Братья карамазовы. ф. м. достоевский

Тайна аффекта

Чтобы спасти Митю от каторги, его бывшая невеста Катерина Ивановна приглашает известного доктора. Что именно он должен сделать, рассказывает переживающей Грушеньке Алеша Карамазов:

Действительно, после судебной реформы защитники, чтобы добиться смягче­ния или отмены наказания, могли ссылаться на душевное состояние обвиняе­мого; в газетах это называли аффектом. Для этого во время предварительного следствия судебный врач должен был освидетельство­вать обвиняемого. Позже, уже при подготов­ке к суду, нужно было провести проверку с участием двух сторонних специалистов: на основании их мнений могло быть принято реше­ние о прекращении дела. Но доказать сумасшествие Мити было проблема­тично.

В подробном описании предварительного следствия не говорится о том, что земский доктор Варвинский, исполнявший обязанности судебного врача, и городской доктор Герценштубе проверили Митино психическое здоровье. А вот у второго подозреваемого — Смердякова — врачи заметили «некоторые ненормальности»

Юристы XIX века, комментировавшие Судебные уставы и судебную практику, обращали особое внимание на то, что несвоевременное освидетельство­вание часто не позволяло доказать, что человек совершил преступление, будучи не в себе. Достоевский намекает, что Варвинский был пристрастен: не случайно впервые он появляется в романе в компании исправ­ника, товарища прокурора, судебного следователя (как уже было сказано, двое последних успели сговориться)

Тайна кафе-ресторана на Петровке

В самом начале романа лакей, а заодно и внебрачный сын Федора Павловича Карамазова Смердяков делится с соседской барышней Марьей Кондратьевной своими планами на жизнь:

Почему Смердяков хочет открыть заведение именно на Петровке? В середине XIX века на людной Петровке почти не было ресторанов: там располагались торговые ряды, купеческие дома и магазины средней руки. Кафе-ресторан — особый вид заведений, в которых, в отличие от трактиров и ресторанов, подавались безалкогольные напитки, еда, сладости. Там можно было читать газету, играть в шахматы и домино. Они стали появляться в российских горо­дах с 1840-х и постепенно приобрели большую популярность: цены тут были ниже, чем в обычных ресторанах, а меню разнообразнее, чем в кафе. Однако куда важнее другое. Положение о трактирных заведениях запрещало женщи­нам посещать трактиры и рестораны, к столу они могли выходить только в гостиницах. Но о кондитерских, кофейных домах и кафе-ресторанах в доку­менте ничего не говорилось. Владельцы таких заведений воспользовались этим: в начале 1860-х стали появляться специальные изолированные комнаты, где женщины могли перекусить. Услуга оказалась невероятно популярной, и в 1864 году запреты были сняты.

Кондитерская Gloppe. Картина Жана Беро. 1889 год

Смердяков мечтает открыть демократичное, но в меру изысканное заведение на одной из торговых улиц Москвы, рассчитывая на самую разнообразную публику обоих полов: купцов, их клиентов, театральных актеров и так далее. Такая деталь говорит о нем как о человеке крайне практичном, наблюдатель­ном и хватком. Позже эти же качества помогут ему хладнокровно убить своего отца, подставить брата и снять с себя подозрения.

Тайна убийств, совершенных в будущем

Во время судебного заседания по делу Мити Карамазова товарищ проку­рора  В XIX веке словом «товарищ» называли заместителя должностного лица: товарищ прокурора, товарищ председателя, товарищ министра. приводит пример преступления, которое ему кажется аналогичным:

Это реальный случай: как и в других романах, Достоевский насыщает текст отсылками к криминальной хронике. О громких преступлениях того времени говорят многие персонажи романа, но особенно часто — товарищ прокурора и адвокат, которые приводят эти случаи в качестве примеров, доказывающих их правоту.

Офицер, зарезавший мелкого чиновника и его служанку, — это отставной прапорщик лейб-гвардии саперного батальона Карл фон Ландсберг: по мнению прокурора, это пример чудовищного убийства вроде злодеяния, совершенного Митей. Адвокат, напротив, вспоминает дело 18-лет­него юноши Зайцева, кото­рый, чтобы похитить 1500 рублей, зарезал своего ровесника, работника меняль­­ной лавки. Против него были собраны настоящие улики: меняла рас­сказал, какие купюры были похищены, и именно такую пачку денег нашли у преступника. В отличие от этого случая, в деле Мити нет доказательств, подтверждающих его вину.

Ожидая вердикта, впечатленная речью адвоката публика вспоминает дело актрисы Настасьи Каировой, которая попыталась перерезать горло жене своего любовника, но не смогла и впоследствии была оправдана. Защитник смог убедить суд в том, что Каирова стала жертвой обстоятельств.

Однако все эти преступления были совершены в 1870-е годы — как мы помним, судебное заседание происходит в 1866 году. Для чего Достоевский искажает реальность и вводит такой явный анахронизм?

Достоевскому было очень важно ввести в романы криминальную хронику последних лет. Во-первых, он считал, что преступления характеризуют общество; во-вторых, благодаря этому приему его книги становились острыми и актуальными

Именно поэтому в «Карамазовых» так много преступлений 1870-х. Как это ни парадоксально, одновременно он хотел показать, что это роман о 1860-х: о реформах, к которым Достоевский относился с воодушевле­нием и опасением одновременно, до конца не веря, что преобразования действительно пойдут на пользу стране, о пореформенной России и идейном поколении шестидесятников. Это позволило бы ему показать во второй части романа, что стало со страной и людьми в 1880 году.

1878—1880

Оглавление

От автора
Часть первая
Книга первая. История одной семейки
I. Федор Павлович Карамазов 8
II. Первого сына спровадил 11
III. Второй брак и вторые дети 14
IV. Третий сын Алеша 21
V. Старцы 29
Книга вторая. Неуместное собрание
I. Приехали в монастырь 39
II. Старый шут 44
III. Верующие бабы 53
IV. Маловерная дама 60
V. Буди, буди! 68
VI. Зачем живет такой человек! 77
VII. Семинарист-карьерист 88
VIII. Скандал 96
Книга третья. Сладострастники
I. В лакейской 105
II. Лизавета Смердящая 110
III. Исповедь горячего сердца. В стихах 114
IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах 123
V. Исповедь горячего сердца «Вверх пятами» 131
VI. Смердяков 139
VII. Контроверза 144
VIII. За коньячком 150
IX. Сладострастники 157
X. Обе вместе 162
XI. Еще одна погибшая репутация 174
Часть вторая
Книга четвертая. Надрывы
I. Отец Ферапонт 182
II. У отца 192
III. Связался со школьниками 197
IV. У Хохлаковых 202
V. Надрыв в гостиной 208
VI. Надрыв в избе 220
VII. И на чистом воздухе 228
Книга пятая. Pro и contra
I. Сговор 239
II. Смердяков с гитарой 249
III. Братья знакомятся 256
IV. Бунт 266
V. Великий инквизитор 277
VI. Пока еще очень неясная 298
VII. «С умным человеком и поговорить любопытно» 309
Книга шестая. Русский инок
I. Старец Зосима и его гости 318
II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым. Сведения биографические 323
III. Из бесед и поучений старца Зосимы 351
Часть третья
Книга седьмая. Алеша
I. Тлетворный дух 365
II. Такая минутка 377
III. Луковка 384
IV. Кана Галилейская 402
Книга восьмая. Митя
I. Кузьма Самсонов 406
II. Лягавый 417
III. Золотые прииски 424
IV. В темноте 436
V. Внезапное решение 442
VI. Сам еду! 457
VII. Прежний и бесспорный 465
VIII. Бред 482
Книга девятая. Предварительное следствие
I. Начало карьеры чиновника Перхотина 496
II. Тревога 503
III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое 509
IV. Мытарство второе 518
V. Третье мытарство 526
VI. Прокурор поймал Митю 537
VII. Великая тайна Мити. Освистали 545
VIII. Показание свидетелей. Дитё 556
IX. Увезли Митю 566
Часть четвертая
Книга десятая. Мальчики
I. Коля Красоткин 5
II. Детвора 10
III. Школьник 16
IV. Жучка 24
V. У Илюшиной постельки 32
VI. Раннее развитие 49
VII. Илюша 56
Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович
I. У Грушеньки 60
II. Больная ножка 69
III. Бесенок 79
IV. Гимн и секрет 85
V. Не ты, не ты! 98
VI. Первое свидание со Смердяковым 104
VII. Второй визит к Смердякову 114
VIII. Третье, и последнее, свидание со Смердяковым 123
IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича 139
X. «Это он говорил!» 157
Книга двенадцатая. Судебная ошибка
I. Роковой день 162
II. Опасные свидетели 169
III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов 179
IV. Счастье улыбается Мите 185
V. Внезапная катастрофа 194
VI. Речь прокурора. Характеристика 204
VII. Обзор исторический 214
VIII. Трактат о Смердякове 219
IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора 229
X. Речь защитника. Палка о двух концах 240
XI. Денег не было. Грабежа не было 244
XII. Да и убийства не было 250
XIII. Прелюбодей мысли 258
XIV. Мужички за себя постояли 266
Эпилог
I. Проекты спасти Митю 273
II. На минутку ложь стала правдой 278
III. Похороны Илюшечки. Речь у камня 285
Часть 1-3 (Книги 1-9). Полный текст одним файлом
Часть 4 (Книги 10-12). Полный текст одним файлом

О произведении

Метафизический детектив, в котором расследование загадочного отцеубийства и любовные интриги накладываются на мучительные поиски конечной истины бытия, а циничные эскапады старшего Карамазова соседствуют с душераздирающей историей умирающего мальчика Илюши и проповедью вечной любви старца Зосимы. Трое братьев Карамазовых, как считается (особенно за рубежом), воплощают разные грани русского характера, но в национальной культурной памяти остались скорее не герои, а образы и идеи: «слезинка ребёнка», «поле битвы — сердце человеческое», принцип «если Бога нет, то всё позволено» (нигде в тексте не сформулированный Достоевским настолько буквально) и само понятие «карамазовщина», — согласно словарю Ушакова, «крайняя степень моральной безответственности, сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам».

— Высокий реализм // Полка

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука, 1991. Т. 9—10.
Электронная публикация РВБ, 20022020. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.

Основная мысль романа

В кратком пересказе романа по главам прослеживается религиозная тема, подробности которой удобнее читать в полной версии произведения. Достоевский закладывает в характеры братьев все проявления русской души. Каждый из образов братьев — это этап в развитии русского общества. Поколения соотносятся со слоями общества: старшее (Федор Карамазов) умирает, среднее (Дмитрий и Иван) мечется, приходит к религии своим собственным путём, через страдания, а зарождающемуся (Алеша, мальчики) предстоит построить новый мир. Автор поднимает проблему нравственного и религиозного возрождения человека

Также Достоевский обращает внимание, что прийти к просветлению можно только после признания своей вины и личной ответственности за все происходящее

Очень краткий пересказ

Отец семейства Карамазовых собирает сыновей, чтобы распределить имущественные права. Старшему Дмитрию не достаётся ничего из богатого наследства матери. Митя и Федор Павлович ведут борьбу за сердце содержанки купца Грушеньки. Девушка тянет из обоих деньги, никому не отдавая предпочтение. Между Дмитрием и отцом очень напряженные отношения, каждая встреча заканчивается ссорой.

Старец Зосима предвидит печальные события в семье и для каждого находит слова поддержки. Алёшу же отправляет в мир, чтобы тот помог братьям. Дмитрий рассказывает Алёше, что у него есть невеста Катерина Ивановна, которую он не любит. Хочет оставить все обязательства перед ней, но сначала отдать ей три тысячи рублей, которые он прогулял. При этом Митя страстно ревнует Грушеньку к отцу и готов убить его, если девушка появится в доме отца Карамазова.

Иван влюблён в Катерину, помолвленную с Митей, но девушка, хоть и знает о похождениях своего жениха, решила принести себя ему в жертву.

Одной из ночей Федора Карамазова убивают. Во время убийства пропадают три тысячи рублей. Все улики указывают на Дмитрия, его сажают под арест. Иван выясняет, что настоящий убийца — Смердяков, но тот кончает жизнь самоубийством и не оставляет доказательств. Братья пытаются спасти Митю от каторги, но на суде выносят обвинительный приговор. Грушенька решает следовать за Дмитрием. С Катериной Ивановной старший из братьев Карамазовых расходится в дружеских отношениях.

­­1. Тайна хронологии

В «Братьях Карамазовых» нет точного указания на год, в котором происходит действие романа. Со слов рассказчика мы только знаем, что дело было 13 лет назад:

О каком времени идет речь? Чтобы узнать это, обратимся к Ивану Карамазову. Рассказчик сообщает нам, что в самом начале романа ему 23 года. Также мы знаем, что несколькими годами ранее он написал статью «на поднявшийся повсеместно тогда вопрос о церковном суде». Речь идет о судебной реформе 1864 года: по ней на заседания суда стали пускать публику, обязательными стали выступления прокурора и адвоката, была введена коллегия присяжных, которые принимали решение исходя из представленных улик и доводов обеих сторон. Кроме того, вводилась процедура предварительного следствия — сбора улик и показаний независимым представителем суда (судебным следователем). В обществе и прессе начались горячие обсуждения церковного суда: вырастет ли в нем роль государства, или он останется под контролем Церкви. В одном из последних номеров журнала «Эпоха» за 1864 год, который издавал Достоев­ский, должен был появиться отклик юриста Осипа Филиппова, но из-за «рез­кой критики недавно изданного законоположения» его запретила цензура. Скорее всего, Иван Карамазов высказался по поводу реформы примерно в то же время

Поэтому его статья обратила на себя «внимание даже и неспециалис­тов». 

Иван Карамазов. Эскиз Кузьмы Петрова-Водкина к постановке «Братьев Карамазовых». 1927 год

Кроме того, со слов рассказчика мы знаем, что Иван Карамазов написал эту ста­тью, окончив университет, и неожиданная известность помешала его пла­нам воспользоваться наследством и уехать за границу. Доступ к наследству он получил, став совершеннолетним, а в России XIX века это происходило в 21 год. Университет тогда оканчивали примерно в том же воз­расте. Получа­ется, на момент написания статьи в 1864 году ему как раз был 21 год, а 23 ему исполнилось бы в 1866-м. Значит, дей­ствие «Братьев Карамазовых» разворачивается в 1866 году.

Верна ли в этом случае подсказка про 13 лет из начала романа? Да. 1866 плюс 13 — получается 1879 год. Как раз в этом году «Карамазовы» начали печататься в журнале «Русский вестник». Интересно, что к 1860-м относятся сюжеты всех романов Достоевского, где есть убийства: это «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Как будто кровавые резонансные преступления, как и молодые герои-идеологи, доводящие себя до помешатель­ства, стали знаком новой пореформенной эпохи.

Кратко о персонажах

В кратком содержании романа «Братья Карамазовы» фигурируют множество персонажей. Описание сюжета по главам завязано на следующих героях:

Главные герои

  • Федор Карамазов — отец семейства. Подлый, низкий человек, любитель предаваться разврату, издеваться над людьми;
  • Дмитрий — старший из братьев. Гуляка и повеса, характером схож с отцом;
  • Иван — средний сын. Философ, атеист, задумчивый, честный;
  • Алеша — младший сын. Послушник в монастыре, чистый и светлый, всеобщий любимец;
  • Павел Смердяков — лакей, внебрачный четвёртый сын Федора Карамазова. Обладает скудным умом, при этом решителен в мерзких проделках.

Другие персонажи

  • Грушенька — содержанка, девица вольного поведения;
  • Катерина Ивановна — благородная девушка. Правдивая, гордая, жертвенная;
  • Старец Зосима — блаженный монах, наставник Алёши при монастыре;
  • Помещица Хохлакова — властная, строгих нравов, умная женщина;
  • Петр Миусов — дядя Дмитрия. Интеллигентный, не терпящий панибратства и хамства;
  • Григорий — верный слуга Федора Карамазова;
  • Снегирев — спивающийся военный, любит своих детей, гордый;
  • Илюша — сын Снегирёва. Храбрый, добрый и честный ребёнок.

Тайна обвинения

Предваряя выступление свидетелей на процессе по делу Мити Карамазова, рассказчик сообщает:

Действительно, в 1860-е годы обвинению было проще подготовиться к судеб­ному заседанию. Судебные следователи осматривали место преступления, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали улики, чтобы предоста­вить прокурору и адвокату максимально полную информацию, которую те могли использовать в ходе прений. При этом прокурор мог участвовать в допросах и обысках, мог попросить судебного следователя проверить то или иное обстоятельство, а защитник — нет. Вместо него это мог сделать сам обви­няемый, однако, не имея опыта в подобных делах и часто будучи не в состоя­нии сориентироваться, он допускал ошибки. Судебный следователь был гаран­том соблюдения его прав: он не подчинялся прокурору и мог как согласиться с его указаниями, так и отказаться их выполнять.

Однако судебный следователь в деле Мити, Николай Парфенович, не был беспристрастен. Он чувствовал к прокурору «необыкновенное уважение и почти сердцем сошелся с ним. <…> …В свою очередь молоденький Николай Парфенович оказался единственным тоже человеком в целом мире, которого искренно полюбил наш „обиженный“ прокурор».

Во время допроса Мити сразу после его задержания следователь и прокурор действуют заодно:

Скорее всего, Николай Парфенович хотел помочь своему другу. Дело Мити Карамазова не казалось спорным и особенно проблемным, доказать его вину было легко. И это помогло бы прокурору заработать признание и известность.
 

Тайна «современной матери»

В день убийства Федора Павловича Карамазова его сын Митя ищет, у кого бы занять денег. Среди прочих он приходит к Екатерине Осиповне Хохлаковой, матери больной девочки Лизы. Хохлакова пытается втянуть его в разговор о литературе, экономике и политике (а денег в итоге не дает):

Хохлакова — едва ли не самый комичный герой «Карамазовых». Такое впечат­ле­ние создается за счет особой речи с частыми восклицаниями, привычкой перебивать других героев, уходить от основной темы разговора, а также, как ни странно, из-за хаотичной начитанности этой дамы. В разговоре с Митей она бросается не случайными фактами, а кратко пересказывает сводку российских и мировых новостей последнего времени, среди прочего в ужасе рассказывая о падении кредитного рубля. Речь идет о бумажных деньгах, которые обесце­ни­ва­лись из-за неудачных попыток финансовой реформы. Начался кризис, и в 1866 году кредитный рубль упал на 35 %.

Кроме того, она настойчиво советует Мите бросить свою прежнюю жизнь и отправиться на золотые прииски. В 1861 году власти разрешили золото­добычу на новых территориях — чиновники и дворяне бросали службу в круп­ных городах, чтобы отправиться в Сибирь и на Дальний Восток.

Выпуск журнала «Современник» в год закрытия. Санкт-Петербург, 1866 год

Хохлакова также сообщает, что ее очень волнуют вопросы «женского развития и политической роли женщины»: именно поэтому она написала Салтыкову-Щедрину. Как было сказано выше, время действия романа «Братья Карама­зовы» — 1866 год. В мае 1866-го был закрыт журнал «Современник», в кото­ром работал Салтыков-Щедрин. Именно поэтому Хохлакова решила в своем послании обойтись без слова «современная», не желая расстраивать писателя.

Тайна мужичков-присяжных

Вердикт по Митиному делу должны вынести 12 присяжных: «четыре наших чиновника, два купца, шесть крестьян и мещан». По словам рассказчика, собравшаяся кол­легия очень не нравится публике, которая наблюдает за процессом:

Почему такой набор присяжных смущает публику? Согласно Судебным уставам, чиновники и крестьяне были обязательными участниками каждой коллегии — наряду с дворянами, купцами и мещанами. Автоматически зачислялись в списки потенциальных присяжных чиновники ниже 5-го класса (те, кто был выше классом, освобождались от этой обязанности), а также крестьяне, которые были избраны в волостные суды или были представите­лями сельского самоуправления, например старостами. В остальных случаях должен был действовать жесткий и достаточно высокий имущественный ценз. Возможно, именно здесь кроется секрет недовольства посетителей суда.

Заседание суда присяжных по уголовному делу в период царствования Александра II. Литография второй половины XIX века

Потенциальные провинциальные присяжные должны были владеть как минимум сотней десятин земли (более 100 гектаров) или недвижимостью минимум на 500 рублей или же получать годовой доход не менее 200 рублей в год. Для жителей крупных городов и тем более столицы требования были выше. Эти ограничения считались гарантом законности и порядка в суде и не допускали откровенно бедных и несведущих людей к решению важных вопросов.

Коллегия присяжных по делу Мити описана так, что действительно возникают сомнения в ее достатке и способности объективно принимать решения  «В самом деле, все эти четыре чиновника, попавшие в состав присяжных, были люди мелкие, малочиновные, седые — один только из них был несколько помоложе, — в общест­ве нашем малоизвестные, прозябавшие на мелком жалованье, имевшие, должно быть, старых жен, которых никуда нельзя показать, и по куче детей, может быть даже босоногих, много-много что развлекавшие свой досуг где-нибудь картишками и, уж ра­зумеется, никогда не прочитавшие ни одной книги. Два же купца имели хоть и степенный вид, но были как-то странно молчаливы и неподвижны; один из них брил бороду и был одет по-немецки; другой, с седенькою бородкой, имел на шее, на красной ленте, какую-то медаль. Про мещан и крестьян и говорить нечего. Наши скотопригоньевские мещане почти те же крестьяне, даже пашут. Двое из них были тоже в немецком платье и оттого-то, может быть, грязнее и непри­гляднее на вид, чем остальные четверо».. По закону на каждый процесс изначально отбирали более 12 присяжных, а уже потом прокурор и адвокат могли заявить отвод кандидатов, вызывающих подозрения. После коллегию составляли практически случайным способом, соблюдая, однако, сословные пропорции. Тогда почему товарищ прокурора, адвокат (да и сам Достоевский) набрали именно такую коллегию?

Потому что они хотели, чтобы решение по делу принимали «мужички», как после оглашения приговора их иронично называла публика. Прокурор, по-види­­мому, рассчитывал, что они поверят уликам, а его разоблачительная речь произведет на них впечатление. Адвокат думал, что сможет обмануть «мужичков», впечатлить и запутать. А Достоевский хотел показать, что запу­тать таких присяжных невозможно. Критикуя «прелюбодеев мысли» — именно так («Прелюбодей мысли») называется одна из глав с выступлением Фетюко­вича, адвоката Мити (его прототипом был реальный юрист Владимир Спасо­вич, о котором писатель отзывался неблагожелательно), — он считал, что часто юридическая риторика противоречит всем возможным моральным принци­пам, а в погоне за победой они отрицают значение не только показаний и улик, но и самого преступления. Образованных присяжных Фетюкович обязательно перетянул бы на свою сторону — так произошло со зрителями, которые после его выступления ждали оправдательного вердикта. А «мужички» остались верны уликам и предоставленным фактам.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Fancymusic дня

Элементы индийской классической традиции на маримбеОбъявление дня

О том, что свободных мест нетИкона дня

Праведный Артемий Веркольский

Архив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector