Краткое содержание поэмы «12» а. а. блока

Блок «12» поэма очень краткое содержание

Темный зимний вечер люди идут по своим делам, но снежок притрусил лед и много народа падает. Сильный ветер сбивает их с ног, и они падают. На всех зданиях улиц развешаны агитационные плакаты, которые пропагандируют новую власть. Люди негодуют и жалуются на то, что теперь большевики их по миру пустят. Старушка не понимает, на что столько много ткани потратили на плакаты, когда можно было сделать очень много портянок для ребят, которые не могут себе позволить купить одежду.

На улицах города очень холодно, да еще и этот сильный ветер заставляет всех кутаться в свои фуфайки. Буржуй, который стоит на перекрестке прячется от ветра, засовывая свой нос в воротник. Здесь же представлен поп, который выходил к народу с крестом на своем сытом брюхе. Даже барыня жалуется другой о том, что теперь неизвестно как они заживут. Останутся ли они зажиточными или им придется отказаться от всего. Проходят собрания, на которых решают, что делать и какой налог теперь будут брать с народа. Каждый возмущается и недоволен новой властью и не знает, что их ждет впереди. Все клянут большевиков, даже бродяга, который пытается спрятаться от холода и просит хлеба, не уверен как он будет выживать. В городе в воздухе витает злость и злоба людей, которым все это не нравится.

Во второй части пишется о том, что идут двенадцать солдат и обсуждают все что происходит. Обсуждают своего товарища по оружию и говорят, что он теперь встречается с богатой девушкой Катей. Им очень не нравится, что теперь он себя прировнял к буржуям, и ведет себя высокомерно. Им интересно, чем же они занимаются. В их разговоре присутствуют нотки зависти, и каждый из них наверно хотел бы оказаться на месте Ивана. Место того чтоб защищать Русь он проводит время в кабаках вместе с Катей.

В третьей главе все те же двенадцать солдат поют песню о том, что они служат в красной армии. В песни поется о том, что буржуи все сгинут и пусть они в старых пальтишках у них все получится, и они искоренят буржуев.

В четвертом куплете описывается Иван, который несется с Катериной на повозке. Судя по описанию, Катя не совсем красивая девушка и Иван ее заговаривает речами, а она улыбается в ответ. Она не знает того что Ивану она совсем не нравится и он с ней из-за денег.

В пятой Ванька говорит Кате о том, что ее жизнь полна разврата. Она проститутка и прошла путь от юнкеров до солдат. Он отмечает, что на ней много шрамов, которые оставили бывшие любовники. Ванька заставляет Катю танцевать и грешить с ним.

Повозка Катьки и Ваньки встречаются с отрядом из двенадцати, и они открывают стрельбу. Ваньке удается сбежать, а Катерина остается лежать на снегу с простреленной головой.

Седьмая и восьмая главы посвящены тому, что Петруха, который застрелил Катерину, очень любил ее и у них были отношения. Остальные солдаты подбадривают его и говорят, что им предстоит еще много приключений и не стоит вешать нос. Петруха молится об упокое Катькиной души и резко настроение его меняется. Он веселеет и говорит о том, что их ждут большие дела. Он продолжает убивать людей. Он режет ножом и стреляет буржуев.

В девятой главе пропадает городовой с улиц города и на перекрестке замерзший, и голодный стоит буржуй. Рядом с ним такой сгорбленный и голодный стоит бездомный пес. Старая власть сброшена, и она вовсю орудует на улицах Петрограда. Бездомный пес представлен в роли старой власти, которую согнали как паршивого пса.

Отряд двенадцати идут дальше, разыгралась такая вьюга, что дальше четырех шагов ничего не видно. Петька просит помощи у Бога, но товарищи его одергивают, говоря, что руки он измарал в крови, поэтому помощи от Господа не стоит ждать.

В одиннадцатой главе двенадцать солдат идут сквозь вьюгу под красным флагом и готовы ответить врагу в любой момент. Неизвестно сколько они идут их шествию не видно ни конца, ни края.

Завершающая двенадцатая глава в ней говорится о том, что за солдатами увязался пес. Его связывают со старым миром и пытаются прогнать, но он все равно идет за ними след в след. Как бы солдаты не пытались его прогнать, он все равно от них не отстает. Впереди солдатам кажется, что кто-то есть, и они начинают стрелять. Но они еще не знают, что впереди них идет Исус Христос.

