Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды

Кто такие волхвы?

Кем же являлись путешественники, поспешившие вслед за яркой звездой на поклон к Младенцу? Понимание этого не менее важно, чем выяснение природы странного небесного явления. Представление о волхвах заимствовано славянскими народами из древнегреческих верования, а само слово «волхвы» — перевод на славянский с греческого языка термина «magoi», что значит «маги»

Итак, волхвы, бывшие у древнеславянских языческих племен жрецами, считались прорицателями будущего, гадателями, волшебниками и чудотворцами.

Среди прочих занятий, таких как жертвоприношения и богослужения, языческие кудесники обращали свои взоры и к звездам, пытаясь толковать по ним человеческие судьбы. С рождением или уходом из мира живых связывалось в те времена появление на небосклоне или, наоборот, исчезновение с него небесных тел. А молва о приходе Владыки мира, как говорится, «витала в воздухе», так что нет ничего удивительного, что, едва увидев новую звезду, мудрецы немедленно собрались в путь, твердо уверенные, что, дойдя до Святого города, они найдут там Царя-Бога.

Но неясностей остается еще множество. Предание предоставляет широкий простор для толкователей сюжета. Наиболее популярны, скажем, такие вопросы:

• Откуда прибыли волхвы? Установлено, что мнение о рождении Мессии в Иудее не оспаривалось уже к тому моменту. То есть понятно, КУДА шли прорицатели, но ОТКУДА? Ответы варьируются: возможно, маги двигались из Персии, Вавилона или Аравии, Эфиопии или Месопотамии…. Могут существовать и другие варианты, но все сходятся в том, что пришельцы были с Востока.

• Сколько волхвов вела за собой Вифлеемская звезда? Фото «группы», конечно, отсутствует! Художники, рисовавшие троих путников, всего лишь следовали традиции, а число взято в соответствии со святыми дарами, которые преподнесли младенцу Христу волшебники: смирной, ладаном и золотом – всего три подарка. Тексты даже одного и того же периода расходятся в цифре числа пришедших в Вифлеем жрецов, есть записи о 12-ти путешественниках, о шести, двух, восьми, четырех….

• Время прихода жрецов к Иисусу – также предмет споров и обсуждений. Так как знамение пришло с Неба уже после акта рождения Спасителя и как раз об этом событии извещало людей, а сразу волхвы в Иудее оказаться не могли: путь и сборы в дорогу какое-то время заняли – значит, божественное Дитя гадатели увидели, как минимум, когда ему было несколько недель. Но есть и версия, по которой это случилось еще позже – через несколько лет.

Поглядели волхвы на Христа, преподнесли дары и вернулись к себе домой, только другим путем, чтобы не встретиться вновь с Иродом Великим. Тут возникает новая загадка, о которой мы поговорим в разделе

Что такое Вифлеемская звезда?

Символ религиозного поклонения, согласно библейским текстам, был замечен волхвами на востоке и побудил их отправиться в путь. Вифлеемская звезда – это знак рождения Христа, благодаря которому все узнали, что родился царь Иудейский. Волхвы пришли в Иерусалим, но младенца там не нашли. Знаки направили их дальше – в Вифлееме Иудейском путеводная звезда остановилась над Марией и позволила преподнести дары Иисусу. За это она попала в множество жизнеописаний святых, художественную литературу, была воплощена на картинах и иконах.

Вифлеемская звезда в православии

Звезда пришла в русское православие из Византии как символ Богоматери и ее сына Христа. Эта религия признает восьмиконечный знак Бога, излучающий свет Вифлеемской звезды. Она пронизывает религию с древних времен в нескольких направлениях:

  1. Звезда устанавливалась на куполах первых православных церквей.
  2. Ее можно увидеть практически на любой иконе с Богородицей.
  3. В царской России высшей государственной наградой был орден Андрея Первозванного в виде восьмиконечной звезды.
  4. Символ Вифлеема украшает церковную посуду.

Вифлеемская звезда — эзотерика

Этот эзотерический знак выражает истинный закон родовой кармы человека. Считается, что на жизнь каждого оказывает влияние тайна Вифлеемской звезды. Семь поколений, живущих до человека, оказывают сильное воздействие на его жизнь. Его мысли по той же причине скажутся на тех, кто будет жить после него. Звезда – олицетворение преемственности и взаимной ответственности поколений. Вифлеемская звезда подтвердила особенность Иисуса, его отличие от обычных людей. Между рождением иудейского царя Давида и сына Божьего прошло 14 поколений.

Приход Владыки мира

Исследователи выяснили, что в начале нашей эпохи на всем Востоке распространилась идея о близком приходе Царя Иудейского, которого признают все народы мира. Об этом убеждении свидетельствуют труды

• еврейского летописца Иосифа Флавия,

• древнеримского историка и ученого Светония Транквилла,

• известного античного писателя Корнелия Тацита.

И еще один момент. Во второй главе Евангелия от Матфея приводятся слова пришедших из восточных земель волхвов. «Где, — безапелляционно поинтересовались путники, появившись перед владыкой Иродом, — родившийся Царь Иудейский?». По всему видно, что реальность события у странствующих волшебников сомнений не вызывает, ведь в Иерушалаим их привело божественное знамение. А правящего царя Иудеи сообщение о возможном рождении Мессии заставило паниковать, так как представляло угрозу его безграничной власти. Спасало правителя на краткое время лишь то, что волхвы ошиблись, разыскивая Сына Божьего в Иерусалиме. На самом деле, Рождество, действительно, произошло, но чуть южнее Града Давидова – в Вифлееме. «Звезда Рождества» оказалась не Иерусалимской, а Вифлеемской звездой.

Почитание

Днем почитания чудотворного образа является 28 августа. Икона Богородицы выносится в центр храмов, проводятся богослужения, славящие Пречистую Деву, поются акафисты. Христиане знают, что произнесенные в этот день молитвы имеют большую силу.

Первые иконы появились во времена жизни апостолов и Святой Девы из желания запечатлеть их лица. Это были портреты, которые писались с натуры. Известна история возникновения изображения Христа «Спас Нерукотворный». По преданию, художник Ананья никак не мог воссоздать лицо Иисуса, тогда Спаситель умыл лицо и вытерся холстиной. На ткани чудесным образом отпечатался его лик.

Иконы начали писать, чтобы христианам было легче обращаться к святым. Изображения были понятны людям, говорящим на разных языках, неграмотным и необразованным. По образам можно было изучать библейские сюжеты, жизнь Христа и святых.

Особым почитанием отмечены иконы, явившие чудеса. По молитвам к чудотворным образам совершались исцеления, отступали полчища врагов. Молящиеся чувствовали благодать, исходящую от ликов святых. Написанный Лукой лик Пречистой Девы считается подлинным изображением, сделанным с согласия и благословения Марии. Поэтому Вифлеемская икона пользуется особым уважением православных и католиков. Глубокое почитание образа началось после множества явленных чудес.

Русские традиции иконописи заимствованы у греческих мастеров. В дальнейшем эти установления были развиты, отечественные иконописцы стали создавать образы русских святых. Иконы обычно отличались значительным размером и использованием темных тонов.

Справка: отметим, что некоторые исследователи считают Вифлеемскую икону Богородицы работой русских мастеров. Допускается, что это копия творения евангелиста Луки, сам оригинал утерян.

Житие

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы.  Передача телеканала «Радость моя».

Библейское сказание

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот царь Ирод с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П. Джеймс и Н. Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.

Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение – хотя одного здравого смысла было бы достаточно – «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно – в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки, как правило, очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi – маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из Древнего Вавилона, чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду – от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Храм Рождества Христова в Вифлееме

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.

Пещера Избиенных младенцев

В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.

Звезда в искусстве и литературе

Рождественский праздник, Германия

Русская икона Рождества Христова. Вифлеемская звезда изображена в центре вверху тёмным полукругом, с одним лучом, падающим вниз.

Вифлеемская звезда — непременный атрибут сцены «Поклонения волхвов» как в живописи, так и в театральных постановках.

В религиозных мистериях показ Вифлеемской звезды был важен: исследователи указывают, что необходимость продемонстрировать её движение по небосводу привело к изобретению некоторых театральных механизмов.

Считается, что в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (Капелла Скровеньи, 1305 год) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 году). В связи с этим Европейское космическое агентство назвало «Джотто» космический зонд, предназначенный для встречи с кометами.

В Москве и других городах проводится рождественский фестиваль современной христианской музыки «Вифлеемская звезда».

Артур Кларк использовал факт разгадки Вифлеемской звезды в будущем в фабуле рассказа «Звезда». По сюжету священник-иезуит в качестве геофизика входит в состав астрографической экспедиции, открывшей богатое и прекрасное наследие цивилизации, погибшей в результате взрыва сверхновой. По данным экспедиции, священник-учёный вычисляет точное время, когда сверхновая была видна с Земли и её положение над горизонтом:

История святого образа

В соответствии с одной из многочисленных описаний, существующих в отношении этой иконы, иконописцем Лукой было написано три различных образа Девы Марии, после чего он показал ей их все. Однако один из трех образов пришелся по к душе больше остальных, и Дева Мария одарила Луку благословением, сказав также, что каждый, кто станет возносить перед образом Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы свои молитвы, сможет обрести Божию благодать.

Интересным можно назвать тот факт, что на данной святыне изображен фактически единственный образ Божьей Матери с улыбкой на лице. Точнее, если смотреть на какой иконе Богородица улыбается,  то подобную деталь есть возможность отыскать на католических образах, но в православии чаще всего лица практически не выражают эмоций. Ведь суть православного образа в том, чтобы создать особенное молитвенное настроение и направить вектор внимания к высшему. Поэтому лица всегда спокойны и смиренны, они не отвлекают зрителя какими-то эмоциями. Однако улыбающаяся Вифлеемская икона Божьей Матери является уникальным вариантом, но и тут есть глубокий смысл. Ведь как Богородица радуется рождению Спаса, так и в ее лице радуется все человечество, которое обрело своего Спасителя и надежду на Царство Небесное. Кстати, кроме этой иконы, Лукой было написано еще несколько образов с достоверным изображением святых.

Идентификация звезды

Поклонение волхвов. Фреска в церкви Святого Марка в Милане. Неизвестный художник. XVII век

Мнения религиозных деятелей

Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив своё назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы её не мог увидеть Ирод, потом снова вернувшись.

Для верующих явление Вифлеемской звезды было исполнением «звёздного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге Чисел:

Поклонение волхвов и принесение ими даров соотносят также с пророчеством Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

Отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин и Ориген, согласились, что, вероятно, это была комета: «она скорее всего относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?» (Ориген).

Тертуллиан и Мануил I Комнин предположили, что это было соединение планет.

Святой Иоанн Златоуст и Блаженный Феофилакт Болгарский считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:

Мнения учёных

Комету Галлея использовал Джотто как модель для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» в капелле Скровеньи. Начало XIV века

Учёные пытаются использовать данные из Нового Завета о появлении Вифлеемской звезды для установления точной даты Рождества Христова:

  • комета Галлея — 63 дня осенью в 12 году до н. э.;
  • соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб 15 ноября 7 года до н. э., и соединение Юпитера, Сатурна и Марса в начале марта 6 года до н. э. (по Иоганну Кеплеру);
  • соединение Юпитера с Регулом 12 августа 3 года до н. э. и Венеры с Юпитером 17 июня 2 года до н. э., а 27 декабря того же 2 года до н. э. именно что остановка Юпитера среди звёзд в результате обычного перехода с прямого движения на попятное (по австралийскому учёному Дэйву Ренеке);
  • новая звезда, вспыхнувшая близ беты Козерога — наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до н. э. (известна по китайским и корейским летописям);
  • сверхновая, аналогичная сверхновой Тихо Браге — (по Джероламо Кардано);
  • новая звезда в созвездии Ориона — между 5 и 3 годами до н. э. (по китайским и персидским источникам);
  • Сириус.

Что такое «звезда Рождества»?

У себя на Востоке языческие жрецы заметили звезду и, вероятно, в силу собственной мудрости и привычки наблюдать небесные светила догадались, что этот «небесный огонек» — не обычная звезда, а Его, Царя Иудейского. О чудесном природном знаке волхвы поведали Ироду, правителю Иудеи, и, видимо, тут-то они и совершили роковую ошибку, потому что проговорились, а делать этого не следовало: слишком уж царь опасался потерять власть, готов был на любые бесчинства.

Интересно, что Вифлеемская звезда – символ прихода на Землю Сына Господа — вела себя, как вполне разумное существо, проявляла интеллект. Допустим, не желая быть замеченной жестоким и властолюбивым Иродом, странная звезда «спряталась» от него и как бы исчезла с глаз. Чуть позже, когда волшебники-жрецы уже покинули Иерусалим, направленные к Вифлеему хитрым Иродом (он взял с путников слово показать ему Спасителя, когда они найдут Его, прикинувшись, что также хочет поклониться Младенцу), их «путеводный фонарик» снова стал видимым. Звезда сопровождала волхвов до самого места, где они увидели Марию с ребенком Иисусом.

В вещем сне получили волхвы откровение, что не стоит возвращаться в резиденцию Ирода, и исполнили божественную волю. А разъяренный римский ставленник сорвал гнев на вифлеемских младенцах, которых велено было царем убивать. То, что не щадили детей в возрасте 2 года и меньше, доказывает, что Ирод не знал точную дату рождения Иисуса, но тот мог быть уже 2-х летним ребенком.

Вернемся к необыкновенной звезде Вифлеема. Что же она такое? Существовало ли в реальности данное астрономическое тело? Если собрать воедино мнения астрологов, ученых, религиозных деятелей, эзотериков, проанализировать исторические данные, просмотреть о Вифлеемской звезде видео, созданные в наши дни и основанные на разрозненных, часто противоречивых записях, древних документах, свидетельствах, то получится целый ряд из «претендентов» на удивительное светило:

• божественная субстанция (ангел, воплотившийся в звезду);

• вспышка сверхновой звезды;

• ярчайшая на небосклоне двойная звезда Сириус;

• конфигурация небесных объектов, называемая в астрономии «соединением»;

• «хвостатая» комета Галлея….

И по сей день доказательств, неопровержимо убеждающих в том, что предание о волхвах и путеводной звезде имело место в действительности, не найдено. Также не установлено и число, в которое родился Христос, и каждая конфессия толкует дату Рождества по своей традиции. Но так ли нужна здесь календарная непогрешимость?

«Взрослые, — по словам Сент-Экзюпери, — очень любят цифры», но заключена ли в них главная истина? Быть может, куда важнее духовное постижение великого чуда легендарной звезды? Если вникнуть в суть, произошло символическое приведение язычников к христианству, признание народами Земли божественной природы Сына Человеческого. И не исключено, что Вифлеемская звезда по значению с течением времени только «набирает обороты», предлагает выбор каждому новому поколению, как бы далеко не ушло оно от первоначального события. Исследователи и поэты, художники и ученые мужи, актеры и музыканты – все еще ищут ответы на вопросы бытия и решают, стоит ли следовать за светом «звезды Рождества».

Выводы

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.

Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Вифлеемская_звездаhttp://www.bbc.com/russian/science/2012/12/121224_bethlehem_star_astronomyhttps://foma.ru/otkuda-vzyalas-vifleemskaya-zvezda.htmlhttps://gospel-ru.touristgems.com/history/1906-vifleemskaya-zvezda/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector