Когда появилась русская правда ярослава мудрого?

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Кому предназначалось заявление Путина о «подарках от русского народа»

Президент России во время интервью телеканалу «Россия 1» заявил, что многие республики СССР «получили огромное количество российских земель», исторически принадлежащих России. Владимир Путин добавил, что когда республики выходили из состава Советского Союза, они получили «подарки от русского народа», от которых не отказались.

Как сказал в программе «Точка зрения» эксперт Института стран СНГ Игорь Шишкин, это послание всем бывшим советским республикам с напоминанием о том, что Россия «помнит о своем правопреемстве и первородстве». По его мнению, те, кто в этих республиках воспринял эти слова как «обнуление евразийской интеграции из-за имперских устремлений Москвы», не заслуживают внимания.

Он добавил, что также несостоятельна истерика украинских националистов в духе «русские идут», так как воссоединение русских в России и Крыму произошло не потому, что его «захватил Путин», а потому, что на русских на полуострове была организована атака после бандеровского госпереворота в Киеве.

Значение «Русской Правды»

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

Появление и задачи Русской правды

Русская Правда не свод законов, а простой судебник, — сборник правил о том, «как вести суд, какое наказание назначать за преступления, как узнать — совершено или не совершено преступление» (Бесстужев-Рюмин), и этим существенно отличается от позднейших сборников этого рода.

Действующие в настоящее время в европейских государствах своды законов определяют положение, права и обязанности лиц и общественных классов, отношение общества к государству, стараются охватить более или менее все стороны общественной и государственной жизни.

Они обыкновенно возникают в зрелую пору народной жизни, когда общество уже успело прочно сложиться, а государственная власть — окрепнуть и обладает достаточным авторитетом и внешними средствами, чтобы осуществить свои постановления (Уложение царя Алексея Михайловича; Кодекс Наполеона; Свод Законов, составленный Сперанским в царствование императора Николая I).

Русская же Правда выросла из более скромной потребности — предотвратить столкновение и распри и, во имя правосудия, определить наказание за совершенный проступок. Наказать преступление и оградить имущественные интересы — вот две главных задачи Русской Правды.

Источники и литература

Собрание электронных текстов источников и литературы по истории русского права.

Издания

  • Наиболее подробное издание (академическое издание): Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1940—1963.—
    • Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. — 1963. — 471 с.
  • Калачов Н. В. Текст Русской Правды на основании четырех списков разных редакций / Издание 4-е (без перемен). — М., 1889.
  • Goetz L. K. Das Russische Recht (Russkaja Pravda). Stuttgart 1910—1913. Bd. I—IV.
  • Камчатнов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X—XIV веков по рукописям X—XVII веков). М., 2009.

Литература

  • Ведров С. В. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. — М., 1877.
  • Дьяконов М. А., Кивлицкий Е. А., —. Русская Правда, памятник древнерусского права // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бауер Н. П. Денежный счет Русской Правды // Вспомогательные исторические дисциплины. Сборник статей. — М.; Л., 1937. — С. 183—243.
  • (Академическое издание): Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М. ; Л. : Издательство АН СССР

    Т. II: Комментарии / Сост. Б. В. Александров и др. — 1947. — 862, с.

    , 1940—1963.—

  • Юшков С. В. Русская правда. — М., 1950; 2-е изд. М. : 2009.
  • Валк С. Н. Татищевские списки Русской Правды // Материалы по истории СССР. — М., 1957. — Вып. V. — С. 607—657.
  • Валк С. Н. Русская Правда в изданиях и изучениях XVIII — начала XIX века // Археографический ежегодник за 1958 год. — М., 1960. — С. 124—160.
  • Валк С. Н. Русская Правда в изданиях и изучениях 20—40-х годов XIX в. // Археографический ежегодник за 1959 год. — М., 1960. — С. 194—255.
  • Ермолаев И. П., Кашафутдинов Р. Г. Свод законов Киевской Руси. — Казань, 1985.
  • Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. — М. : Юридическая литература, 1988. — 176 с.
  • Милов Л. В. О происхождении Пространной Русской Правды // Вестник МГУ. Серия 8. История. — 1989. — № 1.
  • Свердлов М. Б. Русская правда. — СПб. : Образование, 1992.
  • Рогов В. А. История государства и права России IX — начала XX вв. — М., 1994.
  • Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. — Смоленск : Русич ; М. : Гнозис, 1995.
  • Милов Л. В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. Ivs antiqvvm. — М., 1998. — № 1 (3).
  • История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. — М. : Проспект, 1999. — С. 12—32.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. — М. : ФОРУМ : Неолит, 2014.

Значение документа для Руси

Каждый из нас наверняка еще со школьной скамьи слышал о таком эпохальном документе. Но многие задаются вопросом: почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава, и каким образом она способствовала стабилизации жизни социума в зарождающемся правовом государстве?

Все дело в том, что до правления Ярослава письменного кодекса законов не существовало вообще. Текст Русской Правды стал основополагающей базой для всего дальнейшего существования Киевской Руси как правового государства.

Именно после выхода в свет этого правового и исторического акта Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». Это первый сборник, который содержал кодекс уголовных, правовых, гражданских, семейных, процессуальных и административных норм. Именно по нему мы узнаем о традициях и обычаях наших предков.

Таким образом, Русская Правда Ярославичей как законную прописную истину предусматривала и охрану частной собственности, и защиту жизни каждого гражданина государства независимо от статуса и положения в обществе. По этому акту штраф полагался даже за убийство смерда или холопа.

Слово «правда» по тем временам обозначало не только истину, которая не поддается сомнению, но и устав, руководство к действию. Этим актом отменялся такой поистине варварский обычай, как кровная месть. Более того, за убийство любого человека полагалось наказание. Даже за нанесенную обиду предусматривался штраф в денежном эквиваленте.

Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество. До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.

Социальные категории по Русской Правде

Знать и привилегированные слуги

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками — боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны, огнищане — высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх («конюхъ старыи» ст. 18-21 Краткой Правды).

Рядовые свободные жители

Основное действующее лицо Русской Правды — муж — свободный мужчина;

По ст. 1 Краткой Правды (близко содержание ст. 1 Пространной Правды) если за убитого никто не мстит, платится вира в 40 гривен, «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ».

  • Русин — житель Киевской Руси; дружинник: гридин — представитель боевой дружины;
  • Купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
  • Мечник — сборщик штрафов;
  • Изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин — житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Зависимое население

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ» (ст. 22 Краткой Правды).

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 22, 23 Краткой Правды).

  • Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
  • Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Картина И. Е. Репина

В Русской Правде отражено право-привилегия, охранявшее положение знати и других лиц: наказание за причинение им имущественного вреда, двойная вира за убийство высокопоставленных слуг.

По мнению А. А. Горского, в IX веке и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим классом являлась не общинная знать, сведения о которой отсутствуют, а дружинная корпорация во главе с князем. Боярами именовались представители и потомки «старшей» дружины, а не общинная знать.

Ковчег для хранения «Русской правды», судебников, грамот. Россия, Санкт-Петербург, 1853-58 г., ГИМ)

Почтовая марка СССР, 1991 год

Состав

Алексей Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

  • Правда Ярослава (ст. 1—18), год (большинство учёных) или 1030-е годы (С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров);
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода и Святослава, сыновей Ярослава Мудрого, входивших в триумвират Ярославичей) (ст. 19—41), младший из трёх князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты;
  • Покон вирный (ст. 42) — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е годы;
  • Урок мостникам (ст. 43) — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов, 1020-е или 1030-е годы.

Краткая редакция включает 43 статьи. Первая её часть, наиболее древняя (Правда Ярослава), отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.

По мнению А. П. Толочко, Краткая редакция является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Пространная редакция включает около 121 статьи и состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха. По мнению большинства исследователей, Пространная Правда основана на тексте Краткой, в который были внесены изменения и дополнения, в том числе принятые во время киевского княжения Владимира Мономаха. Также существует точка зрения, что к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII веке. По мнению Я. Н. Щапова, в дальнейшем, с XIII века, Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам. Пространная редакция отражает дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов и холопов. Нормы Пространной Правды свидетельствуют о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, они уделяют много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяет порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству. Ст. 2 Пространной Правды содержит законодательный запрет кровной мести Ярославичами.

Сокращённая редакция включает 50 статей. По мнению большинства исследователей, она относится к значительно более позднему периоду, чем другие редакции, к XVI—XVII векам, и представляет собой сокращение из Пространной. Так, А. А. Зимин полагал, что она была составлена в XVI — начале XVII века путём сокращения Пространной редакции и является попыткой приспособить её к действовавшему праву через исключение устаревших норм. По М. Н. Тихомирову, Сокращённая Правда сложилась в конце XV века в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми. Связь с этим регионом, по мнению исследователя, нашла своё отражение в денежном счёте данного текста. Сокращённая Правда, согласно Тихомирову, восходит к тексту, не менее древнему, чем две другие редакции.

Текстология

Архетип и ранние списки (экземпляры) Русской Правды не сохранились. Имеются только сравнительно поздние списки в составе различных сборников и летописей. Чаще всего списки Русской Правды соседствуют с церковными правовыми текстами.

Списки Русской Правды объединяются в три редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая.

Краткая редакция Русской Правды (или Краткая Правда) известна в нескольких списках, из которых только два списка в составе Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионный (Археографический) и Академический XV века — являются аутентичными; прочие списки сделаны в XVIII—XIX веках с этих двух и связаны с В. Н. Татищевым. В Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная редакция Русской Правды (или Пространная Правда) известна в нескольких десятках списков XIII—XV и более поздних веков в составе Кормчих книг, Мерила Праведного и других рукописных сборников, а также в составе летописей. В заголовке она содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого). Древнейший известный список Русской Правды вообще и Пространной редакции в частности входит в состав Синодальной Кормчей конца XIII века (Синодальный список Русской Правды). Наиболее исправный список Пространной редакции входит в состав Троицкого списка Мерила Праведного XIV века (Троицкий список Русской Правды).

Сокращённая (из Пространной) редакция Русской Правды (или Сокращённая Правда) известна в двух списках Кормчих XVII века. В заголовке также содержит имя Ярослава Владимировича.

См. также

Памятная монета Банка России

Российская почтовая марка в честь 1000-летия Русской Правды

  • Закон Бугрундии
  • Византийское право
  • Номоканон
  • Закон судный людем
  • Кормчая книга
  • Мерило Праведное
  • Русское право
  • Ряд (договор)
  • Договоры Руси с Византией
  • Закон Русский
  • Древнейшая правда
  • Покон вирный
  • Устав о резах
  • Церковный Устав Владимира
  • Церковный устав Ярослава
  • Судебный поединок
  • Местные церковные уставы
  • Уставные грамоты
  • Смоленская торговая правда
  • Новгородские договоры
    • Договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами (XII век)
    • Договор Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами (XIII век)
  • Правосудие митрополичье
  • Новгородская судная грамота
  • Псковская судная грамота
  • Судебник 1497 года
  • Статуты Великого княжества Литовского
  • Судебник Ивана IV
  • Стоглав
  • Соборное уложение 1607 года
  • Соборное уложение 1649 года
  • Вира
  • Головничество
  • Поток и разграбление

Закон Русский

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал правовые нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.

В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией, ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом, потеснив, таким образом, с места самого раннего «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Казанский Кремль: «Путин особо подчеркнул важность национальных языков»

Отметим, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, входящий в состав рабочей группы, на встрече с Путиным высказал опасения, «не будет ли ущемления» других языков и не вызовет ли каких-либо запретов на «туган тел»? По его словам, этот вопрос поднимают преподаватели национальных языков в республиках.

— Надо четче прописать, появится ли возможность изучать язык отца, матери, дедов, прадедов, сохранить его в конце концов? — обратился спикер татарстанского парламента к главе государства. Однако Путин ответил, что руководство страны будет «защищать языковое многообразие России».

Как рассказала «Реальному времени» пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова, Фарид Мухаметшин, будучи членом рабочей группы, выразил официальную позицию Татарстана (и Рустама Минниханова).

«Надо четче прописать, появится ли возможность изучать язык отца, матери, дедов, прадедов, сохранить его в конце концов», — считает Фарид Мухаметшин. Фото Максима Платонова

— На встрече звучала необходимость учитывать и национальные языки, — сообщила Галимова. — Больше к словам Фарида Хайрулловича добавить нечего

Тем более Владимир Владимирович особо подчеркнул важность национальных языков и определения их роли, в этой связи есть формулировка в Конституции. Мы изначально поддерживаем все инициативы по изменению Конституции, которые проговорены Владимиром Владимировичем Путиным

Корреспондент «Реального времени» попытался узнать мнение по этой теме и у руководства Башкирии. Однако пресс-секретарь главы Башкортостана Диана Ихсанова сообщила, что данный вопрос комментировать не будет.

Тимур Рахматуллин

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Кратко о сути и содержании основных положений

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:гридин — представитель боевой дружины;купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;мечник — сборщик штрафов;изгой — человек, потерявший связь с общиной;словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

Княжеский суд

С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».

Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но, однако, не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороны. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.

С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных «перегибов». В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.

Русская правда Ярослава Мудрого

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению.

После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого».

В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу.

Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого.

Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен.

Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира.

Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее.

Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты.

Если ожогов не было – невиновность доказана. Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Текстология

Архетип и ранние списки (экземпляры) Русской Правды не сохранились. Имеются только сравнительно поздние списки в составе различных сборников и летописей. Чаще всего списки Русской Правды соседствуют с церковными правовыми текстами.

Списки Русской Правды объединяются в три редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая.

Краткая редакция Русской Правды (или Краткая Правда) известна в нескольских списках, из которых только два списка в составе Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионный (Археографический) и Академический XV века — являются аутентичными; прочие списки сделаны в XVIII—XIX веках с этих двух и связаны с В. Н. Татищевым. В Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная редакция Русской Правды (или Пространная Правда) известна в нескольких десятках списков XIII—XV и более поздних веков в составе Кормчих книг, Мерила Праведного и других рукописных сборников, а также в составе летописей. В заголовке она содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого). Древнейший известный список Русской Правды вообще и Пространной редакции в частности входит в состав Синодальной Кормчей конца XIII века (Синодальный список Русской Правды). Наиболее исправный список Пространной редакции входит в состав Троицкого списка Мерила Праведного XIV века (Троицкий список Русской Правды).

Сокращённая (из Пространной) редакция Русской Правды (или Сокращённая Правда) известна в двух списках Кормчих XVII века. В заголовке также содержит имя Ярослава Владимировича.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector