Николай михайлович карамзин
Содержание:
Краткая биография
Николай Михайлович Карамзин — знаменитый русский литератор, историк, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, издатель. С его подачи словарный состав обогатился большим количеством новых слов-калек.
Известный литератор появился на свет 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1766 г. в усадьбе, находящейся в Симбирском уезде. Отец-дворянин позаботился о домашнем образовании сына, после чего Николай продолжил учиться сначала в симбирском дворянском пансионе, затем с 1778 г. — в пансионе профессора Шадена (г. Москва). На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.
Отец хотел, чтобы после пансиона Николай поступил на военную службу, — сын исполнил его желание, в 1781 г. оказавшись в петербургском гвардейском полку. Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще, в 1783 г. сделав перевод с немецкого. В 1784 г. после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Живя в Симбирске, вступил в масонскую ложу.
С 1785 г. биография Карамзина связана с Москвой. В этом городе он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», поселяется в принадлежащем ему доме, в дальнейшем сотрудничает с членами кружка в различных изданиях, в частности, принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.
На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с , , Ж. Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезду на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».
Повесть «Бедная Лиза» (1792) упрочила литературный авторитет Карамзина. Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма, и именно Н.М. Карамзин находился во главе течения; под влиянием его произведений писали В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, а также в начале творческого пути.
Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.).
В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе. Первые восемь томов увидели свет в феврале 1818 г. За месяц было продано три тысячи экземпляров — такие активные продажи не имели прецедента. Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-ый, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора.
Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом, лишившим писателя-историка последних жизненных сил. Третьего июня (22 мая по ст. ст.) 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге; похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.
Память
Именем писателя названы:
- Проезд Карамзина в Москве
- Улица Николая Карамзина в Калининграде
- В Ульяновске установлен памятник Н. М. Карамзину, памятный знак — в подмосковной усадьбе Остафьево.
- В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина
- Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, созданная в честь знаменитого земляка, открылась для читателей 18 апреля 1848 года.
- В 2020 году Дворцом книги — Ульяновской областной научной библиотекой при поддержке Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Ульяновского отделения Союза писателей России и литературного журнала «Симбирскъ» был организован открытый литературный конкурс «Тебе, наш добрый, чистый гений…», посвящённый 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина. На этот конкурс принимались стихи о Н. М. Карамзине и по мотивам его произведений.
- В 2020 году к 250-летию со дня рождения писателя Центральный Банк России выпустил серебряную памятную монету номиналом 2 рубля в серии «Выдающиеся личности России»: Писатель Н. М. Карамзин Серебряная памятная монета 2 рубля Центрального Банка России 2016 года
Семья
Екатерина Андреевна Карамзина, вторая жена
Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей:
- Первая жена (с апреля 1801 года) — Елизавета Ивановна Протасова (1767—1802), сестра А. И. Плещеевой и А. И. Протасова, отца А. А. Воейковой и М. А. Мойер. По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет знал и любил»
Софья Николаевна (5.03.1802—4.07.1856), с 1821 года фрейлина, близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова.
. Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу. Имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки. Некоторые исследователи считают, что именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы».
- Вторая жена (с 08.01.1804) — Екатерина Андреевна Колыванова (1780—1851), внебрачная дочь князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровная сестра поэта П. А. Вяземского.
- Наталья (30.10.1804—05.05.1810)
- Екатерина Николаевна (1806—1867), петербургская знакомая Пушкина; с 27 апреля 1828 года была замужем за отставным подполковником гвардии князем Петром Ивановичем Мещерским (1802—1876), женатым на ней вторым браком. Их сын писатель и публицист Владимир Мещерский (1839—1914)
- Андрей (20.10.1807—13.05.1813)
- Наталья (06.05.1812—06.10.1815)
- Андрей Николаевич (1814—1854), после окончания Дерптского университета, был вынужден по здоровью находиться за границей, позднее — отставной полковник. Был женат на Авроре Карловне Демидовой. От внебрачной связи с Евдокией Петровной Сушковой имел детей.
- Александр Николаевич (1815—1888), после окончания Дерптского университета служил в конной артиллерии, в молодости был великолепным танцором и весельчаком, был близок с семьей Пушкина в его последний год жизни. Женат на княжне Наталье Васильевне Оболенской (1827—1892), детей не было.
- Николай (03.08.1817—21.04.1833)
- Владимир Николаевич (5.06.1819 — 7.08.1879), член консультации при министре юстиции, сенатор, владелец имения Ивня. Отличался остроумием и находчивостью. Был женат на баронессе Александре Ильиничне Дука (1820—1871), дочери генерала И. М. Дука. Потомства не оставили.
- Елизавета Николаевна (1821—1891), с 1839 года фрейлина, замужем не была. Не имея состояния, жила на пенсию, которую получала как дочь Карамзина. После смерти матери проживала вместе со старшей сестрой Софьей, в семье сестры княгини Екатерины Мещерской. Отличалась умом и безграничной добротой, принимая все чужие горести и радости близко к сердцу. называл её «примером самоотвержения». В семье её ласково звали — Бабу.
Софья Николаевна, дочь
Екатерина Николаевна, дочь
Андрей Николаевич,сын
Владимир Николаевич,сын
Елизавета Николаевна, дочь
Реформа языка Карамзина[править]
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «промышленность») так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву
Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.
Первая смерть и расследование
В 1922 году Молли Маджиа уволилась с фабрики из-за болезни. Она не знала, что с ней не так, — всё началось с больного зуба. Стоматолог удалил его, но начал болеть следующий, пришлось удалить и его. На его месте возникли язвы, наполненные кровью и гноем.
Боли в руках и ногах были такими мучительными, что она не могла ходить. Врач, убежденный, что Молли мучает ревматизм, прописал ей аспирин.
Загадочная инфекция распространялась: она потеряла все зубы, ее нижняя челюсть, мочки ее ушей представляли собой «один сплошной абсцесс». Когда стоматолог аккуратно дотронулся до ее челюсти, она сломалась…
Она рассыпалась.
Девушки стали болеть одна за другой: они страдали от анемии, частых переломов и некроза челюсти — состояния, ныне известного как «радиевая челюсть». И в конце концов умирали.
Компания USRC отрицала любую связь между смертями девушек и радиевой краской. Тем более что официально смерть первой девушки наступила в результате сифилиса, как написали в заключении. Президент компании пришел в ярость, когда одно из расследований показало, что между радием и болезнью действительно есть связь. Вместо того чтобы признать вину, он подкупил ученых, чтобы те дали ложное заключение, и отказался выплачивать деньги девушкам на лечение.
Убийство Карамзина
Вяземский вспоминал, что когда в мае 1823 года Карамзин заболел нервической горячкой «государь всякий раз во время утренней прогулки по саду, приходил к Китайскому дому, в котором жил Карамзин. Боясь обеспокоить больного, он подходил к заднему крыльцу, спрашивал прислугу, и стоял в ожидании, пока выйдет к нему кто-либо из семейства рассказать, как больной провел ночь…»
Загадочная смерть императора в Таганроге, а вскоре и его супруги, не были, думается, загадкой для историографа, с которым перед отъездом на юг император общался наедине на протяжении четырех часов. Уход царя в иную жизнь, в иночество — абсолютно карамзинский сюжет. Карамзин не мог не поддержать желание царя уйти от мира, покаяться за вольное или невольное соучастие в отцеубийстве, и открыть тем новую, чистую главу в истории самодержавия.
Восстание декабристов сокрушило идеальный проект и все усилия Александра I и его историографа по нравственному обновлению самодержавия.
Это как если бы кто-то подошел к играющим в шахматы, опрокинул доску и стал ей бить по головам шахматистов.
Мастер-класс Николая Карамзина
Кровь, пролившаяся на Сенатской площади, была для Карамзина не просто дурным, а страшным предзнаменованием. Он понимал, что доброго, просвещенного и справедливого царствования в России уже не будет. 14 декабря Карамзин без шубы выбежал из дворца и провел на площади весь день до сумерек, до самой развязки. Пять или шесть камней упали у его ног. В полночь он с сыновьями еще раз ходил во городу, видел следы крови на снегу. Вскоре он заболел пневмонией, осложнения после которой оказались смертельными.
На Сенатской площади убили не только героя Отечественной войны графа Милорадовича. Убили Карамзина.
Возможно, самым страшным переживанием для Николая Михайловича было то, что все молодые офицеры, составившие заговор, были его внимательными читателями. Никита Муравьев, сын бесконечно любимого и почитаемого Карамзиным Михаила Никитича Муравьева, юноша гениальных дарований — он в армии читал «Историю…» по ночам при лунном свете и знал ее чуть не наизусть. В октябре 1826 года он напишет жене из каземата Петропавловской крепости: «Мой ангел, я готов ко всему, что свершится по воле Бога… Может быть, я ошибаюсь, но я верю, что не руководствовался никакой личной целью… Я прошу тебя взять Свод четырех Евангелистов, сочинения моего отца, всеобщую историю Сюгера, моего маленького Тацита и историю Карамзина…»
Орешек не сдался
Письма Карамзина после декабря 1825 года скупы на подробности. «Нелепой трагедией» он называет события на Сенатской, осуждает «безумных либералистов», но выражает надежду, что «истинных злодеев между ими не так много». О матери Никиты Муравьева пишет со скорбью и сопереживанием: «Екатерина Федоровна Муравьева раздирает сердце своею тоскою…»
Последние письма Карамзина пронизаны печалью. Из-за кулис исторической сцены вылезло чудище смуты, бессмысленного и беспощадного бунта.
«Но остался Бог, — пишет Карамзин своему старому другу Ивану Дмитриеву 22 марта 1826 года, — и моя вера к Нему та же: …смиряюсь в духе и не ропщу. Не могу говорить с живостью: задыхаюсь. Брожу по комнате; читаю много; имею часто сладкие минуты в душе: в ней бывает какая-то тишина неизъяснимая и несказанно приятная…»
Карамзин работал до последнего дня. «История государства Российского» оборвалась на фразе «Орешек не сдавался».
Парусник, назначенный Николаем I перевезти Карамзина по совету врачей к спасительному теплу солнечной Италии, так и остался на рейде.
Николай Михайлович скончался 22 мая 1826 года.
Строки друга…
«Читая в журналах статьи о смерти Карамзина, бешусь. Как они холодны, глупы и низки. Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти?»
(Александр Пушкин — Петру Вяземскому, 10 июля 1826 года).
… и недруга
«История его подлая и педантичная, а все прочие его сочинения жалкое детство…»
(Павел Катенин — И.Н. Бахтину, 9 января 1828 года)
Завещание
Карамзин — писатель
Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.
- «Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.
Сентиментализм
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2392 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.
Поэзия Карамзина
Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
-
- «Кто же милая твоя?»
- Я стыжусь; мне, право, больно
- Странность чувств моих открыть
- И предметом шуток быть.
- Сердце в выборе не вольно!..
- Что сказать? Она… она.
- Ах! нимало не важна
- И талантов за собою
- Не имеет никаких;
- …
-
- Странность любви, или бессонница ()
-
Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
-
-
-
- Один голос
-
- Страшно в могиле, хладной и тёмной!
- Ветры здесь воют, гробы трясутся,
- Белые кости стучат.
-
-
-
-
- Другой голос
-
-
-
- Тихо в могиле, мягкой, покойной.
- Ветры здесь веют; спящим прохладно;
- Травки, цветочки растут.
-
-
-
- Кладбище ()
-
-
Проза Карамзина
Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке
- «Евгений и Юлия», повесть ()
- «Письма русского путешественника» (-)
- «Бедная Лиза», повесть ()
- «Наталья, боярская дочь», повесть ()
- «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
- «Сиерра-Морена», повесть ()
- «Остров Борнгольм» ()
- «Юлия» ()
- «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
- «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
- «Чувствительный и холодный» ()
- «Рыцарь нашего времени» ()
- «Осень»
- Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
- «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.
Реформа языка Карамзина
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.
Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.
Карамзин-писатель[править]
Сентиментализмправить
Публикация Карамзиным романа «Записки русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» открыли в России эпоху сентиментализма.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие отечественной литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.
Поэзия Карамзинаправить
Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
-
- «Кто же милая твоя?»
- Я стыжусь; мне, право, больно
- Странность чувств моих открыть
- И предметом шуток быть.
- Сердце в выборе не вольно!..
- Что сказать? Она… она.
- Ах! нимало не важна
- И талантов за собою
- Не имеет никаких;
- …
-
- Странность любви, или бессонница ()
-
Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
-
-
-
- Один голос
-
- Страшно в могиле, хладной и темной!
- Ветры здесь воют, гробы трясутся,
- Белые кости стучат.
-
-
-
-
- Другой голос
-
-
-
- Тихо в могиле, мягкой, покойной.
- Ветры здесь веют; спящим прохладно;
- Травки, цветочки растут.
-
-
-
- Кладбище ()
-
-
ТОМЪ II.
Стр. |
|
ГЛАВА I. В. К. СВЯТОПОЛКЪ.Г. 1015—1019 |
|
1 |
|
ГЛАВА II. В. К. ЯРОСЛАВЪ ИЛИ ГЕОРГІЙ.Г. 1019—1054. |
|
9 |
|
ГЛАВА III. ПРАВДА РУССКАЯ ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ. |
|
25 |
|
ГЛАВА IV. В. К. ИЗЯСЛАВЪ, НАЗВАННЫЙ ВЪ КРЕЩЕНІИ ДИМИТРІЕМЪ.Г. 1054—1077. |
|
39 |
|
ГЛАВА V. В. К. ВСЕВОЛОДЪ.Г. 1078—1093. |
|
55 |
|
ГЛАВА VI. В. К. СВЯТОПОЛКЪ-МИХАИЛЪ.Г. 1093—1112. |
|
Стр. |
|
61 |
|
ГЛАВА VII. В. К. ВЛАДИМІРЪ МОНОМАХЪ.Г. 1113—1125. |
|
87 |
|
ГЛАВА VIII. В. К. МСТИСЛАВЪ.Г. 1125—1132. |
|
101 |
|
ГЛАВА IX. В. К. ЯРОПОЛКЪ.Г. 1132—1139. |
|
105 |
|
ГЛАВА X. В. К. ВСЕВОЛОДЪ ОЛЬГОВИЧЬ.Г. 1139—1146. |
|
113 |
|
ГЛАВА XI. В. К. ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧЬ. |
|
123 |
|
ГЛАВА XII. В. К. ИЗЯСЛАВЪ МСТИСЛАВИЧЬ.Г. 1146—1154. |
|
125 |
|
ГЛАВА XIII. В. К. РОСТИСЛАВЪ МСТИСЛАВИЧЬ.Г. 1154—1155. |
|
161 |
|
ГЛАВА XIV. В. К. ГЕОРГІЙ ИЛИ ЮРІЙ ВЛАДИМІРОВИЧЬ, ПРОЗВАНІЕМЪ ДОЛГОРУКІЙ.Г. 1155—1157. |
|
163 |
|
ГЛАВА XV. В. К. ИЗЯСЛАВЪ ДАВИДОВИЧЬ КІЕВСКІЙ, К. АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКІЙ, ПРОЗВАННЫЙ БОГОЛЮБСКИМЪ.Г. 1157—1159. |
|
167 |
Стр. |
|
ГЛАВА XVI. В. К. РОСТИСЛАВЪ-МИХАИЛЪ ВТОРИЧНО ВЪ КІЕВѢ. АНДРЕЙ ВЪ ВЛАДИМІРѢ СУЗДАЛЬСКОМЪ.Г. 1159—1167. |
|
173 |
|
ГЛАВА XVII. В. К. МСТИСЛАВЪ ИЗЯСЛАВИЧЬ КІЕВСКІЙ, АНДРЕЙ СУЗДАЛЬСКІЙ ИЛИ ВЛАДИМІРСКІЙ.Г. 1167—1169. |
|
185 |
Рука об руку
Бывшие работницы фабрики объединились, чтобы противостоять несправедливости. К тому же фабрика по-прежнему нанимала людей. «Я делаю это не для себя, — говорила Грейс Фрайер, пытающаяся добиться справедливости, — я думаю о сотнях девушек, для которых могу послужить примером».
Грейс нашла адвоката, хотя и не без труда: мало кто из правозащитников хотел противостоять огромным корпорациям. Ужас еще в том, что в это время даже сама болезнь не была известна.
В 1927 за дело взялся молодой амбициозный адвокат Рэймонд Берри, Грейс и четыре другие девушки оказались в центре международного скандала. Меж тем им по прогнозам оставалось жить лишь 4 месяца… Осенью 1928 года стороны достигли соглашения, не доводя дела до полноценного разбирательства судом присяжных.
Мировое соглашение предусматривало единовременную выплату каждой из «радиевых девушек» 10 000 долларов (137 000 долларов в ценах 2014 года) и установление ежегодной пенсии 600 долларов (8200 долларов в ценах 2014 года) до конца их жизни, а также оплату за счёт компании всех правовых и медицинских расходов, связанных с полученной болезнью.
Глава фабрики заявил, что, «если бы они знали об опасности, которой подвергались их работницы, они сразу же приостановили бы работу».
Те девушки, кто не умер от проблем с челюстью, погибали от саркомы размером с «два футбольных мяча». Кэтрин Вульф, умирая в 1938 году, дала показания прямо в постели — благодаря ей многим другим девушкам были выплачены деньги.