Testsoch.ru

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию.  После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Эксперимент над собой

Исходя из своей теории, Родион решает, что он может относиться к категории «имеющих право». Именно, чтобы доказать себе причастность к этой группе людей, Раскольников решается на преступление. Такой эксперимент он проводит над собой, чтобы понять, что преступление, которое он совершит, станет помощью для обездоленных людей, а сам он сделает великое дело. Но теория Раскольникова начинает терпеть крах с той самой минуты, когда совершается убийство.

Даже пройдя через все наказание – душевные терзания, явка с повинной, каторгу, Раскольникову очень тяжело отказываться от своей теории. Он верит в нее, оправдывая себя, не считая себя виновным даже после суда и пребывая на каторге. Но только через страдание и сострадание, которое он находит в лице Сони Мармеладовой, у героя есть шанс на истинное искупление своей вины и отказ от своей бесчеловечной теории.

Такая страшная теория является глобальной метафорой, она олицетворяет влияние социального строя на человека, его мышление и нравственность. Ведь по сути Родион Романович одарен всеми качествами человека хорошего. Об этом говорит множество его поступков, но среда и условия жизни делают из него автора теории, которая способна загубить мир.

Данный материал поможет написать сочинение «Суть теории Раскольникова», сделать его подробным и насыщенным размышлениями и фактами.

Раскольников в романе

Ужас охватывает, когда поднимаешься по лестнице дома, где «жил» Раскольников, и отсчитываешь те самые тринадцать ступеней последнего марша, о которых говорится и в романе; или когда, выйдя «от Раскольникова», проходишь мимо бывшей дворницкой с теми самыми двумя ступенями вниз, где Раскольников взял топор, чтобы совершить убийство. Невозможно поверить, что герои Достоевского не жили в этих, так точно указываемых им местах. Иллюзия реальности поразительна.
— Д. С. Лихачёв

Раскольников — бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живёт?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.».

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» («Преступление и наказание», часть I, глава VI).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным. Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Адаптации[править]

Всего в мире существует около 20 экранизаций этого романа. Здесь перечислены только самые известные:

  • Фильм 1909 года Василия Гончарова, первая экранизация (к сожалению, не сохранился).
  • Французский фильм 1956 года. Действие перенесено во Францию, Родион Раскольников переименован в Рене Брюнеля, а Соня Мармеладова (которую, к слову, играет Марина Влади) — в Лили Марселен.
  • Советский фильм 1969 года Льва Кулиджанова. Родион Раскольников — Георгий Тараторкин, Соня Мармеладова — Татьяна Бедова, Порфирий Петрович — Иннокентий Смоктуновский, Аркадий Свидригайлов — Ефим Копелян.
  • Финский фильм 1983 года, первая режиссерская работа знаменитого творца в жанре артхаус Аки Каурисмяки. Действие перенесено в Хельсинки 80-х годов; с текстом романа также обошлись весьма вольно.
  • Российский восьмисерийный сериал 2007 года режиссера Дмитрия Светозарова. Родион Раскольников — Владимир Кошевой, Соня Мармеладова — Полина Филоненко, Порфирий Петрович — Андрей Панин, Аркадий Свидригайлов — Александр Балуев.

Вариант 5

После прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мне захотелось пролить свет на образ главного героя романа  –  Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников – молодой студент, приехавший из провинции в столицу на учёбу, но из-за болезни оказавшийся в очень бедственном положении. Однако из-за гордости и  замкнутости он не хочет принимать помощь ни от родных, ни от лучшего друга. Молодой человек живёт мыслью, что люди делятся на два типа: серая масса и личности, которые вершат историю и ради своей цели могут пойти на что угодно. Раскольников относит себя ко второй группе, но обладая моральными ценностями и относительной честью, долго не решается пойти на убийство. Он очень долго не может договориться с собой, но вскоре принимает решение что он «право имеет» и убивает старуху-процентщицу. Однако вместе со старухой парень убивает и её сестру, которая стала свидетельницей.

После совершения преступления Родиона Романовича начинают одолевать кошмары, спровоцированные муками совести и чувством вины. Парень долго рассматривает свой поступок с разных сторон и пытается найти себе оправдание или наказание. Он окончательно перестаёт верить людям, замыкается в себе, но продолжает искать человека, который смог бы понять его терзания. Но, всё-таки даже после этого он не перестаёт помогать людям: Соне Мармеладовой, своей сестре Дусе. Когда он знакомится с Соней Мармеладовой и видит её грехопадение, понимает, что они похожи и, возможно, Сонечка сможет его понять. Однако после того, как Раскольников рассказал Соне о своём преступлении, она начинает убеждать его в необходимости сознаться в преступлении.

В конце концов, он не выдерживает мук совести и сознаётся в преступлении, в качестве наказания его отправляют на каторгу. Соня желая поддержать любимого следует за ним, заботится о нем и помогает жить дальше. В конце романа Родион понимает всю никчёмность, бессмысленность и жестокость своих убеждений,  и, отрекаясь от них, встаёт  на путь духовного возрождения.

Через образ Родиона Раскольникова автор призывает молодых и не очень людей не идти слепо на поводу своих желаний, а прислушиваться к себе. Потому что если то или иное решение противоречит вашим принципам или моральным ценностям, то лучше от него отказаться. Ведь разлад в душе от противоречивых чувств не принесет человеку абсолютно никакого счастья и покоя.

Создание образа

Подтверждением того, что наполеоновская тема начала интересовать Достоевского задолго до начала работы над романом, являются воспоминания Аполлинарии Сусловой. Она писала, что ещё в 1863 году писатель, наблюдая в Италии за девочкой, которая брала уроки, внезапно произнёс: «Ну вот представь себе, такая девочка… и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: „Истребить весь город“. Всегда так было на свете». По словам Юрия Карякина, «эпоха была одержима наполеономанией», — отсюда и пушкинские строки «Мы все глядим в Наполеоны», и фраза Порфирия Петровича, адресованная Раскольникову: «Кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»

В черновиках Достоевского сохранились заметки, связанные с психологическим портретом Раскольникова, — писатель предполагал наделить главного героя такими качествами, как «непомерная гордость, высокомерие и презрение к обществу»; одновременно подчёркивалось, что «деспотизм — его черта». Однако в процессе работы образ персонажа усложнился; свидетельством тому — отзыв, который даёт Родиону его университетский товарищ Дмитрий Разумихин: «Точно в нём два противоположных характера поочерёдно меняются». С одной стороны, Раскольников мрачен, угрюм, скрытен; с другой — он способен на искренние порывы. Так, впервые попав в дом Мармеладовых, герой незаметно кладёт все свои деньги на окно их комнаты; он вступается за Соню, которую Лужин обвиняет в воровстве; его привязанность к людям порой рождается из жалости, а потому он тепло вспоминает о «больной девочке… дурнушке» — своей первой любви. При этом Родион сознательно дистанцируется от общества — даже во время учёбы в университете он «всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело». По мнению литературоведа Валерия Кирпотина, своей отгороженностью от мира он близок другому персонажу Достоевского — Ивану Карамазову.

Прототипы

Герасим Чистов

Приказчик, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7—13 сентября).

А. Т. Неофитов

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5 % внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Пьер-Франсуа Ласенер

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., № 2).

Исторические прототипы Раскольникова

Наполеон Бонапарт

Михаил Бахтин, указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль — почти Наполеон). Идея «сверхчеловека», наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила ещё одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников — «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», — Кор., 2,44,50). Сравните также «Подражания Корану» А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет — антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чём говорит Соня Мармеладова: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Сочинение 3

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет о бедном студенте Родионе Раскольникове, который еле-еле сводит концы с концами. Раскольникова возмущает такая несправедливость, почему он бедный, а богачи наживаются на честных людях. Рассуждая об этом, Раскольников собирается бороться с этим. Живя в своей маленькой комнате, которая больше похожа на коробку, он решает убить старуху процентщицу. Родион считает, что он имеет полное право решить жить ей дальше или стоит умереть.

Раскольников делит людей на разные группы. Себя же студент относит к особой группе. Родион думает, что убив старуху, он решит проблемы многих людей. Лишив жизни процентщицу, он избавит огромное количество людей от страданий. Он очень хорошо обдумывает все свои действия и решается на преступление. Родион не знал, что за этим преступлением мгновенно последует наказание. Наказанием для Раскольникова считается не заключение под стражу, а муки его совести.

Убив старуху, Раскольников как можно быстрее прячет то, что украл у старухи. Достоевский показывает читателю, что Раскольников сильно ошибся в своих действиях и не был убийцей, который хладнокровно убил старуху и продолжил спокойно свою жизнь. Родиона начала мучать совесть он стал нервным и нелюдимым. Хоть он рассчитал все до мелочей, после убийства в нем осталось что-то человеческое.

Совершив такое страшное преступление, Раскольников помогает людям. Родион помогает своему знакомому, который живет очень бедно со своей семьей. Раскольников оставляет ему деньги на существование. На этом его добрые дела не закончились. Раскольников так же помогает девушке, которая из-за нужды вынуждена заниматься проституцией. Этими поступками он хотел доказать себе что человек внутри него все еще жив.

Раскольников терзает себя мыслями о том, что он не правильно поступил и теперь ему придется, мучатся угрызениями совести до конца своих дней. Он много раз себя убеждал, что поступил правильно. Раскольников считал, что такой человек как Алена Ивановна недостойна жить. Таких людей как она он считает вошью и их можно прихлопнуть без всякого угрызения совести. Когда он убил Алену Ивановну и его сестру Лизавету он понимает, что теперь он вынужден скрываться от людей. Раскольников замкнулся в себе и перестал общаться со знакомыми и друзьями. Раскольников ругает себя за столь опрометчивый шаг и считает, что ему стоило зарабатывать на жизнь честным трудом. У Родиона начинается истерия, он думает, что все вокруг него знают, что это он убийца. Раскольников сам себя выдает перед следователем Порфирием Петровичем. Улик против Родиона нет, но Заметов решает подождать, пока преступник сам сознается. Долго ждать не пришлось, ведь Родион Романович начал паниковать и вскоре сдался властям.

Перед тем как явится с признанием к Порфирию Петровичу, Раскольников делится Соней Мармеладовой. Она ему советует покаяться в содеянном. Раскольников идет на площадь и начинает целовать землю. Раскаянье все же к Родиону Романовичу не приходит, ведь он не считает себя виноватым.

Роман «Преступление и наказание» был признан самым близким к реалистичности произведением.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой — призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников – образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины. Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем. Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Говорящая фамилия Раскольникова

По мнению литературоведов Ф. М. Достоевский не просто так наделяет главного героя произведения «Преступление и наказание» фамилией Раскольников. Упоминая, что род известен 200 лет, он делает отсылку к раскольникам. Раскольники – те, кто не отвергая основное течение и его принципы, отделяются от него, но при этом не отвергают.

Подобно раскольникам главный герой отвергает принятые в обществе законы нравственности и морали, оправдывая свои поступки великими целями. Совершенное преступление окончательно раскололо его душу, отделило от друзей, родственников и общества. Единственным человеком способным возродить его является Соня Мармеладова, грешная девушка, которая для Родиона стала святой и подарила веру в будущее.

Также фамилия персонажа может указывать на то, что внутри него уживаются два человека – социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми, и великодушный человек с большим сердцем.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Раскольников». В работе раскрывается образ главного героя романа, его биография, взаимоотношения с окружающими людьми.

Культурное влияние[править]

  • Под влиянием «Преступления и наказания» были написаны некоторые из произведений Альбера Камю, который называл себя учеником Достоевского. В первом романе Камю «Счастливая смерть» главный герой, как и Родион Раскольников, решается на убийство «по совести», а после совершенного деяния доходит до полного отчаяния. Отсылки к «Преступлению и наказанию» можно заметить и в романе «Посторонний».
  • Сочинение итальянского писателя Луиджи Капуаны «Маркиз Роккавердиана».
  • Роман французского писателя Андре Жида «Подземелья Ватикана», воспринимаемый многими критиками как парафраз «Преступления и наказания».
  • А. Бушков, «Стервятник» — простой бомбила-неудачник Родион Раскатников начинает с того, что отвозит с места преступления откинувшегося зэка, ограбившего киоск, а к концу повествования становится серийным убийцей более чем с десятком трупов на счету.
  • Британец Роджер Моррис (Roger Morris) написал цикл исторических детективов «Петербургские повести», главный герой которых — Порфирий Петрович (Porfiry Petrovich):
    • The Gentle Axe (2007) / Благородный топор. Петербургская мистерия.
    • A Vengeful Longing (2008).
    • A Razor Wrapped in Silk (2010).
    • The Cleansing Flames (2011).
  • Фильм «Иррациональный человек» Вуди Аллена.
  • Манга и аниме Death Note традиционно считается своеобразной вариацией на тему сабжа. Разница в том, что дилемму Раскольникова Ягами Лайт очень быстро разрешил в пользу «право имею» и сомнений до самого конца на сей счет не испытывал.
  • Песня «Куплеты старухи-процентщицы» российской группы «Зимовье зверей».
  • «Песенка про Аркадия Ивановича Свидригайлова» и «Свидригайловская банька» русского рок-музыканта Александра Непомнящего.
  • Это сразу не очевидно, но обе части Red Dead Redemption очень сильно вдохновлены «Преступлением и наказанием» (аналогом Раскольникова там выступает Датч, а не Артур Морган или Джон Марстон, за которых мы играем. В палатке Датча можно найти именно эту книгу, правда, под несколько изменённым названием).

И так далее, всего и не упомянешь. Трудно переоценить влияние этого романа, как и других ключевых произведений Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») на мировую культуру.

Внешность

Внешность героя в романе описывается дважды. В начале произведения Раскольников представлен как высокий, стройный юноша «с прекрасными тёмными глазами», «замечательно хороший собой»; позже Достоевский создал иной портрет Родиона Романовича — после преступления он напоминает человека, с трудом превозмогающего сильную физическую боль: «Брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспалённый». Подобный «метод двукратного портретирования» автор применил и к описанию внешности других персонажей — в частности, Сони и Свидригайлова. Этот художественный приём позволил писателю показать, что его герои за короткий отрезок времени прошли через череду тяжелейших испытаний, отразившихся на их наружности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector