«мертвые души»: герои сатирической поэмы о злободневном

Краткое содержание по главам

Глава I

 Чичиков в сопровождении своих слуг приезжает в город NN.  Он поселяется в самой обычной гостинице и за обедом выспрашивает у трактирщика обо всех происходящих событиях. Он узнает имена самых влиятельных чиновником и помещиков.

На приеме у губернатора Чичиков лично знакомится со многими из них, где и получает приглашение о визите от Манилова, Собакевича. В течение последующих дней Чичиков посещает вице-губернатора, прокурора, откупщика. В городе он получает исключительно положительную репутацию.

«Такое мнение, весьма лестное для гостя, составилось о нем в городе, и оно держалось до тех пор, покамест одно странное свойство гостя и предприятие, или, как говорят в провинциях, пассаж, о котором читатель скоро узнает, не привело в совершенное недоумение почти всего города.»

Глава II

Чичиков направляется в поместье Манилова.  Его деревня оказалась скучной, а сам он довольно непонятным человеком, находящимся в постоянных мечтах. Чичиков предложил Манилову купить «мертвые души».  Помещика очень удивило такое предложение, но отказа не последовало. Заключить сделку было решено в городе.  Чичиков уехал, а Манилов еще очень долго размышлял над странным предложением своего гостя.

Глава III

Чичиков направился к Собакевичу, однако их бричка сбилась с пути по причине непогоды.  Было принято решение переночевать в первой усадьбе которая попадется.  Дом, на который пал выбор принадлежал Коробочке. Хозяйка приняла их и вскоре получила предложение о продаже «мертвых душ». Предложение также вызвало у Коробочки удивление, но вскоре она поняла, что может выручить за такую пустяковину неплохую сумму.   Сделка состоялась, и Чичиков поспешил удалиться.

«-На все воля Божья, матушка! — сказал Чичиков, вздохнувши, — против мудрости Божией ничего нельзя сказать… Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

— Кого, батюшка?

— Да вот этих-то всех, что умерли.

— Да как же уступить их?

— Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

Глава IV

Чичиков продолжил путь. По дороге он заезжает в трактир, чтобы передохнуть. Здесь он встречает Ноздрева – заядлого игрока в карты.  Просьба о продаже душ помещика не привлекла и тогда, было решено сыграть на души в шашки.  Игра чуть не закончилась дракой. Чичиков поспешил удалиться. В последующем он очень жалел о том, что предложил это Ноздреву.

Глава V

Чичиков приехал к Собакевичу. Предложение о продаже мертвых душ помещик воспринял очень серьезно — пытался торговаться и предлагал свои условия.  После переговоров было принято решение об оформлении сделки в ближайшее время в городе.

Глава VI

Следующим к кому направился Чичиков был Плюшкин. Поместье представляло собой жалкое зрелище и вызывало лишь жалость. Кругом царил беспорядок, бедность и запустение. Плюшкин с большой радостью продал Чичикову «мертвые души», посчитав его большим глупцом. После завершения сделки Чичиков поспешил вернуться в гостиницу.

Главы VII –VIII

 После совершенных сделок молва о Чичикове разнеслась по всему городу. Все удивлялись его богатству, не предполагая даже, чем он промышляет. Чичиков был доволен собой, теперь его ждали в каждом доме, а на любом балу он был почетным гостем.

Чичиков посещает бал. Ноздрев выдает его тайну, прокричав о мертвых душах. Теперь все знают о том, какие сделки заключает Чичиков.

Глава IX

 Помещица Коробочка подтверждает покупку «мертвых душ». По городу начинают ползти слухи о том, что Чичиков хочет похитить дочь губернатора. Теперь неожиданный гость города становится загадкой для жителей. Для того, чтобы решить кто же такой Чичиков принимается решение о сборе у полицмейстера

Глава X

Общественность обсуждает действия Чичикова, но к единому мнению прийти не получается.  Выдвигаются самые смелые предположения. На общественное собрание приходит Ноздрев и начинает подтверждать каждую выдвигаемую гипотезу. Люди понимают, что Ноздрев откровенно врет и несет чушь, принимают решение удалить его с собрания.

Ноздрев отправляется к Чичикову и рассказывает о происходящих событиях.

2 вариант сочинения

Сумасшедшей популярностью произведения Гоголя пользуются даже в сегодняшнее время. В них поднимаются вопросы на важные темы. Одна из проблем времени автора – крепостничество, крепостное право и положение крестьян. Именно об этом повествует данное произведение авторства Гоголя. Произведения является поэмой. В данном тексте представлены характеристики главных героев.

Данное произведение содержит не мало ярких и развитых персонажей

Помещик по фамилии Чичиков является главным персонажем, но не только на нем заострено внимание читателя. Чичиков представлен человеком наглым, жестоким, безнравственным

Так характеризуют его поступки. Он меркантильный, расчетливый и готовый на все ради своих целей. Он готов даже идти по головам. Для того, чтобы стать богаче и состоятельнее, он ездит к разным помещикам и скупает этакие мертвые души. Мертвые души – это документы на покойных крепостных крестьян.

Манилов – один из помещиков, которому Чичиков наносит визит. Он был первым. Манилов подан в произведении как человек, разговаривающий слишком сладким голоском.  В усадьбе у этого человека все в розовых тонах и блестящее. Он лицемер.

Коробочка была второй помещицей, к которой приехал главный герой. Эта героиня представлена толстенной женщиной. Она расчетливая, но достаточно жадная. Коробочка побаивается как бы Чичиков не обманул ее ни на одну копейку.

Ноздрев является также одним из главных героев. Это человек вспыльчивый, энергичный, азартный и тот, кто любит драться. У него была горячая голова. В доме данного персонажа имеется много разных интересных вещей, историю возникновения и появления которых с удовольствием доносит хозяин всем, кому не лень. Из-за вспыльчивого и непостоянного характера Ноздрева, его встреча с Чичиковым заканчивается дракой, из-за которой сделка не осуществляется.

Собакевич внешне напоминал из-за своего объема большого лесного медведя. На его усадьбе много огромных предметов, которые похожи на своего владельца. Собакевич человек коренастый, крепкий, голос у него басистый и очень низкий. Собакевич содержит своих крестьян в строгости. И у него тоже присутствует чувство зависти. Еще на его примере высмеивается порок чревоугодия.

Последний помещик, которого посетил главный герой, это Плюшкин. Данный персонаж очень многогранный. Плюшкин очень неаккуратен и складирует большое количество ненужного хлама. Большей частью старых вещей, которые имеются в доме героя, Плюшкин не пользуется. Он олицетворяет неаккуратность. В настоящее время существует тип людей, которых называют «плюшкины» из-за того, что они складируют много вещей и не пользуются ими.

Плюшкин: история духовного распада

В поэме Плюшкин олицетворяет скряжничество и духовный распад. С каждой новой страницей читатель наблюдает, как когда-то неглупый и трудолюбивый человек превратился в “прореху на человечестве”. Однако так было не всегда. Еще тридцать лет назад Степан Плюшкин был крепким хозяйственником и приличным семьянином, обожающим жену и троих детей. После смерти жены и дочери в его душе произошел какой-то надлом, и жизнь потеряла смысл. Сын ушел в армию, а дочь с бежала с возлюбленным. Все человеческие чувства в нем угасли, главной целью его существования стало накопительство. Причем копил он все не ради благо дела. Его скряжничество не поддавалось никакой логике, казалось, ненужными вещами и продуктами он наполняет свою пустую жизнь.

В какой-то момент в голове героя рождается план: он решает подарить золотые часы Чичикову, чтобы хоть кто-то вспоминал его после смерти. Однако эти светлые мысли быстро покидают его голову.

Герой мог бы посвятить свою оставшуюся жизнь благодетели: привести деревни в порядок, позаботиться о крестьянах и животных, вырастить благоухающие сады. Но в силу своего характера он не смог справиться с навалившимся на него когда-то горем и опустился на самое дно, потеряв все человеческие черты.

Говорящие фамилии в поэме “Мертвые души”

Как и у многих героев у Плюшкина – говорящая фамилия. Он все гребет под себя, копит запасы, которыми не пользуется. Его амбары наполнены снедью, а крестьяне умирают один за другим от голода. Плюшкину и в голову не приходит спасти от голода изможденных людей. Фамилия Плюшкина стала нарицательной, она обозначает жадного и скупого до невозможности человека.

Другие персонажи “Мертвых душ” также имеют говорящие фамилии. Манилов – мечтательный человек, оторванный от реальности. Его фамилия ассоциируется с глаголами “манить”, “заманивать”

В Сабакевиче автор выделяет животное начало: он сравнивает его с медведем, а также особое внимание уделяет его чревоугодию. Из-за женщины с фамилией Коробочка Чичиков терпит крах своего дела

Он словно попадает в западню, откуда уже нет выхода.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме “Характеристика Плюшкина”. В статье дается подробное описание Плюшкина, его усадьбы, а также называются причины его деградации как личности. Он – типичный помещик России того времени. Собакевич, Манилов, Коробочка и Плюшкин – мертвые души!

Дом и интерьер комнат

Имение Плюшкина отражает духовное запустение самого персонажа. Строения в деревни очень старые, ветхие, крыши давно прохудились, окна закупорены тряпьем. Кругом царит разруха и пустота. Даже церкви выглядят безжизненными.

Имение будто разваливается на части, что свидетельствует о выпадении героя из реальной жизни: вместо главных вещей в центре его внимания находятся пустые и бессмысленные задачи. Не зря этот персонаж практически лишен имени, отчества – он словно бы и не существует.

Усадьба Плюшкина поражает своим видом – здание находится в ужасном, полуразрушенном состоянии. С улицы дом выглядит, как заброшенное строение, в котором давно никто не живет. Внутри здания очень неуютно – кругом холод и темнота. Естественное освещение попадает только в одно помещение – комнату хозяина.

Весь дом завален старьем, которого с каждым годом становится все больше – Плюшкин никогда не выбрасывает сломанные или ненужные вещи, так как думает, что они еще могут пригодиться.

Кабинет помещика также находится в полном беспорядке. Вид комнаты воплощает в себе настоящий хаос. Здесь находится стул, который не поддается ремонту, а также часы, которые давно остановились. В углу помещения располагается свалка – в бесформенной куче можно разглядеть старый башмак и сломанную лопату.

Глава Восьмая

В городе начинают сплетничать о сделке Павла Ивановича. Жители недоумевают, для чего чиновнику понадобилось такое количество крестьян. В городке недоумевали, как же помещики согласились отдать Чичикову хороших крестьян, или, может быть, чиновнику достались пьяницы, халтурщики? В любом случае, покупка Павла Ивановича свидетельствовала о богатстве Чичикова. За деньги героя полюбили еще сильнее.

Местные барышни находили Павла Ивановича крайне привлекательным и импозантным мужчиной. Гоголь характеризует женщин в городе как строгих, скрытных, наделенных вкусом и шармом. Одна из дам подбросила Чичикову романтическую записку – без подписи. Женщины отвлекали Павла Ивановича, и герой даже запамятовал, что нужно поздороваться с хозяйкой приема – женой губернатора. Записка заинтересовала Павла Ивановича, но больше всего героя увлекла губернаторская дочка.

Гоголь, впрочем, не уверен, ощущает ли Павел Иванович настоящую светлую любовь. Однако дочь губернатора выглядела невинной и наивной на фоне остальных дам. Чичиков, однако, спешно ушел с приема, потому что появившийся там помещик Ноздрев приставал к чиновнику.

Глава Девятая

Рассказ начинается описанием встречи двух женщин – подруг. Рано утром читатель застал этих барышень за беседой о женских делах. Первую даму звали Аллой Григорьевной, вторую – Софьей Ивановной. Речь же шла о Чичикове.

Выяснилось, что Коробочка рассказала о том, что Павел Иванович покупал «мертвые души». Ноздрев попал в напарники Чичикова. Вопрос о цели покупок «мертвых душ» дамы объяснили желанием Чичикова женится на дочери губернатора города. Сплетни быстро распространились по городку, изменив отношение местных жителей к Павлу Ивановичу, которого теперь не приглашали ни в один дом. Со временем слухи доходят и до прокурора.

Глава Десятая

Эта часть посвящена истории капитана Копейкина. Итог повести о капитане: жители города согласились, что Чичиков уж никак не может быть пропавшим капитаном. Между тем, Ноздрев посетил приболевшего Павла Ивановича, поведав чиновнику о городских сплетнях.

Продавцы крестьянских душ

К персонажам, на образах которых построено произведение, относятся продавцы душ умерших крестьян. В общении с ними проявляются основные черты характера Чичикова.

Краткое описание каждого из них представлено в таблице:

Помещик Манилов Первый продавец «мертвых душ», офицер с хорошей внешностью: голубые глаза, белокурые волосы, добрый взгляд. Фамилия героя происходит от слов «манить» и «заманивать». Изначально о нем складывается двоякое впечатление: с одной стороны, он доверчивый, приятный и чувственный, а с другой — апатичный, ленивый и вспыльчивый. Он счастливый семьянин, любит свою жену Лизаньку и детей (старший сын — Фемистоклюс и младший — Алкид). С женой герою удалось сохранить тёплые отношения вопреки тому, что в браке они находятся более 8 лет. У Манилова единственное сходство с Чичиковым в том, что он ничего собой не представляет. Вся жизнь героя состоит из мечтаний, которые никак не соответствуют действительности, да и для этого он ничего не делает и делать не хочет, являясь слишком апатичной и безразличной натурой. Автор подчеркивает, что этого персонажа нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, он — ничто
Коробочка Настасья Петровна Вдова, старая помещица и вторая продавщица «мёртвых душ». Это предприимчивый в торговле человек, так как в каждом герое видит только вероятного покупателя. Предстает перед читателями положительным персонажем, хоть и представляется глупой и необразованной домохозяйкой. Внутренний мир женщины не развивается, об этом говорит ее дом, полный мух и старинных картин. Гоголь показывает образ Коробочки простым. Эта простота присутствует во всем — во внешнем виде, общении с другими людьми, поведении. Главная цель ее жизни — заработать как можно больше денег. Героиня продает все, что только можно, даже предметы своего хозяйства. В жизни у нее нет ничего, только желание накопить как можно больше деньжат
Помещик Ноздрев Молодой 35-летний вдовец, живущий ради пьянок, гулянок и выпивки, третий продавец «мертвых душ». После смерти жены герой ничем полезным не занимается, давно забыл про детей и свое хозяйство, невзирая на целую стаю собак. Ненавидит сидеть дома более одного дня. Единственное его занятие — развлечения. О внешности мужчины известно следующее: черные густые волосы, низкого роста, белые зубы, черные бакенбарды и румяные щеки. В свои 35 по образу жизни соответствует 18—20 годам, любит погулять и выпить, больше ничего не надо. Как только выигрывал деньги, тут же спускал их на другое развлечение. Герой врал на каждом шагу, даже по пустякам, не придавая этому значения
Собакевич Михаил Семенович Мужчина в расцвете сил, возраст — около 40—45 лет. Наружностью своей был похож на медведя: круглое лицо, цвет лица каленый, широкая спина. Даже своими неуклюжими поступками он доказывал это: имел привычку наступать на ноги, косолапил, даже фрак носил медвежьего цвета. Из этого и появляется имя с фамилией «Михайло Собакевич». В свои 40 с лишним лет Михаил может похвастаться крепким здоровьем: «никогда даже горло не болело». Герои поэмы считают, что у него не было души, так как он ко всему относился с равнодушием и мало чем интересовался. Несмотря на это, Собакевич — человек образованный и начитанный. Он реалист, здраво смотрит на мир и не тешит себя ложными надеждами. В жизни является материалистом, главное — не товар, а его цена
Степан Плюшкин Богатый помещик, вдовец, отец троих детей (сына и двух дочерей). Пожалуй, это самый негативный персонаж поэмы. Фамилия героя говорит сама за себя. Плюшкин — скупой человек. Из-за скупости его можно спутать с нищим: ходит в лохмотьях, старой и рваной одежде, питается сухарями, считая, что лучше использовать испортившийся товар, чем выбросить. Ему больше 60 лет. Внешность: маленькие глаза, худая и небритая физиономия, зубы почти отсутствуют. Из-за алчности старика страдает не только он, но и его крестьяне, которых он кормит плохо, они умирают в большом количестве. Герой выпивает, давно не следит за хозяйством, зато никогда не забывает наполнить свой графин наливкой. Душа Плюшкина мертва, на смену всем положительным качествам приходят отрицательные: равнодушие, скупость, апатичность, угрюмость и ненасытность

Через главных героев «Мертвых душ» автор показывает нам, как деньги меняют человека. Они превращают людей в бездушных статуй. Несомненно, деньги облегчают жизнь, но не нужно жить ради них. Не стоит забывать, что никакие финансы не заменят счастье и любовь.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса — предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей — сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов — в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка — хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка — также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» — шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Жанр произведения

Гоголь, как известно, в аннотации к книге назвал «Мертвые души» поэмой, хотя в процессе работы жанр произведения им определялся по-разному. Для гениального писателя следование жанровым канонам не является самоцелью, творческую мысль автора не должна сковываться никакими рамками, а парить свободно.

Более того, художественный гений всегда выходит за рамки жанра и создает нечто оригинальное. Сохранилось письмо, где в одном предложении Гоголь трижды определяет жанр произведения, над которыми работает, называя его поочередно романом, повестью и, наконец, поэмой.

Специфика жанра связана с лирическими отступлениями автора и стремлением показать национальную стихию русской жизни. Современники неоднократно сравнивали произведение Гоголя с «Илиадой» Гомера.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет

Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений

В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души»

Помещик отличается невероятной скупостью и недоброжелательностью.

Герой символизирует духовный крах сильного человека, потонувшего в пороке безграничной скупости, граничащей с жесткостью: в амбарах помещика хранится огромное количество продуктов, которые никому не позволяется брать, в результате чего крестьяне ходят голодные, а запасы пропадают за ненадобностью.

Плюшкин достаточно богат, на его счету – целая тысяча крепостных. Однако, несмотря на это, старик живет как нищий, питаясь сухарями и одеваясь в лохмотья.

Символичность фамилии

Как и большинство персонажей произведений Гоголя, фамилия Плюшкина носит символический характер. С помощью противопоставления или синонимичности фамилии по отношению к характеру соответствующего персонажа автор раскрывает определенные черты данной личности.

Значение фамилии Плюшкина символизирует необычайно скупого и жадного человека, целью которого является накопление материальных благ без конкретной цели их применения. В результате собранные богатства никуда не тратятся или используются в минимальных количествах.

Примечательно, что имя Плюшкина практически не встречается в тексте произведения. Таким способом автор показывает черствость, отстраненность героя, отсутствие в нем даже намека на человечность.

О том, что помещика зовут Степаном, можно узнать из его слов о дочери, которую он называет по отчеству. К слову сказать, простые мужики из других имений и вовсе не знали такой фамилии, называя помещика кличкой «заплатанной».

Авторский замысел

В 1835 году Гоголь начинает работу над поэмой «Мертвые души». В аннотации к поэме автор сообщает, что сюжетная линия будущего шедевра была подарена А.С. Пушкиным. Замысел Николая Васильевича был огромен, планировалось создание трехчастной поэмы.

Первый том предполагалось сделать преимущественно обличительным, чтобы вскрыть болезненные места русской жизни, изучить их, объяснить причины возникновения

Иными словами, Гоголь изображает души героев и называет причину их духовной смерти.
Во втором томе автор собирался продолжить создавать галерею «мертвых душ» и, в первую очередь, обратить внимание на проблемы сознания героев, которые начинают понимать всю степень своего падения и нащупывать пути выхода из состояния омертвения.
Третий том решено было посвятить изображению трудного процесса духовного воскресения.. Замысел первого тома поэмы был реализован полностью

Замысел первого тома поэмы был реализован полностью.

Второй был написан, но автор его сжег незадолго до смерти, до читателя дошли лишь начальные главы в первой редакции.

Третий том даже не был начат, но о его содержании исследователи могут судить по книге «Выбранные места из переписки с друзьями», посвященной сокровенными мыслями о путях преобразования России и воскресении человеческих душ.

Традиционно первый том «Мертвых душ» изучается в школе как самостоятельное произведение.

Отношение Плюшкина к крестьянам

С крестьянами Плюшкин обходится жестоко и безответственно. Внешность, одежда и жилища крепостных выглядят почти так же, как у хозяина. Сами они ходят полуголодные, тощие, изможденные. Временами среди крестьян случаются побеги – существование в качестве крепостного Плюшкина выглядит менее привлекательно, чем жизнь в бегах.

О своих крепостных помещик отзывается негативно – по его мнению, все они лодыри и бездельники. На самом деле же крестьяне трудятся честно и старательно. Плюшкину кажется, что крепостные обворовывают его, а работу свою выполняют из рук вон плохо.

Но в реальности дела обстоят иначе: помещик так сильно запугал своих крестьян, что те, несмотря на холод и голод, ни в коем случае не осмеливаются брать что-либо из хозяйского хранилища.

История 3

Произведение, основной темой которого является описание российской действительности девятнадцатого века, представляет собой первоначально сочинение в виде легкого юмористического романа. Однако работу над творением писатель осуществляет на протяжении почти двадцати лет, постоянно усложняя содержание сюжетной линии, подсказанной автору Пушкиным А.С., меняя жанровое направление произведения, окончательно остановившись на поэме, тем самым, подчеркнув его характеристику в виде эпичности, глубоких обобщений и широкого лиризма.

Авторский замысел предусматривает написание произведения, состоящего из трех томов, первый из которых должен содержать описание недостатков современной жизни, второй – изображение процесса изменения личностных характеристик героев в положительную сторону, а третья часть планируется в виде изложения будущей жизни, вставших на путь исправления персонажей.

Начало поэмы пишется писателем на территории России, а в дальнейшем работа продолжается в Италии, куда автор переезжает и где вносятся многочисленные правки в текст произведения, а некоторые сцены переделываются либо удаляются. В основном корректировке поддается «Повесть о капитане Копейкине», которая подвергается жесткой цензуре в связи с сатирическим изображением столичной жизни в виде высоких цен, произвола самодержавия, злоупотребления властью. Писатель категорически не соглашается исключить повесть из текста произведения, поскольку считает ее наиболее удачной в поэме, поэтому соглашается снизить ее сатирическое значение.

Первое прочтение шести глав поэмы писателя осуществляет, гостя в московском семействе Аксаковых, глава которого является известным театральным критиком и общественным деятелем.

В момент окончания написания рукописи органы цензуры меняют свое решение и отказывают писателю в его издании, однако на помощь автору приходит известный критик Белинский В.Г., имеющий возможность влияния на принятие решения цензорами

Но писателю для публикации приходится выполнить условие чиновников, сменив название произведения, именуя его «Похождения Чичикова, или мертвые души», тем самым акцент смещается в сторону приключений главного персонажа, уводя внимание читательского круга от описания насущных проблем общественной жизни

После первого издания произведения поэма вызывает неоднозначное отношение в литературоведческом обществе, и некоторые критики считают писателя виновным в выражении клеветы и ненависти к своей стране, однако в защиту произведения и его автора снова выступает Белинский В.Г.

Писатель приступает к работе над второй частью поэмы, в которой планирует описать осознание главным героем истинного жизненного смысла, но написание второго тома двигается с огромным трудом и является незаконченным, поскольку в тот момент писатель испытывает душевные страдания и личную драму. Поэтому творческое наследие писателя составляет лишь одна часть великой поэмы.

Человек – кулак

Н. В. Гоголь предлагает интересный эпитет для характера Собакевича. Чичиков сравнивает его с кулаком, крепко сжатым. Почему появляется такая ассоциация? Все во внешнем виде и в душе плотно сжато, сбито в единую суть. Каждая деталь подчеркивает силу и здоровье русского барина.

Кулак – это как броня, кольчуга, под которой прячется помещик. Он закрыл свой внутренний мир, стал бездушным и эгоистичным. Его интересует только свой дом. Жажда наживы не позволяет руке разжаться. Он никогда не протянет руки встречному, не поможет и не поддержит.

Михаил Семенович неспособен на лесть и подобострастие. Он, не задумываясь, бьет по людям, не размышляя о сути своих высказываний, о возможности обидеть собеседника.

Сюжет

В небольшой городок NN, приезжает отставной чиновник Павел Чичиков. Цель его визита – покупка «мертвых душ». С их помощью он надеется разбогатеть, пусть даже и не совсем законным путем.

После ознакомления с городом и его жителями, Чичиков наведывается к Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. У всех, кроме Ноздрева он приобретает «мертвые души». Помещики самостоятельно помогают ему оформлять документы на крестьян, не догадываясь что перед ними находится настоящий аферист.

Чичиков думает, что все проходит гладко, его планы быстро осуществляются, а это означает, что вскоре он сможет покинуть NN. Но неожиданно Коробочка разоблачает его и вскоре уже весь город знает о «мертвых душах».

В городе начинаются сильные волнения, от такого неожиданного известия умирает прокурор. Чичиков же тем временем отсиживается в гостинице с простудой. Ноздрев сообщает ему, что афера раскрыта.  На следующий день Чичиков покидает гостиницу и город без препятствий в неизвестном направлении.

Любимые занятия

Радость в жизни Плюшкина составляют всего две вещи – постоянные скандалы и накопление материальных богатств.

Помещик любит проводить время в полном одиночестве. Он не видит смысла в том, чтобы принимать гостей или выступать в качестве такового. Для него это лишь пустая трата времени, которое можно потратить на более полезные занятия.

Несмотря на крупные финансовые сбережения, помещик ведет аскетический образ жизни, отказывая буквально во всем не только близким, слугам и крестьянам, но и самому себе.

Еще одно любимое занятие Плюшкина – роптать и прибедняться. Он считает, что запасов, которые хранятся у него в амбарах, недостаточно, земли мало и даже сена не хватает. На самом же деле ситуация совершенно обратная – земли предостаточно, а количество запасов столь огромно, что они портятся прямо в хранилищах.

Плюшкин обожает устраивать скандалы по любому поводу, пусть это будет даже незначительная мелочь. Помещик вечно чем-то недоволен и демонстрирует это в самой грубой и неприглядной форме. Придирчивому старику очень сложно угодить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector