Какая история у ирака?

Британская колонизация и правление

Британские войска вступают в Багдад в 1917 г.

В 1914 году с началом Первой мировой войны Османская империя присоединилась к Германии и её союзникам. В тот же год Великобритания вторглась в южный Ирак. В 1917 году британцы заняли Багдад и Киркук, и к 1918 году контролировали почти всю территорию Ирака.

Как государство Ирак был создан в 1920 году путём выделения в него трёх вилайетов Османской империи: Басра, Мосул и Багдад. В апреле 1920 года Лига Наций на конференции в Сан-Ремо выдала мандат на управление Ираком Великобритании, что окончательно оформило колониальный статус Ирака. В 1921 году Ирак был провозглашен королевством во главе с эмиром Фейсалом (сыном шерифа Мекки Хусейна) из династии Хашимитов. Была установлена конституционная монархия с двухпалатным парламентом. Реальные же рычаги власти оставались у Великобритании.

В 1932 году Ирак получил формальную независимость и вступил в Лигу Наций, вместе с тем Великобритания во многом сохраняла контроль над ним. В частности, обнаруженные в Ираке крупные запасы нефти с 1925 года разрабатывались англо-франко-американским консорциумом «Туркиш петролеум»

  •  — пронацистский переворот Рашида аль-Гайлани. Бегство короля. «Тридцатидневная война» с Англией и английская оккупация Ирака.
  •  — Создание Багдадского пакта.

Mandaeians

Мандейская вера существовала в Ираке начиная с господства Artabanus V из Парфянского царства согласно Haran Gawaitha (секретное блуждание) свиток вторичного мандейского предписания. Это сделало бы иракское присутствие мандеев по крайней мере 1 800 годами, делая его третьей по возрасту все время явной верой в иракское общество после зороастризма и иудаизма. Есть больше мандеев в Ираке, чем есть зороастрийцы или объединенные евреи. В оценках Ирака приблизительно 60 000 были сделаны. Самое старое независимое подтверждение мандейского существования в регионе — надпись Kartir. Мандейская вера обычно известна как последняя выживающая Гностическая вера, и ее сторонники полагают, что он самая старая вера на Земле с, по крайней мере, некоторой академической поддержкой его являющийся как старая, если не более старый, чем христианство, возможно, даже быть главным влиянием в развитии неортодоксальных еврейских кругов, которые в конечном счете привели к формированию христианских верований, методов, ритуалов и богословия. Иоанн Креститель или Яхия Юхэнна, как полагают, были заключительным мандейским пророком и сначала истинным Ris’Amma или Ethnarch, мандейских людей. Большинство иракских мандеев живет около водных путей из-за практики полного погружения (или крещение) в плавной воде каждое воскресенье. Самые высокие концентрации находятся в провинции Месин с главным офисом в Амаре, Калате Салех и Басре. Помимо этих южных областей ограничение Kuzistan в Иране, большие количества мандеев могут быть найдены в Багдаде в Четвертях Обитателя, предоставив им легкий доступ в реку Тигр.

Христианство

Христианство было принесено в Ирак в первом веке Апостолом Томасом, Addai (Thaddaeus) и его учениками Аггэджи и Мари. Томас и Таддеус принадлежали этим двенадцати Апостолам. Ассирийское меньшинство Ирака представляет примерно 3% населения (более раннее ЦРУ Factbook), главным образом живя в Северном Ираке, сконцентрированном в Ninewa и провинции Дохук. Нет никакой официальной статистики, и оценки варьируются значительно. В 1950 христиане перечислили 10% населения 5,5 миллионов. Они были 8% в населении 16,3 миллионов в 1987 и 1,5 миллионов в 2003. Начиная с войны в Ираке 2003 года иракские христиане были перемещены в Сирию в значительных но неизвестных числах, но текущее ЦРУ Factbook от чисел предлагает христиан на 0,8% в качестве крупнейшей религии Ирака вне ислама. Продолжающийся конфликт в 2014 из-за ISIS делает любую оценку численности населения сомнительной. Однако источники оценивают, что есть между 200 000 — 300,000.

Иракские христиане разделены на три церковных органа:

  • «Халдеи» (халдейская католическая церковь)
  • «Ассирийцы» или «несторианская» группа (Ассирийская церковь Востока и Древняя церковь Востока)
  • «Западный сирийский» или группа «якобита» (Сирийская православная церковь и сирийская Католическая церковь)

Ислам

Мусульмане Ирака следуют двум отличным традициям, шииту и суннизму. Согласно Британской энциклопедии Encyclopædia, Ирак — 97%-й мусульманин: 65%-й шиит (арабы, курды Feyli, туркмены, и др.) и суннит на 32-37% (арабы и курды, с курдами, являющимися главным образом светским). Ирак является родиной многих религиозных мест, важных и для мусульман-шиитов и для мусульман-суннитов. Багдад был центром исламского изучения и стипендии в течение многих веков и служил капиталом Abassids. У города Кербелы есть существенное выдающееся положение в шиизме в результате Сражения Кербелы, против которой борются на территории современного города 10 октября, 680. Точно так же Наджаф известен как место могилы Alī ibn Abī Tālib (также известный как «Imām Alī»), кого шиита рассматривают, чтобы быть справедливым калифом и первым imām. Город — теперь большой центр паломничества от всюду по шиитскому исламскому миру, и считается, что только Мекка и Медина принимают больше мусульманских паломников. Город Куфа являлся родиной знаменитого ученого Абу Хэнифы, философская школа которого сопровождается значительным числом мусульман-суннитов по всему миру. Аналогично, Самарра также является родиной Мечети аль-Аскари, содержа мавзолеи Али аль-Хади и Хасана аль-Аскари, десятых и одиннадцатых шиитских Имамов, соответственно, а также святыни Мухаммеда аль-Махди, известного как «Скрытый Имам», который является двенадцатым и заключительным Имамом шиита Ja’farī Madhhab. Это сделало его важным центром паломничества мусульман-шиитов Ja’farī. Кроме того, некоторые родственники женского пола Пророка Мохаммада похоронены в Самарре, делая город одним из самых значительных мест вероисповедания для шиита и уважавшего местоположения для мусульман-суннитов.

Меньшие секты ислама существуют в стране, такой как малочисленное сообщество шиита Шейхиста, сконцентрированное в Басре и Кербеле.

Мусульманское население Ирака — шииты на приблизительно 60-65 процентов, арабский суннитский и 17-процентный курдский язык на 15-20 процентов. Иракские курды — главным образом светские сунниты с большим населением шиита Феили. Большинство курдов расположено в северных областях страны с большинством после школы Шафи мусульманского права. С немного являющимися членами или кадырийца или накшбандийского суфийского tariqah.

Культура

Основная статья: Культура Ирака

Кухня

Кухня иракцев очень сходна с кухней других ближневосточных народов. Иракцы готовят в основном ячменные и пшеничные лепёшки, кашу. Также едят финики, из них готовят сладкие угощения, халву.
Пьют чай, кофе.
В некоторых местах распространены рыбные блюда.

Религия

В Ираке отмечаются все исламские праздники, такие, как Ураза-байрам, Курбан-байрам, День рождения пророка Мухаммеда и другие.
Почти все иракцы исповедуют ислам — большинство из них шииты, проживающие в южной части страны. Меньшая часть — сунниты, живущие в центре Ирака. Христианство представлено на севере Ирака, в основном в среде ассирийцев, хотя есть и незначительная доля иракцев-христиан (к ним, например принадлежал Тарик Азиз).
После падения режима Саддама Хуссейна довольно часто случаются конфликты между суннитской и шиитской частями населения.

Фольклор представлен у иракцев, в основном, песнями и сказками.

Есть пережитки доисламских вавилонских и халдейских традиций.

Растительный и животный мир

Растительный мир

Наибольшее распространение в Ираке имеет субтропическая степная и полупустынная растительность, приуроченная к западным, юго-западным и южным районам (западнее и южнее долины Евфрата) и представленная в основном полынями, солянками, верблюжьей колючкой, джузгуном, астрагалом. В Эль-Джазире и на северо-востоке страны преобладает степная ксерофитная и эфемерово-разнотравная растительность. 

Выше 2500 м распространены летние пастбища. В горах на севере и северо-востоке страны сохранились массивы горно-дубовых лесов, в которых преобладают дубы и присутствуют гребенщик (тамарикс), сосна, дикая груша, фисташка, можжевельник и др. У подножий горных хребтов распространены колючие кустарники. К пойме Евфрата, Тигра и его притоков приурочена тугайная лесная растительность с кустарниковым подлеском, включающая тополя, ивы, гребенщик. 

На юго-востоке страны большие заболоченные массивы заняты тростниково-камышовыми зарослями и солончаковой растительностью. В настоящее время в долинах рек центрального и южного Ирака, вплоть до побережья Персидского залива, значительные площади отведены под плантации финиковой пальмы.

Животный мир

Животный мир Ирака небогат. В степях и полупустынях встречаются газель, шакал, полосатая гиена. Широко распространены грызуны и пресмыкающиеся, в том числе варан и ядовитая змея кобра. По берегам рек селятся многие водоплавающие птицы (фламинго, пеликаны, утки, гуси, лебеди, цапли и др.). Реки и озера изобилуют рыбой. Промысловое значение имеют карпы, сазаны, сомы и др. В Персидском заливе ловят ставриду, макрель, барракуду, креветок. Настоящий бич Ирака – насекомые, особенно комары и москиты, разносчики малярии и других заболеваний.

Персидский период

В 539 г. до н. э. Кир II Великий разгромил халдеев и включил Месопотамию в состав персидского государства Ахеменидов. Правление Ахменидов продолжалось до распада монархии в результате завоеваний Александра Македонского в период между 334 и 327 годом до н. э. После смерти Александра Македонского Месопотамия вошла в состав государства Селевкидов.

Около —/137 до н. э. Месопотамия вошла в состав Парфянского царства. На небольшой части территории Месопотамии существовала Харакена — древнее царство на берегу Персидского залива, одно из первых арабских государств (до III века н. э.). В 115 г. н. э. Месопотамия была завоёвана Траяном и стала провинцией Римской империи.

В 227 г. н. э. Месопотамия была захвачена новой персидской династией Сасанидов, и стала одной из 4 военных округов их империи под названием Хварваран. В III веке юго-западные пределы Ирака заселяют арабы-лахмиды.

Под властью различных тюркских династий

В и 1401 годах Багдад разрушался войсками Тимура (Тамерлана) и дважды восстанавливался. Между 1393 и 1405 годами Месопотамия входила в империю Тамерлана.

С 1411 года по 1469 год Багдад был центром провинции султаната туркоманской династии Кара-Коюнлу («чернобаранные»).

С 1469 года по 1508 год Багдад был центром провинции государства туркоманской династии Ак-Коюнлу («белобаранные»).

С 1508 года по 1523 год Багдад был центром провинции государства династии Сефевидов.

С 1523 года по 1529 год Багдад был во власти курдов.

С 1529 года по 1534 год Багдад вновь был центром провинции государства Сефевидов.

Доисторическая эпоха

Стелла с знаменитыми Законами Хамураппи — главным правовым памятником

В среднем палеолите (50—70 тыс. л. н.) в пещере Шанидар жили неандертальцы.

В доисторический период через территорию Ирака проходили древнейшие миграции кроманьонцев в сторону Индостана и Восточной Азии. Позднее, около 36 тыс. лет назад, на территории современных Ирака и Ирана появляется барадостская культура верхнего палеолита. Около 18 тыс. лет назад её сменяет зарзийская культура, а в эпоху мезолита, около 9 тыс. лет до н. э., на северо-востоке Ирака появляется шанидар-карим-шахирская культура.

Докерамический неолит в Ираке наступает около 8 тыс. лет до н. э. (джармская культура).

Около 6 тыс. лет до н. э. в центральном Ираке появляется неолитическая культура Хассуна. Почти одновременно с ней существует весьма сходная самаррская культура, которая в конце 5 тыс. до н. э. переходит в убайдскую культуру, распространившуюся далеко за пределы Ирака, на территорию юга Анатолии. Убайдская культура враждовала с халафской культурой (север современной Сирии) и в конце концов поглотила её.

Доисторическая эпоха

Стелла с знаменитыми Законами Хамураппи — главным правовым памятником

В среднем палеолите (50—70 тыс. л. н.) в пещере Шанидар жили неандертальцы.

В доисторический период через территорию Ирака проходили древнейшие миграции кроманьонцев в сторону Индостана и Восточной Азии. Позднее, около 36 тыс. лет назад, на территории современных Ирака и Ирана появляется барадостская культура верхнего палеолита. Около 18 тыс. лет назад её сменяет зарзийская культура, а в эпоху мезолита, около 9 тыс. лет до н. э., на северо-востоке Ирака появляется шанидар-карим-шахирская культура.

Докерамический неолит в Ираке наступает около 8 тыс. лет до н. э. (джармская культура).

Около 6 тыс. лет до н. э. в центральном Ираке появляется неолитическая культура Хассуна. Почти одновременно с ней существует весьма сходная самаррская культура, которая в конце 5 тыс. до н. э. переходит в убайдскую культуру, распространившуюся далеко за пределы Ирака, на территорию юга Анатолии. Убайдская культура враждовала с халафской культурой (север современной Сирии) и в конце концов поглотила её.

Под властью различных тюркских династий

В и 1401 годах Багдад разрушался войсками Тимура (Тамерлана) и дважды восстанавливался. Между 1393 и 1405 годами Месопотамия входила в империю Тамерлана.

С 1411 года по 1469 год Багдад был центром провинции султаната туркоманской династии Кара-Коюнлу («чернобаранные»).

С 1469 года по 1508 год Багдад был центром провинции государства туркоманской династии Ак-Коюнлу («белобаранные»).

С 1508 года по 1523 год Багдад был центром провинции государства династии Сефевидов.

С 1523 года по 1529 год Багдад был во власти курдов.

С 1529 года по 1534 год Багдад вновь был центром провинции государства Сефевидов.

Основные политические коалиции и блоки

Независимая высшая избирательная комиссия Ирака допустила к выборам 9039 кандидатов от 276 политических партий и организаций, которые выступают в составе коалиций и блоков. Наиболее крупные из них:

— Коалиция «Государство закона» (State of Law) создана в 2009 г., объединяет 39 политических партий и движений. Основу коалиции составляет шиитская Партия исламского призыва или «Ад-Даава» — старейшая партия страны, созданная в 1958 г. и боровшаяся с Баас. Коалицию возглавляет генеральный секретарь «Ад-Даава» и премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. В нее также входят суннитский союз — Иракский фронт согласия во главе с Аднаном ад-Дулейми, ряд влиятельных суннитов из сил самообороны «Ас-Сахва» в западной провинции Анбар, а также курдов-шиитов и христиан.

— Блок партий «Ватания» (Wataniyya, «Отечество»). Лидер — Айад Алауи, шиит, бывший премьер-министр переходного правительства (2004-2005 гг.), основатель и генеральный секретарь партии Иракское национальное согласие (Iraqi National Accord), лидер парламентского блока «Аль-Иракия».

— «Мутахидун» (Mutahidoun party) — блок суннитских партий, возглавляемый спикером действующего парламента Усамой ан-Неджейфи. До декабря 2013 г. входил в крупнейшую парламентскую коалицию «Аль-Иракия».

— Движение последователей Садра («Ахрар») (Sadrists Movement, Ahrar) — шиитская организация, образованная последователями Мохаммеда Садека ас-Садра, верховного лидера шиитов Ирака, убитого в феврале 1999 г. в эн-Наджафе (предположительно по приказу Саддама Хусейна). Движение объединило силы, оставшиеся после роспуска в феврале 2014 г. организации «Движение Садра II», основанной и возглавляемой сыном верховного лидера Муктадой ас-Садром.