Это интересно: «Мы встречались с тобой на закате» Александра Блока – стихотворение, наполненное нежными романтическими образами. Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мы встречались с тобой» по плану.

Темы

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:

  1. Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.
  2. Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране . Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Иисус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.
  3. В произведении также звучит тема мести. Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.
  4. Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.
  5. Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.
  6. Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

Критика

Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок – предатель и лицемер, других – что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками.

О произведении одним из первых и довольно подробно высказался иллюстратор поэмы «12», Юрий Анненков:

Сам поэт подтвердил эту догадку. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции.

Конечно, поэт не был уверен в том, что не раскаивается в написанном. Из-за рубежа он следил за происходящим в России и был угнетен ее состоянием, которое ухудшалось день ото дня. Красный террор, гражданская война, начавшаяся за революцией реакция не могли ему нравиться. В отчаянии он вспоминал свой вдохновенный порыв, но музыка в душе стихла. Именно поэтому перед смертью он умоляет жену сжечь все экземпляры поэмы «Двенадцать». Так он отрекся от своего знаменитого и трагического гимна октябрьскому перевороту.

Ему было, отчего расстраиваться и при жизни. На одном из митингов против Красного террора и политических репрессий люди скандировали в его адрес оскорбление: «Изменник!». Там же были его старые друзья, Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье, которые никак не заступились за его честь. Дальше – больше: та же Ахматова, а вместе с ней и поэт Сологуб, демонстративно отказываются от участия в мероприятии, где в программе упомянута его поэма. Гумилев отреагировал еще радикальнее, утверждая, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Особенно он критиковал (было написано подробное эссе) то, что образ Христа был опорочен таким соседством. Автор отреагировал спокойно и загадочно:

Предостережения сыпались на него со всех сторон. Более дружелюбный Андрей Белый тоже обратился к другу с посланием:

Эти слова оказались пророческими: поэтесса Зинаида Гиппиус в обращении к Блоку восклицает, что не простит его предательства никогда. Не простил и Бунин, выступив с разгромной рецензией, изложив подробное истолкование не только книги, но и поступков ее автора:

Нелестная характеристика поэмы и даже прямые угрозы в адрес Блока послышались и из уст политиков. Глава Белой армии, адмирал Колчак, обещал после победы повесить автора «Двенадцати». Но и большевики не спешили хвалить книгу. Комиссар по театральным делам запретила жене поэта читать произведение вслух, аргументируя это так: «В них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся». На этом реакция власти не закончилась. В 1919 году творца арестовали по подозрению в заговоре и отпустили лишь по личному ходатайству влиятельного чиновника Луначарского. Тогда же муза отвернулась от него, он больше не услышал музыку и перестал писать стихи.

Поняли и приняли позицию творца считанные единицы, например, Мейерхольд, академик С. Ф. Ольденбург, Ремизов и Есенин. По их мнению, новая работа Блока была не понята, так как все читатели привыкли к исключительно серьезному творчеству поэта. Вот так объяснил эту мысль рецензент Виктор Шкловский:

Мнение критиков подтверждается тем обстоятельством, что автор лично приводил свою жену на концерты балагура Савоярова, который исполнял все, будь то песня или стихотворение, в рваном стиле бродяги-босяка. На его примере он показывал ей, как надо читать его произведение вслух.

Символика

Поэма заканчивается именем Иисуса Христа, который идёт впереди двенадцати красноармейцев (их количество совпадает с числом апостолов). Корней Чуковский писал в статье «Александр Блок как человек и поэт»:

Неудивительно, что именно Блоку, всегда пронзительно чувствовавшему Петербург как чужой и враждебный человеку город, удалось создать потрясающую картину послереволюционной, вставшей на дыбы столицы. Петроград в «Двенадцати» показан в серии импрессионистских картин-зарисовок: хлёсткий ветер раскачивает огромные политические плакаты, снег, гололедица, стрельба и грабежи на улицах. Несмотря на мистический образ Христа, всё это выглядело весьма натуралистично, а местами даже подчёркнуто грубо и вульгарно. Потому произведение Блока подняли на щит и сторонники, и противники нового режима. Некоторые видели в «Двенадцати» карикатуру на разбойников-большевиков. Других шокировало, что у Блока красногвардейцев-уголовников по Петрограду ведёт сам Христос. Один писатель в письме своему приятелю недоумевал: «А вот и я, и многие миллионы людей сейчас видят что-то совсем другое, совсем не то, чему учил Христос. Так с какой же стати ему вести эту банду? Увидишь Блока — спроси его об этом».

Иван Бунин, присутствуя на собрании, которое московские писатели устроили для чтения и разбора «Двенадцати», выступил:

«Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

«Сегодня я – гений!» — так написал Александр Александрович Блок. поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» — эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле». «расстригу-попа». старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни». «в зубах цигарка». «примят картуз». и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте. «черный вечер» и «белый снег». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой». потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем». но «станет всем» :

Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба –Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» .

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом». Для кого теперь «свобода без креста». а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока — «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

2

    Гуляет ветер, порхает снег.    Идут двенадцать человек.    Винтовок черные ремни,Кругом — огни, огни, огни…    В зубах — цыгарка, примят картуз,    На спину б надо бубновый туз!    Свобода, свобода,    Эх, эх, без креста!        Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно!— А Ванька с Катькой — в кабаке…— У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка сам теперь богат…— Был Ванька наш, а стал солдат!— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,Мою, попробуй, поцелуй!    Свобода, свобода,    Эх, эх, без креста!    Катька с Ванькой занята —     Чем, чем занята?..        Тра-та-та!Кругом — огни, огни, огни…Оплечь — ружейные ремни…Революцьонный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую Русь —     В кондовую,    В избяную,    В толстозадую!Эх, эх, без креста!

Анализ поэмы «Двенадцать» Блока

Многие считают поэму «Двенадцать» главным произведением в творчестве Блока. Она была написана поэтом в начале 1918 г. и отражает его взгляд на российскую революцию.

Поэма 12 – оригинальное стихотворение. Она написана в новаторском стиле. Язык поэмы максимально приближен к малограмотному «солдату революции». Высокообразованного человека приводят в недоумение некоторые фрагменты стихотворения. Крайний цинизм и откровенность «двенадцати апостолов революции» — характерная особенность стиха.

Сюжет основан на обходе красноармейского патруля, состоящего из двенадцати человек. Люди, представляющие собой рождение нового мира, — хладнокровные преступники и убийцы, для которых нет ничего святого. Ими движет крайняя ненависть ко всему, что символизирует собой старое общество. До сих пор до конца не ясно подлинное отношение Блока к созданным персонажам. В воспоминаниях и произведениях советских писателей главные герои подвергались излишней идеализации. Борьба за строительство коммунизма ассоциировалась только со светлыми и справедливыми идеями. Для персонажей Блока одна из главных целей – «пальнуть пулей в Святую Русь».

Стихотворение перенасыщено кровожадными садистскими лозунгами и фразами: «мировой пожар в крови», «простреленная голова», «выпью кровушку» и мн. др. Речь главных героев изобилует грубостью и ругательствами.

Сам патрульный обход выглядит совершенно бессмысленным действием. У красноармейцев нет какой-нибудь определенной цели. Они, как стервятники, хотят найти любой предлог для грабежа или убийства.

С каким-то нездоровым упорством Блок постоянно вводит в текст своего произведения христианские образы. Число «героев» равно количеству апостолов. «Черная злоба» приравнивается к «святой злобе». Все чудовищные деяния революционеров сопровождаются пожеланием «Господи, благослови!». Наконец, предводителем опьяненной кровью шайки убийц и головорезов становится главный символ христианства – Иисус Христос. Сам Блок утверждал, что просто не смог подобрать более значимой фигуры на эту роль.

Поэма «Двенадцать» оставляет после себя неоднозначные чувства. Считать ее произведением, прославляющим рождение нового мира, может только неисправимый борец за всеобщую революцию или психически ненормальный человек. Не подпадает она и под категорию «суровой правды жизни» хотя бы потому, что «ножичком полосну, полосну» как-то не сочетается с «упокой, Господи, душу рабы Твоея». Есть мнения, что Блок попросту издевался над новым строем, но сам он этого не подтверждал. Известно, что у поэта возникало желание сжечь свою поэму.

Примечания

  1. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература, 1982. — Т. 5. — С. 238. — 407 с.
  2. Корней Чуковский подтверждает обе эти цитаты в своем дневнике от 9 декабря 1919 года.
  3. составитель Орлов Вл. Александр Блок в воспоминаниях современников. — М.: «Художественная литература», 1980. — С. 210. — 368 с. — 5000 экз.
  4. составители П. Фокин, С. Полякова. Блок без глянца. — СПб.: «Амфора», 2008. — С. 357-358. — 432 с. — 5000 экз.
  5. Орлов В. Н. Жизнь Блока. — М.: «Центрполиграф», 2001. — С. 510-512. — 618 с. — 7000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  6. Клинг О. А. Александр Блок. Поэма Двенадцать. — М.: Издательство Московского университета, 2000. — С. 104. — 112 с. — 5000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  7. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 223. — 572 с. — 3000 экз.
  8. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература, 1982. — Т. 5. — С. 248. — 407 с.
  9. Орлов В. Н. Жизнь Блока. — М.: «Центрполиграф», 2001. — С. 533-534. — 618 с. — 7000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  10. Орлов В. Н. Жизнь Блока. — М.: «Центрполиграф», 2001. — С. 540. — 618 с. — 7000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  11. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература, 1982. — Т. 5. — С. 245. — 407 с.
  12. под ред. Уваровой. Энциклопедия Эстрада России. XX век. Лексикон. — М.: РОСПЭН, 2000. — 10 000 экз.
  13. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 305-306. — 572 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-21606-2.
  14. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература, 1982. — Т. 5. — С. 396. — 407 с.
  15. Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература, 1982. — Т. 5. — С. 247. — 407 с.
  16. Орлов В. Н. Жизнь Блока. — М.: «Центрполиграф», 2001. — С. 544. — 618 с. — 7000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  17. Орлов В. Н. Жизнь Блока. — М.: «Центрполиграф», 2001. — С. 526. — 618 с. — 7000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  18. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 234. — 572 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-21606-2.
  19. составители П. Фокин, С. Полякова. Блок без глянца. — СПб.: «Амфора», 2008. — С. 362, 360. — 432 с. — 5000 экз.
  20. Орлов В. Н. Жизнь Блока. — М.: «Центрполиграф», 2001. — С. 514. — 618 с. — 7000 экз. — ISBN 5-227-01463-9.
  21. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 222. — 572 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-21606-2.

История создания

Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Проблематика:

  • противостояние стихии и культуры (Хаоса и Космоса, беспорядка и порядка);
  • этическая проблематика (моральные устои нового и старого мира);
  • путь России.

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

  • «Двенадцать» состоит из двенадцати частей;
  • двенадцать (часов) — это полночь, время ухода старого дня и наступления нового (что следует понимать иносказательно — как намёк на прощание со старым порядком и принятие нового);
  • наконец, в поэме фигурируют двенадцать красноармейцев, которые в некотором смысле выполняют функции двенадцати апостолов (учеников Иисуса Христа) из Библии;
  • кроме того, двенадцать — это некое совершенное число, символизирующее золотое сечение, универсум.

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Анализ поэмы «Двенадцать»

Проанализируем поэму «Двенадцать»- величайшую поэму Блока 20 века.Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революции стала поэма «Двенадцать» (1918). Она была завершением всей трилогии вочеловечения, всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит. Своё отношение к революции Блок выразил в статье «Интеллигенция и Революция» (1918). «Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтоб лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь наш стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасно жизнью».

Однако при, казалось бы, очевидной соотнесённости содержания поэмы с реальными историческими событиями, «Двенадцать» — это символистское произведение, отнюдь не политическое. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и тьмы. Двенадцать красногвардейцев — это и «апостолы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Катьки).

Первая глава (экспозиция) поэмы начинается символическим пейзажем, выдержанным в чёрно-белой цветовой гамме:

Чёрный вечер, Белый снег.

Автор подчёркивает вселенский масштаб метели, разыгравшейся «на всём божьем свете, а цветовой контраст указывает на непримиримость противоборствующих сторон, символизирующих свет и тьму, старое и новое. На этом фоне Появляется человек (на ногах не стоит человек), образ которого не конкретизируется — это человек, захваченный стихией революции (нередко помимо воли).

В экспозиции (1 глава) представлены основные образы — символы поэмы: стихия (ветер, метель, чёрное небо, белый снег), старый мир (буржуй, товарищ поп, барыня в каракуле, старушка, бродяга).

Многие из этих образов станут сквозными в поэме. Во второй главе появляются новые герои — двенадцать красногвардейцев. Ритм стиха меняется, становится маршевым. Новые герои характеризуются автором весьма противоречиво: люди, участвующие в революции, весьма далеки от идеала:

в зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

Среди них можно встретить и уголовников, и голытьбу, для которой привлекательным показался лозунг «Грабь награбленное!». Но для автора важна не социальная характеристика этих людей, а сама «стихия народного бунта», направленная против зла: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

На этом фоне развивается любовный сюжет (взаимоотношения Ваньки, Катьки, Петрухи), драматическое напряжение которого трагически разрешается в шестой главе (кульминация поэмы). «Убийство Катьки — единственное событие поэмы — символично, оно связано с «чёрной злобой вооружённых людей, направленной против «старого» мира. Не случайно в этот момент снова прозвучал «революционный призыв» «Революционный держите шаг! / / Неугомонный не дремлет враг!», Совершённое насилие и произвол ненадолго вызвали переживания героя: очень скоро, поддавшись уговорам товарищей Петруха повеселел и принял участие в расправе над буржуями. Эта стремительность, с которой происходит перемена в настроении героя, свидетельствует о его нравственной незрелости. Для Петрухи не существует моральных пределов, когда он совершает жестокое преступление.

Восьмая глава (развитие действия) поэмы рисует страшную картину погромов: уж я ножичком полосну, полосну.

В этих строках — падение человеческое, ужас, кровь, произвол.

В одном из своих дневников Блок записал: «Разрушая, мы все те же ещё, рабы старого мира. (1918). Очевидно, описанные картины виделись Блоку как атрибут «старого» мира, не отпускающего от себя людей. Не случайно в девятой — двенадцатой главах появляются новые образы: «буржуй» на перекрёстке (перекрёсток — символ распутья, на котором оказалась Россия), паршивый пёс, следующий неотступно за отрядом. «Старое» и «новое» пока ещё неразрывны.

Революция положила начало движению «новой» жизни, к « новой» (преображённой) личности, но путь этот пролегает через мрак, хаос, кровь. Изображая эти процессы, Блок «не скрыл их трагических противоречий, … не умолчал о разорванности, запутанности, безысходности страдания, и не дал Никакого решения … ».

В поэме удивительно совмещены разные временные измерения: прошлое «старый мир» ), из которого выходят герои, настоящее (революционные будни) и будущее, к которому «незримо» ведёт героев Христос, появившийся в финале, в заключительной главе поэмы.

Произведение Двенадцать полностью

28.01.13

Александр Александрович Блок. Двенадцать

30.10.13

Сборник стихов

Том 8. Письма 1898-1921

Том 8. Письма 1898-1921

Настоящее собрание сочинений А. Блока в восьми томах является наиболее полным из всех ранее выходивших. Задача его — представить все разделы обширного литературного наследия поэта, — не только его художественные произведения (лирику, поэмы, драматургию), но также литературную критику и публицистику, дневники и записные книжки, письма.
В восьмой том собрания сочинений вошли письма 1898-1921 годов.

Незнакомка

Незнакомка

Незнакомка — героиня лирической драмы А.А.Блока «Незнакомка». Образ Незнакомки впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается «скука загородных дач» и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено нездешнее видение прекрасной Незнакомки, которая в одиночестве проходит меж рядами пьяных. Она наделена всеми возможными романтическими атрибутами: одета в «упругие шелка», на ней «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука». Появление Незнакомки имеет двойственную мотивировку: среди присутствующих ее видит один поэт, но при этом поэт пьян, и видение может быть истолковано равным образом как хмельная галлюцинация.Лирическая драма «Незнакомка» (первоначально ее жанр определялся как «три видения», в окончательном тексте «видениями» называются действия пьесы) продолжала развивать противопоставление, на котором строилось стихотворение, между миром романтической мечты и действительностью. Но, как указывал сам Блок, в драме развиваются темы и других его стихотворений 1906 года: «Там дамы щеголяют модами…», «Твое лицо бледней, чем было…», «Шлейф, забрызганный звездами…», «Там, в ночной завывающей стуже…»Ее герой — поэт, мечтающий встретить на земле возлюбленную, портрет которой он случайно приобретает у одного из посетителей кабачка. Его горячая мольба — «воплотись» — исполняется, и звезда, падая с неба, воплощается в прекрасную Незнакомку Марию. Но пьяный поэт не смог стать земной опорой для нее, точно так, же как и персонаж под именем Голубой. Не узнает ее в земной женщине и астроном, который давно наблюдает за звездой Марией и переживает ее исчезновение с небосклона. Незнакомка попадает в руки одного из пошляков; соприкоснувшись с земной пошлостью, она возвращается на небосклон.

Возмездие

Возмездие

Музыка Блока, родившаяся на рубеже двух эпох, вобрала в себя и приятие страшного мира с его мученьями и гибелью, и зачарованность странным миром, «закутанным в цветной туман». С нею явились неизбывная отзывчивость и небывалая ответственность поэта, восприимчивость к мировой боли, предвосхищение катастрофы, предчувствие неизбежного возмездия. Александр Блок — откровение для многих читательских поколений.«Самое удобное измерять наш символизм градусами поэзии Блока. Это живая ртуть, у него и тепло и холодно, а там всегда жарко. Блок развивался нормально — из мальчика, начитавшегося Соловьева и Фета, он стал русским романтиком, умудренным германскими и английскими братьями, и, наконец, русским поэтом, который осуществил заветную мечту Пушкина — в просвещении стать с веком наравне.Блоком мы измеряли прошлое, как землемер разграфляет тонкой сеткой на участки необозримые поля. Через Блока мы видели и Пушкина, и Гете, и Боратынского, и Новалиса, но в новом порядке, ибо все они предстали нам как притоки несущейся вдаль русской поэзии, единой и не оскудевающей в вечном движении.»Осип Мандельштам

Том 1. Стихотворения 1898-1904

Том 1. Стихотворения 1898-1904

Настоящее собрание сочинений А. Блока в восьми томах является наиболее полным из всех ранее выходивших. Задача его — представить все разделы обширного литературного наследия поэта, — не только его художественные произведения (лирику, поэмы, драматургию), но также литературную критику и публицистику, дневники и записные книжки, письма.
В первый том собрания сочинений вошла Первая книга стихотворений (1898–1904) и стихотворения, не вошедшие в основное собрание (1897–1903 гг.)

«Послужил делу Антихриста?»

Однако даже самое настороженное и враждебное отношение к поэме представителей советской власти не шло ни в какое сравнение с отзывами «старой» интеллигенции. Так, Гумилев напрямую заявил, что поэт, досочинив концовку с евангельским образом, «послужил делу Антихриста». Поэта объявляли изменником, а Колчак во время разговора с Вячеславом Ивановым то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Блока повесить, когда белые войска вернут себе власть (правда, достоверность последнего факта спорна). Известно также, что Ахматова отказывалась принимать участие в литературных вечерах, если там собирались читать поэму Блока. Кстати, сам поэт редко когда выступал с чтением «Двенадцати». Этим занималась его жена — очень неудачно, надо отметить.

1

    Черный вечер.    Белый снег.    Ветер, ветер!На ногах не стоит человек.    Ветер, ветер — На всем Божьем свете!    Завивает ветер    Белый снежок.Под снежком — ледок.    Скользко, тяжко,    Всякий ходокСкользит — ах, бедняжка!    От здания к зданию    Протянут канат.    На канате — плакат:«Вся власть Учредительному Собранию!»    Старушка убивается — плачет,    Никак не поймет, что значит,    На что такой плакат,    Такой огромный лоскут?Сколько бы вышло портянок для ребят,    А всякий — раздет, разут…    Старушка, как курица,Кой-как перемотнулась через сугроб.    — Ох, Матушка-Заступница!    — Ох, большевики загонят в гроб!    Ветер хлесткий!    Не отстает и мороз!    И буржуй на перекрестке    В воротник упрятал нос.    А это кто? — Длинные волосы    И говорит вполголоса:        — Предатели!        — Погибла Россия!    Должно быть, писатель —        Вития…    А вон и долгополый —     Сторонкой — за сугроб…    Что нынче невеселый,    Товарищ поп?    Помнишь, как бывало    Брюхом шел вперед,    И крестом сияло    Брюхо на народ?    Вон барыня в каракуле    К другой подвернулась:— Ужь мы плакали, плакали…    ПоскользнуласьИ — бац — растянулась!    Ай, ай!    Тяни, подымай!    Ветер веселый    И зол, и рад.    Крутит подолы,    Прохожих косит,    Рвет, мнет и носит    Большой плакат:«Вся власть Учредительному Собранию»…    И слова доносит:    … И у нас было собрание…    … Вот в этом здании…    … Обсудили —    Постановили:На время — десять, на ночь — двадцать пять…    … И меньше — ни с кого не брать…        … Пойдем спать…    Поздний вечер.    Пустеет улица.    Один бродяга    Сутулится,Да свищет ветер…    Эй, бедняга!        Подходи —    Поцелуемся…    Хлеба!    Что впереди?    Проходи!    Черное, черное небо.    Злоба, грустная злоба    Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…    Товарищ! Гляди        В оба!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector