Казанский собор (санкт-петербург)

Памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли

Решение об установке памятников было принято Александром I после смерти великих полководцев. Указ был подписан 23 сентября 1818 г. Но работа застопорилась, так как император хотел, чтобы военачальники были изображены в своих мундирах, а имперские скульпторы настаивали на классических туниках. Английские и немецкие художники также не смогли угодить Александру и изобразить великих полководцев достойно и убедительно.

В результате дело не двигалось с места до 1829 года. В очередной раз император, уже Николай I, объявил очередной конкурс. Работа одного из конкурсантов, Б. И. Орловского, понравилась императору. Художник добился внешнего сходства и изобразил полководцев именно так, как хотел император. В кратком описании монументов: оба изображены в мундирах, Кутузов — в движении, Барклай-де-Толли — смотрит вдаль.

Работа по изготовлению началась в январе 1830 года. Орловский пережил много споров на тему, как должны выглядеть скульптуры. Сами модели были изготовлены в 1831 году. Скульптуру Кутузова отлили в 1832 году (высота составила 4,1 м), а Барклая-де-Толли — в 1936 (высота 4 м). Причем последнюю пришлось отливать дважды.

Памятник Барклаю-де-Толли

Готовые скульптуры установили в боковых порталах храма, напротив колоннад. В 1839 году вокруг пьедесталов построили ограду, позже тумбы с натянутой цепью.

Казанский собор в Петербурге является одним из крупнейших в городе. Это не только вместилище для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, но и замечательный памятник воинской славы русского народа.

Казанский храм от закладки до освящения

Как только проект Воронихина был утвержден, спустя неделю началась подготовка к реконструкции. Шел ноябрь 1800 года. На строительство нового здания отводилось три года. На месте, выбранном для собора, было снесено 11 маленьких домов. За согласие на переселение хозяевам выплатили каждому по 500 рублей.

Дело продвигалось быстро, место расчищали, рыли рвы, откачивали воду, устанавливали сваи. Император Павел скоро собирался провести церемонию закладки первого камня, но не успел. Заговорщики-офицеры ворвались ночью в спальню, избили императора и в итоге задушили.

В итоге торжественную церемонию закладки камня провел наследник Павла Александр I. Архитектор Воронихин боялся, что Александр приостановит или вовсе закроет строительство нового храма. Но все произошло с точностью наоборот. Зная, как отцу был дорог этот проект, Александр поторопился и провел закладку камня, не дожидаясь вступления на престол. Церемония состоялась 27 августа, а короновался Александр 15 сентября. И в дальнейшем он тоже способствовал строительству, временами работа кипела даже ночью.

Дополнительная информация! Камень для стройки везли из Гатчины, мрамор — из Олонецкой губернии. На месте собора трудились сотни рабочих. Но, тем не менее, закончить работу в срок у Воронихина не получилось. Собор был закончен только к осени 1811 года.

Казанский собор с момента освящения до Октябрьской революции

На момент освящения храма (15 сентября 1811 года) были завершено только само здание. Отделка продолжалась еще два года. Собор стал богат на полотна с религиозными сценами, но был по-прежнему беден на иконы. Скульптуры, которыми был украшен собор, простояли только до 1814 года, затем они отсырели и развалились.

А в 1812 году началась Отечественная война. Перед отъездом, 8 августа 1812 года, М.И. Кутузов, принявший командование армией, приехал в Казанский собор помолиться чудодейственной иконе. Он не скрывал трепетного отношения к Богоматери, победы армии приписывал ее поддержке, и все полученные трофеи передавал в храм. Из серебра, которое отвоевал у французов великий полководец, был сделан оклад для иконы.

Обратите внимание! После смерти полководца М.И.Кутузова его прах был перевезен в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Сразу после освящения Казанский собор стал играть важную роль в жизни города

Здесь не только часто молились члены императорской семьи, проводились молебны по случаю тех или иных событий, издавалась газета. В храм с нуждами и горестями приходило чуть ли не полгорода. Для помощи людям при соборе открыли столовую с бесплатной едой, богадельню для одиноких брошенных стариков, приют для детей и школу

Сразу после освящения Казанский собор стал играть важную роль в жизни города. Здесь не только часто молились члены императорской семьи, проводились молебны по случаю тех или иных событий, издавалась газета. В храм с нуждами и горестями приходило чуть ли не полгорода. Для помощи людям при соборе открыли столовую с бесплатной едой, богадельню для одиноких брошенных стариков, приют для детей и школу.

Описание

Структура Казанского собора была строго симметричена. Четыре малые главы, в виде беседок венчающие приделы, располагались по диагоналям планировочного креста. Главный купол в форме полусферы стоял на двенадцатигранном световом барабане.

Интересно, что вся верхняя часть собора, была выстроена в простых пропроциональных отношениях, свойственных принятым образцовым русско-византийским проектам. Преобладали соотношения объемов 1:1, 1:2 и 1:4: высота всего храма была равна высоте главного купола с барабаном и венчанием, высота малых куполов с барабанами была равна удвоенной высоте центрального купола, радиус полусферы купола четырежды укладывался в высоте купола с барабаном, ширина храма равна его высоте без венчания и т. п.

Казанский собор был красиво оформлен, его стены украшали полуколонны, филёнки, пояски, кокошники, сухарики, бегунки, кронштейны. Отдельно от храма стояла колокольня, соединённая с главным объёмом низкой длинной галереей.

Литература

  • Архитектура Москвы 1933—1941 гг. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  • Бусева-Давыдова И., Астафьева-Длугач М., Нащокина М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 511 с.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010. — 493 с.
  • Михайловский-Данилевский А. Описание Отечественной войны в 1812 году. — М., 1839. — 368 с.
  • Раппопорт П. Древнерусская архитектура. — С.-Петербург: Стройиздат, 1993. — 288 с.
  • Романюк С. Москва. Утраты. — М.: ПТО «Центр», 1992. — 336 с.
  • Сорок Сороков. Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье / под ред. Паламарчука П. — М.: АО «Кром», 1994. — Т. 2. — 645 с.
  • Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников. — М.: Эксмо, 2011. — 344 с. — ISBN 978-5-699-53013-7.
  • Шаховской А. Первые дни в сожженной Москве. Сентябрь и октябрь 1812 г. По запискам кн. А. А. Шаховского // Пожар Москвы. По воспоминаниям и запискам современников: Ч. 2. — М.: Образование, 1911. — 151 с.

Рождественская (Казанская) церковь

Казанской иконы Божьей матери церковь

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была переведенская слобода. Рядом с пересечением Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а спустя два года на её месте появилась деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова. Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк. Заложен храм был 6 сентября того же года. Кирпичные стены храма были возведены уже к сентябрю 1734-го, после чего плотник Иоганн Геринг подписался, что:

«зделает он плотничною работою на колоколне шпиц, стропила, лантернин, кровлю покроет гонтом, купол и лантернин и шпиц обошьёт досками по чертежу; да столярною работою зделает с лица и внутри окна и двери, капители и базы, цимазы, базаменты, архитравы, триглифы, карнизы, лестницы и крыльца деревянные и часовые круги и с резною работою и с точною боляс, кроме статуй резных, совсем зделает самою чистою работою по чертежу» .

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Строительство храма было завершено в сентябре 1736 года, когда купол обили жестью. Торжественное освящение церкви состоялось 23 июня 1737 года в присутствии императрицы.

Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства. Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать «Казанской».

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году — будущие императоры Пётр III и Екатерина II. С тех пор здесь венчались члены царской семьи. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году Казанская церковь стала местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Дармштадская.

Мнения

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма). В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

Казанский собор после 1917 года

Казанская площадь

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

В апреле 1932 года Казанский собор был закрыт для верующих. По ходатайству Академии наук СССР в Казанском соборе начались работы по устройству к XV годовщине Октября первого музея по истории религии и атеизма . Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор, другие ценные иконы, живописные полотна и церковную утварь — в Русский музей. В храме остались только «Тайная вечеря» С. А. Бессонова на своде алтаря, а также работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. С. Щукина и Ф. И. Ясненко, а также картина Ф. Алексеева над могилой Кутузова. Крест купола заменили на шар с пикой. Открытие музея не состоялось вовремя, произошло 15 ноября. К осени 1933 года здание получило художественную подсветку.

Казанский собор

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка «Военное прошлое русского народа». Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка «Отечественная война 1812 года», проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору «вернули голос», на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

  Поделиться

1
Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.:
«Невский проспект : Архитектурный путеводитель».
Издательство «Центрполиграф»,
2004 —
378 стр.

2
Буренина М. С.:
«Прогулки по Невскому проспекту».
Издательство «Литера»,
2003 —
272 стр.

3
Канн П. Я.:
«Казанская площадь // Ленинградская панорама. — 1985. — №9. — С. 30-32».
Издательство «»,

стр.

4
Канн П. Я.:
«Казанская площадь // Ленинградская панорама. — 1985. — №10. — 32-34».
Издательство «»,

стр.

5
Малиновский К. В.:
«Санкт-Петербург XVIII века».
Издательство «Крига»,
2008 —
576 стр.

6
Жигало М. В., Тукиянен И. А.:
«Самые известные храмы Санкт-Петербурга».
Издательство «Олимп: Астрель: АСТ»,
2007 —
285 стр.

7
Игнатенко А. А.:
«Казанский собор. Страницы истории.».
Издательство «Искусство России»,
2007 —
128 стр.

8
Шуйский В. К.:
«Тома де Томон».
Издательство «Лениздат»,
1981 —
160 стр.

Казанский собор до 1917 года

21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.

Могила князя М. И. Голенищева-Кутузова Смоленского в Казанском соборе

Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:

АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР — проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах …

Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.

Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год — победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.

Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском — хоронили, а здесь — венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.

В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.

26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.

Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.

В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.

Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Двести лет истории

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи

Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах

Икона Казанской Божией матери — история

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле неё исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая — с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector