Константинополя и Морейского деспотата во главе семья Фомы Палеолога бежала на Корфу, а в конечном итоге оказалась в Италии, где ей оказал покровительство римский понтифик. Его участие в судьбе детей Фомы Палеолога было весьма деятельным, он даже отрядил кардинала Виссариона Никейского заниматься их воспитанием, справедливо рассчитав, что наставнику-греку будет проще найти с ними общий язык.
Государь и великий князь всея Руси Иван III. Портрет из «Царского титулярника» XVII века
Открытым оставался вопрос, кто из европейских монархов согласится взять в жены Софью, не отвечавшую тогдашним канонам красоты (она отличалась весьма плотным телосложением) и уже подошедшую к самому пределу возраста, в котором заключались такие «высокопоставленные» браки. Выход нашелся в 1468 году, когда в Ватикане стало известно о том, что государь и великий князь Руси Иван III овдовел. Вот как раз русским канонам красоты византийка отвечала полностью, и к тому же ее брак с московским князем отвечал интересам Рима и возможным устремлениям Руси, претендовавшей на вхождение в число европейских держав. Так что в феврале 1469 года в русскую столицу из Ватикана прибыл посланник кардинала Виссариона, который и изложил Ивану III предложение своего патрона, поддержанное папой Сикстом IV.
Эта идея не сразу, но нашла поддержку у Московского великого князя. Он добился того, что и его мать, Мария Ярославна, и митрополит Филипп, и бояре согласились на свадьбу с Софьей Палеолог. Через месяц в Рим отправились уже русские послы, которые и сообщили о согласии русского царя на предложение Ватикана. Но дальнейшие переговоры заняли еще три года, и лишь в начале 1472 года царский посол Иван Фрязин (так в Москве называли итальянца Джан Батиста делла Вольпе, служившего у Ивана III дипломатом) отправился в Рим, чтобы окончательно подтвердить условия брачного соглашения и увезти высокородную невесту в Москву.
Миниатюра «Приезд Софьи Палеолог в Москву» из Лицевого летописного свода XVI века
Вернувшаяся к вере предков
Первое – заочное – обручение Софьи Палеолог с Иваном III состоялось в Риме 1 июня 1472 года в базилике святых Петра и Павла, и только после этого будущая царица тронулась в путь в Москву
При обсуждении будущей свадьбы представители Святого Престола постарались не акцентировать внимание на том, что родившаяся православной, Софья уже в Италии приняла католичество. Для Ивана Фрязина в этом не было ничего удивительного, как и в том, что впереди свадебного поезда при въезде в русские города шел папский легат Антоний с католическим крестом в руке
А сами жители этих городов, первым из которых был Псков (свадебный поезд добирался в Россию вокруг Польши, через Германию), усмотрели в таком подходе оскорбление для православной веры. Тем более, что сама Софья, вопреки ожиданиям понтифика и его легата, сразу принялась демонстрировать свою верность отеческой религии, а отнюдь не католичеству. Как свидетельствовали очевидцы, в Пскове будущая царица посетила Троицкий собор, приложившись к иконам и святыням, крестилась по-православному. И точно так же повела себя в Новгороде.
Такое разногласие между невестой и ее сопровождающими не укрылось от внимательных взглядов православного духовенства, и перед въездом свадебного поезда в Москву митрополит Филипп, опасавшийся попыток склонить Русь к унии посредством новой царской супруги, поставил перед Иваном III условие: либо он потребует, чтобы папский легат спрятал католический крест и не входил в московские ворота перед Софьей, либо он, Филипп, в тот же день покинет город. Условие было принято и выполнено, и 12 ноября (по ст. ст.) 1472 года, в тот же день, как ее поезд въехал в Москву, Софья Палеолог обвенчалась с русским царем в строящемся Успенском соборе Кремля.
Венчание государя и великого князя всея Руси Ивана III с Софьей Палеолог в Успенском соборе Кремля. Рисунок художника Мгера Абегяна
Ее дальнейшая семейная жизнь складывалась непросто, но достаточно счастливо: Софья подарила своему царственному мужу двенадцать детей, восемь из которых смогли вырасти и сыграть существенную роль в русской истории. Первенец Василий, которого сама мать всегда называла Гавриилом в честь его святого покровителя, наследовал отцу и в 1505 году стал великим князем московским (хотя и не без сложностей, вызванных противостоянием двух политических партий у великокняжеского престола). Другие сыновья стали удельными князьями, а дочери были выданы замуж за политических союзников русского царства. Именно дети и позволили Софье занять действительно крепкую позицию рядом с мужем, поскольку иностранке в роли царевны были рады далеко не все придворные. Их не примирил с высокородной византийкой даже тот факт, что ее стараниями Москва обрела множество построек, часть из которых украшает Кремль по сей день, на Русь стали съезжаться итальянские зодчие, рудознатцы, литейщики и другие мастера, которые принесли стране не только серьезную пользу, но и яркую славу, а государство постепенно стало восприниматься в Европе как главный оплот православия и наследник Византии.
«Смерть и погребение великой княгини Софьи». Миниатюра XVI века
Смерть Ивана Грозного
Обстоятельства смерти Ивана IV по сей день остаются до конца не проясненными, но многие детали, в том числе ставшие известными уже в ХХ веке в результате исследования останков знаменитого царя, позволяют говорить о том, что он мог уйти из жизни не по своей воле. При этом многие современники, близко наблюдавшие Ивана Грозного в последние годы его жизни, говорили о нем как о глубоком старике, выглядевшим старше своих пятидесяти лет, что может служить подтверждением естественного характера смерти самодержца. Однако в костях Грозного, исследованных советскими учеными в 1964 году, было обнаружено большое количество мышьяка и ртути, что позволило выдвинуть достаточно обоснованное предположение, что эти вещества, служившие в XVI веке основой многих лекарств, царь получал в преувеличенном количестве: иными словами, его медленно травили.
Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым
Обложка: https://pinterest.com
Правление с избранной радой
Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века. Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали формированию сословно-представительного государства.
Реформы
Реформы Избранной рады:
- 1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
- Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
- Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.
- Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
- Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
- В 1556 году проведена реформа местного управления — была отменена система кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.
Биография
Василий родился 25 марта 1479 года в семье великого московского князя Ивана III и получил «прямое имя» Гавриил. Он был вторым сыном князя и старшим сыном второй жены Ивана Софии Палеолог. Кроме старшего, у него было четыре младших брата:
- Юрий Иванович, князь дмитровский (1480—1536)
- Дмитрий Иванович Жилка, князь углицкий (1481—1521)
- Семён Иванович, князь калужский (1487—1518)
- Андрей Иванович, князь старицкий и волоколамский (1490—1537)
Иван III, проводивший политику централизации, заботился о передаче всей полноты власти по линии старшего сына, с ограничением власти младших сыновей. Поэтому он уже в 1470 году объявил своим соправителем старшего сына от первой жены Ивана Молодого. Однако в 1490 году тот умер от болезни. При дворе создалось две партии: одна группировалась вокруг сына Ивана Молодого, внука Ивана III Дмитрия Ивановича и его матери, вдовы Ивана Молодого, Елены Стефановны, а вторая вокруг Василия и его матери Софьи.
Поначалу верх брала первая партия. В окружении княжича Василия не без участия его матери созрел заговор против Дмитрия. В частности, некоторые дети боярские и дьяки, поддерживавшие не слишком любимую в Москве Софью, целовали крест и присягали Василию и советовали ему бежать с казной на север, расправившись предварительно с Дмитрием. Этот заговор был раскрыт, а его участники, в том числе Владимир Гусев, были казнены. Василий и его мать подверглись опале, по приказу Ивана были удалены подальше от князя и заключены под стражу. Но Софья не сдавалась. Ходили даже слухи, что она «ворожила» на Ивана и даже пыталась его отравить. Дмитрий Иванович был венчан 4 февраля 1498 года в Успенском соборе на великое княжение.
Однако сторонники внука не без происков Софьи вошли в конфликт с Иваном III. В 1499 году князья Патрикеевы и Ряполовские были одними из главных союзников Дмитрия-внука.
В конце концов опала постигла и самого Дмитрия и его мать в 1502 году. 21 марта 1499 г. Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а 14 апреля 1502 года — Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть он стал соправителем отца. После смерти Ивана в 1505 году Дмитрий был закован в цепи и скончался в 1509 году. Василий уже не боялся потерять свою власть.
Первый брак был устроен его отцом Иваном, который сначала пытался найти ему невесту в Европе, но поиски не закончились успехом. Пришлось выбирать из 1500 знатных девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Отец первой жены Василия Соломонии, Юрий Константинович Сабуров, был писцом Обонежской пятины Новгородской земли, внуком боярина Фёдора Сабура. После свадьбы дочери он стал боярином и отдал другую свою дочь за стародубского князя. Впервые в российской истории правящий монарх брал себе в жены не представительницу княжеской аристократии или иностранную принцессу, а женщину из высшей прослойки «служилых людей».
1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую. Картина Клавдия Лебедева
Поскольку первый брак был бесплоден, Василий добился развода в 1525 году, и в начале следующего (-го) года женился на Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. Первоначально новая супруга также не могла забеременеть, но в конце концов 25 августа 1530 года у них родился сын Иван, будущий Иван Грозный, а затем и второй сын — Юрий.
По пути в Волоколамск Василий получил на левом бедре подкожный нарыв, который очень быстро развивался, доктора не могли оказать помощь (возможно, это был рак в последней стадии, но в XVI в. таких диагнозов не ставили). Уже без сил великого князя доставили в подмосковное село Воробьёво. Понимая, что ему не выжить, Василий написал завещание, призвал митрополита Даниила, нескольких бояр и просил их признать наследником престола трёхлетнего сына Ивана. 3 декабря 1533 года, приняв предварительно схиму, умер от заражения крови.
Регентство Елены Глинской (1533-1538)
Елене Глинской в 1533 году было 25 лет. Для управления страной Василий 3 оставил боярский совет, но фактическая власть оказалась в руках Елены Глинской, которая безжалостно вела борьбу со всеми, кто мог претендовать на власть. Ее фаворит, князь Овчина-Оболенский провел расправу над некоторыми боярами совета, и остальные уже не противились воли Глинской.
Понимая, что трехлетний ребенок на престоле это не то, что нужно стране, и что правление ее сына Ивана Васильевича Грозного может прерваться, фактически и не начавшись, Елена решила устранить братьев Василия 3, чтобы не было претендентов на престол. Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен.
Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным. Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа. В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу:
- Копейка (на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название).
- Деньга – равнялась 0,5 копейки.
- Полушка – равнялась 0,25 копейки.
В 1538 году Елене Глинская умирает. Предположить. Что это была естественная смерть – наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного.
Воспитание Ивана Грозного
На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:
- Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
- Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
- Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.
В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое – это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?
Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3.