— Блок Арабия (The Arabiyya blok) — суннитский блок, возглавляемый вице-премьером Ирака Салехом аль-Мутлаком, который одновременно возглавляет Иракский фронт за национальный диалог. Блок Арабия объединяет в основном партии центральных суннитских провинций Анбар, Багдад, Дияла, Салах-эд-Дин.

— Белый иракский блок (White Iraqiya Bloc) — блок партий, выделился из партии Иракское национальное согласие. Лидер — Хасан Алауи.

— Коалиция Ирак (Iraq coalition) — образована в преддверии нынешних парламентских выборов, в нее вошли небольшие суннитские и шиитские партии, отколовшиеся от различных парламентских блоков предыдущего состава парламента. Лидер коалиции — Хашам Хабуби.

— Патриотический союз Курдистана. Генеральный секретарь партии — Джаляль Талабани (президент Ирака).

— Демократическая партия Курдистана во главе с Масудом Барзани (президент Иракского Курдистана с июня 2005 г.).

В составе прошлого созыва 2010-2014 гг. эти две крупнейшие курдские партии составляли единую коалицию Курдский список.

Отличительной чертой нынешней избирательной кампании является отсутствие очевидного лидера среди коалиций и блоков. Как ожидается, основные политические маневры начнутся после голосования — могут образоваться новые парламентские коалиции, которые и определят итоги выборов, а также будут играть решающую роль в выборах президента и формировании будущего кабинета.

Предыдущие парламентские выборы состоялись 7 марта 2010 года. Были избраны 325 депутатов. Наибольшее число — 90 мандатов — досталось партии «Аль-Иракия» во главе с Айядом Алауи. Коалиция «Государство закона» во главе с Нури аль- Малики получила 89 мандатов, Иракский национальный альянс — 70 мандатов, Курдский список — 43 мандата. Несмотря на победу блока Алауи, ему не удалось сформировать правительство. 11 июня 2010 г. Иракский национальный альянс и коалиция «Государство закона» объединились в парламенте в единый блок Национальный альянс, получив, таким образом, численное превосходство Это позволило им сформировать правительство, которое возглавил Нури аль- Малики. /ТАСС-ДОСЬЕ/

Персидский период

В 539 г. до н. э. Кир II Великий разгромил халдеев и включил Месопотамию в состав персидского государства Ахеменидов. Правление Ахменидов продолжалось до распада монархии в результате завоеваний Александра Македонского в период между 334 и 327 годом до н. э. После смерти Александра Македонского Месопотамия вошла в состав государства Селевкидов.

Около —/137 до н. э. Месопотамия вошла в состав Парфянского царства. На небольшой части территории Месопотамии существовала Харакена — древнее царство на берегу Персидского залива, одно из первых арабских государств (до III века н. э.). В 115 г. н. э. Месопотамия была завоёвана Траяном и стала провинцией Римской империи.

В 227 г. н. э. Месопотамия была захвачена новой персидской династией Сасанидов, и стала одной из 4 военных округов их империи под названием Хварваран. В III веке юго-западные пределы Ирака заселяют арабы-лахмиды.

Политический строй[править]

Ирак является страной с самой развитой демократией в мире. Даже прародительница демократии Америка регулярно посылает своих солдат в Ирак для обучения всем тонкостям восточной демократии (и заодно для поддержания местной экономики). Поскольку слово демократия в переводе с какого-то языка означает «власть народа» (это, однако, может быть всего лишь забавным совпадением), то вся власть в Ираке принадлежит его народу. Нет, в стране конечно есть правительство, но оно абсолютно ничего не решает, примерно как королева в Англии или Чингисхан в Японии (он там действительно ничего не решает!). Абсолютно все жители Ирака свободны делать всё, что им в голову взбредёт, вплоть до самосожжения во славу Аллаха прямо посреди улицы. Всем остальным странам мира ещё предстоит достигнуть того уровня демократии, который существует в свободном Ираке.

Полезные рекомендации для путешественников

Первое, о чём необходимо помнить, въезжая на территорию Ирака — безопасность. Сегодня осталось очень мало людей в мире, которые не слышали о сложившейся неоднозначной ситуации в Ираке. Поэтому, приезжая в Ирак, обеспечьте себя наивысшим уровнем безопасности. Для этого не смейте ступать ногой на ту территорию, где проходят вооружённые конфликты местных властей с террористами. Желательно остановиться на территории Курдистана, где ситуация намного спокойнее и стабильнее. Безусловно, на каждом углу вам встретится блокпост, требующий предъявления документов. Не беспокойтесь, если вы ничего не нарушили, бояться вам нечего.

Опасайтесь мин. По сей день существуют территории, не полностью обезвреженные от взрывчатых веществ. Даже не думайте приближаться к территории военных баз, а также к зданиям правительства. Также запрещается фотографировать или снимать на камеру любые объекты вооружённых сил. То же правило действует внутри мечетей. Будьте аккуратны в общении с местными жителями, которые, видя туристов, желают обогатиться на каждой мелочи, предлагая товары в десятки раз дороже. Выходным днём в Ираке считается пятница, так что не удивляйтесь, если столкнётесь с закрытыми магазинами или банками.

Общественное питание в Ираке

Если вы пожелаете перекусить в местном кафе или ресторане, то спешу вас расстроить. Кроме плохо обустроенных, старых и с низкой санитарией кафе, вам ничего другого не встретится на пути. Тем не менее, кулинарные особенности в Ираке довольно сильно привлекают иностранных жителей. В первую очередь только в этой стране можно попробовать настоящий кебаб, который умеют готовить лишь иракцы. Кебаб готовят из мяса курицы с добавлением различных специй. Также довольно вкусным и несравненно дешёвым является чай. Его вам могут предложить в нескольких сортах. Большинство туристов любят заказывать сухие зажаренные кусочки мяса, которые сильно напоминают шашлык. Очень редко вы встретите женщин в иракских ресторанах. Тому причины — религиозные обычаи. Но существуют кафе с ширмой, где целая семья может отмечать какое-либо событие. В большинстве заведений люди играют в карты, нарды, пьют чай и иногда покуривают кальян. Алкоголь отсутствует почти в каждом кафе.

Национальный праздник — Навруз

Навруз — так называют Новый год в Ираке, который отмечают в основном курды, так как для них этот праздник является олицетворением борьбы за независимость их народа. После падения сурового режима Саддама Хусейна, большинство праздников в Ираке стали забыты и перестали пышно отмечаться, как ранее. Тем не менее, Навруз по-прежнему отмечают весело и ярко, встречая весну и Новый год. Этот праздник известен не только на территории Ирака. Большинство стран Евразии также пышно и весело отмечают Навруз.

Переводя данное слово «Навруз» с персидского языка, мы узнаем, что оно означает — новый день. Именно новым днём олицетворяется приход весны, который отмечают в Ираке целых 3 дня.

Конечно, сегодняшняя ситуация в Ираке предполагает жесточайшие меры предосторожности, а именно: перед тем, как прийти на праздник, вас обязательно обыщут. Снимать или фотографировать строго запрещается

Людей на площади собирается достаточное количество, все весёлые и общительные. На какое-то мгновение кажется, что нет никаких серьёзных конфликтов в стране. Главным атрибутом является огонь, поэтому очень часто можно встретить огромные костры или взрывающиеся петарды.

Исламское завоевание

Разрушение шиитской святыни — гробницы имама Хесейна в Кербеле по приказанию халифа Аль-Мутаваккиля в 850 г.

В 635 году Сасаниды стали утрачивать свои позиции перед наступлением арабов, окончательно потерпев поражение в 637 году в битве при Кадисии.

После смерти пророка Мухаммеда началась острая борьба за престол халифа. С по 661 год халифом был Али, двоюродный брат пророка Мухаммеда. В 661 году власть над Арабским халифатом захватила династия Омейядов, перенёсшая столицу из Медины в Дамаск, после чего в исламе наступил период длительного раскола. Жители территории нынешнего Ирака как последователи Али исповедовали шиизм. После прихода к власти Омейядов началось насаждение суннизма. Противоречия между шиитами и Омейядами стало одной из причин их поражения в 750 году от Аббасидов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector