Юрий гагарин: «паша посмотри на приборы, сердце у меня бьется?»
Содержание:
Жизнь после полета космонавта № 1
Жизнь космонавта номер один по советским меркам будет невероятно благополучной. За свой полет Гагарин получит баснословную для того времени сумму; больше 30 000 рублей, трехкомнатная квартира в «Звездном», личный катер, черная волга. На таких персональных авто, тогда ездили лишь самые важные чины государства.
Зарплата Юрий Алексеевич 600 рублей будет равна пяти среднемесячным советским окладам, частные банкеты и приемы, застолья, к нему будут набиваться в друзья всюду.
Работы по монтажу оказались гораздо сложнее, чем предполагалось, прошло уже больше часа. Старт все откладывается, в какой-то момент даже у Королева появилось сомнение, смогут ли техники справиться с крышкой люка, если успеют, то не возникнут ли еще неполадки и что тогда говорить Хрущеву, который все время находился на связи и напоминал, что мы должны обогнать американцев, что мы должны успеть стартовать сегодня. Успеем.
Взлет космического корабля «Восток-1»
«Восток» взлетит в 9:07 мин. по московскому времени, ракета набирает скорость, датчики на земле зафиксировали пульс космонавта, он учащается с обычных 65 ударов в минуту до 150.
В 9:15 минут, «земля» потеряет связь с кораблем, причины будут неизвестны. Королев волновался очень сильно, когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался. В 9:20 связь с кораблем восстановят, Гагарин радостно скажет: «Все по плану, самочувствие отличное, накрываю обеденный стол, невесомость». Ни Гагарин, ни Королев еще не будут знать, что на орбите находится уже не старший лейтенант, а майор Юрий Гагарин. Хрущев скажет: «Негоже, что космос у нас покоряют старшие лейтенанты».
Заметки
Служил по дипломатическому ведомству посланником России в Риме, Мюнхене и Вашингтоне. Почётный член Академии Художеств. Меценат, поэт, друг многих русских художников-пенсионеров.
1 октября 1798 года был назначен переводчиком в Московский архив; 19 октября 1800 году получил орден Святого Иоанна Иерусалимского. Назначенный 13 мая 1802 года состоять при российской миссии в Вене, он через три года переводится в Константинополь.
От связи с М.А.Нарышкиной (урожд.княжной Святополк-Четвертинской), фаворитки Александра І, имел внебрачного сына Эммануила Дмитриевича Нарышкина.
«Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима»
27 марта 1968 года ничто не предвещало беды. После защиты дипломной работы в академии Жуковского Юрий Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ. В период с 13 по 22 марта 1968 года он совершил 18 полетов. Оставалось еще два.
МиГ-15УТИ. Фото — Википедия
Роковой старт, выполненный в паре с с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, также поначалу развивался штатно. Гагарин даже сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь прервалась.
Владимир Серёгин. Фото — Википедия
Начавшиеся вскоре поиски обнаружили примерно в 65 км от аэродрома обломки самолета. Утром следующего дня на месте падения самолета были найдены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами.
Отчет государственной комиссии, расследовавшей причины случившегося, был засекречен и до сих пор не обнародован, в 2011-м были рассекречены только выводы, где говорится, что катастрофа произошла из-за резкого маневра, приведшего «к последующему попаданию самолета в закритичный режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки».
Причин этого резкого маневра называлось несколько — от внезапного плохого самочувствия Серёгина, непредусмотренных фигур высшего пилотажа, до столкновения с метерологическим зондом, стаей птиц или попадания в вихревой след другого самолета. Последнюю версию в 2013 году подтвердил коллега Гагарина Алексей Леонов: «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так».
Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Фото — Википедия
Леонов добавлял, что разгласить эту информацию разрешили только с условиям не называть имени пилота, чей истребитель Су-15, нарушив полетное задание, на сверхзвуковой скорости сблизился с самолетом Гагарина и послал Миг-15 в штопор. Невольный виновник гибели первого космонавта якобы был еще жив, хотя и тяжело болен.
Су-15. Фото — Википедия
Это резко отрицал один из членов комиссии Арсений Миронов, утверждавший, что полеты всех Су-15 подотчетны, и на тот момент пересекаться с Гагариным не могли.
Общая атмосфера таинственности породила в народе множество конспирологических теорий. Среди них были:
Конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц.
Существует также версия о «советском лунном заговоре», говорящая, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями ранее на отрабатываемом в спешке лунной гонки новом космическом корабле Л1 в полете Зонд-4.
Существует даже версия, что Гагарин сымитировал собственную смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.
Гибель Юрия Гагарина стала ударом для советских людей. В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства
Траурная процессия на похоронах Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Фото — РИА Новости
Семья же Гагарина наконец получила его предсмертное письмо, заканчивающееся словами:
«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда то еще в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко накрепко вас обнимаю и целую, с приветом вам папа и Юра».
Depositphotos
«Я сам виноват…» Как и почему гибли советские космонавты
Ближайшие предки и потомки
Прародители
Николай Иванович Гагарин рождение: ок. 1720?титул: князь
Иван Иванович Гагарин титул: князьсмерть: 1778
Пётр Иванович Гагарин
Софья Григорьевна Урусова (Щербатова) титул: княжнабрак: Алексей Иванович Щербатов смерть: 1796
Сергей Григорьевич Урусов титул: князьвойсковое звание: подполковник
Прародители
Родители
Прасковья Алексеевна Гагарина (Кропоткина) рождение: 2 ноябрь 1770титул: по рождению, княжнатитул: по браку, княгинябрак: Пётр Николаевич Кропоткин смерть: 1 январь 1850похороны: Новодевичье кладбище, Москва, Российская империя
Мария Алексеевна Гагарина (Арсеньева) рождение: до 1769титул: по рождению, княжнабрак: Иван Тарасович Арсеньев
Екатерина Алексеевна Гагарина (Ляпунова) рождение: ок. 1770?титул: по рождению, княжнабрак: Дмитрий Николаевич Ляпунов смерть: 21 июнь 1838
Екатерина Семёновна Семёнова (Гагарина) рождение: 7 ноябрь 1786, или 1774брак: Иван Алексеевич Гагарин , Лужники, церковь Тихвинской Божьей Материсмерть: 1 март 1849похороны: Saint-Pétersbourg, cimetière Mitrofanievskoïeпохороны: 1936, Saint-Pétersbourg, nécropole des artistes du monastère de la Sainte-Trinité-Alexandre-Nevski
Родители
== 3 ==
Владимир Иванович Гагарин рождение: 1806титул: князьбрак: Екатерина Васильевна Сабурова (Гагарина) смерть: 1860
Дмитрий Иванович Гагарин рождение: 25 февраль 1797титул: князьвойсковое звание: генерал-майорбрак: Софья Петровна Ивашкина (Гагарина) смерть: 14 март 1875
Константин Иванович Гагарин рождение: 1800титул: князьсмерть: 1851
Александр Иванович Гагарин рождение: 1801брак: Мария Андреевна Бороздина (Поджио, Гагарина) титул: князьбрак: Анастасия Давидовна Орбелиани (Гагарина) , IIсмерть: 21 октябрь 1857
Григорий Иванович Гагарин рождение: 1800титул: князьвойсковое звание: генерал-майорсмерть: 1848
Людмила Ивановна Вырубова (Гагарина)
брак: Павел Иванович Гагарин
Ольга Вервициотти
Елизавета Ивановна Макарова
== 3 ==
Дети
Лидия Николаевна Корф титул: баронессабрак: Александр Павлович Вервициотти (Ленский)
Корнилий Николаевич Полтавцев рождение: 1823брак: Елизавета Павловна Макарова (Полтавцева) смерть: 29 декабрь 1865
Иосиф Александрович Тришатный рождение: 30 январь 1838брак: Зинаида Павловна Гагарина (Тришатная)
Дети
Космонавтика
Во время службы в Луостари Юрий Гагарин услышал, что ВВС СССР набирает добровольцев для полета в космос. В связи с этим он написал рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.
Стоит заметить, что космическим проектом руководил гениальный инженер-конструктор Сергей Королев.
Он выбирал участников не столько по их заслугам, сколько по физическим данным. Рост будущего космонавта не должен был превышать 170 см, а вес – 70 кг. Такие требования были обусловлены ограничениями на космическом корабле «Восток».
В связи с этим, Гагарин идеально подходил на роль кандидата. Его рост составлял 165 см, а вес – 68 кг.
Одним словом, Юрий Гагарин вошел в число 20 претендентов на первый полет в космос.
Выбор кандидата
Весной 1960 г. Гагарин вместе с другими кандидатами начал усиленно тренироваться на специально оборудованной базе. Каждый из участников мечтал стать первопроходцем в деле покорения космоса.
Несмотря на серьезную конкуренцию, Юрий смог расположить к себе всех соперников. Он никогда ни к кому не испытывал зависти и был со всеми одинаково честным.
Вскоре кандидаты приняли участие в анонимном опросе, в котором каждый из них должен был назвать наилучшего претендента на полет в космос. Интересен факт, что почти все участники указали Юрия Гагарина.
И хотя он не был лидером в группе, он обладал рядом необходимых космонавту качеств и был чрезвычайно устойчив психологически.
То есть Гагарин в самый критический момент мог трезво оценивать любую ситуацию и принимать наиболее правильные решения.
Благодаря этому Королев решил выбрать именно его. Кандидатура Юрия была идеальной еще и потому, что он обладал ярко выраженной славянской внешностью и имел безупречную биографию.
Поскольку юноша являлся выходцем из крестьянской семьи, с идеологической точки зрения он тоже великолепно подходил.
Ведь в таком случае все мировое сообщество узнало бы о том, что в Советском Союзе даже простой человек может стать космонавтом.
В одном из интервью мать Гагарина призналась, что ее сын вызвал симпатию у Королева потому, что он был с ним честен во всех вопросах.
Однажды, когда тема зашла о центрифуге, Юрий сказал, что чувствует себя в ней плохо. В то же время остальные участники утверждали, что они прекрасно справляются с нагрузками в центрифуге.
Королев сразу понял и оценил то, что парень честно признавался в своих слабостях и недостатках.
Юрий Гагарин и Сергей Королев
Для руководителя космической программы было очень важно получать откровенные ответы от космонавта. Пилот должен был докладывать истинные факты о любой обстановке, а не пытаться «делать хорошую мину при плохой игре»
Ведь речь шла о неслыханной для науки дерзости – попытке человека выйти за пределы земли в открытый космос. Поэтому фактор ошибки нужно было свести к нулю.
Выбор кандидата
В 1961 году ввиду соперничества с США возникла необходимость как можно скорее окончательно определиться с кандидатурой и совершить полет максимум в начале второй декады апреля. Тогда появились сведения, что 20 апреля планируется запуск американской ракеты с человеком на борту. Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина, это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полета. Германа Титова утвердили запасным.
Группа подготовки космонавтов знакомится с космической техникой. 1960 год
Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день. В записях Королева фигурирует пометка, что Титов более подготовлен, чем Гагарин, но в решительный момент выбран был все-таки второй. Одна теория гласит, что в выбор вмешался политический фактор. Первому космонавту предстояло стать символом: Юрий, обладавший образцово-славянской внешностью и чистой биографией всей семьи, показался властям более подходящим на роль представителя советской космонавтики.
Другая теория утверждает, что Титов был более важен для проекта, поэтому им не хотели рисковать в первом полете. Уже в это время он был утвержден на второй. Параллельно велась работа над длительным пребыванием в космосе. Герман Титов показался Королеву пригодным для того, чтобы провести вне Земли целые сутки.
Юрий Гагарин и Сергей Королев
Еще одна теория гласит, что Гагарина выбрал лично Королев. СМИ утверждают, что Юрий стал фаворитом начальства после того, как единственный из подготовительной группы откликнулся на предложение посидеть в корабле-спутнике «Восток», когда группе впервые продемонстрировали корабль.
По словам матери космонавта, Юрий прошел некий неофициальный экзамен, устроенный Королевым.
Конструктор не мог выбрать из пяти схожих летчиков одного. У мужчин были почти одинаковые рост и вес, воинское звание. Все, кроме капитана Комарова, служили старшими лейтенантами. Королев провел с кандидатами личные беседы, задавая каверзный вопрос о центрифуге. Гагарин честно заявил, что чувствует себя в этом испытании плохо и даже ненавидит центрифугу. Остальные кандидаты отрапортовали, что подготовка проходит отлично. Так Юрий прошел тест на честность
Для Королева и командования базы было первостепенно важно, чтобы космонавт мог откровенно рассказать обо всех проблемах и ошибках в полете, а не импровизировал и держал лицо
Юрий Гагарин в скафандре космонавта
Журналисты и исследователи допускают также, что сам вопрос, о том, почему Гагарин стал первым человеком в космосе, некорректен, так как Юрий таковым не являлся. В 1993 году М. Руденко и Н. Варваров опубликовали фамилии трех летчиков в газете «Воздушный транспорт». По словам журналистов, в 1957 году во время суборбитального полета погиб летчик Ледовских, в 1958 – Шаборин, а в 1959 – Митков. Эксперименты оставались засекреченными, а в 1960 году прошел отбор летчиков в программу подготовки космонавтов. Статью в специализированной распространенной газете не оспорил ни один сотрудник космической отрасли.
Катастрофа унесшая жизнь Юрия Гагарина
27 марта 1968 года, среда, с раннего утра Гагарин будет в прекрасном настроении: «Сегодня хороший день, сегодня летать». Как обычно, ему отдаст честь, часовой на КПП аэродрома «Чкаловский», как обычно он вместе с другими пилотами поедет на летное поле.
Двухместный учебно-боевой самолет МиГ-15, Гагарин сядет вместе с самым опытным летчиком-инструктором отряда Владимиром Серегиным. Инструктор должен будет проверить готовность Гагарина к самостоятельным полетам на истребителе.
Через 12 минут после взлета Гагарин доложит по рации: «Задание закончил, нахожусь под Киржачом. Прошу разрешения на разворот». Добро на возвращение он получит тут же, но ответа на земле не дождутся. Будет повторный запрос и снова тишина.
Место гибели Юрия Гагарина
Место падения самолета, огромную яму и клубы дыма, первый заметит пилот поискового вертолета. Поднятый по тревоге армейский батальон начнет прочесывать лес рядом с деревней Новоселово.
Причина аварии
Из заключительно акта государственной комиссии о результатах расследования катастрофы самолета УТИ МиГ- 15 бортовой номер 18. Наиболее вероятной причиной гибели Гагарина и Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром зондом. Самолет вошел в штопор и экипаж погиб, это официальная версия.
Почти сразу после трагедии появится версия неофициальная, в какой-то момент самолет Гагарина опасно сблизился с истребителем Су-15. Пилот сверхзвуковой машины отклонился от курса, спустился под облака и практически наткнулся на гагаринский борт № 18.
Могила Юрия Гагарина и Владимира Серегина
В результате маневра образовалась так называемая возмущенная волна, она и перевернула самолет Гагарина в штопор. Космонавт Алексей Леонов утверждает, что его рапорт о случившемся в архиве просто подменили. 20 лет спустя, попросив этот документ, Леонов не узнал собственного почерка.
Лучшие специалисты страны проведут через 20 лет после гибели Гагарина еще одно расследование в 1988 году, комиссия обнародует свои выводы, но они будут лишь предположением. Из заключения независимой группы экспертов: «Как и 20 лет тому назад, мы высказываем твердое убеждение в том, что версия о неправильных действиях летчиков должна быть отвергнута. Какое-то неожиданное обстоятельство привело к такому развитию событий, так или иначе, но МиГ-15 вошел в гибельный штопор и врезался в землю».
Валентина Гагарина по-прежнему живет в «Звездном», до пенсии она проработает в медчасти центра подготовки космонавтов, вырастит дочерей, будет растить внуков. Замуж Валентина Ивановна больше не выйдет. Старшая дочь Елена, генеральный директор музея-заповедника Московский Кремль, младшая Галина преподает в академии народного хозяйства.
Юрий Гагарин мог стать самым молодым генералом ВВС, к званию его представят за несколько месяцев до гибели, но приказ задержится в министерстве обороны и 27 марта в последний полет он уйдет в 34 полковником.
Юрий Алексеевич Гагарин — космонавт № 1
Карьера для военного человека все равно феноменальная, от старшего лейтенанта до полковника за 7 лет. Все эти 7 коротких лет еще долго потом мир будут судить о стране советов не по деяниям ее генсеков, а по улыбке космонавта № 1, но апрельским днем 1961 года, Юрий Гагарин обо всем этом еще не знает.
«Я знаю, что вы все любите мечтать о космосе и немножко завидуете нам, особенно мальчишки. А знаете, мы вам тоже завидуем. Мы летаем в космос, но это начало. Вас ждут планеты и неизвестные миры», — Юрий Гагарин.
P.S. Летчик-космонавт Алексей Леонов о рассекреченных документах гибели Юрия Гагарина.
02.12.2019 15:33
Летчик-космонавт СССР
Дата и место рождения:
9 марта 1934 года, с. Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской обл., РСФСР (Россия).
Дата и причина смерти:
27 марта 1968 года погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем, полковником В.С. Серегиным во время тренировочного полета. Самолет разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена.
Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г. Москве.
Образование:
1941 — поступил в 1-й класс средней школы с. Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 году возобновил учебу в школе.
1945-1949 — учился (окончил 6 классов) в средней школе г. Гжатск (в 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск).
1949-1951 — учащийся ремесленного училища №10 г. Люберцы Московской области, получил специальность «формовщик-литейщик».
1951 — окончил 7-й класс в школе рабочей молодежи № 1 г. Люберцы и был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум.
1951-1955 — учащийся Саратовского индустриального техникума по специальности «Литейное производство», получил диплом с отличием.
4 сентября 1954 — 1 октября 1955 — занимался в Саратовском областном аэроклубе. На самолете Як-18 выполнил 196 полетов и налетал 42 час 23 мин. По окончании аэроклуба направлен в 1-е Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков (ВАУЛ). 14 марта 1955 — совершил первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров с самолета По-2.
27 октября 1955 — 5 ноября 1957 — курсант 1 -го Чкаловского ВАУЛ имени К.Е. Ворошилова. 8 января 1956 — принял военную присягу. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично». Летал на самолетах Як-18 и МиГ- 15бис (общий налет — 166 час 41 мин, 586 полетов).
1 сентября 1961 — 2 марта 1968 — слушатель Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского, инженерный факультет. 17 февраля 1968 защитил дипломный проект. Окончил академию с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».
Автор книг: «Дорога в космос» (1962), «Вижу Землю» (1976), соавтор книги «Психология и космос» (1971).
Деятельность до зачисления в отряд космонавтов:
- С 5 ноября 1957 — в распоряжении командующего ВВС Северного флота (СФ).
- С 29 декабря 1957 — до зачисления в отряд космонавтов — летчик 769 истребительного авиационного полка 122 истребительной авиационной дивизии ВВС СФ, пос. Луостари-Новое Мурманской области.
- 24 октября 1959 — был представлен на должность старшего летчика. К октябрю 1959 — общий налет — 265 час.
Служба в отряде космонавтов:
- 7 марта 1960 — приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
- 25 января 1961 — назначен на должность космонавта и присвоена квалификация «космонавт ВВС».
- С 23 мая 1961 — командир 1 отряда, старший инструктор-космонавт.
- С 16 января 1963 — командир отряда космонавтов, старший инструктор-космонавт.
- С 20 декабря 1963 — заместитель начальника ЦПК по летно-космической подготовке, начальник отдела летно-космической подготовки.
- С 20 марта 1964 — начальник 3 отдела, старший инструктор-космонавт, заместитель начальника ЦПК.
- С 14 марта 1966 — заместитель начальника ЦПК по летно-космической подготовке, старший инструктор-космонавт.
- 15 апреля 1968 — исключен из списков офицерского состава ВС СССР как погибший при исполнении служебных обязанностей.
Космическая подготовка и полеты:
- 16 марта 1960 — 18 января 1961 — общекосмическая подготовка.
- 11 октября 1960 — приказом Главкома ВВС №00176 зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на КК «Восток» вместе с В. Быковским, Г. Нелюбовым, А. Николаевым, П. Поповичем и Г. Титовым.
- Октябрь 1960 — апрель 1961 — непосредственная подготовка к полету в составе группы.
- 8 апреля 1961 — решением Госкомиссии назначен пилотом КК «Восток».
- Первый космический полет совершил 12 апреля 1961 в качестве пилота КК «Восток». Спускаемый аппарат и космонавт приземлились неподалеку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Продолжительность полета: 1 час 48 минут. Позывной: «Кедр».
- Сентябрь 1965 — апрель 1967 — проходил подготовку к полету в качестве командира активного КК «Союз» (7К-ОК) в составе 2-го экипажа.
- 23 апреля 1967 — был дублером командира КК «Союз-1» В. Комарова.
Почетные звания:
Государственные награды:
Награды зарубежных государств:
Награды научных и общественных организаций:
Почетный гражданин городов:
Именем Ю.А. Гагарина названы:
По материалам справочника
«Советские и российские космонавты. 1960-2000»
«Я горю, прощайте, товарищи!»
Подготовка и старт первого космонавта, естественно, не обошлись без интересных историй и неожиданных подробностей. Так, легендарная фраза «Поехали!» родилась еще на этапе тренировок. Употреблять ее вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» при взлете любил летчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов.
Марк Галлай. Фото — Википедия
Галлай, стараясь поддерживать позитивный психологический климат, предпочитал использовать неформальный доклад о готовности к взлету. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Сам инструктор в своих записках ссылался на широкую распространенность такой привычки в профессиональной среде летчиков-испытателей и добавлял:
«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал ее из уст летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом гордо изрекал ее, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека».
Еще одна фраза, сказанная при полете, несмотря на громкое звучание, известна далеко не так широко. Когда космический корабль «Восток-1» начинал снижение, из динамиков в центре управления вдруг донеслось: «Я горю, прощайте, товарищи!».
Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя «Восток». Фото- Википедия
Оказалось, что до Гагарина никто не знал, как будет выглядеть прохождение плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому космонавт, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд развалится. И только после этого случая узнали, что трение жаропрочной обшивки об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждой посадке.
Пламя от трения об атмосферу при посадке космического корабля «Восход-2». Кадр из художественного фильма «Время первых»
Именно при посадке произошли события, максимально не согласующиеся с одиозным заявлением Юрия Лозы, что первый в истории космонавт «просто лежал».
https://youtube.com/watch?v=iAxGqdAKpCk
Лежать Гагарин не мог при всем желании, так как, в отличие от более поздних моделей космических кораблей, приземление осуществлялось не на посадочном модуле, а с помощью классического парашюта — так что, как минимум, космонавту нужно было бы еще и повисеть.
Кадр из художественного фильма «Гагарин. Первый в космосе»
Однако и спокойно повисеть Юрию Алексеевичу не удалось. После катапультирования в герметичном скафандре не сразу открылся вентиляционный клапан, так что Гагарин чуть не задохнулся. Космонавту потребовалось минут шесть (по собственной оценке), чтобы исправить ситуацию. Лишь расстегнув оболочку, с помощью зеркала он вытащил тросик и смог вдохнуть воздух родной планеты.
Также оказалось, что при посадке открылись и основной, и запасной парашюты, что сильно затруднило управление. А когда под ногами замаячила ледяная гладь апрельской Волги, Гагарину пришлось применить все навыки, чтобы избежать крайне неприятного купания. К счастью, предполетная подготовка сделала свое дело — управляя стропами, космонавт увел парашюты и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Юрий Гагарин вскоре после приземления. Фото — РИА Новости
Тогда же Юрию Гагарину пришлось написать прощальное письмо на случай катастрофы жене Валентине и двум дочерям. В тот раз оно не пригодилось, но именно это письмо вручили семье почти 7 лет спустя, после гибели первого космонавта.
Юрий Гагарин с женой Валентиной и второй дочерью — Галей. Фото — РИА Новости