Федор тютчев
Содержание:
- Адреса
- Вместо заключения
- Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева
- Трактат «Россия и Запад»
- VI. Стихотворения, написанные на французском языке
- Второй любовный треугольник
- Анализ стихотворения «Поэзия» Тютчева
- Тютчев и Пушкин
- Краткая биография: молодые годы и обучение
- Семья
- Краткая биография
- Музеи
- Анализ стихотворения «Весна» Тютчева
- Литературные особенности
Адреса
- Пребывание в Москве
- декабрь 1805 — начало 1810: Малый Трёхсвятительский переулок (угол Хитровского переулка), дом 8 — усадьба графа Ф. А. Остермана. Семья Тютчевых была прихожанами московского Храма Трёх Святителей, что на Кулишках;
- осень 1810: Староконюшенный переулок (дом Коллежской Асессорши Прасковьи Александровны Даниловой);
- декабрь 1810—1821, 1825: Армянский переулок, дом 11/2 (угол Сверчков переулок) (Тютчевы окормляются в церкви Николая Чудотворца в Столпах);
- июль — август 1843: Садовая-Триумфальная улица, дом 25, дом М. М. Крезовой (не сохранился);
- май — июль 1845: Тверская улица, 8, дом купца Варгина (не сохранился);
- лето 1863: Большой Гнездниковский переулок, дом 5 (меблированные комнаты);
- август 1868: Воротниковский переулок, дом 9/5 — здесь, в доме причта Церкви Пимена Великого в Старых Воротниках в то время жил его сын Иван, который 27 апреля 1869 года бракосочетался в этой церкви с Ольгой Путятой.
- Пребывание в Санкт-Петербурге
- февраль — май 1822 — Английская набережная, сейчас д. 10, дом А. И. Остермана-Толстого;
- август 1843 — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40, затем — гостиница Тирака;
- сентябрь — октябрь 1844 — гостиница Кулона на Михайловской площади;
- октябрь 1844 — май 1845 — Английская набережная, ныне д. 12, дом М. Маркевича;
- август 1845 — март 1846 — гостиница «Демут»;
- март 1846 — июнь 1847 — Марсово поле, ныне д. 3, дом Е. И. Сафонова;
- сентябрь 1847 — август 1850 — Моховая улица;
- сентябрь 1850 — май 1852 — Невский проспект, 68 (дом Лопатина);
- сентябрь 1852 — Невский проспект, 54/3 (дом Демидова);
- октябрь — декабрь 1852 — Большая Конюшенная улица (меблированные комнаты);
- март — апрель 1853 — Марсово поле (дом Сафонова);
- сентябрь 1853 — гостиница Клее;
- ноябрь 1854 — Грязная улица (вблизи Семеновского плаца);
- ноябрь 1854—1872 — Невский проспект, 42 (дом Л. И. Лазарева, дом Армянской церкви святой Екатерины)*.
- Пребывание за границей
- 1822—1828 — Мюнхен, Герцогшпитальштрассе (Herzogspitalstrasse), 1139; позднее — 12;
- июнь — июль 1827 — Париж, улица д’Артуа, д. 21;
- 1829 — Мюнхен, Оттоштрассе (Ottostrasse), 248 (позднее — 4);
- 1830 — Мюнхен, Каролиненплац (Karolinenplatz), 1 — площадь в Максфорштадте;
- конец 1837 — Турин, меблированные комнаты;
- июнь — июль 1838 — Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 4 (пансион тётушки Элеоноры Тютчевой, баронессы Ганштейн), затем Виттельсбахерплац (Wittelbacherplatz), 2 — дом Нейзигель;
- август 1838 — Турин, гостиница;
- сентябрь 1839 — Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 18;
- февраль 1840 — Оттоштрассе (Ottostrasse), 250 (позднее — 6);
- с 15 октября 1840 — Карлштрассе (Karlstrasse), 54/1;
- 27 октября 1842—1844 — Людвигштрассе, 7 (дом торговца мукой Коппа);
- лето 1844 — Париж.
Вместо заключения
Творчество Тютчева вполне могло бы остаться для нас тайной, не опубликуй о нем Николай Алексеевич Некрасов в журнале «Современник» статью «Русские второстепенные поэты», содержащую 24 стихотворения. А в это время его автору уже исполнилось 60 лет! Не так много существует дотоле безызвестных мастеров пера, прославившихся в столь почтенном возрасте. Пожалуй, на ум приходит лишь один – прозаик Павел Петрович Бажов.
Тютчев, русский поэт-классик, за полвека написал всего-то около 300 стихотворений. Они все могут быть помещены лишь в одном сборнике. Так пишут не на продажу, а для души. В них ощутимо то начало, которое Пушкин назвал «русским духом». Не зря человек, знающий толк в поэзии, Афанасий Афанасьевич Фет, сказал, что столь компактно публикуемое творчество Тютчева стоит многих томов.
Тютчев воспринимал свой поэтический дар как что-то второстепенное. Он мог рассеянно набросать стихи на салфетке и забыть ее. Его коллега по цензорскому совету П. И. Капнист вспоминал, как однажды тот, пребывая в задумчивости на заседании, что-то набросал на листе бумаги и ушел, оставив его. Не подбери его Петр Иванович, так бы потомки и не узнали произведения «Как ни тяжел последний час…».
Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева
В силу своей творческой натуры Тютчев был очень влюбчивым человеком. Он два раза состоял в браке, имел нескольких детей. Во время второго брака у поэта был страстный продолжительный роман с молодой любовницей. Возможно, поэтому судьба наказала поэта: его первая жена и любовница погибли в раннем возрасте. Уже в старости Тютчев встретил свою первую юношескую любовь – баронессу Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Когда-то давно молодой поэт был страстно влюблен в девушку и был готов связать с нею свою судьбу. Но браку решительно воспрепятствовали родители Амалии и выдали дочь замуж за другого человека. Встреча с девушкой, которой Тютчев посвящал свои первые литературные опыты, произвела на него большое впечатление. Под влиянием нахлынувших чувств он написал стихотворение «Я встретил вас…» (1870 г.).
Сердце престарелого поэта, испытавшее горечь утрат и разочарований, казалось бы, уже утратило способность к сильным чувствам. Но нахлынувшие воспоминания произвели чудо. Тютчев сравнивает свое состояние с редкими днями золотой осени, когда в природе ненадолго возникает ощущение весны.
Поэт признается, что былое чувство любви никогда не умирало в нем. Оно было забыто под влиянием новых сильных впечатлений, но продолжало жить глубоко в душе. «Милые черты» пробудили дремлющую страсть. Воспоминания о «золотом времени» доставили поэту огромную радость. Он словно бы заново родился и освободился от груза прожитых лет.
Автор уже не испытывает сожаления по поводу неудачного юношеского романа. На закате дней он вновь почувствовал себя все тем же молодым человеком, испытывающим огромную страсть. Он бесконечно благодарен Амалии за встречу, которую он считает бесценным даром судьбы, отблагодарившей его за все перенесенные беды и неудачи.
Поэт не дает конкретного описания своей бывшей возлюбленной. Безусловно, годы взяли свою дань. Жизненный опыт научил поэта ценить не физическую, а душевную и нравственную красоту.
Стихотворение является образцом чистой любовной лирики. Выразительные средства подчеркивают ощущение светлой радости. Автор использует эпитеты («золотое», «душевной», «милые»), олицетворения («былое… ожило», «жизнь заговорила»). Удачно применяется поэтическое сравнение старости с осенью и пробудившегося чувства с весною.
Произведение «Я встретил вас…» стало очень популярным романсом, который широко известен и в наше время.
Трактат «Россия и Запад»
Многие из этих материалов он включил в свой трактат под названием «Россия и Запад», который был им задуман под впечатлением от революционных событий в 1848-1849 гг.
Этот трактат сыграл большую роль, как можно заметить, ознакомившись с краткой биографии Тютчева. Он создал своеобразный образ тысячелетней российской державы. При этом поэт сформировал собственное представление об империи, а также о ее характере в России, который, как утверждал мыслитель, имеет православную направленность.
В одной из статей Тютчев выразил мысль, что в современном мире представлены две основные силы — это консервативная Россия и революционная Европа. Здесь же он изложил идею создания союза славянско-православных государств.
Стоит отметить, что на этом этапе жизни государственным интересам подчинялось даже творчество Федора Тютчева. Это можно заметить по произведениям «Современное», «Славянам», «Ватиканская годовщина».
VI. Стихотворения, написанные на французском языке
386. «Nous avons pu tous deux, fatigués du voyage…» | 285 |
387. «Que l’homme est peu réel, qu’aisément il s’efface!.. » | 285 |
388. Un rêve | 286 |
389. «Un ciel lourd que la nuit bien avant l’heure assiège…» | 287 |
390. Lamartine | 287 |
391. «Comme en aimant le c ur devient pusillanime…» | 287 |
392. «Vous, dont on voit briller, dans les nuits azurées…» | 288 |
393. «Des premiers ans de votre vie…» | 288 |
394. <Из Микеланджело> («Oui, le sommeil m’est doux! plus doux — de n’être pas!.. ») | 288 |
395. Pour Madame la grande Duchesse Hèléne | 289 |
396. Pour S<a> M<ajesté> l’Imperatrice | 289 |
397. «Il faut qu’une porte…» | 289 |
398. E. H. Анненковой («D’une fille du Nord, chétive et languissante…») | 289 |
399. «De ces frimas, de ces déserts…» | 290 |
400. «La vieille Hécube, hélas, trop longtemps éprouvée…» | 290 |
401. «Lorsqu’un noble prince, en ces jours de démence…» | 290 |
402. «Ah, quelle méprise…» | 290 |
Переводы стихотворений, написанных на французском языке
«Устали мы в пути, и оба на мгновенье…» | 291 |
«Как зыбок человек! Имел он очертанья…!» | 291 |
Мечта («“Что подарить в такое время года?”») | 291 |
«Тяжелый небосвод окутан ранней мглою…» | 292 |
Ламартин («Божественной Фебовой лиры струны…») | 292 |
«Как робко любящее сердце! Как с годами…» | 292 |
«Огни, блестящие во глуби светло-синей…» | 292 |
«О, как люблю я возвращаться…» | 293 |
Из Микеланджело | 293 |
Госпоже великой герцогине Елене («Что во дворце ни происходит этом…») | 293 |
Ее Величеству Императрице («Легенда, волшебство, мираж и обаянье…» | 293 |
«Или откройте дверь, мой дружок…» | 294 |
Е. Н. Анненковой («Неужто томною, болезненной девицей…») | 294 |
«От лютых зим, полей пустых…» | 294 |
«Гекуба древняя, гонимая судьбой…» | 295 |
«Христианский король перед всем белым светом…» | 295 |
«Ах, нелепый каприз какой…» | 295 |
Другие редакции и варианты | 297 |
Примечания | 359 |
К иллюстрациям | 425 |
Алфавитный указатель стихотворений | 426 |
447
Воспроизводится по изданию: Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1987. (Библиотека поэта; Большая серия).
Электронная публикация РВБ, 2017-2020. Версия 1.0 от 30 октября 2017 г.
Второй любовный треугольник
Дипломат устроил двух дочерей от брака с покойной Эмилией учиться в Смольный институт. С ними училась Елена Денисьева, ставшая любовницей дипломата, старшего ее на 23 года. Петербург отторгнул Елену, от нее отрекся даже собственный отец, но она «любила и ценила» Тютчева, как никто другой в мире.
В это время законная супруга дипломата предпочла удалиться в родовое имение Федора Ивановича в Овстуге и заниматься воспитанием детей.
Светский круг недоумевал: поэт, дипломат и светский лев Тютчев и какая-то институтка. И это – при живой жене. Тютчев же жил с Денисьевой в Москве, у них родилось трое детей, он называл молодую женщину своей последней любовью, посвятив ей два десятка своих стихов, названных Денисьевским циклом. Они путешествовали по Европе, упиваясь своей любовью, однако Елена, заболев чахоткой, умерла. Также от туберкулеза умерли еще двое детей Денисьевой. Третьего взяла на воспитание Эрнестина. Федор Иванович был потрясен крушением этого гражданского брака.
Анализ стихотворения «Поэзия» Тютчева
В первый раз свою миниатюру «Поэзия» Федор Иванович Тютчев опубликовал в журнале «Москвитянин».
Известна лишь примерная датировка стихотворения: конец 1840-х годов. Во всяком случае, не позднее 1850 года. В этот период поэту за сорок лет, он уже возвратился на Родину после многолетней дипломатической службы в Германии. Он женат, однако как раз в эту пору он проникается глубоким чувством к Е. Денисьевой, а летом 1850 года происходит между ними и решительное объяснение. Любовь оказывается взаимной. В жанровом отношении – размышление о призвании поэта, элегия, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, где можно различить и смежную, и опоясывающую. Деление на строфы отсутствует, большинство рифм открытые. Название стихотворения емкое. Автор желал бы в восьми строках выразить сущность самого явления и действие вдохновения. Поэзия одушевлена. Ее также олицетворяет греческая муза Эвтерпа. Она сама сочиняла и декламировала лирику, попутно аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Образная система всего стихотворения подчеркнуто антична. Созданное в эпоху, когда и романтизм был на исходе, оно напоминает еще более ранний классицизм, к примеру, стихи Г. Державина. Лексические повторы, анафора открывают стихотворение. Оно построено на контрасте, противопоставлении. Мир и житейское море – громы, огонь, разгул страстей. Весьма выразителен эпитет «клокочущих», что живо рисует перед глазами читателя вулкан, в жерле которого клокочет раскаленная лава. Перечислительная градация продолжается. «В раздоре»: то есть, люди не умеют или не хотят договариваться, прощать, приходить к взаимопониманию. Наконец, в четвертой строке появляется «она». Летящая с небес к «земным сынам». Неповинная в человеческих распрях, не участвующая в кипении страстей. «Небесная» становится ее своеобразным именем. Под сынами подразумеваются, прежде всего, поэты, да и вообще все люди, причастные искусствам. «С лазурной ясностью»: цвет опять-таки неба. «Бунтующее море»: неправды, лукавства, приземленности, материализма. «Льет елей»: церковная лексика. Освященное оливковое масло – символ возрождения, исцеления, душевного мира и радости. Из Библии известна также притча о добром самарянине, который лечил елеем раны избитого разбойниками человека. Именно в таком русле трактует действие поэзии на людей и Ф. Тютчев.
Поэзию Ф. Тютчев считал озарением свыше, ее миссию видел в возвышении над суетой.
Тютчев и Пушкин
Автограф стихотворения «Есть в осени первоначальной…»
В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена, и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.
Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеет серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев — человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“».
Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837 года», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.
Краткая биография: молодые годы и обучение
Федор Иванович родился 23 ноября 1803 года (5 декабря по старому стилю) в Орловской губернии, в усадьбе Овстуг. Начальное образование будущий поэт получал дома, изучая латынь и древнеримскую поэзию. Детские годы во многом предопределили жизнь и творчество Тютчева.
В детстве Тютчев очень любил природу, по его воспоминаниям, «жил с ней одной жизнью». Как было принято в то время, у мальчика был частный учитель, Семен Егорович Раич, переводчик, поэт и просто человек с широким образованием. По воспоминаниям Семена Егоровича, мальчика нельзя было не полюбить, учитель очень привязался к нему. Юный Тютчев был спокойным, ласковым, талантливым. Именно учитель зародил в своем ученике любовь к поэзии, научил пониманию серьезной литературы, поощрял творческие порывы и желание писать стихи самостоятельно.
Отец Федора, Иван Николаевич, был мягким, спокойным, рассудительным человеком, настоящим образцом для подражания. Его современники называли его прекрасным семьянином, хорошим, любящим отцом и мужем.
Матерью поэта была Екатерина Львовна Толстая, троюродная сестра графа Ф. П. Толстого , знаменитого скульптора. От нее юный Федор унаследовал мечтательность, богатое воображение. Впоследствии именно при помощи матери он познакомится и с другими великими писателями: Л. Н. и А. К. Толстыми .
В возрасте 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на отделение словесности, которое закончил через два года в степени кандидата словесных наук. С этого момента началась его служба за границей, в русском посольстве в Мюнхене. За время своей службы поэт свел личное знакомство с немецким поэтом, публицистом и критиком Генрихом Гейне, философом Фридрихом Шеллингом.
В 1826 году Тютчев встретил Элеонору Петерсон, свою будущую жену. Один из интересных фактов о Тютчеве: на момент знакомства с поэтом молодая женщина уже год была вдовой, и у нее было четверо малолетних сыновей. Поэтому Федору и Элеоноре пришлось скрывать свою связь несколько лет. Впоследствии они стали родителями трех дочерей.
Интересно, что стихов своей первой жене Тютчев не посвящал; известно лишь об одном стихотворении, посвященном ее памяти.
Несмотря на любовь к жене, по словам биографов, были у поэта и другие связи. Например, в 1833 году, зимой, Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель (Дернберг в первом браке), увлекся молодой вдовой, писал для нее стихи. Чтобы избежать скандала, любвеобильного молодого дипломата пришлось отправить в Турин.
Однако, выдержав положенный срок траура, спустя год он возобновил связь с Эрнестиной Дернберг и впоследствии женился на ней. В этом браке у поэта также были дети, дочь и двое сыновей.
В 1835 году Федор Иванович получил чин камергера. В 1839 он прекратил дипломатическую деятельность, однако остался за границей, где проводил большую работу, создавая на Западе позитивный облик России — это было главное дело этого периода его жизни. Все его начинания в этой области были поддержаны императором Николаем I. Фактически ему официально разрешили самостоятельно высказываться в прессе о политических проблемах, возникающих между Россией и Европой.
Семья
Герб рода Тютчевых
Анна, Дарья, Екатерина Тютчевы. Худ. Саломе, Мюнхен, 1843 год.
- Дед — Николай Андреевич Тютчев-мл. (1720—1797). Жена — Пелагея Денисовна, урожд. Панютина (1739—3 декабря 1812)
- Отец — Иван Николаевич Тютчев (12 октября 1768—23 апреля 1846)
- Мать — Екатерина Львовна (16 октября 1776—15 мая 1866), дочь Льва Васильевича Толстого (1740 — 14 октября 1816) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?—1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Родная сестра её отца — Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери — А. М. Римский-Корсаков. Дети Ивана и Екатерины:
- Николай Иванович (9 июня 1801 — 8 декабря 1870). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых: село Гореново (ныне Рославльский район Смоленской области).
- Фёдор
- 1-я жена: Тютчева, Элеонора Фёдоровна. Их дети:
- Тютчева, Анна Фёдоровна (1829—1889), фрейлина, автор воспоминаний. Муж — Аксаков, Иван Сергеевич
- Тютчева, Дарья Фёдоровна (1834—1903), фрейлина
- Тютчева, Екатерина Фёдоровна (1835—1882), фрейлина
- 2-я жена: Пфеффель, Эрнестина. Их дети:
- Тютчева, Мария Фёдоровна (1840—1873), замужем с 1865 года за Николаем Алексеевичем Бирилёвым (1829—1882)
- Дмитрий Фёдорович (1841—1870), женат на Ольге Александровне Мельниковой (1830—1913)
-
Тютчев, Иван Фёдорович (1846—1909), женат с 1869 года на Ольге Петровне Путяте (1840—1920), племянница жены Е. А. Баратынского, дочери литературоведа Н. В. Путяты. Их дети:
- Софья (1869—1957). Воспитательница детей Николая II.
- Ольга (1871—?)
- Фёдор (1873—1931)
- Тютчев, Николай Иванович (1876—1949), коллекционер, основатель и первый директор музея-усадьбы Мураново.
- Екатерина (1879—1957), вышла замуж за Пигарева В. Е. Именно от этого брака происходит ветвь Пигаревых — современных потомков поэта.
- Возлюбленная — Денисьева, Елена Александровна (отношения длились 14 лет). Их дети:
- Елена (1851—1865)
- Тютчев, Фёдор Фёдорович (1860—1916)
- Николай (1864—1865)
- Возлюбленная — Гортензия Лапп. «Подробности этой продолжительной связи нам неизвестны. Иностранка приехала с Тютчевым в Россию и впоследствии родила двоих сыновей (…) Поэт скончался в 1873 году и завещал госпоже Лапп ту пенсию, которая по закону полагалась его вдове Эрнестине Федоровне. Вдова и дети свято выполнили последнюю волю мужа и отца, и в течение двадцати лет, вплоть до смерти Эрнестины Федоровны, Гортензия Лапп получала пенсию, которую уступила ей вдова чиновника. Вот и всё, что мы знаем об этой любовной истории».
- Николай Лапп-Михайлов, погиб в 1877 году в бою под Шипкой
- полковой врач Дмитрий Лапп, умер через несколько месяцев после гибели брата и был погребен в Одессе.
- 1-я жена: Тютчева, Элеонора Фёдоровна. Их дети:
- Сергей (6 апреля 1805 — 22 мая 1806)
- Дмитрий (26 февраля 1809 — 25 апреля 1815)
- Василий (19 января 1811) умер в младенчестве
- Дарья Ивановна (5 июня 1806—1879), в замужестве Сушкова.
- Тётка по отцу — Евдокия (Авдотья) Николаевна Мещерская (в монашестве Евгения) (18 февраля 1774 — 3 февраля 1837) — игуменья, основательница Борисо-Глебского Аносина женского монастыря.
- Тётка по отцу — Надежда Николаевна (1775—1850), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи (1802—1871), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского.
Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.
Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.
Элеонора, 1-я жена
Анна, дочь от 1-го брака
Дарья, дочь от 1-го брака
Екатерина, дочь от 1-го брака
Мария, дочь от 2-го брака
Иван, сын от 2-го брака
Краткая биография
Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт, публицист, член- корреспондент Петербургской Академии наук, дипломат – родился в Орловской губернии, Брянском уезде, имении Овстуг, принадлежавшем его старинному дворянскому семейству, 5 декабря (23 ноября по ст. ст.) 1803 г. Начальное образование Федора было домашним; с ним занимался известный поэт-переводчик С. Раич. Изучая латынь и поэзию Древнего Рима, 13-летним подростком Тютчев уже переводил . В 1819 г. одно из таких стихотворений, представлявшее собой вольный перевод, было опубликовано. В 14 лет он посещал Московский университет (историко-филологический факультет) в качестве вольнослушателя, в 1818 г. стал студентом этого учебного заведения. В 1819 г. его избирают в члены Общества любителей российской словесности.
После окончания с блестящими результатами университета в 1821 г. молодой Тютчев становится служащим Государственной коллегии иностранных дел — в этом ему поспособствовал один из родственников, граф Остерман-Толстой. В 1822 г. Тютчев, получив скромную должность внештатного атташе, уезжает в Баварское королевство, в Мюнхен, где служит в российской дипломатической миссии. Находясь за границей, Тютчев познакомился с Ф. Шеллингом, стал другом , заинтересовался немецкой идеалистической философией.
Начиная с подросткового возраста Тютчев периодически публиковал свои стихи, но они появлялись лишь изредка и ни на кого не производили особого впечатления. Ситуация изменилась в 1836 г.: присланная из Баварии тетрадь со стихами Тютчева оказалась у , вызвав у него восхищение и удивление. Следствием стала публикация тютчевских сочинений в журнале «Современник». И все же настоящая слава придет к Тютчеву намного позднее.
С пребыванием за границей были связаны многие важные события биографии Тютчева. Так, в 1826 г. он женился на местной аристократке Элеоноре Петерсон. В 1833 г. у Тютчева завязывается роман с Эрнестиной Дернберг, приведший к громкому скандалу и ставший причиной перевода дипломата из Мюнхена в Турин. Плывший из Санкт-Петербурга в Турин пароход потерпел крушение, и это событие настолько пагубно сказалось на здоровье супруги Тютчева, что в 1838 г. она скончалась. Деятельность Федора Тютчева на поприще дипломатии — хоть и не самая успешная в плане карьеры, но длительная — неожиданно прервалась в 1839 г., но за границей он жил до 1844 г.
Николай I высоко оценил вклад Тютчева в укрепление авторитета России, и по приезду на родину ему предоставили должность в Министерстве иностранных дел и звание камергера. С 1848 г. он являлся в данном министерстве старшим цензором. Известно, что он наложил свое вето на распространение в стране «Манифеста коммунистической партии», переведенного на русский язык. В этот период он практически не сочинял стихов, публикуя статьи публицистического содержания на французском.
В 50-ых гг. к Тютчеву как к поэту пришло признание. Его стихотворения вышли отдельным сборником в 1854 г. и принесли ему славу одного из лучших российских поэтов, о его творчестве с восторгом говорили Тургенев, А. Фет, , Н. Некрасов. В произведениях нашла воплощение позиция поэта по отношению к русскому самодержавию: Тютчев считал, что это наилучшая форма государственного устройства, на которую славянские народы должны опереться, выполняя миссию противостояния революциям, охватывающим Европу. С другой стороны, поэт сделал объектом воспевания русские пейзажи, события, и уже скоро многие поэты подхватили эту традицию.
Несмотря на громадный авторитет, заработанный в культурном столичном сообществе, Тютчев не отказался от государственной службы в пользу занятий литературой на профессиональной основе. Будучи действительным статским советником, Тютчев в 1858 г. возглавляет комитет иностранной цензуры. Эту должность он занимает до самой смерти, хотя не раз ему приходилось переживать всевозможные неприятности, например, в виде столкновения с членами правительства. 30 августа 1865 г. его произвели в тайные советники.
Вторая половина 60-ых гг. была отмечена в его биографии рядом трагических событий личного характера, произведших на поэта самое тягостное впечатление: за несколько лет он потерял самых близких людей. В 1872 г. со здоровьем у Тютчева наметились серьезные проблемы: отказала левая рука, сильно испортилось зрение, начались интенсивные головные боли. Пережив 1 января 1873 г. инсульт, в результате которого потеряла чувствительность левая часть тела, Тютчев не пережил следующий апоплексический удар, который случился 15 июля 1873 г.
Музеи
Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»
Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»
Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове. Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м². В результате пожара усадебный дом серьёзно пострадал, но вскоре началась его реставрация, завершившаяся в 2009 году. Многие экспонаты также пострадали, но почти в полном объёме коллекции музея удалось спасти. С 2009 г. музей стал восстанавливать экспозицию, добавляя новые экспонаты по мере их реставрации. Полное восстановление экспозиции запланировано на 2014 год.
Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне — музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.
Родовое поместье в селе Знаменское на реке Кадка (ныне Угличский район Ярославской области). Сохранился дом, полуразрушенная церковь Знамения Божьей Матери (1784 года постройки) и необычайной красоты парк. Кирпичная двухпрестольная церковь с Никольским приделом построена на средства местного помещика Н. А. Тютчева — деда поэта. От неё к самому крыльцу барского дома ведёт тютчевская аллея из вековых сосен. Планировалась реконструкция усадьбы, однако на 2015 год никаких действий не предпринято.
Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в своё имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.
Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Однако Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич — в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же — последний помещик Знаменского.
Анализ стихотворения «Весна» Тютчева
Стихотворение «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины») было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1838-1839 гг. В это время в жизни поэта произошли трагические события. Его жена и дети отправились на пароходе «Николай I» в Турин. По пути пароход загорелся, жене и детям Тютчева удалось спастись, однако вскоре из-за нервного потрясения, подорвавшего ее здоровье, супруга поэта скончалась, оставив его одного с детьми на руках.
После этой трагедии поэт и пишет стихотворение «Весна», в котором поднимаются основные темы его творчества — природа и ее связь с человеческой жизнью. Несмотря на тяжелые жизненные события, Тютчев не потерял свою любовь ко всему живому и способность восхищаться красотой окружающего мира. Поэт в красках описывает наступающую весну, придает ей черты прекрасного живого существа, сравнивает ее с богиней
Особое внимание уделяется тому, что весна, несмотря на всю свою силу, равнодушна к человеческим бедам и горестям, прошлому и настоящему, она наступает всегда, когда приходит ее время и приносит с собой красоту независимо от того, что чувствует человек. В стихотворении ощущаются одновременно и грустные, и торжественные настроения
Как бы ни страдал человек, приход весны способен улучшить его состояние, помочь ему, поддержать, ведь страдание не бесконечно, и рано или поздно закончится. А вечная, прекрасная весенняя природа, расцветающая и наполняющаяся жизнью, способна помочь человеку вновь почувствовать радость и тоже наполниться жизнью.
Стихотворный размер произведения — обычный для поэзии Тютчева четырехстопный ямб. Произведение наполнено эпитетами, с помощью которых демонстрируется вся красота весны («благоухающие слезы», «кончины неизбежной», «животворный океан», «страдальческую грудь»), метафорами («гнетет рука судьбины», «томит людей обман», «вздыхают розы»). Встречаются сравнения («свежа, как первая весна», «жизнь, как океан безбрежный»). В стихотворении используются как женская, так и мужская рифма, чтобы показать противопоставление человека и природы. Природа вечна, прекрасна и, несмотря на всю свою красоту, равнодушна, а жизнь человека ограничена и далеко не всегда наполнена лишь радостью и удовольствием. Но человек, глядя на окружающую весеннюю природу, тоже получает частичку ее красоты, наполняется ее энергией, и жить становится легче, несмотря на все проблемы. Эта связь природы и человека — одна из основных тем в творчестве Тютчева.
Литературные особенности
Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.
В каждой строчке читаются слова с возвышенным произношением благодаря частичке «О!». Не лишена элегия и многочисленных эпитетов, придающих тексту образность, яркость, выразительность. Для удивительной музыкальности и легкости автор использует лексические повторы. Этот стиль написания, по мнению Тютчева, претворяет литературное произведение в искреннее любовное послание.
«Последняя любовь» включена в школьную программу уроков литературы. Стихотворение считают уникальным, ярким примером любовной лирики, так как оно не посвящено ни юношеским страданиям, ни пылкой страсти, ни разлуке, а является откровением взрослого и мудрого влюбленного мужчины.