Герб москвы

Что изображено на гербе РФ

Каждый объект и прорисованная деталь являются неотъемлемой частью общей концепции, олицетворяющей единство независимого государства, его исторически сформированные ценности, приверженность традициям и сохранение самобытности. Фоновой основой является геральдический щит с чётко очерченными верхними и закруглёнными нижними краями, внизу по центру — заострённый пик.

Многоцветный без геральдического щита

Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями. Каждая голова венчается короной, сверху по центру — корона большего размера, соединённая с двумя малыми — лентой. В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл.

Интересно: за счёт особенностей верхнего окончания скипетра герб России можно обоснованно называть настоящим фракталом. Древнейший символ власти венчает вновь двуглавый орёл, идентичный по внешнему виду тому, что в более крупном размере изображен на щите. Интересная особенность, отображающая ярко выраженное подобное множество, возвела герб РФ в статус самого фрактального во всём мире.

На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона. Поверженное мифическое чудовище лежит на спине под копытами коня.

Районы Арбат, Хамовники, Тверской и Останкинский. Один символ — несколько музеев

Многие районы Москвы известны не одним, а несколькими музеями. Чтобы объединить их все в пространстве гербового щита, художники используют универсальные символы.

Арбат, один из старейших районов столицы, стал домом для многих русских поэтов, писателей, художников. В разное время здесь жили Александр Пушкин и Марина Цветаева, Александр Скрябин и Андрей Белый. Сегодня их бывшие места жительства являются известными московскими музеями — о них напоминают перо и кисть, расположенные в нижней части герба района.

Перо в качестве универсального символа использовали и создатели эмблемы района Хамовники, но вместо кисти к нему прилагается свиток, олицетворяющий знания и ученость. Эти элементы находятся на гербе неслучайно — в районе тоже много культурных учреждений. Среди них Московский музей современного искусства. «Мультимедиа-арт-музей», Государственный музей А.С. Пушкина, Галерея Ильи Глазунова и другие.

Музеи и театры Тверского района объединяет другой символ искусства — венок, обрамляющий пламя, которое символизирует знание и просвещение. В этом районе расположены Музей М.А. Булгакова, Музей истории ГУЛАГа, Музей археологии Москвы и Старый Английский Двор.

Откуда звезды и комета на гербе Останкина, догадаться несложно: на территории этого района множество улиц с космическими названиями — улица Академика Королева, аллея Героев Космоса, улица Цандера, Звездный бульвар. Здесь работают музеи, рассказывающие своим посетителям историю покорения безвоздушного пространства, — Музей космонавтики и Дом-музей Сергея Павловича Королева.

Академический район. С эмблемы музея на герб района

Герб Академического района украшает серебряная раковина, перекочевавшая с эмблемы Дарвиновского музея — крупнейшего зоологического музея столицы. Изображение построено по принципу золотого сечения — по задумке художника, идеальная спираль символизирует непрестанное развитие Вселенной и эволюцию.

Сотрудники музея рассказывают, что есть две версии, какой именно моллюск нарисован на логотипе. По одной из них, это аммонит — головоногое, существовавшее с девонского по меловой периоды (419–65 миллионов лет назад). Он обитал и на современной территории Москвы — ископаемые останки находили даже на месте строительства Дарвиновского музея. По второй версии, это представитель современного вида гвилдфордия йока. Его раковина имеет несколько длинных отростков, напоминающих солнечные лучи, которые позволяют ему защищаться от хищников и легче держаться на песке.

Появление герба

Хроника появления праотца современной эмблемы Москвы ссылается на далекое четырнадцатое столетие (времена Ивана II). В те времена впервые появляется изображение герба с пешим змееборцем. Во времена Ивана III на эмблеме появилась фигура всадника, убивающая дракона (змея).

Московское правительство утвердило эмблему города в далёком 1993 году. На ней изображён Георгий Каппадокийский с золотым копьём в руках, восседающий на скакуне. Герой облачён в серебряную амуницию. Фон герба неспроста выбран тёмно-красного цвета, что означает почтение памяти воинов, погибших на поле битвы. Георгий Победоносец золотым копьём убивает чёрного дракона, символизирующего зло).

Геройский символ на гербе

В качестве точки отсчета, когда всадник, который сражается со Змием, закрепился на гербе Московского княжества и «всея Руси», можно считать период правления Ивана III. Но, как это ни странно, почему-то никто не называл тогда «московского ездца» святым Георгием. Более того, даже на государственных печатях он размещался на груди двуглавого орла. Но уже тогда описание герба Москвы делали многие летописцы. Картинка символизировала, что любой враг Руси будет повержен.

Только Петр I специальным документом примерно во втором десятилетии 18-го века, наконец-то, удосужился присвоить конкретное имя (святой Георгий) знаменитому всаднику. До середины 19-го века петровский вариант служил символом столицы России. Указом императора Николая I в 1856 году дизайн герба немного преобразился.

После его утверждения через 27 лет приобрел следующий вид:

  1. Вместо дубовых листьев появились скипетры.
  2. Воина вместе с конем развернули в противоположную сторону, как того требовали правила геральдики, принятые в Западной Европе. Объяснялось это просто. У рыцарей средневековья гербы часто присутствовали на щитах. Во время боя щит, как правило, находился в левой руке. Поэтому изображенные животные (медведи, львы и т. п.) должны смотреть в сторону нападающего. Герб Москвы на этом не перестал изменяться.
  3. Плащ теперь приобрел синий цвет.
  4. Дракона, который первоначально был черным, покрыли золотом, а крылья стали зелеными.
  5. Изменилась масть коня – из белоснежного она стала серебристого оттенка.

Большевики, которые пришли к власти вследствие Октябрьской революции 1917 года, избавлялись от всего того, что было связано с буржуазным прошлым. Та же участь постигла и символику. В 1924 году Москва получила новый герб. Власть не желала оставлять старый герб Москвы, что символизирует царей и рыцарей.

Только в 1993 году Георгий Победоносец «вернулся» на прежнее место, тем самым подтверждая тот факт, что добро рано или поздно должно восторжествовать над злом. Многие спорят, какое именно животное на гербе Москвы изображено. Дракон – это мистика, поэтому решили остановиться на змее, которая пытается очернить Родину. Но защитники всегда уничтожат ползучего гада.

Что символизируют цвета

Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.

проект Г. А. Ильина. 1918

Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.

Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.

Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

История герба Москвы

Во времена правления Ивана III на главном символе города изображался просто воин, выступающий в роли защитника земли русской. То есть центральный персонаж не ассоциировался ни с одним известным русским святым или военачальником.

Много новаций в России связаны с именем Петра I, кстати, именно он предложил считать изображенного на гербе Москвы воина-змееборца святым Георгием. Правда, до официального утверждения герба столицы России было еще далеко. Это случилось лишь в 1781 году, тогда же появилось описание персонажей и композиции, определены основные цвета, которые сохранились до сегодняшнего дня (красный щит, черный змий).

Октябрьская революция махом отменила старый символ и утвердила свой герб столицы нового государства. Естественно, все изображенные на нем элементы были связаны с победой пролетариата. Автор эскиза изображения Д.Осипов предложил следующие элементы – пятиконечную звезду, обелиск, серп и молот, зубчатое колесо и колосья ржи.

Появление звезды на гербе Москвы было связано с победами Красной Армии, обелиск ставился первым революционным монументом. Серп и молот, понятно, символизировал смычку села и города, в том же значении использовались и шестеренка с колосьями.

Юго-Западный Административный Округ г. Москвы (ВАО)

Герб ЮЗАО

Щит московской формы четверочастно скошен.

В первом голубом поле — три золотые монеты: две и одна.

Во втором и третьем зеленых полях — два опрокинутых кувшина натуральных цветов, из которых вытекает серебряная вода.

В четвертом голубом поле — золотая колонна, увенчанная золотой пылающей чашей.

Щит наложен своей верхней частью на красный, мурованный золотом, фигурный зубец стены Московского Кремля. Над зубцом — золотая лента с надписью красными буквами «Москва».

Щитодержатели: две серебряные совы с золотыми когтями и клювом, смотрящие прямо и стоящие на красных мурованных башнях с серебряными украшениями, соединенными черными ажурными воротами.

Внизу — золотая лента с надписью красными буквами «Юго-Западный округ».

Три золотые монеты в голубом поле, как символ богатства, указывают на нахождение на территории округа главного здания Сберегательного Банка России и комплекса зданий РАО «Газпром».

Потоки серебряной воды, вытекающие из опрокинутых кувшинов, в зеленых полях, символизируют большое количество рек, берущих свое начало на Теплостанской возвышенности, расположенной на территории округа.

Золотая колонна, увенчанная золотой пылающей чашей, в голубом поле обозначает память об утраченных загородных усадьбах знати и художественных ценностях.

Серебряные совы, как символ знания, эрудиции и мудрости, указывают на наличие в округе значительной части научного потенциала города, крупнейших высших учебных заведений страны, Российской Академии наук, а также ряда академических институтов.

Красные мурованные башни с серебряными украшениями, соединенные черными ажурными воротами, символизируют усадьбу «Воронцово» — красивейший памятник архитектуры округа.

Флаг ЮЗАО

Флаг Юго-Западного административного округа города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине как 2:3.

Полотнище диагонально разделено на четыре части, верхняя и нижняя части — голубые, прилегающая к древку и противоположная ей части — зеленые.

В верхней части изображены три желтые монеты — две и одна.

В нижней части изображена желтая колонна, увенчанная желтой пылающей чашей.

В прилегающей к древку и противоположной ей части изображены опрокинутые кувшины натуральных цветов с вытекающей из них белой водой.

Сначала были монеты

Задолго до того, как князь или святой на фоне красного щита был утвержден в качестве символа Москвы, его облик изначально печатали на монетах Византийской империи. Киевский князь Ярослав Мудрый, правивший в 11-м веке, изготовлял печати и чеканил монеты со святым Георгием. Мало кому известно о втором имени князя – Юрий (или Георгий). Его он получил, когда стал христианином. В честь святого покровителя князь построил город Тарту (он же Юрьев), новгородский монастырь, храм святого Георгия в Киеве. Герб Москвы появился только спустя некоторое время.

В последующие столетия традиционно продолжали изображать на монетах воина-змееборца русских князей. Это основавший столицу будущего великого государства Юрий Долгорукий, победитель тевтонских рыцарей Александр Невский, Иван II, Василий II. Для скульптурного образа святого победившего Змия была выбрана Фроловская башня Кремля.

Герб Москвы

В 1993 году постановлением Московской городской думы и распоряжением мэра столицы, был утвержден один из официальных государственных символов – герб Москвы, в основу которого был взят образец первого официального герба города, утвержденного в 1781 г. В 1993 и 2003 году нынешний герб повторно был утвержден законами города Москвы.

Герб города Москвы – это геральдический щит темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем.

Еще во времена Дмитрия Донского Святой Георгий становится покровителем и патроном города Москвы. В ХIV-XV ст. образ всадника-змееборца на Руси приобретает особое значение, он символизирует образ народного защитника и борца с иноземными завоевателями.

Историческая справка

Первый официальный герб Москвы был «высочайше утвержден» указом 20.12.1781 года вместе с другими гербами городов, относящимся к Московской губернии. К тому же, отмечалось, что герб «старый», а это указывает на то, что эмблема была известна и раньше. Всадник, который поражает своим копьем змия, использовался и ранее, только на печатях и монетах, так как тогда еще не существовало такого понятия, как герб.

В таком виде символ просуществовал до середины 19 столетия. Однако указом Николая I во время проведения ним реформ в геральдике, герб был существенно изменен.

В 1957 году открывается специальное Гербовое отделение, которое занимается изготовлением гербов. Его управляющим становится барон Б.В. Кене, который и вносит предложение изменить художественную форму не только герба Москвы, но и многих других гербов России. Он вносит изменения в личные гербы императора и членов его семьи, а также государственной печати, которые император утвердил 11.04.1857 года.

16.03.1883 года был утвержден герб Москвы, который разительно отличался от своего предшественника.

В измененном виде он представлял собой червленый щит, на котором изображен Святой мученик Георгий Победоносец, в голубой приволоке, верхом на серебряном коне, покрытым багряной тканью с бахромою цвета золота. В руках его копье с осьмиконечным крестом сверху, которым он поражает золотого (не черного) дракона с зелеными крыльями. Причем всадник смотрит в противоположную сторону, от того, который был изображен на предыдущем гербе. Сверху щит украшает императорская корона, а за ним 2 золотые скипетра, которые скрещены по диагонали сверху вниз и соединены голубою Андреевскою лентой. В таком виде он просуществовал до 1917 года.

Революции вносит свои коррективы и Москва, первый город, который получает герб, составленный в соответствии с новой пролетарской символикой. Новый герб был утвержден 22.09.1924 года Президиумом Московского Совета, но продержался он не очень долго.

Герб того времени состоял из ниже описанных элементов.

– В центре щита овальной формы вписан победный символ Красной Армии – пятиконечная звезда.

– На фоне звезды изображен обелиск – первый революционный монумент, установленный впереди здания Моссовета в память Октябрьской революции. Он символизирует твердость власти Советов.

– На гербе также изображены символы – Серп и Молот, которые являются символами власти рабочих и крестьян.

– Зубчатое колесо и ржаные колосья, символизируют единение города и деревни, где колосья символ сельского хозяйства, а колесо символизирует промышленность. На колесе имеется надпись «РСФСР».

– С обеих сторон внизу, вписаны эмблемы, которые характеризуют более развитую промышленность, на то время в Московской губернии. Справа челнок – эмблема текстильного производства, слева наковальня – символ металлообрабатывающего производства.

– Внизу на ленте имеется надпись «МОСКОВСКИЙ СОВЕТ РАБ. (Рабочих) КР. (Крестьянских) И КР. (Красноармейских) ДЕП. (Депутатов)». Еще ниже изображен электромотор «динама», который является эмблемой электрификации.

Таким образом, герб 1924 года символизирует деятельность Моссовета.

В 1993 году Москве был возвращён исторический герб.

Исторический герб города Москвы

Герб 1780 г.:Современный герб города основан на исторической гербе, пожалованном Екатериной II 20 декабря 1781 года (ПСЗ, собр.1, т.21, №15304) вместе с другими гербами городов Московской губернии: «в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона«. Герб 1883 г.:В 1883 г. герб обрел внешние украшения в соответствие с реформой Кене: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою«.
Фигура Георгия Победоносца была развёрнута в геральдически правую сторону. Дракон из чёрного стал жёлто-зелёным, а епанча Святого — лазуревой.
Утвержден 16 марта 1883 года (ПСЗ, т. XXXIII, №32037)

Герб 1730 г.:Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года «Знамённого гербовника» для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное«.

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:
»» Москва, герб

»» Москва, герб (1781 г.)

»» Москва, герб (1883 г.)

»» Москва, герб (1924 г.)

»» Москва, герб (1991 г.)

ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

Цвета и их символика

Цвета имеют символичный смысл и значение:

  • Красный цвет щита, на фоне которого изображен конник, традиционно в геральдике обозначает храбрость, мужество, смелость и отвагу, а также любовь. В московской символике обозначает также кровь, пролитую защитников Отечества, а также победу над врагами.
  • Серебряный цвет – это цвет чистоты, невинности и благородства. В христианской системе символов этот цвет обозначает святость, духовность, а также ассоциируется с понятием вечности.
  • Черный цвет соотносится в христианстве со злом, грехом, поэтому змей на столичном гербе, как воплощение Зла, окрашен в этот цвет, а святой Георгий, как олицетворение добра, облачен в белые одежды.
  • Синий цвет, в который раскрашена накидка св. Георгия, – это не только цвет неба, но также и символ красоты, величия, мягкости, а в христианстве он символизирует веру, благочестие, бессмертие и гармонию.
  • Золотой цвет, присутствующий на московском гербе лишь как цвет копья конника, в геральдике соотносится с такими понятиями как «справедливость», «вера», являясь здесь знаком победы над злом.

Цветовая палитра герба ограничена небольшим набором цветов, сочетающих в себе геральдическое значение и христианский смысл.

Герб муниципального образования Замоскворечье 2004 г.

Описание:В зеленом щите московской формы перекрещенные золотые бердыш и жезл Меркурия. В золотой волнистой главе два голубых волнистых пояса — широкий и узкий

Гербовая эмблема района Замоскворечье, утвержденная в 2002 г., сопровождалась золотой лентой с голубым подбоем и надписью голубыми буквами «ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ». Герб муниципального образования Замоскворечье используется без ленты.

Обоснование символики:Бердыш – один из основных видов вооружения стрелецких полков. Стрельцы с момента создания войска в большом количестве жили в Замоскворечье, в конце XVI века иностранцы называли Стрелецкой слободой всю нашу территорию. И до сих пор в названиях замоскворецких переулков и православных храмов мы слышим имена стрелецких полковников, названия слобод. Бердыш символизирует в гербовой эмблеме защиту Отечества: в XVI-XVII веках Замоскворечье было крепостью, защищенной линией мощных земляных бастионов, в Замоскворечье не раз происходили сражения с интервентами в смуту начала XVII века. Сейчас на нашей территории находятся подразделения Российской армии, в том числе штаб МВО.
Кадуцей (Меркуриев жезл) считается символом торговли, предпринимательства. Торговали на территории Замоскворечья с глубокой древности. Известен был торг близ храма Параскевы Пятницы (стоял на месте станции метро «Новокузнецкая»), торговая дорога проходила здесь еще до основания Москвы!
В XVII веке в свободное от службы время занимались мелкой торговлей стрельцы. После упразднения Петром I стрелецкого войска в Замоскворечье стало селиться купечество. К XIX столетию название «Купеческое Замоскворечье» стало общеупотребительным.
Фон герба – зеленый, в геральдике зеленый цвет символизирует надежду, жизнь. Зеленый фон отражает и географическое положение района: низменность, затопляемые в половодье луга, озерки, болота всегда обозначаются зеленым цветом. Многочис-ленные сады также делали в старые времена Замоскворечье зеленым. Кроме того, зеленый фон с золотым бердышем и кадуцеем совпадает с штандартом Святейшего Патриарха Алексия II (штандарт мы можем видеть на автомобиле Патриарха) – зеленым с золотой монограммой, тем самым указывая на православную территорию: до 1917 года в современных границах района было 32 православных храмов, сейчас 13 действуют и 3 ждут открытия.
Золотая глава (верхняя часть гербовой эмблемы) с голубым волнистым поясом указывает на Москву-реку, за которой по отношению к Кремлю находится Замоскворечье, и на Водоотводный канал. Золотой цвет – цвет богатства, благополучия. Золото с зеленым – надежда на благополучное и богатое развитие района.

Утвержден Решением муниципального Собрания от 29 января 2004 года №2/4.

Изображение

Современный герб области выглядит так:

  • На французском ярко-красном щите изображен в серебряных римских доспехах Георгий Победоносец верхом.
  • Седло под ним пурпурного цвета, окаймленное золотой бахромой.
  • У ног коня дракон-змей, которого святой Георгий в синей накидке разит золотым копьем с восьмиконечным крестом.
  • Дракон на четырех лапах в ногах коня имеет золотое тело и зеленые крылья.
  • Фигура всадника и коня развернуты геральдически вправо.
  • Над щитом размещена золотая императорская корона, а по его бокам – три ленты ленинского ордена.

Варианты

Существование герба столичного региона в трех равнозначных версиях – его отличительная особенность. Это такие варианты герба:

  • полный;
  • коронованный гербовый щит;
  • малый.

В первом случае – это эмблема, описанная выше. Во второй случае – все идентично, за исключением ленинских лент, отсутствующих в данной версии. В третьем случае герб представляет собой только щит.

Все эти гербовые варианты могут воспроизводиться в многоцветном или одноцветном варианте. Они юридически равноценны и взаимозаменяемы.

Символичность

Каждый элемент появился не случайно, и имеет смысл, который символически заложен в гербе. Так, Победоносец – первый защитник православных людей. Он находится на скачущем коне, и поражает дракона. Это указывает на борьбу добра и зла, и добро побеждает. Но латы и скачущий конь означают, что идет сражение.

Остальные элементы интерпретируются следующим образом:

  • Золото. Это не только богатство, как принято сейчас считать. Издавна это был символ чистоты, веры и милосердия.
  • Серебро. Также чистый благородный металл. Благородство, справедливость и откровения.
  • Червленые элементы. Красные оттенки указывают на кровь, пролитую предками во имя свободы, а также символизируют отвагу русского люда.
  • Лазурь. Элементы, окрашенные в голубой цвет, говорят о чистоте помыслов и добродетельности.
  • Пурпурные символы. Это свидетельство того, что именно в этой области концентрируется власть, а также указание на то, что достоинство – одна из главных характеристик жителей и правителей.

Корона перенесена с Московского герба, чтобы формировать понимание, что именно этот город и его окрестности являются политическим центром Российской Федерации. Ленты трех орденов Ленина – полученные в ХХ в. награды. Их получила область за достижения и вклад в развитие государства.

Герб создавался таким образом, чтобы символизировать централизованность власти, причастность к Православию, защиту от «нечистых» сил и прочих врагов. При этом в расчет бралось значение всех городов и муниципальных образований, которые входят в Московскую область.

Орёл с двумя головами

Изображение хищной птицы с развёрнутыми в противоположные стороны головами так же впервые обнаружено на реверсе монеты. Появившаяся позднее печать с аналогичным рисунком принадлежала периоду властвования Ивана III, что относится к XV столетию.

Малый герб Российской империи

Существует несколько теорий, объясняющих появление приоритетной составляющей части государственной символики России. Все гипотезы объединены единым датированием (конец XV века). Два предположения основываются на факте заимствования. По одной версии, первоисточником мог служить символ Священной Римской империи, по второй — геральдический знак стран Балканского полуострова. Третий вариант объяснения (самый популярный) базируется на факте хронологического совпадения. Софья Палеолог, ставшая второй женой Ивана Великого, была племянницей последнего византийского императора. Заключение династического брака примерно совпало с началом периода, когда на Руси стали появляться монеты с изображением орла, совпадающим с фамильным гербом новоявленной Великой княгини Московской.

Печать Временного правительства 1917 г.

Как появился герб Московской области

История создания символа территорий, которые ныне являются окрестностями столицы России, уходит корнями в Средневековье. Ключевым элементом издавна считалось изображение Георгия Победоносца. Этот персонаж присутствует на большинстве гербов Русских княжеств. Но еще до этого Победоносца считали защитником византийских правителей.

И только в XIV веке Иваном III, который был Московским князем, заключен брак с Софьей Полиолог, уроженкой Византии. Так в геральдике Руси появился орел с двумя головами и змей, убиваемый копьем. Но сам Великомученик Георгий Победоносец появился на гербе лишь в 1883 году. Тогда герб обрамлялся, а на голове Святого была корона (символизирует власть), и дубовые ветви, символизирующие мужество и доблесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector