Самые известные картины шагала
Содержание:
Творчество Шагала
Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала выступает его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Помимо художественного творчества Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.
Роспись плафона парижской Оперы Гарнье
Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, — Оперы Гарнье, был расписан Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из России, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.
Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 кг краски, а площадь холста занимала 220 м². Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 м.
Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:
- Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
- Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
- Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
- Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
- Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер
В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.
Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.
Дом Марка Шагала в Витебске, Белоруссия.
Детство и юность
Шагал Марк Захарович родился 24 июня (06 июля по новому стилю) 1887 г. в Витебске в Российской империи (территория современной Белоруссии). Имя при рождении – Мовша Хацкелевич.
Отец будущего художника, Хацкель Мордухович Шагал, был приказчиком. У Хацкеля и его жены Фейги-Иты Менделеевны, приходившимися друг другу двоюродными братом и сестрой, было 7 детей: 2 мальчика и 5 девочек. Мовша был старшим ребёнком в семье.
Родители Марка Шагала
Недалеко от Витебска, в местечке Лиозно, жили бабушка и дедушка Мовши по материнской линии, у которых он проводил много времени в детстве.
Как это принято в традиционной еврейской семье, мальчик изучал на дому священные книги (Тору и Талмуд) и древнееврейский язык. А в возрасте 11 лет ребёнка отдали в Витебское училище, где он учился до 1905 г. Затем Мовша поступил в местную художественную школу. Там его учителем стал живописец Юдель Пэн. Затем юноша решил отправиться в Петербург и продолжить обучение изобразительному искусству.
Краткая биография
- Приехав в Петербург, Шагал поступил в Рисовальную школу Н. К. Рериха, сразу на 3-й курс.
- В 1909 г. молодой художник поступил в частную художественную школу Елизаветы Николаевны Званцевой, где обучался у Льва Самойловича Бакста.
- В Петербурге витебские друзья Мовши познакомили его с другими молодыми людьми, увлекающимися искусством. Тогда он и познакомился со своей будущей женой – Беллой Розенфельд.
- В 1911 г. Шагал получил стипендию и отправился в Париж продолжать обучение. Там он встретился с современными художниками и поэтами. Одним из лучших друзей Марка (в этот период он стал называть себя этим именем) стал писатель Блез Сандрар.
- В 1912 г. художник переехал в парижский «Улей» – дом с мастерскими для художников.
- В октябре того же года Марк представил несколько своих работ на Парижском Осеннем салоне. В то время художник увлёкся кубизмом, поэтому выставленные картины были выполнены преимущественно в этой манере. Хотя уже тогда критики отметили, что полотна Шагала сильно отличаются от картин других художников-кубистов.
- В 1913 г. прошла первая выставка картин Шагала в академии французской художницы русской эмиграции Марии Васильевой.
- А осенью того же года художник принял участие в Берлинском Осеннем салоне, после чего вернулся в Россию.
- В 1914 г. Марк приехал на лето в родной Витебск к родственникам и Белле. Уехать снова в Европу, как он планировал, помешала война.
- Осенью 1915 г. Шагал поступил на службу в петроградский Военно-промышленный комитет.
- В 1916 г. стал членом Еврейского общества поощрения художеств.
- А в 1917 г. вернулся в Витебск, где после революции получил должность уполномоченного по делам искусств.
- В 1919 г. художник открыл в Витебске художественное училище.
- В следующем году Марк Шагал переезжает в Москву. Он начал работать в Московском Еврейском камерном театре, которым руководил Алексей Грановский. Художник принимал участие в создании костюмов и декораций.
- В 1921 г. Шагал поступил преподавателем в еврейскую трудовую школу-колонию для беспризорных детей в подмосковном посёлке Малаховка.
- В 1922 г. в литовском городе Каунас состоялась выставка работ Шагал. В Литву он отправился вместе с женой и дочерью. Оттуда они уехали в Германию.
- В 1923 г. известный торговец произведениями искусства и меценат Амбруаз Воллар прислал Шагалу с семьёй приглашение, после чего они переехали в Париж.
- В 1937 г. художник получил гражданство Франции.
- Летом 1941 г. по приглашению Нью-Йоркского музея современного искусства Шагалы на время войны переехали в Америку.
- В 1947 г. художник вернулся во Францию.
- В 1960 г. Марку Захаровичу вручили премию Эразма за значительный вклад в искусство.
- В 60-е гг. художник сосредоточился на монументальных видах искусства – мозаиках, шпалерах, витражах, скульптуре. Он украсил здание иерусалимского парламента мозаиками и шпалерами. Занимался оформлением израильских, европейских и американских храмов и синагог.
- В 1964 г. президент Франции заказал Шагалу роспись плафона в Гранд Опера в Париже.
- В 1966 г. художник поселился в собственном доме с мастерской недалеко от Ниццы.
- С 1962 по 1978 гг. работал над созданием гравюр к книгам.
- В 1973 г. Шагала пригласили в Советский союз, он посетил Москву и Ленинград, привёз и подарил музеям несколько своих картин. В родной город ехать не захотел.
- В 1977 г. художник во Франции был награждён Большим крестом Почётного легиона. И в том же году состоялось открытие его выставки в Лувре. Это был первый раз, когда в этом музее экспонировали работы ещё не умершего художника.
- 03.1985 г. Марк Захарович Шагал скончался, поднимаясь в лифте. Он дожил до 97 лет.
ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА
Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Над городом (1918)
Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.
Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.
Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.
8
Личная жизнь
В 1909 году в Витебске приятельница Шагала Тея Брахман познакомила его со своей подружкой Бертой Розенфельд. Он в первую же секунду знакомства понял, что эта девушка для него всё – его глаза, его душа. Он был уверен сразу же, что перед ним его жена. Он ласково называл её Беллой, она стала для него единственной и неповторимой музой. Со дня их знакомства тема любви заняла в творчестве Шагала главное место. Черты Беллы можно узнать почти во всех изображённых художником женщинах.
В 1915 году они поженились, а в следующем 1916 году на свет появилась их малышка Ида.
Белла была главной любовью в его жизни, после её смерти в 1944 году, он запрещал всем говорить о ней в прошедшем времени, как будто она куда-то вышла и сейчас вернётся.
Второй супругой Шагала стала Вирджиния Макнилл-Хаггард, она родила художнику сына Дэвида. Но в 1950 году они расстались.
В 1952 году Марк женился третий раз. Его супруга Вава – Валентина Бродская – владела в Лондоне салоном моды.
Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие
Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.
Среди самых известных картин Шагала – «Я и деревня», «Посвящение моей невесте», «Памяти Аполлинера», «Голгофа», «Вид Парижа из окна», «День рождения», «Над городом», «Синий домик», «Прогулка», «Одиночество», «Белое распятие», «Свадебные огни», «Исход», «Мосты через Сену», «Война»… Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах. В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…
Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация. Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.
Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье, а в 1966-м создал панно «Триумф музыки» и «Источники музыки» для нью-йоркской «Метрополитен-опера».
Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций. В 1940-50-х годах он вместе с Леоном Бакстом работал над постановками из легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, балетами «Алеко», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя»…
В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса», позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.
Талантливый живописец оставил след и в литературе: поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала «Моя жизнь».
Снова на родине
После успеха за границей художник отправился домой. Шло лето 1914 года. Встреча с родными и Беллой затянулась по причине начавшейся войны. Следующим летом сыграли свадьбу, а в 1916 году родилась Ида, любимая и единственная дочь и биограф своего отца. Последующие события в России развивались стремительно, ежегодно перенося художника на новые места. После революции, которая вначале воодушевила Шагала, он возглавил комиссариат по делам искусств в родной Витебской губернии, результатом стало открытие в городе в 1919 году художественного училища. В следующем году Марк уже в Москве, оформляет Еврейский камерный театр. В 1921 году художник преподаёт в еврейской школе-колонии для беспризорников. Авангард на первых ролях, и Шагал как будто счастлив. Но его всё чаще не понимают и обвиняют в том, что он не хочет меняться. В противовес слову «новатор» цепляют на Шагала обидное «староватор». Возводятся новые рамки и границы для искусства, Шагала эта ситуация душит.