Братья карамазовы. ф. м. достоевский
Содержание:
Тайна аффекта
Чтобы спасти Митю от каторги, его бывшая невеста Катерина Ивановна приглашает известного доктора. Что именно он должен сделать, рассказывает переживающей Грушеньке Алеша Карамазов:
Действительно, после судебной реформы защитники, чтобы добиться смягчения или отмены наказания, могли ссылаться на душевное состояние обвиняемого; в газетах это называли аффектом. Для этого во время предварительного следствия судебный врач должен был освидетельствовать обвиняемого. Позже, уже при подготовке к суду, нужно было провести проверку с участием двух сторонних специалистов: на основании их мнений могло быть принято решение о прекращении дела. Но доказать сумасшествие Мити было проблематично.
В подробном описании предварительного следствия не говорится о том, что земский доктор Варвинский, исполнявший обязанности судебного врача, и городской доктор Герценштубе проверили Митино психическое здоровье. А вот у второго подозреваемого — Смердякова — врачи заметили «некоторые ненормальности»
Юристы XIX века, комментировавшие Судебные уставы и судебную практику, обращали особое внимание на то, что несвоевременное освидетельствование часто не позволяло доказать, что человек совершил преступление, будучи не в себе. Достоевский намекает, что Варвинский был пристрастен: не случайно впервые он появляется в романе в компании исправника, товарища прокурора, судебного следователя (как уже было сказано, двое последних успели сговориться)
Тайна кафе-ресторана на Петровке
В самом начале романа лакей, а заодно и внебрачный сын Федора Павловича Карамазова Смердяков делится с соседской барышней Марьей Кондратьевной своими планами на жизнь:
Почему Смердяков хочет открыть заведение именно на Петровке? В середине XIX века на людной Петровке почти не было ресторанов: там располагались торговые ряды, купеческие дома и магазины средней руки. Кафе-ресторан — особый вид заведений, в которых, в отличие от трактиров и ресторанов, подавались безалкогольные напитки, еда, сладости. Там можно было читать газету, играть в шахматы и домино. Они стали появляться в российских городах с 1840-х и постепенно приобрели большую популярность: цены тут были ниже, чем в обычных ресторанах, а меню разнообразнее, чем в кафе. Однако куда важнее другое. Положение о трактирных заведениях запрещало женщинам посещать трактиры и рестораны, к столу они могли выходить только в гостиницах. Но о кондитерских, кофейных домах и кафе-ресторанах в документе ничего не говорилось. Владельцы таких заведений воспользовались этим: в начале 1860-х стали появляться специальные изолированные комнаты, где женщины могли перекусить. Услуга оказалась невероятно популярной, и в 1864 году запреты были сняты.
Кондитерская Gloppe. Картина Жана Беро. 1889 год
Смердяков мечтает открыть демократичное, но в меру изысканное заведение на одной из торговых улиц Москвы, рассчитывая на самую разнообразную публику обоих полов: купцов, их клиентов, театральных актеров и так далее. Такая деталь говорит о нем как о человеке крайне практичном, наблюдательном и хватком. Позже эти же качества помогут ему хладнокровно убить своего отца, подставить брата и снять с себя подозрения.
Тайна убийств, совершенных в будущем
Во время судебного заседания по делу Мити Карамазова товарищ прокурора В XIX веке словом «товарищ» называли заместителя должностного лица: товарищ прокурора, товарищ председателя, товарищ министра. приводит пример преступления, которое ему кажется аналогичным:
Это реальный случай: как и в других романах, Достоевский насыщает текст отсылками к криминальной хронике. О громких преступлениях того времени говорят многие персонажи романа, но особенно часто — товарищ прокурора и адвокат, которые приводят эти случаи в качестве примеров, доказывающих их правоту.
Офицер, зарезавший мелкого чиновника и его служанку, — это отставной прапорщик лейб-гвардии саперного батальона Карл фон Ландсберг: по мнению прокурора, это пример чудовищного убийства вроде злодеяния, совершенного Митей. Адвокат, напротив, вспоминает дело 18-летнего юноши Зайцева, который, чтобы похитить 1500 рублей, зарезал своего ровесника, работника меняльной лавки. Против него были собраны настоящие улики: меняла рассказал, какие купюры были похищены, и именно такую пачку денег нашли у преступника. В отличие от этого случая, в деле Мити нет доказательств, подтверждающих его вину.
Ожидая вердикта, впечатленная речью адвоката публика вспоминает дело актрисы Настасьи Каировой, которая попыталась перерезать горло жене своего любовника, но не смогла и впоследствии была оправдана. Защитник смог убедить суд в том, что Каирова стала жертвой обстоятельств.
Однако все эти преступления были совершены в 1870-е годы — как мы помним, судебное заседание происходит в 1866 году. Для чего Достоевский искажает реальность и вводит такой явный анахронизм?
Достоевскому было очень важно ввести в романы криминальную хронику последних лет. Во-первых, он считал, что преступления характеризуют общество; во-вторых, благодаря этому приему его книги становились острыми и актуальными
Именно поэтому в «Карамазовых» так много преступлений 1870-х. Как это ни парадоксально, одновременно он хотел показать, что это роман о 1860-х: о реформах, к которым Достоевский относился с воодушевлением и опасением одновременно, до конца не веря, что преобразования действительно пойдут на пользу стране, о пореформенной России и идейном поколении шестидесятников. Это позволило бы ему показать во второй части романа, что стало со страной и людьми в 1880 году.
1878—1880
Оглавление
От автора | |
Часть первая | |
Книга первая. История одной семейки | |
I. Федор Павлович Карамазов | 8 |
II. Первого сына спровадил | 11 |
III. Второй брак и вторые дети | 14 |
IV. Третий сын Алеша | 21 |
V. Старцы | 29 |
Книга вторая. Неуместное собрание | |
I. Приехали в монастырь | 39 |
II. Старый шут | 44 |
III. Верующие бабы | 53 |
IV. Маловерная дама | 60 |
V. Буди, буди! | 68 |
VI. Зачем живет такой человек! | 77 |
VII. Семинарист-карьерист | 88 |
VIII. Скандал | 96 |
Книга третья. Сладострастники | |
I. В лакейской | 105 |
II. Лизавета Смердящая | 110 |
III. Исповедь горячего сердца. В стихах | 114 |
IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах | 123 |
V. Исповедь горячего сердца «Вверх пятами» | 131 |
VI. Смердяков | 139 |
VII. Контроверза | 144 |
VIII. За коньячком | 150 |
IX. Сладострастники | 157 |
X. Обе вместе | 162 |
XI. Еще одна погибшая репутация | 174 |
Часть вторая | |
Книга четвертая. Надрывы | |
I. Отец Ферапонт | 182 |
II. У отца | 192 |
III. Связался со школьниками | 197 |
IV. У Хохлаковых | 202 |
V. Надрыв в гостиной | 208 |
VI. Надрыв в избе | 220 |
VII. И на чистом воздухе | 228 |
Книга пятая. Pro и contra | |
I. Сговор | 239 |
II. Смердяков с гитарой | 249 |
III. Братья знакомятся | 256 |
IV. Бунт | 266 |
V. Великий инквизитор | 277 |
VI. Пока еще очень неясная | 298 |
VII. «С умным человеком и поговорить любопытно» | 309 |
Книга шестая. Русский инок | |
I. Старец Зосима и его гости | 318 |
II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым. Сведения биографические | 323 |
III. Из бесед и поучений старца Зосимы | 351 |
Часть третья | |
Книга седьмая. Алеша | |
I. Тлетворный дух | 365 |
II. Такая минутка | 377 |
III. Луковка | 384 |
IV. Кана Галилейская | 402 |
Книга восьмая. Митя | |
I. Кузьма Самсонов | 406 |
II. Лягавый | 417 |
III. Золотые прииски | 424 |
IV. В темноте | 436 |
V. Внезапное решение | 442 |
VI. Сам еду! | 457 |
VII. Прежний и бесспорный | 465 |
VIII. Бред | 482 |
Книга девятая. Предварительное следствие | |
I. Начало карьеры чиновника Перхотина | 496 |
II. Тревога | 503 |
III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое | 509 |
IV. Мытарство второе | 518 |
V. Третье мытарство | 526 |
VI. Прокурор поймал Митю | 537 |
VII. Великая тайна Мити. Освистали | 545 |
VIII. Показание свидетелей. Дитё | 556 |
IX. Увезли Митю | 566 |
Часть четвертая | |
Книга десятая. Мальчики | |
I. Коля Красоткин | 5 |
II. Детвора | 10 |
III. Школьник | 16 |
IV. Жучка | 24 |
V. У Илюшиной постельки | 32 |
VI. Раннее развитие | 49 |
VII. Илюша | 56 |
Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович | |
I. У Грушеньки | 60 |
II. Больная ножка | 69 |
III. Бесенок | 79 |
IV. Гимн и секрет | 85 |
V. Не ты, не ты! | 98 |
VI. Первое свидание со Смердяковым | 104 |
VII. Второй визит к Смердякову | 114 |
VIII. Третье, и последнее, свидание со Смердяковым | 123 |
IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича | 139 |
X. «Это он говорил!» | 157 |
Книга двенадцатая. Судебная ошибка | |
I. Роковой день | 162 |
II. Опасные свидетели | 169 |
III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов | 179 |
IV. Счастье улыбается Мите | 185 |
V. Внезапная катастрофа | 194 |
VI. Речь прокурора. Характеристика | 204 |
VII. Обзор исторический | 214 |
VIII. Трактат о Смердякове | 219 |
IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора | 229 |
X. Речь защитника. Палка о двух концах | 240 |
XI. Денег не было. Грабежа не было | 244 |
XII. Да и убийства не было | 250 |
XIII. Прелюбодей мысли | 258 |
XIV. Мужички за себя постояли | 266 |
Эпилог | |
I. Проекты спасти Митю | 273 |
II. На минутку ложь стала правдой | 278 |
III. Похороны Илюшечки. Речь у камня | 285 |
Часть 1-3 (Книги 1-9). Полный текст одним файлом | |
Часть 4 (Книги 10-12). Полный текст одним файлом |
О произведении
Метафизический детектив, в котором расследование загадочного отцеубийства и любовные интриги накладываются на мучительные поиски конечной истины бытия, а циничные эскапады старшего Карамазова соседствуют с душераздирающей историей умирающего мальчика Илюши и проповедью вечной любви старца Зосимы. Трое братьев Карамазовых, как считается (особенно за рубежом), воплощают разные грани русского характера, но в национальной культурной памяти остались скорее не герои, а образы и идеи: «слезинка ребёнка», «поле битвы — сердце человеческое», принцип «если Бога нет, то всё позволено» (нигде в тексте не сформулированный Достоевским настолько буквально) и само понятие «карамазовщина», — согласно словарю Ушакова, «крайняя степень моральной безответственности, сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам».
— Высокий реализм // Полка
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука, 1991. Т. 9—10.
Электронная публикация РВБ, 20022020. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.
Основная мысль романа
В кратком пересказе романа по главам прослеживается религиозная тема, подробности которой удобнее читать в полной версии произведения. Достоевский закладывает в характеры братьев все проявления русской души. Каждый из образов братьев — это этап в развитии русского общества. Поколения соотносятся со слоями общества: старшее (Федор Карамазов) умирает, среднее (Дмитрий и Иван) мечется, приходит к религии своим собственным путём, через страдания, а зарождающемуся (Алеша, мальчики) предстоит построить новый мир. Автор поднимает проблему нравственного и религиозного возрождения человека
Также Достоевский обращает внимание, что прийти к просветлению можно только после признания своей вины и личной ответственности за все происходящее
Очень краткий пересказ
Отец семейства Карамазовых собирает сыновей, чтобы распределить имущественные права. Старшему Дмитрию не достаётся ничего из богатого наследства матери. Митя и Федор Павлович ведут борьбу за сердце содержанки купца Грушеньки. Девушка тянет из обоих деньги, никому не отдавая предпочтение. Между Дмитрием и отцом очень напряженные отношения, каждая встреча заканчивается ссорой.
Старец Зосима предвидит печальные события в семье и для каждого находит слова поддержки. Алёшу же отправляет в мир, чтобы тот помог братьям. Дмитрий рассказывает Алёше, что у него есть невеста Катерина Ивановна, которую он не любит. Хочет оставить все обязательства перед ней, но сначала отдать ей три тысячи рублей, которые он прогулял. При этом Митя страстно ревнует Грушеньку к отцу и готов убить его, если девушка появится в доме отца Карамазова.
Иван влюблён в Катерину, помолвленную с Митей, но девушка, хоть и знает о похождениях своего жениха, решила принести себя ему в жертву.
Одной из ночей Федора Карамазова убивают. Во время убийства пропадают три тысячи рублей. Все улики указывают на Дмитрия, его сажают под арест. Иван выясняет, что настоящий убийца — Смердяков, но тот кончает жизнь самоубийством и не оставляет доказательств. Братья пытаются спасти Митю от каторги, но на суде выносят обвинительный приговор. Грушенька решает следовать за Дмитрием. С Катериной Ивановной старший из братьев Карамазовых расходится в дружеских отношениях.
1. Тайна хронологии
В «Братьях Карамазовых» нет точного указания на год, в котором происходит действие романа. Со слов рассказчика мы только знаем, что дело было 13 лет назад:
О каком времени идет речь? Чтобы узнать это, обратимся к Ивану Карамазову. Рассказчик сообщает нам, что в самом начале романа ему 23 года. Также мы знаем, что несколькими годами ранее он написал статью «на поднявшийся повсеместно тогда вопрос о церковном суде». Речь идет о судебной реформе 1864 года: по ней на заседания суда стали пускать публику, обязательными стали выступления прокурора и адвоката, была введена коллегия присяжных, которые принимали решение исходя из представленных улик и доводов обеих сторон. Кроме того, вводилась процедура предварительного следствия — сбора улик и показаний независимым представителем суда (судебным следователем). В обществе и прессе начались горячие обсуждения церковного суда: вырастет ли в нем роль государства, или он останется под контролем Церкви. В одном из последних номеров журнала «Эпоха» за 1864 год, который издавал Достоевский, должен был появиться отклик юриста Осипа Филиппова, но из-за «резкой критики недавно изданного законоположения» его запретила цензура. Скорее всего, Иван Карамазов высказался по поводу реформы примерно в то же время
Поэтому его статья обратила на себя «внимание даже и неспециалистов».
Иван Карамазов. Эскиз Кузьмы Петрова-Водкина к постановке «Братьев Карамазовых». 1927 год
Кроме того, со слов рассказчика мы знаем, что Иван Карамазов написал эту статью, окончив университет, и неожиданная известность помешала его планам воспользоваться наследством и уехать за границу. Доступ к наследству он получил, став совершеннолетним, а в России XIX века это происходило в 21 год. Университет тогда оканчивали примерно в том же возрасте. Получается, на момент написания статьи в 1864 году ему как раз был 21 год, а 23 ему исполнилось бы в 1866-м. Значит, действие «Братьев Карамазовых» разворачивается в 1866 году.
Верна ли в этом случае подсказка про 13 лет из начала романа? Да. 1866 плюс 13 — получается 1879 год. Как раз в этом году «Карамазовы» начали печататься в журнале «Русский вестник». Интересно, что к 1860-м относятся сюжеты всех романов Достоевского, где есть убийства: это «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Как будто кровавые резонансные преступления, как и молодые герои-идеологи, доводящие себя до помешательства, стали знаком новой пореформенной эпохи.
Кратко о персонажах
В кратком содержании романа «Братья Карамазовы» фигурируют множество персонажей. Описание сюжета по главам завязано на следующих героях:
Главные герои
- Федор Карамазов — отец семейства. Подлый, низкий человек, любитель предаваться разврату, издеваться над людьми;
- Дмитрий — старший из братьев. Гуляка и повеса, характером схож с отцом;
- Иван — средний сын. Философ, атеист, задумчивый, честный;
- Алеша — младший сын. Послушник в монастыре, чистый и светлый, всеобщий любимец;
- Павел Смердяков — лакей, внебрачный четвёртый сын Федора Карамазова. Обладает скудным умом, при этом решителен в мерзких проделках.
Другие персонажи
- Грушенька — содержанка, девица вольного поведения;
- Катерина Ивановна — благородная девушка. Правдивая, гордая, жертвенная;
- Старец Зосима — блаженный монах, наставник Алёши при монастыре;
- Помещица Хохлакова — властная, строгих нравов, умная женщина;
- Петр Миусов — дядя Дмитрия. Интеллигентный, не терпящий панибратства и хамства;
- Григорий — верный слуга Федора Карамазова;
- Снегирев — спивающийся военный, любит своих детей, гордый;
- Илюша — сын Снегирёва. Храбрый, добрый и честный ребёнок.
Тайна обвинения
Предваряя выступление свидетелей на процессе по делу Мити Карамазова, рассказчик сообщает:
Действительно, в 1860-е годы обвинению было проще подготовиться к судебному заседанию. Судебные следователи осматривали место преступления, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали улики, чтобы предоставить прокурору и адвокату максимально полную информацию, которую те могли использовать в ходе прений. При этом прокурор мог участвовать в допросах и обысках, мог попросить судебного следователя проверить то или иное обстоятельство, а защитник — нет. Вместо него это мог сделать сам обвиняемый, однако, не имея опыта в подобных делах и часто будучи не в состоянии сориентироваться, он допускал ошибки. Судебный следователь был гарантом соблюдения его прав: он не подчинялся прокурору и мог как согласиться с его указаниями, так и отказаться их выполнять.
Однако судебный следователь в деле Мити, Николай Парфенович, не был беспристрастен. Он чувствовал к прокурору «необыкновенное уважение и почти сердцем сошелся с ним. <…> …В свою очередь молоденький Николай Парфенович оказался единственным тоже человеком в целом мире, которого искренно полюбил наш „обиженный“ прокурор».
Во время допроса Мити сразу после его задержания следователь и прокурор действуют заодно:
Скорее всего, Николай Парфенович хотел помочь своему другу. Дело Мити Карамазова не казалось спорным и особенно проблемным, доказать его вину было легко. И это помогло бы прокурору заработать признание и известность.
Тайна «современной матери»
В день убийства Федора Павловича Карамазова его сын Митя ищет, у кого бы занять денег. Среди прочих он приходит к Екатерине Осиповне Хохлаковой, матери больной девочки Лизы. Хохлакова пытается втянуть его в разговор о литературе, экономике и политике (а денег в итоге не дает):
Хохлакова — едва ли не самый комичный герой «Карамазовых». Такое впечатление создается за счет особой речи с частыми восклицаниями, привычкой перебивать других героев, уходить от основной темы разговора, а также, как ни странно, из-за хаотичной начитанности этой дамы. В разговоре с Митей она бросается не случайными фактами, а кратко пересказывает сводку российских и мировых новостей последнего времени, среди прочего в ужасе рассказывая о падении кредитного рубля. Речь идет о бумажных деньгах, которые обесценивались из-за неудачных попыток финансовой реформы. Начался кризис, и в 1866 году кредитный рубль упал на 35 %.
Кроме того, она настойчиво советует Мите бросить свою прежнюю жизнь и отправиться на золотые прииски. В 1861 году власти разрешили золотодобычу на новых территориях — чиновники и дворяне бросали службу в крупных городах, чтобы отправиться в Сибирь и на Дальний Восток.
Выпуск журнала «Современник» в год закрытия. Санкт-Петербург, 1866 год
Хохлакова также сообщает, что ее очень волнуют вопросы «женского развития и политической роли женщины»: именно поэтому она написала Салтыкову-Щедрину. Как было сказано выше, время действия романа «Братья Карамазовы» — 1866 год. В мае 1866-го был закрыт журнал «Современник», в котором работал Салтыков-Щедрин. Именно поэтому Хохлакова решила в своем послании обойтись без слова «современная», не желая расстраивать писателя.
Тайна мужичков-присяжных
Вердикт по Митиному делу должны вынести 12 присяжных: «четыре наших чиновника, два купца, шесть крестьян и мещан». По словам рассказчика, собравшаяся коллегия очень не нравится публике, которая наблюдает за процессом:
Почему такой набор присяжных смущает публику? Согласно Судебным уставам, чиновники и крестьяне были обязательными участниками каждой коллегии — наряду с дворянами, купцами и мещанами. Автоматически зачислялись в списки потенциальных присяжных чиновники ниже 5-го класса (те, кто был выше классом, освобождались от этой обязанности), а также крестьяне, которые были избраны в волостные суды или были представителями сельского самоуправления, например старостами. В остальных случаях должен был действовать жесткий и достаточно высокий имущественный ценз. Возможно, именно здесь кроется секрет недовольства посетителей суда.
Заседание суда присяжных по уголовному делу в период царствования Александра II. Литография второй половины XIX века
Потенциальные провинциальные присяжные должны были владеть как минимум сотней десятин земли (более 100 гектаров) или недвижимостью минимум на 500 рублей или же получать годовой доход не менее 200 рублей в год. Для жителей крупных городов и тем более столицы требования были выше. Эти ограничения считались гарантом законности и порядка в суде и не допускали откровенно бедных и несведущих людей к решению важных вопросов.
Коллегия присяжных по делу Мити описана так, что действительно возникают сомнения в ее достатке и способности объективно принимать решения «В самом деле, все эти четыре чиновника, попавшие в состав присяжных, были люди мелкие, малочиновные, седые — один только из них был несколько помоложе, — в обществе нашем малоизвестные, прозябавшие на мелком жалованье, имевшие, должно быть, старых жен, которых никуда нельзя показать, и по куче детей, может быть даже босоногих, много-много что развлекавшие свой досуг где-нибудь картишками и, уж разумеется, никогда не прочитавшие ни одной книги. Два же купца имели хоть и степенный вид, но были как-то странно молчаливы и неподвижны; один из них брил бороду и был одет по-немецки; другой, с седенькою бородкой, имел на шее, на красной ленте, какую-то медаль. Про мещан и крестьян и говорить нечего. Наши скотопригоньевские мещане почти те же крестьяне, даже пашут. Двое из них были тоже в немецком платье и оттого-то, может быть, грязнее и непригляднее на вид, чем остальные четверо».. По закону на каждый процесс изначально отбирали более 12 присяжных, а уже потом прокурор и адвокат могли заявить отвод кандидатов, вызывающих подозрения. После коллегию составляли практически случайным способом, соблюдая, однако, сословные пропорции. Тогда почему товарищ прокурора, адвокат (да и сам Достоевский) набрали именно такую коллегию?
Потому что они хотели, чтобы решение по делу принимали «мужички», как после оглашения приговора их иронично называла публика. Прокурор, по-видимому, рассчитывал, что они поверят уликам, а его разоблачительная речь произведет на них впечатление. Адвокат думал, что сможет обмануть «мужичков», впечатлить и запутать. А Достоевский хотел показать, что запутать таких присяжных невозможно. Критикуя «прелюбодеев мысли» — именно так («Прелюбодей мысли») называется одна из глав с выступлением Фетюковича, адвоката Мити (его прототипом был реальный юрист Владимир Спасович, о котором писатель отзывался неблагожелательно), — он считал, что часто юридическая риторика противоречит всем возможным моральным принципам, а в погоне за победой они отрицают значение не только показаний и улик, но и самого преступления. Образованных присяжных Фетюкович обязательно перетянул бы на свою сторону — так произошло со зрителями, которые после его выступления ждали оправдательного вердикта. А «мужички» остались верны уликам и предоставленным фактам.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Fancymusic дня
Элементы индийской классической традиции на маримбеОбъявление дня
О том, что свободных мест нетИкона дня
Праведный Артемий Веркольский
Архив