Как происходит причастие в церкви: подготовка и особенности обряда

Как правильно исповедоваться, примеры исповеди

Пример № 1. В многонаселённых городах в храмах,церквях собираются многочисленные приходы. На исповедь приходят до нескольких десятков человек. Для таких случаев в православии предусмотрены «общие исповеди». Обычно много народа бывает на Великий Пост, когда вдруг все вспоминают о своих грехах. Батюшка оглашает грехи, творимые людьми, а прихожане каются, говоря — Грешна (грешен)! Правда, для разрешительной молитвы нужно подходить поодиночке, каждому христианину. Руки нужно скрестить на груди, сказать своё крещёное имя. Потом накладывается епитрахиль, и благословляется мирянин именем Господа. Единственная рекомендация — не стоит пользоваться таким способом очищения в первую свою исповедь.

Пример № 2. Записать все прегрешения и грехи на бумаге. Листок со списком, который берут на исповедь, называется хартией. Её разрешают, потому что, стоя около Евангелия, священника и распятья, наступает момент смущения. То, что хотелось сказать, в чём покаяться моментально забывается. Подходите к батюшке и говорите: « Я грешна пред Господом» и начинаете зачитывать записанные грехи. Не стоит рассказывать подробно о совершённых деяниях. Если, например, вы взяли чужую вещь, не надо описывать — где это было, и кто ещё присутствовал. Хватит таких слов: Совершила грех воровства. Но и сухо перечислять весь список не желательно. К примеру, вы подойдёте и начнёте произносить: «Грешила прелюбодеянием, завистью, сквернословием и так далее по списку». Так тоже нельзя, лучше так говорить: «Грешила, Боже, изменами супругу» или «Осуждаю свою подругу». Это нужно делать, потому что, святой отец, слушая вашу исповедь, обязательно посоветует как побороть ту или иную страсть. Вместе с ним вы разберётесь в причинах этой слабости. Заканчивать исповедование стоит словами: «Господи! Я каюсь пред тобою. Помилуй меня и спаси мою душу грешную!»

Как правильно креститься православным справа налево или слева направо

Пример №3. Этот пример исповеди составлен священнослужителями одного из монастырей:

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

  • Вот эти правила.
  • Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.
  • Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук
  • Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
  • Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.
  • Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.
  • Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово.
  • Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
  • У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
  • Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.
  • Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.
  • В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
  • Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Покаяние

Евхаристии предшествует признание, в котором православный кается в своих грехопадениях. Если при крещении человек очищается от первоначального греха, то при раскаянии смывает грехи совершенные после крещения. Покаяние требует соблюдение условий:

  • сознание грехов;
  • покаяние;
  • не повторение грехов;
  • веру во Христа.

Необходимо выписать плохие проступки на отдельный листок и отдать священнику, те, что особенно беспокоят, следует произносить вслух. Не нужно рассказывать историю и причину, оправдывать себя. Раскаяние это не только переосмысление своих грехов, но и сильное желание очистить душу.

Включают грехи в список против Господа, ближнего и себя.

Грехи против Бога:

  • мысли о суициде;
  • азартные игры;
  • безверие и сомнения, оправдание атеизма;
  • ворожба, гадание и лечение у знахарей;
  • непосещение церкви и несоблюдение постов;
  • осуждение церкви и священных служителей.

Грехи в отношении других людей:

  • неуважение и пренебрежение к родителям и другим людям;
  • супружеские измены и аборты;
  • обман, ложь, клевета, воровство;
  • лесть, грубость, злость, раздражение, хамство;
  • сквернословие, подлость, жестокость, эгоизм,
  • придирчивость, ссоры и скандалы в семье,
  • пренебрежение, бесчеловечное отношение, лицемерие, унижение слабых, ненависть, антисемитизм.

Грехи в отношении себя:

  • лень нежелание учиться и работать;
  • курение, наркомания, злоупотребление алкоголем;
  • чревоугодие и невоздержанность в пище;
  • жадность, накопительство и расточительство;
  • праздность и уныние;
  • гордыня, эгоцентризм, обидчивость;
  • мстительность, тщеславие, самомнение.

Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?

Таинство причастия начинается по окончанию утренней службы в церкви. В каждом храме есть свое – индивидуальное время начала проведения утренней службы. Церковные службы делятся на: утренние, дневные, вечерние. Причащение зачастую проводится на утренней службе (бывают исключения), ее еще называют 1-го часа. Обычно начало такой службы не ранее семи, и не позднее десяти утра.

Длительность службы зависит:

  • От характера богослужения (праздничная, ежедневная, вечерняя, великопостная и т.д.).
  • От скорости исполнения службы как святым отцом, так и хором. В одних церквях это происходит не торопясь, в других – более быстро.
  • От количества желающих исповедоваться до начала службы и причаститься после нее, соответственно.
  • От того, будет ли звучать на службе проповедь.

В среднем, утренняя служба длится 1 час 20 мин — 2 часа.

Если причащение будете проходить на вечерней службе, то лучше посоветуйтесь со святым отцом о моментах подготовки к нему, так как действие должно происходить натощак. Возможно, лучше исповедаться перед вечерней службой, а причаститься после утренней.

Подготовка к святому причащению мирян

Для человека, желающего причаститься, обязательно так называемое «говение» — строгий пост (сухоядение) в течение недели и ежедневное молитвенное правило. Кроме обычных утренних и вечерних молитв нужно отмолиться семь ежедневных иноческих правил (Правильные каноны) или весь Псалтырь с покаянными молитвами, или отмолиться поклонами (по семь лестовок каждый день).

Перед таинством Исповеди (накануне причастия) священник и говеющие молятся начало Исповеди, затем священник идет в закрытое помещение, где будет принимать кающихся, а исповедники по очереди к нему заходят. Перед тем, как зайти к священнику, принято совершить три земных поклона с молитвой «Боже милостив», затем поклониться в землю людям со словами «Простите Христа ради». Они, кланяясь в пояс, отвечают «Бог простит». В это время в храме совершаются Правильные каноны и обычная вечерняя служба. В зависимости от обычаев того или иного прихода, Правильные каноны совершаются до начала основной службы или после ее окончания. 

Получившие благословение духовного отца причаститься Святых Таин до начала утренней службы (обычно в 5 утра) молятся причастные часы, причастный канон, молитвы ко Святому Причащению; затем священник читает им поновление исповеди. После этого служба идет обычным порядком: полунощница, часы и Литургия.

Следует помнить, что перед Причастием нельзя пить и есть (после полуночи), а после Причастия нельзя плевать, целоваться или есть что-то с косточкой. Для тех, кто не причащается, «говение» не обязательно. Однако, чтобы принять до́ру или просфору после Литургии, нужно идти на службу натощак.

Во время пения причастного стиха причастники приближаются к амвону. После возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите» для взрослых причастников читается прощение. Они кланяются в землю (без крестного знамения) и слушают прощение

Встав, складывают крестообразно руки и слушают со вниманием читаемые священником молитвы. Затем совершают земной поклон Святым Тайнам и подходят ко Святой Чаше по порядку: младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины

Крылошан (певцов и чтецов, стоящих на крылосе) принято пропускать вперед.

Ко Святой Чаше по порядку подходят младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины

Приближаясь к Чаше, причастник ограждает себя крестным знамением с молитвой Исусовой, складывает руки крестообразно и со страхом Божиим и благоговением принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. Затем причастившийся творит Крестное знамение и целует подножие Чаши. После Причастия подходят к столику, на котором стоит теплота (вино, разбавленное кипятком) и просфоры

После окончания Литургии все причастники со вниманием выслушивают благодарственные молитвы

Причастившийся целует подножие Чаши

В случае, если человек из-за совершенных грехов не достоин приобщаться Святых Таин (отлучен от причастия на определенное время), духовный отец может причастить его Великой водой, освящаемой накануне Богоявления, в сочельник. Ранее этот обычай был более распространенным, но и теперь в некоторых приходах священники причащают Великой водой.

Стоит также отметить, что есть грехи, которые отлучают от причастия, более тяжкие — от святыни вообще, то есть нельзя подходить ко Кресту, иконам, брать просфору, пить святую воду. Люди, отлученные от святыни, не проходят в храм, а стоят в притворе.

Если Вы не принадлежите к старообрядческой Церкви, то, придя на Литургию, стойте в притворе храма. Проходить дальше, подходить ко Кресту, иконам, брать просфору Вам не следует.

Необособленное и обособленное причастие

Причастие с зависимыми словами обособляется только при следующих условиях:

  1. Если оно находится позади определяемого слова: Мальчик, успешно пробежавший стометровку, включен в школьную команду.
  2. Если оно расположено до определяемого слова и несёт на себе дополнительную смысловую нагрузку – передает условные, причинные, уступительные и прочие значения. В этом случае причастный оборот легко заменяется придаточной конструкцией: Запыхавшаяся от бега, собака сразу легла. Собака сразу легла, потому что запыхалась от бега.
  3. Если оно относится к любому местоимению из разряда личных. Где находится обособленный оборот относительно определяемого слова, в этом случае не существенно: Пораженный страхом, я иду за матушкой. Я иду за матушкой, пораженный страхом.
  4. Если другие члены предложения отрывают его от определяемого слова: Упала очередная балка, и, получившее свежую пищу, с новой силой разгорелось пламя.

Причастие с зависимыми словами не обособляется, если:

  1. Находится непосредственно перед определяемым словом (кроме указанных выше особых случаев): Разлившаяся по всей округе вода неожиданно ушла.
  2. Стоит после местоимений неопределенных: В их взгляде мелькали странные огоньки когда-то тревожащие душу.
  3. Располагается после местоимения с обобщающим значением весь: Все пришедшие на собрание рабочие посмеялись над шуткой.

Предложения с причастными оборотами

Распространенные определения часто употребляются в книжной речи. При этом в пределах одной предикативной конструкции их иногда встречается сразу несколько. Они могут относиться как к одному, так и к разным зависимым словам.

Как определить, где находится причастный оборот в простом или сложном предложении? Для этого рекомендуется воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Найти причастие.
  2. Определить с помощью вопроса, от какого слова оно зависит.
  3. Выявить все части речи, к которым от выбранного причастия можно задать вопросы.
  4. Выделить запятыми обособленный причастный оборот. Обозначить конструкцию вертикальными чертами.

Схемы предложений с причастными оборотами включают в себя не только стандартные элементы (скобки, знаки препинания и союзы), но и вертикальные черты, между которыми располагается волнистая линия,- в них обозначаются распространенные определения.

Простые и сложные предложения

Простые предложения обычно содержат только одно распространенное определение: Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил (Б. Полевой). Оставленная всеми Мавра Ильинична была в восхищении.

Однако бывают случаи, когда в их состав включается более одного подобного компонента. Они могут относиться к одному или разным определяемым словам.

Видавший всякие виды вездеход остановился на берегу реки, окутанной утренним туманом. По степи, густо заросшей травой и разукрашенной весенними цветами, лошади шли шагом.

Сложные предложения объединяют в своем составе несколько простых.

Объем таких синтаксических образований позволяет включать в них как одно, так и несколько распространенных определений.

Например: Девица, сконфуженная такой исключительной болезнью своего жениха, не могла особенно высказывать свою печаль и тревогу (М. Зощенко).

Возле дамы метался какой-то гражданин, сдирающий с себя летнее пальто и от волнения не справляющийся с рукавом, в котором застряла рука (М. Булгаков).

Сквозь щелки в ширмах он видел освещенную месяцем свою комнату и видел прямо висевший на стене портрет (Н. Гоголь). Луазо, стянувший в трактире колоду карт, засаленных за пять лет игры на плохо вытертых столах, затеял с женой партию в безик (Г. Мопассан).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector