Схоластика в философии это

Отличие схоластической и патристической философии

Религиозная философия, названная схоластикой, представляет собой не проявление свободной спекуляции по вопросам нравственности в религии, как это отмечается в систематизированных последних периодах философии греков, а применяет онтологические приемы к религиозному и церковному учению веры, первый опыт которых припадает на ранее разработанную перед ней патристическую философию:

  • патристическая система характеризуется тем, что для доступного разъяснения содержание веры она применяет Святое Писание и философские догмы;
  • схоластика строго придерживалась церковных постулатов, а философские приемы использовались для обоснования и построения в систему указанных догм.

Но эти различия существовали только в основе философий, а на деле в ранний патристический период использовалась систематизация, а в схоластике также не достигнуто было целостность и единство. Догмы не всегда находили место в философии, не изменяясь под действием объективных обстоятельств. Взаимодействие двух систем определяется так, что первая говорит и определяет те понятия, которые еще не возникли и не существуют в последней. Или появились еще в виде небольшого зародыша, который впоследствии стоит подогнать под религиозные понятия и систематизировать.

Создавались попытки объединить два философских течения в одно целое, так как основой являлась религиозное учение. При этом наступили такие времена, что новые народные массы, приступающие к научному обучению, с большей вероятностью воспримут древнюю науку, пришедшую из глубин веков. Приводились доводы, что откровение и ум происходят от единого источника – Бога, поэтому разногласий возникать не должно, а достижение согласия в единой системе является показателем истинности обеих философий. Поначалу такое слияние существовало, но к окончанию средневековья философия и религия обособляются одна от другой.

Взаимодействие схоластики и науки

Стремясь придать теологии научные черты, схоластики нашли решение в том, что нужно понимать не только есть или нет наука, а искать причины ее появления. Сознание человека содержит в качестве активных частей деятельность и сознание. Схоластики нашли идентичность сознания в вере, где различаются объективные и субъективные стороны. Вера же, сама по себе, является неизменной, но восприятие и содержание догматов меняется в зависимости от круга верующих. Понятие субстанции, которым вера определяет свое содержание, явилось плодотворным для философии схоластиков о науке.

Если говорить о сходных чертах, то первой из них является то, что и философия и религия возникают на основе мыслительного процесса. Ростки познавания начинают активный рост при встрече со знанием, а наука осуществляется в контакте с религией, если содержание и дух уподобляются один другому. Схоластики совершили единение мышления и откровения в идеях Божьего ума, так как только Всевышний совершает высокий взгляд на продвижение наук, а все научные открытия происходят в свете истинного божества.

Второй сходной чертой является то, что изучение науки посвящено не отдельным, изменчивым предметам, она изучает объективное понятие в вещах. Знание, примененное на практике, дается чувственным восприятием, и само по себе не может иметь самостоятельного значения. Наука хотя и рассматривает во время изучения что-то общее, но понятием имеет не его, а вещи, возникающие в восприятии. Эти определения в науке позволяют обеспечить ей реальное содержание.

Третьим следствием является понимание, что если в восприятии существует множество вещей, то и науки также возникают в разнообразных проявлениях. Не только отдельным предметам схоластики придавали значение, но и объективные знания должны быть нравственными, поэтому наука имеет право на существование. Специфическими объектами научного изучения являются человеческие предметы, а субстанцией мудрости служит божественные вещи.

Наука, разум и мудрость имеют соответствие стольким же благодатным дарам. Знания, открываемые в науке, не имели бы полного совершенства без божественного возвышения, но отрыв от деятельной жизни также не приводит их к упорядочению. Мудрость приводит к тому, что человек начинает правильно понимать божественные вещи. Они в процессе так захватывают мудреца, что, изучая божественные проявления, он возвышается и начинает испытывать благодать. Разум является упорядочивающим элементом, в конце определения он возвращается к созерцанию.

Как бы ни исчерпала себя философия схоластики к нашим временам, но следует отметить, что ее появление и процветание в Средние века являлось огромным вкладом в развитие духовности, совершенствование мудрости и проявление ума народных масс.

Внутреннее многообразие схоластики.

Что представляет собой схоластика? Ответить на этот вопрос тем более трудно, что сам этот термин прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. Хотя все они были согласны между собой относительно вопросов вероучения, ясно выраженных в божественном Откровении и официально утвержденных Римско-католической церковью, однако в рамках этого вероучения каждый схоласт развивал и интерпретировал эти истины в свете своих собственных философских представлений и опираясь на свои собственные идеи. Во всем, что оставалось за гранью принятого церковью вероучения, можно обнаружить глубочайшие и зачастую непримиримые различия в подходах и позициях. Так, например, в 13 в. многие идеи, выдвинутые Фомой Аквинским, радикальным образом отличались от идей, которые отстаивал учитель Фомы, Альберт Великий, или другой выдающийся теолог той же эпохи – Бонавентура. В следующем веке теологи, называвшие себя томистами, вели ожесточенные споры и с последователями Дунса Скота (ок. 1275–1308), и со сторонниками Уильяма Оккама (ок. 1285–1349), которые, в свою очередь, часто не соглашались друг с другом. В 20 в. мы обнаруживаем столь же широкое многообразие взглядов. Помимо скотистов, оккамистов и суаристов, здесь существуют еще томисты, называющие себя эссенциалистами, и томисты, называющие себя подлинными экзистенциалистами (отличая себя от «радикальных» экзистенциалистов, Ж.П.Сартра и другие философов). Таким образом, под схоластикой следует понимать не столько общность учений, сколько единую духовную среду, в которой различные схоласты развивали свои учения.

Известные схоласты

Одним из самых ярких примеров схоластики можно назвать доказательства бытия Бога, предложенные архиепископом Ансельмом Кентерберийским (1033-1109). Иерарх считал, что, если человек может помыслить Бога как нечто совершенное, превосходящее по величине все мыслимое, значит Бог есть. Эту мысль он выразил в четырех «доказательствах»:

  1. Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо

  2. Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.

  3. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.

  4. Бог как совершенство

Фреска с изображением урока в средневековом университете. Фото: Wikimedia

Самым известным систематизатором ортодоксальной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом. Католическая церковь канонизировала его в 1323 году.

Витраж в честь Св. Фомы Аквинского. Фото: Depositphotos

Этапы развития схоластики

Представители раннего направления

Единую систему, несмотря на старания многих авторов, выработать так и не удалось из-за непрекращающегося вечного спора о природном начале универсальных понятий и их объяснения единичных истин. Ученые того времени разделились на два течения:

  • реалистов, рассматривающих общее объективное определение первичным, из которого постепенно выделились единичные вещи;
  • номиналистов, берущих за основу субъективные восприятия, показывающих их путь к перерождению в общие универсальные понятия.

Ранние схоластики представлены такими именами:

  • Петр Дамиани, жизнь которого длится с 1007 по 1072 год, представил основное философское выражение отношений между бытием и мышлением;
  • богослов Ансельм Кентерберийский, его коллега по цеху Гильом из Шампо (умер в 10121 г.);
  • направление номиналистов представляли Росцелин, Беренгар Турский, Иоанн Солсберийский, Абеляр, которые нашли и систематизировали пути развития логических понятий в естественных науках, но определили некий предел, чтобы развитие такой философии не сыграло неугодную роль для церкви и религии;
  • ученики и последователи схоластиков, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, со второй половины XII века принялись за обработку трудов Аристотеля в духе христианства и католицизма, таким образом, придя к мертвой схоластике.
  • Пётр Демьянович Успенский, Вильям из Мербеке, последователи направления, исключили из философии поиск, постановку вопросов для поиска объяснения, колебания до принятия правильного решения
  • позже известны имена Джованни Бонавентура, жившего в 1221–1274 годах и Александра из Гельса 1180–1245 годов жизни, которые исключили полностью чувственный опыт из религиозных постулатов, заменяя его откровением разума.

Продолжатели схоластического направления

К началу XIV века борьба переходит в противостояние двух направлений:

  • доминиканского ордена «томистов», сторонников учения Фомы Аквинского;
  • францисканской организации «скотистов», последователей Дунса Скота.

Ортодоксальные направления схоластики переходят на передовые позиции, и становится характерной системой обучения в университетах Западной Европы, откуда вытесняют рационалистов и искателей опыта, например, Роджер Бэкон и Сигер Брабантский. Большое влияние объясняется поддержкой государства и церковной системы.

Схоластика в эпоху Возрождения

Век характеризуется постепенным перерождением основного направления по пути исключения прогрессивных составляющих философского учения. Церковь санкционирует выгодные ей формальные постулаты, а схоластика подхватывает их, насаждает населению, становясь на путь тормозящего дополнения.

Развитие буржуазной культуры приводит к зарождению борьбы против философии и падению церковного авторитета. Характерно проявление противостояния гуманистов в тот период, которые ставили под вопросом богословское содержание схоластики и признавали ее тянущий назад формализм и устаревшую схематичную направленность, выявляли оторванность от реальной жизни.

Эпоха просвещения

В XVI веке католицизм становится на основу контрреформации, неосхоластика перенимает протестантское направление и берет за исходник труды Ф. Меланхтона. До эпохи просвещения философия господствует почти во всех университетах Европы. Далее, на арену выходит естественное познание путем проведения опытов, семимильными шагами развивается материализм и схоластике, как основной стандартной философии, наносится непоправимый удар. Ей на смену приходит неотомизм, и философия объединения материальных и богословских ценностей больше подняться уже не может.

Периоды развития схоластики

Развитие учения относится к Средневековью, его делят на три периода: ранний, средний, поздний. Рассмотрим поподробнее.

Ранний период. Ранняя схоластика относится к IX-XII векам, географическая принадлежность – европейские страны (Англия, Франция, Германия, Италия). Основополагающей базой направления было переплетение теологии, науки, философии. Схоластический метод основывался на специфике ценностей, результатов умозаключений, спора об универсалиях. Представители: Рабан Мавр, Иоанн Росцелин, Бонавентура.

Средний период. Направление среднего периода (XIII) отличается от раннего направления окончательным разделением философии, науки от религии. Западное средневековое мировоззрение освещается трудами Аристотеля; появляются францисканский, доминиканский ордена; затевается спор между последователями Августина и Аверроэса, скотистами и томистами. Средний период ознаменовался созданием великих философско-религиозных собраний. Представители: Витело (Германия), Винсент из Бове (Франция), Роджер Бэкон (Англия), Раймунд Луллий (Испания).

Поздний период. Позднее течение направления относится к XIV-XV векам. Поздняя схоластика получила рационализаторскую (отрицательную) упорядоченность, философское мышление приобрело научный оттенок, мистика окончательно отделилась от религии. Наука наполняется спекулятивным смыслом, теряет духовность. Появляется понятие «несхоластика», предмет которого защищает христианскую религию.

Понятие схоластики

Что же такое схоластика? Схоластика в философии это религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры. Поскольку многие постулаты христианства трудны для восприятия, учение было призвано доступно донести их до конечного слушателя. Часто схоластики пользовались искусственными, необъективными, далекими от действительности доводами, что подрывало авторитет течения. Чем дальше пускались в демагогию адепты, тем более ненастоящей казалась сама религия. Именно поэтому сейчас схоластика ассоциируется с искусственным, пустым, необоснованным нравоучением, не востребованным в реальной жизни. Характеристика слова носит отрицательный характер, определяется, как недостаток. Но это суждение не совсем правильно, потому что многие исторические факты, сведения, дошедшие до наших дней, имеют искаженный, перекрученный вид или просто изживают себя.

Изначально схоластика была системой логических умозаключений, занимающаяся анализом языковых оборотов, использованных в церковных канонах. Религиозная терминология специфична, старые «мертвые» языки трудночитаемы, поэтому направление обыватели расценивают ненастоящим, сухим.

Современные реалии схоластики

Представление о мертвой и застывшей философии, как стали называть схоластику, относят к эпохе Возрождения. В тот период раскрепощаются нравы, и происходит снижение роли церкви и Бога, а схоластика, как наука, становится отрицательным понятием. Такое представление дошло до современного времени. Но стоит отметить тот факт, что преподавание по схоластической системе отличалось систематизированной грамотностью и нельзя его считать тратой времени. Христианское образование было необходимым для учеников, тем более что его становление относится к периоду, когда еще не произошло отделение православной и католической церкви.

Схоластика изменила направленность и приняла в свое учение черты диалектики, в таком виде она и продолжила шествие по аудиториям мировых учебных центров. Диалектика, как наука признается в основном ряду семи главенствующих свободных дисциплин, а для изучения некоторых других предметов (того же Святого Писания) обязательным становится предварительное ознакомление с диалектикой, которая принимает на себя роль не только логических рассуждений, но и теоретических знаний основ мироздания и философии.

Роль Фомы Аквинского в схоластике

Благодаря Фоме Аквинскому схоластика приобрела систематизацию. Мудрец первым придумал суммы – упорядоченные труды, содержащие комплексную информацию о теологии. Основываясь на умозаключениях Аристотеля, он разработал собственную концепцию.

Фома Аквинский считает – между здравым рассудком личности и ее верой должна быть гармония, соперничество между ними исключено. Его концепция состоит из двух методов познания – чувствительного, рационального. Если пользоваться лишь одним способом, истинная реальность будет незавершенной. Религия с естествознанием должны помогать друг другу. Наука способна исследовать мир, но божественное просветление дарит вера. В доказательство сущности Всевышнего Фома приводит пять доводов, каждые основаны на способах познания. Позже теории Аквинского были подтверждены научными опытами.

Камни преткновения схоластики

Если судить о Боге на основании природных чувств, то его как бы подчиняют такой чувственности. С точки зрения Ансельма, о Боге нужно судить непосредственно, он априори выставляет доказательство, которое является онтологическим по смыслу. Истина заключается в том, что бог является совершенным Существом, именно поэтому ему присущи все положительные характеристики. Существование относится к одной из них, поэтому бог существует. При этом является невозможным определить Бога, как несуществующего, так как это противоречит понятию.

Наиболее известный постулат онтологического доказательства говорит о том, что если в мыслях человека присутствует Бог, то он представляется Совершенным во всем, а значит непрерывно существующим. То есть догма о существовании Бога является следствием представления о Боге. Через некоторое время такое доказательство стало казаться сомнительным, так как стали вмешиваться другие известные личности с иными рассуждениями.

Например, показательно возражение монаха Гаунилона, которое содержит сомнение в том, что если в мыслях человека существует какое-то понятие, то оно тут же становится существующим. В качестве примера он приводит мысли о придуманном острове, который ту же станет настоящим? Аргумент не тянет на цельное возражение, потому что такое доказательство существования Всевышнего применимо только для Бога, никакой остров не может, по сути, соревноваться с ним.

Некоторые противоречия все же можно увидеть в онтологическом доказательстве. Например, безумная личность может четко представить, что Бога нет, значит, она лишает совершенного Бога одного из важных атрибутов – существования. Но Ансельм тут же находит ответ и говорит о том, что сознание человека делится на:

  • адекватные мысли;
  • символические представления.

Люди путают области применения двух видов сознания, и символическое мышление вызывает неопределенные видения. Но для этого есть адекватное мышление, просеивающее сквозь жизненное сито все представления и находящее огрехи и противоречия в символическом восприятии мира. Если такое случается, то символическое восприятие мира являет собой ложное мышление.

Схоластика — это философия?

Современная философия не признет схоластику, считая ее лженаукой, так как она считала веру в Бога обязательной предпосылкой для получения знания. Правильнее всего было бы назвать схоластику религиозной философией, близкой к теологии.

Фреска с изображением урока в средневековом университете. Фото: Wikimedia

Предшественницей схоластики была патристика. Это сочетание философии и теологии, которой пользовали Отцы Церкви в первые несколько веков после пришествия Иисуса Христа. Они пытались доказать совместимость христианского учения с греческой философией, иногда представляя христианство в виде новой философии.

Средневековые схоласты также применяли философские понятия и приемы мышления, в основном античные, к христиански-церковному вероучению. Схоласты считали абсолютной истиной установленные Отцами Церкви догматы, а философию использовали преимущественно для их уяснения, обоснования и систематизации. Для доказательства бытия Божия и других религиозных догм они ипользовали логику Аристотеля.

Читай также: Кто такой Аристотель: кратко о его философии, взглядах на политику и государство

Приоритет веры.

Чтобы понять, откуда взялась идея превосходства веры над разумом, достаточно вспомнить о том, что средневековые университеты по своему происхождению непосредственно связаны с соборными и монастырскими школами. Сложнее представить себе, что означало признание этого приоритета на практике и к каким последствиям оно приводило. Прежде всего, медицина и право (как каноническое, так и гражданское), будучи университетскими дисциплинами, оказывались всецело подчинены церковному контролю. Еще важнее, что под контролем находился и факультет «свободных наук» (т.е. философии). Иногда этот контроль выражался в осуждении местными епископами, следовавшими советам (порою граничившим с подстрекательством) представителей теологических факультетов, тех философских выводов, которые противоречили истинам веры. Примером тому может служить осуждение в 1270 тринадцати философских тезисов, в том числе следующих: «Что человеческая воля изъявляет себя и осуществляет выбор по необходимости… Что мир вечен… Что душа повреждается, когда повреждается тело… Что Бог не обладает знанием частных и особенных вещей… Что человеческие поступки не направляются божественным Провидением».

Особенно большое значение имело то, как сами теологи использовали философию. В центре их внимания находились сообщенные в божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом. Чтобы осуществить эти задачи, теологам обычно приходилось опираться на идеи мыслителей предшествующих эпох, в том числе и философами. В результате они не только приходили к более глубокому пониманию отдельных богословских положений, но и развивали собственно философские концепции. Например, поскольку теологи в связи с тринитарным и христологическим учением разрабатывали понятия «Лица» и «природы», в их трудах можно обнаружить более глубокое проникновение в философию «личности» и «природы», чем в сочинениях философов, не искушенных в решении богословских проблем. Точно так же, поскольку они были заняты выяснением смысла понятия «бытия» применительно к Богу и его творениям, в их трактатах мы обнаруживаем различные варианты метафизики бытия, использующей достижения предшествующей философской традиции, но при этом далеко превосходящей то, что было сделано более ранними философами. Именно теологи 13 в. внесли существенный и весьма ощутимый вклад в развитие метафизики, психологии, теории познания и других философских дисциплин.

Сложившееся в схоластике отношение к теологии привело к очень важным последствиям, выразившимся в своего рода «двойственности подходов», характеризующей самую атмосферу интеллектуальной жизни в «золотой век» схоластики. Теологи видели свою задачу в защите, развитии и истолковании истин, утверждаемых верой. Одним из средств, обеспечивающих осуществление этой задачи, явилось тщательное изучение ими трудов своих предшественников. Естественно, это были в первую очередь сочинения христианских авторов – Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и других греческих, а также латинских отцов церкви: Августина, Илария Пиктавийского, Боэция, Беды Досточтимого, Исидора Севильского и других. Однако они с жадностью читали и (там, где это было возможно) использовали все доступные им сочинения Платона, Аристотеля, Прокла и других философов, равно как и сочинения арабских (аль-Фараби, аль-Газали, Авиценны, Аверроэса) и еврейских (ибн-Гебироля, Моисея Маймонида) средневековых авторов.

Средневековая схоластика

Схоластика сформировалась в Средневековье в IX–XIII веках.

Однако ещё до этого периода схоластические идеи можно было найти в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Платона в IV–V вв. до н. э.

Развитие схоластики связывают с именем римского философа Боэция (V–VI вв.). Философ переводил труды этих древнегреческих философов

Большое внимание уделял логике

Вместе с логикой в Средневековье пришло рассуждение и о том, существует ли Бог и как это логически доказать.

Доказыванием существования Бога занимался итальянский философ Ансельм Кентерберийский (XI–XII вв.). По мнению философа, человек должен понять свою веру с помощью разума.

Философ утверждал, что вера и разум могут сосуществовать. Но вера не следует из разума. Это что-то божественное, что даруется свыше.

Что касается существования Бога, то философ пытался доказать это с помощью онтологии (науки, которая изучает бытие). Бог совершенен. А это значит, что если он существует в наших размышлениях, мыслях, то мы не можем прийти к мысли, что его нет. Потому что тогда он не был бы совершенен.

Традиционная школьная система и официальная философия христианства

В Средние века в основе обучения юного поколения использовался принцип поиска религиозной истины путем логических выводов и рассуждений. Повсюду распространялись труды Аристотеля, которые перевел Боэций, и святого Августина. Иногда в рядах схоластов присутствуют сорные суждения. Например, такие философы, как Дунс Скот и Фома Аквинский по-разному растолковывают религиозные истины. Но по-настоящему удар схоластике наносит Уильям Оккама, который сумел найти в традиционной философии противоречивые истины, ведущие не к гармонии, а к разрушению единства разумного и вечного.

В отличие от мистического мировоззрения, схоластика определяла путь божественного постижения не в чувственном восприятии, а путем логического определения субъективных и объективных факторов. Начало философского развития относят к середине V века, когда на основе патристики первоначально систематизируются основные догмы. В это время доступ к античным философам ограничен, в распоряжении имеются только труды Платона, Августина и Аристотеля.

Схоластика и патристика

Патристика (от греч. πατήρ (pater), лат. pater — отец) — это учение, труды Отцов Церкви, которые направлены на то, чтобы подтвердить христианские догмы и доктрины.

Отцы Церкви — так называли себя философы и проповедники, которые доказывали истинность христианских концепций и воззрений.

Периодом зарождения и развития патристики можно считать II–VIII вв. А основным представителем — Аврелия Августина (или Августина Блаженного).

Патристика пыталась установить христианство в языческом мире, сделать его основной религией.

Схоластика же сменила патристику. Схоласты пытались объединить учения античных философов (о логике и разуме) с религиозными догматами.

Схоластику и патристику объединяет теоцентризм. Оба учения утверждают, что в основе мира, в его центре находится Бог (а не человек).

Читайте подробнее про Теоцентризм.

Этимология понятия

В переводе с латинского языка определение схоластики представляет собой «школу» («школьный»). В Средневековье понятие означало философию, как дисциплину, преподаваемую в школе, а также обозначало учителей богословия или учителей монастырских школ, преподающих сразу несколько предметов. Позже это название распространилось на всех представителей научных и философских учений.

Впервые понятие ввел в обиход Теофраст в письменном обращении к своему ученику. Схоластика, как теологическая философия Средневековья, имела положительный религиозный характер. После нападок сторонников нового умственного течения направление приобретает укоризненный контекст. После того, как Цицерон увлекся греческой философией, многие соотечественники стали называть его схоластом. При чем, «ругательство» подразумевало наличие только теоретических знаний, неподкрепленных практикой. В современной науке, культуре слово «схоластика» применяют, как отрицательное сравнение, отчасти оно имеет первоначальный смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector