Анализ и жанр произведения пушкина «капитанская дочка»
Содержание:
Маша Миронова
Маша Миронова в «Капитанской дочке» — главный женский персонаж. Пушкин описывает ее как 18-летнюю девушку со светло-русыми волосами, румяную и круглолицую. Она дочь коменданта Белогорской крепости, куда приезжает служить Гринев.
Поначалу она кажется слабой и бесхарактерной, но ее истинное лицо проявляется, когда Маша отправляется в столицу, к императрице, просить о сохранении жизни Гринева. Князь Вяземский, давая анализ «Капитанской дочке», отмечает, что образ этой героини — своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной.
А вот Чайковский считал ее не очень интересным персонажем, но при этом честной и доброй девушкой. Марина Цветаева выражается еще резче о Маше Мироновой в «Капитанской дочке» — «пустое место всякой первой любви».
Краткий анализ
Год написания
– 1883 – 1836 гг.
История создания
– Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.
Тема
– Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.
Композиция
– Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.
Жанр
– До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.
Направление
– Реализм и романтизм.
Работа над книгой
«Капитанская дочка» принадлежит к числу произведений, которыми русские писатели 1830-х откликнулись на успех переводных романов Вальтера Скотта. Пушкин планировал написать исторический роман ещё в 1820-е годы (см. «Арап Петра Великого»). Первым из исторических романов на русскую тему увидел свет «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина (1829). Встреча Гринёва с вожатым, по мнению пушкиноведов, восходит к аналогичной сцене в романе Загоскина.
Замысел повести о пугачёвской эпохе вызрел во время работы Пушкина над исторической хроникой — «Историей Пугачёвского бунта». В поисках материалов для своего труда Пушкин ездил на Южный Урал, где беседовал с очевидцами грозных событий 1770-х годов. По словам П. В. Анненкова, «сжатое и только по наружности сухое изложение, принятое им в „Истории“, нашло как будто дополнение в образцовом его романе, имеющем теплоту и прелесть исторических записок», в романе, «который представлял другую сторону предмета — сторону нравов и обычаев эпохи».
Летом 1832 года Пушкин намеревался сделать героем романа офицера, перешедшего на сторону Пугачёва, — Михаила Шванвича (1749—1802), объединив его с отцом, который был изгнан из лейб-кампании после того, как разрубил палашом в трактирной ссоре щёку Алексея Орлова. Вероятно, замысел произведения о дворянине, подавшемся из-за личной обиды в разбойники, воплотился в итоге в роман «Дубровский», действие которого было перенесено в современную эпоху.
Екатерина II на гравюре Н. Уткина
Позднее Пушкин придал повествованию форму мемуаров, а рассказчиком и главным героем сделал дворянина, сохранившего верность долгу, несмотря на соблазн перейти на сторону бунтовщиков. Историческая фигура Шванвича, таким образом, расщепилась на образы Гринёва и его антагониста — «откровенно условного» злодея Швабрина.
Сцена встречи Маши с императрицей в Царском Селе была, очевидно, подсказана историческим анекдотом о милости Иосифа II к «дочери одного капитана». Нестандартный, «домашний» образ Екатерины, нарисованный в повести, основан на гравюре Н. Уткина с известного портрета Боровиковского (исполненного, впрочем, гораздо позже событий, изображённых в повести).
XIII. Арест
Влюбленные остановились в городке, где стоял отряд гусаров. Его возглавлял Зурин. Он советует Петру присоединиться к его отряду и послужить императрице, а Машу отправить в деревню к родителям. Герой так и поступает.
Войска теснили разбойников и приводили в повиновение деревни. Князь Голицын разбил войска Пугачева, но самого Емельяна не поймал. Вскоре Иван Михельсон окончательно ликвидировал шайки восставших, шли приготовления к казни главаря. Петр собирается в отпуск к родителям. Внезапно Зуров сообщает о приказе арестовать его и направить в Казань по делу Пугачева.
Фото: Википедия: UGC
I. Сержант гвардии
Повествование организовано как заметки непосредственного участника событий Петра Гринева и начинается с рассказа о его происхождении.
Петр родился в Симбирской деревне. Здесь его отец Андрей Петрович Гринев — отставной премьер-майор — женился на дочери обедневшего дворянина — Авдотье Васильевне Ю. У супругов было девятеро детей, из которых выжил только младший сын. Петра еще до его рождения отец записал в Семеновский полк. Ему суждено было стать гвардейским сержантом.
Герой детально описывает процесс своего воспитания. Таким образом автор представляет обобщенную картину образования, которое давалось российским дворянским детям. Его первый наставник — стременной Савельич — вел трезвый образ жизни, поэтому стал дядькой для будущего сержанта Гринева. Благодаря ему Петр освоил русскую грамоту и научился «здраво размышлять о свойствах борзого кобеля».
Вторым воспитателем стал гувернер — месье Бопре, которого выписали из Москвы. Бывший парикмахер, потом — солдат прусской армии, он не знал русского языка. Бопре отличался добротой, но был слаб в отношении прекрасного пола и злоупотреблял вином. Вместо того чтобы учить Петра французскому и немецкому языкам, месье выучил благодаря воспитаннику русский язык и свел с ума дворовых девок — Парашку и Авдотью. За это и был выгнан из семьи.
Петр Гринев семнадцатилетним попал на военную службу. Вместо веселой петербургской жизни, о которой мечтал молодой человек, ему предстояло служить в Оренбургском округе. По дороге он делает остановку в Симбирске, где знакомится с ротмистром Иваном Зуриным. Первый офицерский опыт оказался для Петра горьким: Зурин научил его пить вино и выиграл у юноши на бильярде сто рублей.
Сюжет
(Пугачев и Гринев. Иллюстрация П.Л. Бунина, 1960)
Пётр Гринёв, сын дворянина средней руки, к 16 годам отец решил отправить его служить, но не в привилегированный петербургский гвардейский полк, а в обычный армейский, на Урал, на границу с казахами. Вместе с верным дядькой Пётр прибывает в Оренбург и служит в «крепости» — на самом деле, маленькой деревушке, где служат с полсотни старых инвалидов.
Пётр влюбляется в дочь капитана крепости, Машу Миронову, бедную дворянку, и конфликтует из-за неё с молодым офицером Швабриным, которого в беднейшую крепость сослали за убийство на дуэли. Между офицерами также вспыхивает дуэль, на которой Швабрин ранит Гринёва. Петруша пишет письмо домой, прося благословения на брак с Машей, но ему отказывают – отец узнал про дуэль, причем от Швабрина. Маша отказывается выходить замуж без благословения.
Неожиданно на крепость надвигаются народные войска под предводительством Пугачёва. Мятежники берут крепости и посильнее белгородской и казнят офицеров. Семья капитана решает вывезти женщин в Оренбург, но они не успевают – мать Маши казнят, её саму успевает укрыть у себя знакомая старушка. Пугачёв едва не казнит и Гринёва, но узнаёт в нём «доброго барина»: ещё по пути в крепость Гринёв с дядькой заблудились в буране, Пугачёв спас их, а Петруша за это подарил ему теплый заячий тулуп.
Разгорается русский бунт, «бессмысленный и беспощадный». Помещиков и офицеров казнят, офицеров и казаков призывают вступить в пугачёвское войско. Пётр уезжает в Оренбург и воюет против Пугачёва, Машу отыскал Швабрин и хочет насильно на ней жениться. Спасти Машу Пётру удается с помощью Пугачёва – для бунтовщика действуют понятия чести! Но само общение с Пугачёвым Петру выходит боком – по доносу Швабрина его арестовывают уже свои, правительственные, войска, и его ссылают в Сибирь. Тогда Маша делает то, на что не способны оказались родители Петра – она едет в Царское Село к Екатерине II, находит императрицу и вымаливает прощение своему жениху. Императрица оказывается мудрой и справедливой, так что Гринёв и Маша женятся и живут счастливо.
Уж замуж невтерпеж
Название книги на английский язык дословно было переведено: “Мария: история русской любви”. Главная героиня Маша кажется сперва робкой и неуверенной, но по ходу повести являет себя настоящей русской женщиной. Нежность и чувствительность Маши, которые вполне приличны для девушки, лишь на первый взгляд кажутся робостью. Это все больше обходительность и мягкость поведения, главное — у капитанской дочки есть твердый стержень.
Она отказалась выходить замуж без благословения Гринева-старшего
Это — высокий показатель нравственности и бесхитростное, скорее по вере, чем на опыте, понимание важной истины человеческого бытия: все имеет последствия. Каждое решение, шаг, поступок, некоторые считают, что даже мысль, имеют продолжение в будущем
«Счастья не будет в таком браке», говорит она жениху и расстается с ним.
Эпиграф романа
Исследователи творчества Пушкина всегда придают большое значение эпиграфу в «Капитанской дочке». Им становится знаменитая русская пословица «Береги честь смолоду».
Она очень точно отражает то, что происходит с Петром Гриневым. Для этого героя события складываются таким образом, что он вынужден сделать один из самых тяжелых выборов в своей жизни. Поступить как честный человек или, испугавшись смертельной опасности и вероятного наказания после этого, предать самых близких людей и свои идеалы, в которые он верил все эти годы.
В эпиграфе автор задается своеобразным вопросом о том, сможет ли его герой сохранить свою честь. В результате все так и происходит.
Вспоминая о героях «Капитанской дочки», нужно упомянуть об отце Петра, который наставляет сына перед отъездом в армию. Он призывает его верно служить тому, кому присягнул, слушаться начальство, не гоняться за одобрением без причины, не напрашиваться на службу, но и не отлынивать от нее, а также помнить пословицу «береги платье снову, а честь — смолоду». Так отец формулирует для Петра основные ценности, указывая на то, что должно быть самым важным в этой жизни.
При этом стоит отметить, что не только воспитание, но и ключевые черты характера помогают Гриневу выполнить отцовский наказ. Он всегда искренен и прямо говорит людям, что о них думает. Спасает Машу Миронову от Швабрина, выручает своего слугу Савельича из рук приспешников Пугачева. При этом остается верен слову и присяге, которые дал императрице. Эта принципиальность и покоряет Пугачева. Из-за нее тот сначала оставляет Петру жизнь, а затем помогает уехать вместе с возлюбленной.
Особенно ярко проявляются честность и верность присяги Гринева на фоне Швабрина. Последний — образованный и красноречивый офицер, но он думает и заботится только о себе. Оставаясь при этом абсолютно равнодушным к окружающим. Ради спасения своей жизни он с легкостью отрекается от присяги и переходит на сторону противника. Такие разные герои в «Капитанской дочке».
Личность Гринева складывается из искренности и чувства долга. Он в точности старается следовать пословице, которой напутствовал его отец и которая вынесена в эпиграф романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Причем мы можем наблюдать за вполне реалистичным героем, который временами боится, сомневается в правильности своих решений, но все-таки не отказывается от своих убеждений, совершая поистине героические поступки ради любимых и близких ему людей
Для Гринева чрезвычайно важно помимо долга и службы всегда оставаться человеком с добрым и любящим сердцем, который не может терпеть несправедливость. Причем в окружающих он старается видеть только хорошее
Даже в Пугачеве в первую очередь выделяет его ум, великодушие и отвагу, то, что он старается выступать защитником бедных и обездоленных.
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» образ Петра Гринева дан в развитии. Каждый эпизод романа дает ему возможность проявить себя с той или иной стороны.
Нападение Пугачева
В крепость приходит сообщение о том, что Пугачев со своей «бандой» разгромил огромное количество деревень. Была необходима помощь крепости для того, чтобы сохранить уцелевшие деревни. Со дня на день все жители крепости ожидали нападения.
Нападение на крепость все-таки произошло. При первых же нападках деревня была полностью захвачена. Жители крепости встречают вражеских людей хлебом и солью, надеясь, что «пугачевцы» помилуют их. Но враги забирают в плен всех мужчин, среди которых и сам Гринев. Пленников ведут на площадь для того, чтобы они присягнули Пугачеву. Многие погибают. Смерть ждет и Гринева, но Пугачев милует его. Петр узнает во враге того самого вожатого, которому отдал заячий тулуп.
Вечером Пугачев приглашает Петра на ужин и предлагает ему присягнуть взамен на свободу. На предложение Гринев отвечает тем, что присягу он давать не будет, но если Пугачев его отпустит – он будет очень ему благодарен. Пугачев удивлен смелостью Гринева и отпускает его в знак уважения.
Герой отправляется в Оренбург за помощью для Маши, которая осталась в деревне и очень сильно болеет. Кроме того, комендантом в крепости был назначен Швабрин, который дал присягу Пугачеву.
Гриневу не удается нигде найти помощь. Ему приходит письмо, из которого он узнает, что Швабрин уговаривает Машу выйти за него замуж. Снова Пугачев и Гринев случайно встречаются. Гринев рассказывает бунтовщику о своей беде, и Пугачев помогает ему освободить Машу. Гринев и Пугачев расстаются друзьями.
Военные действия заканчиваются арестом Гринева. Его обвиняют в измене. Его оговаривают, и выносят приговор отправить Петра пожизненно в сибирское поселение.
Перед отъездом Петр отправляет Машу к своим родителям в качестве своей невесты. Именно она спасает Гринева от ссылки: она едет к российской императрице просить прощения и милосердия. Императрица помогает Маше так же, как Пугачев когда-то помог Гриневу.
Главные герои
В романе можно выделить нескольких главных героев. Среди них:
Петр Гринев
Петр Гринев, которому на момент повествования только исполнилось 17 лет. По мнению литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, этот персонаж нужен был для беспристрастной оценки поведения другого персонажа – Емельяна Пугачева.
Подробнее: Петр Гринев: характеристика и образ героя
Алексей Швабрин
Алексей Швабрин – молодой офицер, служащий в крепости. Вольнодумец, умен и образован (в повести упоминается, что он знает французский и разбирается в литературе).
Литературовед Дмитрий Мирский назвал Швабрина «чисто романтическим негодяем» из-за его измены присяге и перехода на сторону повстанцев. Однако поскольку образ прописан неглубоко, сказать о причинах, которые побудили его на такой поступок, сложно. Очевидно, что симпатии Пушкина не были на стороне Швабрина.
Подробнее: Алексей Швабрин: характеристика и образ героя
Мария Миронова
На момент повествования Марии только исполнилось 18 лет. Настоящая русская красавица, при этом простая и милая. Способная на поступок – чтобы спасти любимого, едет в столицу встречаться с императрицей. По мнению Вяземского, она украшает роман так же, как Татьяна Ларина украсила «Евгения Онегина». А вот Чайковский, который в свое время хотел поставить оперу по этому произведению, сетовал, что в ней недостаточно характера, а есть только доброта и честность. Того же мнения придерживалась и Марина Цветаева.
Подробнее: Мария Миронова: характеристика и образ героя
Архип Савельич
С пяти лет приставлен к Гриневу в качестве дядьки, российского аналога гувернера. Единственный, кто общается с 17-летним офицером как с малым ребенком. Пушкин называет его «верным холопом», однако Савельич позволяет себе высказывать неудобные мысли как барину, так и своему подопечному.
Подробнее: Архип Савельич: характеристика и образ героя
Емельян Пугачев
Пугачев – по мнению многих критиков, самая яркая за счет своего колорита главная фигура в произведении. Марина Цветаева в свое время утверждала, что Пугачев заслоняет собой бесцветного и блеклого Гринева. У Пушкина Пугачев выглядит этаким очаровательным злодеем.
Подробнее: Емельян Пугачев: характеристика и образ героя
Пугачев
Школьники составляют свой отзыв о “Капитанской дочке” в 8 классе. Ученики чаще всего не допускают ошибок в оценке персонажей, даже спорных. Романтика и влюбленного героя Гринева и подлость Швабрина определить легко. А какой складывается отзыв по “Капитанской дочке” о персонаже Пугачева у подростков?
На жизненный опыт и хорошее знание истории им полагаться рано. Пугачев -удивительный персонаж, который вобрал в себя всю противоречивость знаменитой русской души, того, что традиционно в это понятие вкладывается — широта натуры, щедрость, смелость, жажда справедливости (последняя имеет субъективную трактовку). Но если убеждения есть, следовать им русский человек будет и под страхом смерти. В чем противоречие? В том, что он — жестокий убийца и обманщик.
Глава X – Осада города
После того как Пётр наконец-то прибыл в Оренбург, он рассказал на специальном военном собрании о том, как обстоят дела в армии Пугачёва и Белгородской крепости, и призвал немедленно направить войска для разгона бунтовщиков, но его мнение не поддержали. Решено было во благо безопасности жителей города выдержать осаду, отражая вылазки противника, однако город к ней совершенно не был подготовлен. Цены сразу поднялись до максимального уровня, продуктов на всех не хватало, в Оренбурге назревал голод.
Пётр Андреевич неоднократно совершал за это время вылазки к врагам, перестреливаясь с Пугачёвскими помощниками, однако преимущество практически всегда было на их стороне, так как ни лошади, ни люди не испытывали нехватки пищи. В одну из таких вылазок Пётр догнал отставшего казака и уже хотел зарубить его, как узнал в нём урядника, приведшего ему коня и тулуп, когда они с Савельичем уезжали из Белгородской крепости. Тот же в свою очередь передал ему письмо от Марьи Ивановны, в котором говорилось, что Швабрин принуждает её выйти замуж и, если она откажется, направит её прямиком к Пугачёву. Она попросила у него 3 дня на раздумья и умоляла Петра Андреевича приложить все силы для её спасения, так как кроме него у неё больше нет близких людей. Молодой человек немедленно отправился к губернатору Оренбурга, которому поведал о положении дел и попросил дать ему солдат, обещая освободить с ними Белгородскую крепость и Марию Ивановну, однако губернатор ему отказал.
Глава VI – Пугачёвщина
Политическое и военное положение в Оренбургской губернии было весьма нестабильным. После того как Иван Кузьмич получил государственное письмо, в котором сообщалось о побеге донского казака Пугачёва, караулы в крепости ужесточились. Среди казаков начали расползаться слухи, которые могли побудить их к бунту. Именно поэтому Иван Кузьмич начал подсылать к ним разведчиков, сообщавших ему о настроениях в их рядах.
Через совсем небольшой промежуток времени войско Пугачёва начало набирать силу, он даже написал Ивану Кузьмичу послание, в котором сообщал, что скоро придёт захватывать его крепость и предлагает всем желающим перейти на его сторону. Волнения усилило ещё и то, что соседняя Нижнеозёрская крепость была взята Пугачёвым, а все коменданты, не покорившиеся ему, были повешены.
После этого сообщения Иван Кузьмич настоял на том, чтобы Мария была отправлена к своей крестной матери в Оренбург под защиту каменных стен и пушек, пока оставшиеся люди будут оборонять крепость. Девушка, узнавшая о решении отца, была крайне расстроена, и Пётр, видевший это, вернулся после того, как все разошлись, проститься с возлюбленной, пообещав никогда её не забывать.
Сюжет романа
Чтобы сделать подробный анализ «Капитанской дочки», нужно хорошо знать сюжет этого произведения. Произведение написано в форме воспоминаний престарелого помещика Петра Гринева о бурных событиях его молодости.
Он рассказывает, как в 16 лет отец отправил его служить в армию.
По пути к месту службы он случайно встречается с Емельяном Пугачевым, который тогда был беглым казаком, только подумывавшим о масштабном восстании. Они встречаются во время бурана, Пугачев соглашается проводить Гринева вместе с его престарелым слугой к постоялому двору, чтобы не погибнуть в стихии. В знак признательности Гринев отдает ему свой тулуп.
На службу главный герой пребывает в Белогорскую крепость. Практически сразу он влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Его сослуживец Швабрин тоже неравнодушен к девушке и вызывает Петра на дуэль. Во время схватки тот получает ранение. О происшествии узнает его отец и отказывается благословить этот брак.
Новые жизненные интересы
Служба совсем не тяготила Петра. В свободное время он много читал, занимался переводами и даже пробовал свои силы в написании собственных произведений.
В это же время Гринев начинает общаться с местным поручиком – Швабриным. Швабрин был единственным человеком во всей крепости, кто был близок Гриневу по интересам и уровню образования. Но очень скоро между приятелями возникает ссора: Петр показывает одно из своих стихотворений Швабрину, которое было посвящено Маше Мироновой, дочери коменданта крепости. Стихотворение сразу подвергается жестокой критике со стороны поручика, который считает Машу не такой «чистой», намекая на ее «нравы и обычаи».
Уже позже, из разговора с Марией, Гринев узнает, что девушка измучена выходками поручика: он неоднократно пытался за ней ухаживать, а его ухаживания Маша всякий раз отвергала. Швабрин из-за такого отношения к себе стал говорить о Марии крайне неприятные вещи, несмотря на то, что продолжал свои попытки добиться сердца девушки. Из этого разговора Гринев узнает, что Маше очень противен Гринев. Именно тогда Петр принимает решение о том, что единственный выход из этой ситуации — это дуэль со Швабриным. В результате дуэль состоялась, а Петр Гринев был серьезно ранен.
Тема
Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы
«Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.
Дело в том, что смысл названия
«Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.
Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.
Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.
Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.
Адаптации
Повесть многократно экранизировалась, в том числе за рубежом:
- 1928 — Гвардии сержант («Капитанская дочка»), реж. Юрий Тарич (СССР).
- 1934 — Волга в огне (фр.)русск., реж. Вячеслав Туржанский (Франция, Чехословакия).
- 1947 — Капитанская дочка, реж. Марио Камерини (Италия).
- 1958 — Буря (итал.)русск., реж. Альберто Латтуада.
- 1958 — Капитанская дочка, фильм Владимира Каплуновского (СССР).
- 1976 — Капитанская дочка, телеспектакль Павла Резникова (СССР).
- 2000 — Русский бунт, реж. Александр Прошкин.
- 2005 — Капитанская дочка, анимационный фильм Екатерины Михайловой.
Оперы на сюжет «Капитанской дочки» сочинили Цезарь Кюи (1909), Сигизмунд Кац (1941), Дмитрий Толстой (1976) и Михаил Коллонтай (1995—1998). В 2003 году состоялась премьера балета «Капитанская дочка», музыку к которому написал Тихон Хренников.
Петр Гринев
Один из главных персонажей «Капитанской дочки» — Гринев. Во время описываемых событий ему всего 17 лет. Он — недоросль, который практически с рождения был записан в состав гвардии Семеновского полка. В то время так поступали с юношами практически во всех дворянских семьях. Поэтому, когда они достигали зрелого возраста, отправлялись в армию уже в офицерских чинах.
Гринев появляется перед читателем в звании прапорщика. Это главный герой, от лица которого и ведется повествование. При этом упоминается, что к тому времени страной уже правит Александр I. Рассказ регулярно прерывается старомодными сентенциями.
Поступок Гринева в «Капитанской дочке», когда он отправляется из Оренбурга в крепость, захваченную Пугачевым, обсуждается до сих пор. Русский офицер, оказавшись перед выбором — между долгом и чувством, выбирает последнее. Он фактически дезертирует, оставив свое место службы, получает помощь от предводителя повстанцев. Все это ради любви к девушке.
Сам автор, очевидно, одобряет этот выбор, так как в его произведении императрица, узнав о деталях произошедшего, милует офицера.
Примечательно, что в первоначальном варианте содержалась информация о том, что Гринев умер в 1817 году, но потом Пушкин избавился от этого факта. Белинский характеризует характер Гринева как бесчувственный и ничтожный. Известный критик считает, что он был нужен Пушкину только как беспристрастный свидетель поступков Пугачева.
Действующие лица
Маша и Гринёв. Рисунок П. П. Соколова.
- Пётр Андреевич Гринёв, 17-летний недоросль, ещё будучи в утробе матери записанный в гвардии Семёновский полк; во время описываемых в повести событий — прапорщик. Как раз он и ведёт повествование для своих потомков в правление Александра I, пересыпая рассказ старомодными сентенциями. В черновой версии содержалось указание, что Гринёв умер в 1817 году. По оценке Белинского, это «ничтожный, бесчувственный характер», который нужен автору как относительно беспристрастный свидетель поступков Пугачёва. Однако по мнению Ю. М. Лотмана в Петре Андреевиче Гринёве «есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен».
- Колоритная фигура Емельяна Пугачёва, в котором М. Цветаева видела «единственное действующее лицо» повести, несколько заслоняет собой Гринёва. П. И. Чайковский долгое время вынашивал замысел оперы по «Капитанской дочке», но отказался от него из-за опасений, что цензура «затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачёвым», ибо тот выведен у Пушкина «в сущности удивительно симпатичным злодеем».
- Алексей Иванович Швабрин, антагонист Гринёва, — «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым» и волосами, которые «черны как смоль». Ко времени появления Гринёва в крепости уже пять лет как был переведён из гвардии за дуэль. Слывёт вольнодумцем, знает французский, разбирается в литературе, но в решающий момент изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. В сущности, чисто романтический негодяй (по замечанию Мирского, это вообще «единственный у Пушкина негодяй»).
- Марья Ивановна Миронова, «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»; дочь коменданта крепости, давшая название всей повести. «Одевалась просто и мило». Чтобы спасти возлюбленного, едет в столицу и бросается в ноги царице. По замечанию князя Вяземского, образ Маши ложится на повесть «отрадным и светлым оттенком» — как своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной. В то же время Чайковский сетует: «Мария Ивановна недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего». «Пустое место всякой первой любви», — вторит ему Марина Цветаева.
- Архип Савельич, стремянной Гринёвых, с пяти лет приставленный к Петру в качестве дядьки. Обращается с 17-летним офицером как с малолетним, помня наказ «смотреть за дитятей». «Верный холоп», но лишённый холопства нравственного — прямо выражающий неудобные мысли в лицо и барину, и Пугачёву. Образ самоотверженного слуги принято относить к наиболее удачным в повести. В его наивных хлопотах о заячьем тулупе заметны следы типажа комического слуги, характерного для литературы классицизма.
- Капитан Иван Кузьмич Миронов, комендант Белогорской крепости, бодрый старик высокого роста. Выходец из солдатских детей, не получивший никакого образования. За сорок лет службы приобрёл репутацию хорошего офицера. Дома носит колпак и китайчатый халат. Во всём почти подчиняется воле умной и проницательной супруги. По замечанию Цветаевой, «тип почти комический, если бы не пришлось ему на наших глазах с честью умереть». Ю. Айхенвальд отмечает духовное родство капитана Миронова со штабс-капитаном Максимом Максимычем у Лермонтова и капитаном Тушиным у Толстого: он «лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты», который вырастает у Пушкина «из будней, из скромного и неэффектного материала».
- Василиса Егоровна Миронова, супруга коменданта, «старушка в телогрейке и с платком на голове», владелица единственной крепостной девки Палашки. Имеет репутацию «прехраброй дамы». «На дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Предпочла погибнуть рядом с мужем отъезду в безопасный губернский город. По оценке Вяземского, этот образ супружеской верности «удачно и верно схвачен кистью мастера».